Нетрадиционные формы уроков в базовом курсе информатики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 21:22, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования - разработать методические рекомендации для учителей по подготовке и проведению нетрадиционных уроков информатики.
Задачи исследования:
- Провести теоретический анализ научной литературы по исследуемой проблеме;
- Выделить методы, приёмы, средства и формы обучения для реализации данной проблемы.
- Изучить методики проведения нетрадиционных уроков;
- Разработать методические рекомендации учителям по подготовке и проведению нетрадиционных уроков информатики.
- Разработать практические задания к урокам информатики.
- Обработать полученные результаты.
- Провести анализ полученных результатов.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………... 3
Глава I. Теоретическое обоснование темы……………………………... 6
1.1. Урок. Классификация уроков.…………………………………... 6
1.2. Нетрадиционные уроки………………………………………….. 14
Выводы по I главе......................................................................................... 34
Глава II. Опытно-практическая часть………………………………… 37
2.1. Методические рекомендации по подготовки и проведению
нетрадиционного урока информатики……………………………… 37
Выводы по II главе………………………………………………………… 45
Заключение……………………………………………………………….….. 46
Список литературы……………………………………………………….... 49

Файлы: 1 файл

полный диплом НИКОЛАЕВ.doc

— 259.00 Кб (Скачать файл)

 

Таблица 3

Соотношение традиционных и нетрадиционных форм уроков

Элементы

Традиционный урок

Нетрадиционный  урок

Концептуальная основа

Недостатки:  
субъект – объектные взаимодействия в системе “учитель-ученик”, изоляция учащихся от коммуникативного диалога друг с другом

Достоинства:  
субъект – субъективные позиции в системе “учитель – ученик”, возможность коммуникативного (интерактивного) диалога между учащимися.

Содержательная часть

Цели

Достоинства: формирование знаний, умений и навыков

Достоинства: развитие творческого потенциала личности учащихся

Содержание учебного материала

Достоинства: наибольший объем информации, систематичность

Достоинства: более глубокое изучение учебного материала. 
Недостатки: меньший объем изучаемого материала

Процессуальная часть

Достоинства: четкая структура урока. 
Недостатки: шаблонность, однообразие

Достоинства: внутренние источники мотивации, опора на самоуправляющие механизмы личности. 
Недостатки: большие затраты времени

Организация учебного процесса

Недостатки: низкий уровень самостоятельности, пассивная познавательная позиция, отсутствие возможностей критического мышления

Достоинства: разнообразие форм деятельности, высокий уровень самостоятельности, возможность для формирования критического мышления

Методы и формы учебной  деятельности школьников

Недостатки: вербальные методы обучения, преобладание монолога учителя

Достоинства: приоритет стимулирующей деятельности учителя

Методы и формы работы учителя

Достоинства: контроль со стороны учителя за содержанием, ходом урока, его временными рамками

Недостатки: меньшие возможности для контроля со стороны учителя

Деятельность учителя  по процессу управления усвоением материала.

Диагностика учебного процесса

Достоинства: предсказуемость, контролируемость результатов обучения

Недостатки: слабая обратная связь

Достоинства: сильная обратная связь

Недостатки: трудности в прогнозировании и диагностики результатов обучения


 

Таким образом, нетрадиционный урок отличается от традиционного: по подготовке и проведению; по структуре  урока; по взаимоотношениям и распределении ролей и обязанностей между учителем и учениками; по подбору учебных материалов и критериям их оценки; по методике оценки деятельности учащихся; по структуре анализа урока.

Уроки нетрадиционных форм приносят пользу тогда, когда им найдено точное место среди других типов уроков и когда они правильно организованы.

Мы предлагаем некоторые  подходы, которые позволяют по-новому использовать педагогический опыт в  организации нестандартных уроков информатики.

Один из эффективных  способов организации нестандартного урока информатики — «разборка» его на детали, чтобы стали видны и понятны плюсы и минусы взаимодействия всех его частей. Но прежде чем разбирать, имеет смысл определиться в том, что принимается за главное. В связи с этим требуется умение учителя «выделять основное». Это необходимо для того, чтобы все второстепенное подчинить главному, чтобы не распыляться по мелочам, расходуя на них драгоценное время.

Понять главное в  нетрадиционном уроке информатики  помогают следующие принципы:

1) Отказ от шаблона  в организации урока, от рутины  и формализма в проведении.

