Нетрадиционные формы уроков в базовом курсе информатики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 21:22, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования - разработать методические рекомендации для учителей по подготовке и проведению нетрадиционных уроков информатики.
Задачи исследования:
- Провести теоретический анализ научной литературы по исследуемой проблеме;
- Выделить методы, приёмы, средства и формы обучения для реализации данной проблемы.
- Изучить методики проведения нетрадиционных уроков;
- Разработать методические рекомендации учителям по подготовке и проведению нетрадиционных уроков информатики.
- Разработать практические задания к урокам информатики.
- Обработать полученные результаты.
- Провести анализ полученных результатов.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………... 3
Глава I. Теоретическое обоснование темы……………………………... 6
1.1. Урок. Классификация уроков.…………………………………... 6
1.2. Нетрадиционные уроки………………………………………….. 14
Выводы по I главе......................................................................................... 34
Глава II. Опытно-практическая часть………………………………… 37
2.1. Методические рекомендации по подготовки и проведению
нетрадиционного урока информатики……………………………… 37
Выводы по II главе………………………………………………………… 45
Заключение……………………………………………………………….….. 46
Список литературы……………………………………………………….... 49

Файлы: 1 файл

полный диплом НИКОЛАЕВ.doc

— 259.00 Кб (Скачать файл)

Каждая команда получает маршрутный лист, в который и будут  заноситься баллы, и будут внесены  работы команды. (Учитель раздает маршрутные листы и объясняет правила их заполнения)

А сейчас послушайте, что  вас ожидает на пути в город  Текстология. Прежде чем добраться  до города нам надо пройти четыре станции  «Редактор», «Формат», «Таблица» и  «Рисунок», где на каждой надо выполнить определенное задание, а для этого надо получить билет в придорожной кассе. (вызываются командиры команд и отвечают на поставленный вопрос с карточки из придорожной кассы)

Ну а теперь в путь дорогу. (капитан команды выходит  кv доске и из кармашка берет задания станций) (5 минут) 1 капитан: «Что такое редактирование текста?» может ответить кто-нибудь из класса или сам капитан команды.

Ответ «Редактирование  текста – это изменение текста, при котором может поменяться смысл текста»

2 капитан: «Что такое  форматирование текста?»

Ответ: «Форматирование  текста – это изменение текста и его положения на листе бумаги, при котором смысл текста не меняется»

3 капитан: «Для чего  предназначена табличная форма  представления текстовой информации?»

Ответ: «Для наглядного и  компактного изображения текстовой  информации»

4 капитан: «С какой  целью вставляется графический  объект в текстовый редактор?»

Ответ: «Для визуального (зрительного) описания текстовой информации?»

Учитель: Молодцы, вот  мы и вспомнили, что значит редактировать, форматировать текст, вставлять рисунки и изображать таблицу, ну а теперь приступаем к выполнению заданий за компьютером. (учащиеся рассаживаются за компьютеры и выполняют задание).

На листах-маршрутах  записаны баллы за каждое задание и определенное количество баллов за каждую оценку.

Выполнять задания вы можете в любом порядке. Итак,v давайте еще раз напомним, какова цель вашей работы.

Ученик: Наша задача –  набрать наибольшее количество баллов.

Учитель: Ребята, помните, от каждого из вас будет зависеть результат и оценка товарищей по команде, а соответственно и ваша. Будьте внимательны и аккуратны.

Учитель: Перед вами лежат  сигнальные карточки. Они вам помогут, если у вас возникнут трудности  и никто не будет мешать друг другу.

- задание непонятно;

- все понятно;

- нужна помощь.

Любая ваша ошибка – это  снижение баллов всей вашей команде, но вы всегда можете обратиться за помощью  к товарищам в группе. Все ли вам понятно? (Если возникли трудности, то учитель должен на них ответить.)

Учитель: У каждой команды  есть одна подсказка учителя!

Самостоятельная работа за компьютером. (20 минут) Ребята приступают к заданиям, учитель в ходе урока проверяет правильность выполнения заданий, при необходимости помогает учащимся, но при этом снижет количество баллов.

Учитель: Итак ребята, вот  мы и добрались до города Текстология, вне которого сейчас просто мы не сможем прожить.

III Итог урока.

