Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 21:22, дипломная работа
Цель исследования - разработать методические рекомендации для учителей по подготовке и проведению нетрадиционных уроков информатики.
Задачи исследования:
- Провести теоретический анализ научной литературы по исследуемой проблеме;
- Выделить методы, приёмы, средства и формы обучения для реализации данной проблемы.
- Изучить методики проведения нетрадиционных уроков;
- Разработать методические рекомендации учителям по подготовке и проведению нетрадиционных уроков информатики.
- Разработать практические задания к урокам информатики.
- Обработать полученные результаты.
- Провести анализ полученных результатов.
Введение……………………………………………………………………... 3
Глава I. Теоретическое обоснование темы……………………………... 6
1.1. Урок. Классификация уроков.…………………………………... 6
1.2. Нетрадиционные уроки………………………………………….. 14
Выводы по I главе......................................................................................... 34
Глава II. Опытно-практическая часть………………………………… 37
2.1. Методические рекомендации по подготовки и проведению
нетрадиционного урока информатики……………………………… 37
Выводы по II главе………………………………………………………… 45
Заключение……………………………………………………………….….. 46
Список литературы……………………………………………………….... 49
Существует разнообразная
литература по занимательной математике,
откуда можно подбирать
При разных формах учебной работы на уроке структура карточек с заданиями может быть различна:
Возможные варианты составления заданий: все учащиеся получают одинаковые задания; однотипные задания с разными данными (или с похожими формулировками); разные задания (по формулировке, способу решения, сложности);
Группам можно предлагать: одинаковое задание (если группа одноуровневая); задания, одинаковые по уровню сложности, но разные по формулировке, способам решения, исходным данным (для одноуровневых групп); задания, отличающиеся уровнем сложности (для разноуровневых групп); в частности, если на уроке решается сложная задача, её можно разбить на несколько подзадач и распределить их по группам;
Объём заданий, уровень их сложности, количество заданий для каждого учащегося (или группы) – всё это зависит от времени проведения урока, характеристик класса например, темпа работы), индивидуальных особенностей учащихся и других факторов.
Анализ
Заключительным этапом проведения нетрадиционного урока является его анализ. Анализ – это оценка прошедшего урока ответы на вопросы: что получилось, а что нет; в чем причины неудач, оценка всей проделанной работы; взгляд «назад», помогающий сделать вывод на будущее.
Следует обратить внимание на следующие моменты:
Поэтому подготовка любой нетрадиционной формы урока требует от педагога больших затрат сил и времени, поскольку он обычно выступает в роли организатора. Поэтому прежде чем, браться за подобную работу, следует взвесить собственные силы и оценить возможности. Для успешной подготовки нетрадиционного урока и его проведения учитель должен обладать рядом личностных качеств и соответствовать некоторым требованиям, основными из которых являются: хорошие знания предмета и методики; творческий подход к работе, изобретательность; осознанное отношение к использованию нетрадиционных форм урока в учебном процессе: Учет собственного характера и темперамента.
Нетрадиционные уроки лучше проводить как итоговые при обобщении и закреплении, умений и навыков учащихся. Как правило, они посвящены
какой-то конкретной теме, и для её раскрытия уже конкретной теме и для её раскрытия уже нужно обладать определённым набором знаний, фундаментом, на котором базируется личностное восприятие и понимание изучаемой проблемы.
Отметим, что слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как нетрадиционное может быстро стать традиционным, что, в конечном счете, приведёт к падению у учащихся интереса к предмету и к учёбе
При разработке интегрированных уроков целесообразно объединить усилия разных учителей – предметников.
Возможности нетрадиционной формы урока
Нетрадиционные формы урока преследуют общую цель: поднять интерес учащихся к уроку информатики, к учёбе и тем самым повысить эффективность обучения; возможность свести воедино и осуществить на практике все принципы обучения с использованием различных средств и методов обучения.
Немаловажно, что все
участники нетрадиционного
Для учащихся нетрадиционный урок – переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве (а значит, новые обязанности и ответственность); такой урок – это возможность развивать свои творческие способности и личностные качества, оценит роль знаний, и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных наук; это самостоятельность и совсем другое отношение к своему труду.
Для учителя нетрадиционный урок, с одной стороны, возможность лучше узнать и понять учеников, оценить их индивидуальные особенности, решить внутриклассные проблемы (например, общения); с другой стороны, это возможность для самореализации, творческого подхода к работе, осуществления собственных идей.
На нетрадиционных формах происходит и воспитательная работа. На уроке, где присутствует игровое действие, именно овладение знаниями становится новым уникальным условием сплачивания сверстников, условием обретения интереса и уважения друг к другу, а по ходу – и обретения себя.