2) Максимальное вовлечение  учащихся класса в активную  деятельность на уроке. Различные  формы групповой работы на  уроке. 

3) Не развлекательность,  а занимательность и увлечение  как основа эмоционального тона  урока. 

4) Поддержка альтернативности, множественности мнений.

5) Развитие функции  общения на уроке как условие  обеспечения взаимопонимания, побуждения  к действию, ощущение эмоционального  удовлетворения.

6) «Скрытая» (педагогически  целесообразная) дифференциация учащихся  по учебным возможностям, интересам, способностям и склонностям.

7) Использование оценки  в качестве формирующего (а не  только результирующего инструмента).

Перечисленные группы принципов  задают общее направление педагогическому  творчеству, ориентируя на весьма конкретную деятельность обучения. Эти принципы и показывают основные отличия нетрадиционного урока информатики от традиционного.

Термин «нетрадиционная  форма урока» включает в себя нетрадиционные фрагменты: подготовку и проведение урока; структуру урока; взаимоотношение и распределение ролей и обязанностей между учителями и учениками; подбор и критерии оценки учебных материалов; методику оценки деятельности учащихся; анализ урока.

Подготовка и проведение урока в нетрадиционной форме.

Подготовка и проведение урока в любой нетрадиционной форме состоит из четырёх

этапов:

  1. Идея.
  2. Организация.
  3. Проведение.
  4. Анализ.

К каждому из этапов дадим  конкретные рекомендации (вероятно, субъективные не требующие  именно такого выполнения);

напротив, нуждающиеся  в дальнейшей разработке и совершенствовании)

Идея

Это самый сложный  и ответственный этап. Он включает в себя следующие составляющие: определение  временных рамок; определение темы урока; определение типа урока; выбор  класса; выбор нетрадиционной формы  урока; выбор форм учебной работы

Распределение времени

На этом этапе следует  определить: время проведения нетрадиционного  урока; время подготовки; будет ли это отдельный урок(45 минут), спаренный(1,5 часа) или возможно, это будет  серия уроков, проходящих в течение  нескольких дней; время подготовки может занимать от нескольких дней до месяца. Это зависит от: выбранной формы; целей урока; умелого распределения обязанностей между учителем и учащимися.

Поясним на примерах. На подготовку таких нетрадиционных уроков, как семинар, урок – консультация, защита оценки, лекция – уходит несколько дней, а на разработку ролевой игры или интегрированного урока – месяц. Для большинства нетрадиционных форм урока среднее время подготовки – от двух недель до месяца.

Если цель урока –  проверить знания и умения учащихся в решении задач по пройденной теме, то основные усилия будут направлены на подборку соответствующих задач и упражнений, что занимает относительно немного времени. А если цель урока – расширить представление школьников по изученной теме, показать связь информатики с разными областями человеческих знаний, то много времени уходит на поиск и анализ необходимого материала, в частности, на работу с дополнительной литературой.

Определение темы урока.

Выбор учителя неограничен. Это может быть введение в новую учебную тему, обзорная, «промежуточная»,(второстепенная по значимости) или одна из основных тем курса. Однако для начала необходимо определить: выгодно ли тратить достаточно много сил и времени на подготовку нетрадиционного урока по теме, носящей прикладной характер, не имеющей особой практической ценности и неиграющей большой роли при изучении курса.

Определение типа урока

Нетрадиционные формы  применимы ко всем типа урока. Более  интересной является проблема влияния  типа урока на выбор конкретной нетрадиционной формы. Для успешного решения этой проблемы надо иметь определённый опыт работы с разными нетрадиционными формами урока.

Например: урок закрепления  и совершенствования знаний можно  провести в форме игры(соревнования), урок контроля за знаниями – как защиту оценки, зачёт – практикум, а урок повторения и систематизации знаний(обобщающий по теме урок) – как аукцион знаний, путешествие в предмет, интегрированный урок.

Распределение обязанностей

В разработке и подготовке нетрадиционного урока могут принимать участие:

  1. Учитель (группа учителей)

Он пишет сценарий урока, подбирает задания, критерии оценки  заданий и деятельности учащихся; распределяет роли между  учащимися и т.д.

  1. Учитель  и группа учащихся.

