Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 21:22, дипломная работа
Цель исследования - разработать методические рекомендации для учителей по подготовке и проведению нетрадиционных уроков информатики.
Задачи исследования:
- Провести теоретический анализ научной литературы по исследуемой проблеме;
- Выделить методы, приёмы, средства и формы обучения для реализации данной проблемы.
- Изучить методики проведения нетрадиционных уроков;
- Разработать методические рекомендации учителям по подготовке и проведению нетрадиционных уроков информатики.
- Разработать практические задания к урокам информатики.
- Обработать полученные результаты.
- Провести анализ полученных результатов.
Введение……………………………………………………………………... 3
Глава I. Теоретическое обоснование темы……………………………... 6
1.1. Урок. Классификация уроков.…………………………………... 6
1.2. Нетрадиционные уроки………………………………………….. 14
Выводы по I главе......................................................................................... 34
Глава II. Опытно-практическая часть………………………………… 37
2.1. Методические рекомендации по подготовки и проведению
нетрадиционного урока информатики……………………………… 37
Выводы по II главе………………………………………………………… 45
Заключение……………………………………………………………….….. 46
Список литературы……………………………………………………….... 49
Каждая команда получает маршрутный лист, в который и будут заноситься баллы, и будут внесены работы команды. (Учитель раздает маршрутные листы и объясняет правила их заполнения)
А сейчас послушайте, что вас ожидает на пути в город Текстология. Прежде чем добраться до города нам надо пройти четыре станции «Редактор», «Формат», «Таблица» и «Рисунок», где на каждой надо выполнить определенное задание, а для этого надо получить билет в придорожной кассе. (вызываются командиры команд и отвечают на поставленный вопрос с карточки из придорожной кассы)
Ну а теперь в путь дорогу. (капитан команды выходит кv доске и из кармашка берет задания станций) (5 минут) 1 капитан: «Что такое редактирование текста?» может ответить кто-нибудь из класса или сам капитан команды.
Ответ «Редактирование текста – это изменение текста, при котором может поменяться смысл текста»
2 капитан: «Что такое форматирование текста?»
Ответ: «Форматирование текста – это изменение текста и его положения на листе бумаги, при котором смысл текста не меняется»
3 капитан: «Для чего
предназначена табличная форма
представления текстовой
Ответ: «Для наглядного и
компактного изображения
4 капитан: «С какой целью вставляется графический объект в текстовый редактор?»
Ответ: «Для визуального (зрительного) описания текстовой информации?»
Учитель: Молодцы, вот мы и вспомнили, что значит редактировать, форматировать текст, вставлять рисунки и изображать таблицу, ну а теперь приступаем к выполнению заданий за компьютером. (учащиеся рассаживаются за компьютеры и выполняют задание).
На листах-маршрутах записаны баллы за каждое задание и определенное количество баллов за каждую оценку.
Выполнять задания вы можете в любом порядке. Итак,v давайте еще раз напомним, какова цель вашей работы.
Ученик: Наша задача – набрать наибольшее количество баллов.
Учитель: Ребята, помните, от каждого из вас будет зависеть результат и оценка товарищей по команде, а соответственно и ваша. Будьте внимательны и аккуратны.
Учитель: Перед вами лежат сигнальные карточки. Они вам помогут, если у вас возникнут трудности и никто не будет мешать друг другу.
- задание непонятно;
- все понятно;
- нужна помощь.
Любая ваша ошибка – это снижение баллов всей вашей команде, но вы всегда можете обратиться за помощью к товарищам в группе. Все ли вам понятно? (Если возникли трудности, то учитель должен на них ответить.)
Учитель: У каждой команды есть одна подсказка учителя!
Самостоятельная работа за компьютером. (20 минут) Ребята приступают к заданиям, учитель в ходе урока проверяет правильность выполнения заданий, при необходимости помогает учащимся, но при этом снижет количество баллов.
Учитель: Итак ребята, вот мы и добрались до города Текстология, вне которого сейчас просто мы не сможем прожить.
III Итог урока.
(5 минут ) Учителем подводятся итоги урока. (Для объективности выставляемых оценок можно предложить самим учащимся оценить друг друга, поставить оценки, обсудив их всей командой.)
Учитель: - Достигли ли мы цели урока?
- Умеете ли вы все
пользоваться текстовым
- Какие трудности были в работе?
IV Награждение: награждается каждая команда грамотой за прибытие в город «Текстология».
V домашнее задание.
( 3 минуты) Учитель: Сегодня
домашнее задание будет
Кто справился с задачами урока
На «5» - освобождаются от домашнего задания.
На «4» - повторить определения по текстовому редактору.
На «3» - параграф № 15, 16.
Выставляются оценки за урок в дневник и журнал.
Учитель: Спасибо за урок, ребята! Урок окончен! До свидания!
Выводы по II главе
В процессе опытно практической части исследования было выявлено следующее:
Что подтверждает выдвинутую гипотезу нашего исследования.
Заключение
Современный этап развития среднего образования характеризуется интенсивным поиском нового в теории и практике. Этот процесс обусловлен рядом противоречий, главное из которых - несоответствие традиционных методов и форм обучения и воспитания новым тенденциям развития системы образования, нынешним социально-экономическим условиям развития общества, породившим целый ряд объективных инновационных процессов. Изменился социальный заказ общества по отношению к средней школе: школа должна способствовать формированию личности, способной к творческому, сознательному, самостоятельному определению своей деятельности, к саморегулированию, которое обеспечивает достижение поставленной цели
На рубеже 90-х годов в школе, как и во всем государстве, стали проявляться признаки кризиса и застоя. Они обнаруживались в падении интереса школьников к учебе, в упадке дисциплины и требовательности к детям, в научной необоснованности и перегруженности программ, в закостенелости форм и методов обучения и т.д. Отчуждение учащихся от познавательного труда педагоги пытались остановить различными способами. На обострение проблемы массовая практика отреагировала так называемыми нетрадиционными уроками, имеющими главной целью возбуждение и удержание интереса обучающихся к учебному труду.
В связи с этим большой интерес представляет изучение влияния нетрадиционных форм урока на развитие учебной мотивации учащихся.
В ходе теоретического обоснования темы исследования нами было определено, что нетрадиционный урок можно рассматривать как:
Поэтому в научной литературе существуют различные подходы к определению нетрадиционных уроков. На наш взгляд, нетрадиционные уроки - это уроки, которые отличаются по организации деятельности, по структуре содержания, по использованию в подготовке средств обучения, а так же по характеру взаимоотношений учитель – ученик. Анализ педагогической литературы позволяет выделить несколько десятков видов нетрадиционных уроков.
Были выявлены: признаки нетрадиционного урока, соотношение традиционных и нетрадиционных форм уроков их достоинства и недостатки, и на основе этого анализа сформулированы отличия нетрадиционного урока от традиционного: по подготовке и проведению; по структуре урока; по взаимоотношениям и распределении ролей и обязанностей между учителем и учениками; по подбору учебных материалов и критериям их оценки; по методике оценки деятельности учащихся; по структуре анализа урока.
Мы предлагаем некоторые подходы, которые позволяют по-новому использовать педагогический опыт в организации нестандартных уроков информатики.
Один из эффективных способов организации нестандартного урока информатики — «разборка» его на детали, Понять главное в нетрадиционном уроке информатики помогают следующие принципы, которые задают общее направление
Информация о работе Нетрадиционные формы уроков в базовом курсе информатики