Результативностью применения нетрадиционных форм уроков является следующее: нетрадиционные формы уроков мотивируют, стимулируют и активизируют познавательные процессы учащихся – внимание, восприятие, мышление, память, воображение; нетрадиционные формы уроков повышают интерес к предмету, практически у всех учащихся. Полученные знания становятся более прочными, такие уроки позволяют развивать специальные способности учащихся к занятиям информатикой, а именно, развивают память учащихся, в первую очередь на факты, явления, представления; развивают способность к ретроспективному мышлению, нетрадиционные формы уроков позволяют гармонично сочетать эмоциональное и логическое усвоение знаний, за счет чего учащиеся получают прочные, осознанные и прочувствованные знания.
Таблица оценивания содержания учебной деятельности
Вид деятельности |
Критерии оценки |
Решение задач
Выступление у доски
Вопросы и ответы
Дискуссия |
Верное (неверное); рациональное (нерациональное); полное (неполное); доведённое до конца решение; верные рассуждения, но ошибка в вычислениях; верное решение, но есть недочёты; новый способ решения; несколько способов решения грамотное и аккуратное оформление.
Формулировка проблемы; выделение главного; четкость выводов; логика изложения; убедительность; доказательность; отклонение от темы; лаконичность; полнота ответа; оформление записей на доске; использование наглядных средств; эмоциональность выступления; уместность мимики и жеста; правильность речи (ударение, произношение) Характер вопросов: конструктивный; уточняющий; корректный; требующий однозначного, четкого ответа вопрос; оригинальный; новый; Характер ответов: правильный (неправильный); точный (неточный); лаконичный; полный (неполный); По способу решения, оформлению…:
Замечания о качестве выступления (общая оценка выступления) |
Критерии оценки разных видов работы на уроке могут выражаться в баллах, очках, жетонах и т.п.
Анализ
Заключительным этапом проведения нетрадиционного урока является его анализ. Анализ – это оценка прошедшего урока ответы на вопросы: что получилось, а что нет; в чем причины неудач, оценка всей проделанной работы; взгляд «назад», помогающий сделать вывод на будущее.
Необходимо обратить внимание на следующие важные моменты:
Поэтому подготовка любой нетрадиционной формы урока требует от педагога больших затрат сил и времени, поскольку он обычно выступает в роли организатора. Поэтому прежде чем, браться за подобную работу, следует взвесить собственные силы и оценить возможности. Для успешной подготовки нетрадиционного урока и его проведения учитель должен обладать рядом личностных качеств и соответствовать некоторым требованиям, основными из которых являются: хорошие знания предмета и методики; творческий подход к работе, изобретательность; осознанное отношение к использованию нетрадиционных форм урока в учебном процессе: Учет собственного характера и темперамента.
Нетрадиционные уроки лучше проводить как итоговые при обобщении и закреплении, умений и навыков учащихся. Как правило, они посвящены какой-то конкретной теме, и для её раскрытия уже конкретной теме и для её раскрытия уже нужно обладать определённым набором знаний, фундаментом, на котором базируется личностное восприятие и понимание изучаемой проблемы.
Отметим, что слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как нетрадиционное может быстро стать традиционным, что, в конечном счете, приведёт к падению у учащихся интереса к предмету и к учёбе.
При разработке интегрированных уроков целесообразно объединить усилия разных учителей – предметников.
Возможности нетрадиционной формы урока.
Нетрадиционные формы урока преследуют общую цель: поднять интерес учащихся к уроку информатики, к учёбе и тем самым повысить эффективность обучения; возможность свести воедино и осуществить на практике все принципы обучения с использованием различных средств и методов обучения.
Немаловажно, что все
участники нетрадиционного
Для учащихся нетрадиционный
урок – переход в иное психологическое
состояние, это другой стиль общения,
положительные эмоции, ощущение себя
в новом качестве (а значит, новые
обязанности и ответственность)
Для учителя нетрадиционный урок, с одной стороны, возможность лучше узнать и понять учеников, оценить их индивидуальные особенности, решить внутриклассные проблемы (например, общения); с другой стороны, это возможность для самореализации, творческого подхода к работе, осуществления собственных идей.
На нетрадиционных формах происходит и воспитательная работа. На уроке, где присутствует игровое действие, “именно овладение знаниями становится новым уникальным условием сплачивания сверстников, условием обретения интереса и уважения друг к другу, а по ходу – и “обретения себя”.
Результативностью применения нетрадиционных форм уроков является следующее: нетрадиционные формы уроков мотивируют, стимулируют и активизируют познавательные процессы учащихся – внимание, восприятие, мышление, память, воображение; нетрадиционные формы уроков повышают интерес к предмету, практически у всех учащихся. Полученные знания становятся более прочными, такие уроки позволяют развивать специальные способности учащихся к занятиям информатикой, а именно, развивают память учащихся, в первую очередь на факты, явления, представления; развивают способность к ретроспективному мышлению, нетрадиционные формы уроков позволяют гармонично сочетать эмоциональное и логическое усвоение знаний, за счет чего учащиеся получают прочные, осознанные и прочувствованные знания.
Выводы по первой главе
В ходе теоретического обоснования темы исследования нами было определено, что нетрадиционный урок можно рассматривать как:
Информация о работе Нетрадиционные формы уроков в базовом курсе информатики