(5 минут ) Учителем подводятся итоги урока. (Для объективности выставляемых оценок можно предложить самим учащимся оценить друг друга, поставить оценки, обсудив их всей командой.)

Учитель: - Достигли ли мы цели урока?

- Умеете ли вы все  пользоваться текстовым редактором  и распечатать на принтере?

- Какие трудности были  в работе?

IV Награждение:  награждается каждая команда грамотой за прибытие в город «Текстология».

V домашнее  задание.

( 3 минуты) Учитель: Сегодня  домашнее задание будет следующего  характера: (написано на доске с обратной стороны)

Кто справился с задачами урока

На «5» - освобождаются  от домашнего задания.

На «4» - повторить определения  по текстовому редактору.

На «3» - параграф № 15, 16.

Выставляются оценки за урок в дневник и журнал.

Учитель: Спасибо за урок, ребята! Урок окончен! До свидания!

 

 

Выводы по II главе

 

 

В процессе опытно практической части исследования было выявлено следующее:

      1. Нетрадиционные уроки дополняют традиционные уроки, расширяют представления о возможностях информатики;
      2. Нетрадиционные уроки выступают средством повышения интереса и активности учащихся;
      3. Нетрадиционные уроки отличаются разнообразием, чёткостью, творческим подходом.

Что подтверждает выдвинутую гипотезу нашего исследования.

 

Заключение

 

 

Современный этап развития среднего образования характеризуется  интенсивным поиском нового в  теории и практике. Этот процесс  обусловлен рядом  противоречий, главное из которых - несоответствие традиционных методов и форм обучения и воспитания новым тенденциям развития системы образования, нынешним социально-экономическим условиям развития общества, породившим целый ряд объективных инновационных процессов. Изменился социальный заказ общества по отношению к средней школе: школа должна способствовать формированию личности, способной к творческому, сознательному, самостоятельному определению своей деятельности, к саморегулированию, которое обеспечивает достижение поставленной цели

На рубеже 90-х годов  в школе, как и во всем государстве, стали проявляться признаки кризиса  и застоя. Они обнаруживались в  падении интереса школьников к учебе, в упадке дисциплины и требовательности к детям, в научной необоснованности и перегруженности программ, в закостенелости форм и методов обучения и т.д. Отчуждение учащихся от познавательного труда педагоги пытались остановить различными способами. На обострение проблемы массовая практика отреагировала так называемыми нетрадиционными уроками, имеющими главной целью возбуждение и удержание интереса обучающихся к учебному труду.

В связи с этим большой  интерес представляет изучение влияния  нетрадиционных форм урока на развитие учебной мотивации учащихся.

В ходе теоретического обоснования  темы исследования нами было определено, что нетрадиционный урок можно рассматривать как:

  • отход от четкой структуры комбинированного отхода и сочетание разнообразных методических приемов. То есть основной формой учебного процесса все же остается традиционный урок, но в который обязательно вносятся элементы современных технологий развития познавательных способностей учащихся;
  • современные, инновационные формы урока (уроки-конференции, уроки – круглые столы, уроки-аукционы, уроки-дискуссии и т. д.);
  • формы интерактивного обучения.

Поэтому в научной  литературе существуют различные подходы  к определению нетрадиционных уроков. На наш взгляд, нетрадиционные уроки - это уроки, которые отличаются по организации деятельности, по структуре содержания, по использованию в подготовке средств обучения, а так же по характеру взаимоотношений учитель – ученик. Анализ педагогической литературы позволяет выделить несколько десятков видов нетрадиционных уроков.

Были выявлены: признаки нетрадиционного урока, соотношение традиционных и нетрадиционных форм уроков их достоинства и недостатки, и на основе этого анализа сформулированы отличия нетрадиционного урока от традиционного: по подготовке и проведению; по структуре урока; по взаимоотношениям и распределении  ролей и обязанностей между учителем и учениками; по подбору учебных материалов и критериям их оценки; по методике оценки деятельности учащихся; по структуре анализа урока.

Мы предлагаем некоторые подходы, которые позволяют  по-новому использовать педагогический опыт в организации нестандартных уроков информатики.

Один из эффективных  способов организации нестандартного урока информатики — «разборка» его на детали, Понять главное в  нетрадиционном уроке информатики  помогают следующие принципы, которые задают общее направление


Информация о работе Нетрадиционные формы уроков в базовом курсе информатики