Туже работу, что и  в первом случае, выполняет учитель и немногочисленная группа учеников, состав которой определяется, как правило, учителем в зависимости от целей и выбранной формы урока, и индивидуальных особенностей учащихся.

  1. Учитель и класс.

В этом случае к уроку  готовится весь класс. Заранее объявляется тема урока, распределяются роли и задания между учащимися. Подготовка может идти как индивидуальная, так и групповая в зависимости от того, какую форму учебной работы предполагает предстоящий урок. В первом случае учитель дает каждому ученику индивидуальное задание, осуществляя, таким образом, дифференцированный подход в обучении. Отдельные учащиеся могут получить, например, задания: подготовить выступления по теме, демонстрацию опытов и т.д. При групповой подготовке целесообразно давать группам разные задания: для учащихся одноуровневой группы – задания одинаковой сложности (различные или похожие по формулировке), для учащихся разноуровневой группы задания подбирает сам учитель (дифференцированно). Например, если на обобщающем уроке необходимо повторить теорию, то одна из групп займется отбором и проработкой теоретического материала. Если надо решать задачи, то можно каждой из оставшихся групп дать набор задач, и если есть возможность то предложить самим учащимся придумать и оформить карточки с заданиями для других групп, снабдив задания решениями и ответами для последующей проверки. В каждой группе можно назначит или выбрать капитана (как правило, из числа хорошо успевающих учеников), отвечающего за подготовку своих товарищей и контролирующего их работу на данном этапе.

Учитель выступает на этом этапе в роли консультанта для  учащихся и занимается организацией урока.

  1. Учащиеся

Подобное распределение  обязанностей допускается в старших  классах при проведении таких  нетрадиционных уроков, как конференция, семинар, «учащиеся в роли учителя», защита оценки (проекта, идеи) и т.д. При этом учащиеся могут провести целиком урок вместо учителя (прочитать лекцию, представить подготовленные доклады, принять зачёт у одноклассников), который является их помощником и консультантом.

Разработка сценария урока

Придумывание сценария, пожалуй, самый ответственный и  трудный этап при подготовке нетрадиционного  урока. Его могут писать:

Учитель (группа учителей); учитель  совместно с группой учащихся;

Возможно, основная работа по созданию сценария ляжет на плечи  наиболее активных, творчески мыслящих, талантливых учеников. Сценарий должен отражать следующие моменты: подробный план урока (с указанием целей урока); инструкции по проведению каждого этапа урока; список ролей участников (роли сразу распределяются между учащимися) и реквизита; подборку заданий, вопросов, упражнений задач и т.п. с решениями и критерии их оценки; критерии оценки деятельности учащихся; вопросы для анализа урока.

Многие нетрадиционные формы урока  предполагают использование (помимо дополнительной литературы) различного реквизита: наглядных пособий, приборов, кинофильмов, музыкального и звукового оформления, костюмов участников и т.п. Весь реквизит подбирается, и готовиться заранее, а перечень используемых предметов прилагается к сценарию урока.

Подбор заданий

Подбор заданий для  нетрадиционного урока (если выбранная  форма урока предусматривает  их выполнение) может производить  учитель самостоятельно или совместно  с учениками (например, когда они  готовят задания друг для друга). Необходимо установить требования к задачам, практическим и творческим заданиям и упражнениям математического содержания:

  1. Задания должны быть занимательными (по форме, содержанию, сюжету и т.д.; по способу решения или неожиданному результату); они должны развивать логику, смекалку, образное мышление, сообразительность и т. д.
  2. задания должны отличаться уровнем сложности (для одного урока), иметь несколько способов решения (и ответов).
  3. Задачи следует подбирать интересные, поучительные, имеющие практическую значимость и межпредметное содержание.
  4. Задания должны быть сформулированы так, чтобы их выполнение было невозможным без хорошего знания теоретического материала.
  5. При повторении (обобщающий урок), когда есть возможность существенно разнообразить список задач, полезно давать учащимся задания «найди ошибку» или задачи, провоцирующие их на ошибку.

Задания должны быть непосредственно  связанны с изучаемой темой, способствовать усвоению, закреплению, совершенствованию  полученных при её изучении умений навыков.

  1. Решение задач по возможности должны быть просты, доступны и легко осуществимы основной массой учащихся.

Информация о работе Нетрадиционные формы уроков в базовом курсе информатики