Нетрадиционные формы уроков в базовом курсе информатики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 21:22, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования - разработать методические рекомендации для учителей по подготовке и проведению нетрадиционных уроков информатики.
Задачи исследования:
- Провести теоретический анализ научной литературы по исследуемой проблеме;
- Выделить методы, приёмы, средства и формы обучения для реализации данной проблемы.
- Изучить методики проведения нетрадиционных уроков;
- Разработать методические рекомендации учителям по подготовке и проведению нетрадиционных уроков информатики.
- Разработать практические задания к урокам информатики.
- Обработать полученные результаты.
- Провести анализ полученных результатов.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………... 3
Глава I. Теоретическое обоснование темы……………………………... 6
1.1. Урок. Классификация уроков.…………………………………... 6
1.2. Нетрадиционные уроки………………………………………….. 14
Выводы по I главе......................................................................................... 34
Глава II. Опытно-практическая часть………………………………… 37
2.1. Методические рекомендации по подготовки и проведению
нетрадиционного урока информатики……………………………… 37
Выводы по II главе………………………………………………………… 45
Заключение……………………………………………………………….….. 46
Список литературы……………………………………………………….... 49

Файлы: 1 файл

полный диплом НИКОЛАЕВ.doc

— 259.00 Кб (Скачать файл)

Существует разнообразная  литература по занимательной математике, откуда можно подбирать соответствующие  задания. Перечислю лишь некоторые  типы заданий, которые могут быть включены в подборку: ребусы, головоломки, кроссворды, задачи, решаемы «от конца к началу» и др. Помимо заданий можно использовать игры и создавать на уроке игровые ситуации (например, «Пятый лишний», «Черный ящик»).

При разных формах учебной  работы на уроке структура карточек с заданиями может быть различна:

  1. Индивидуальная работа.

Возможные варианты составления  заданий: все учащиеся получают одинаковые задания; однотипные задания с разными  данными (или с похожими формулировками); разные задания (по формулировке, способу решения, сложности);

  1. Групповая работа.

Группам можно предлагать: одинаковое задание (если группа одноуровневая); задания, одинаковые по уровню сложности, но разные по формулировке, способам решения, исходным данным (для одноуровневых групп); задания, отличающиеся уровнем сложности (для разноуровневых групп);  в частности, если на уроке решается сложная задача, её можно разбить на несколько подзадач и распределить их по группам;

Объём заданий, уровень  их сложности, количество заданий для каждого учащегося (или группы) – всё это зависит от времени проведения урока, характеристик класса например, темпа работы), индивидуальных особенностей учащихся и других факторов.

Анализ

Заключительным этапом проведения нетрадиционного урока является его анализ. Анализ – это оценка прошедшего урока ответы на вопросы: что получилось, а что нет; в чем причины неудач, оценка всей проделанной работы; взгляд «назад», помогающий сделать вывод на будущее.

Следует обратить внимание на следующие моменты:

  1. проводить анализ урока можно в разных формах: устно «солнышко», (т.е когда учащиеся садятся кругом и поочерёдно высказывают свои впечатления, пожелания, замечания и т. д.); устно выборочно (один из членов группы высказывает мнение группы о прошедшем уроке); письменно( в форме анкетирования)
  2. Анализ урока можно проводить либо сразу после урока («по горячим следам») либо некоторое время спустя, чтобы проверить что осталось в памяти;  можно проводить и двойной анализ( в разное время)
  3. Анализ нетрадиционного урока должен происходить как на уровне класса так и на педагогическом уровне, для чего на урок могут быть приглашены другие учителя

Поэтому подготовка любой  нетрадиционной формы урока требует  от педагога больших затрат сил и  времени, поскольку он обычно выступает в роли организатора. Поэтому прежде чем, браться за подобную работу, следует взвесить собственные силы и оценить возможности. Для успешной подготовки нетрадиционного урока и его проведения учитель должен обладать рядом личностных качеств и соответствовать некоторым требованиям, основными из которых являются: хорошие знания предмета и методики; творческий подход к работе, изобретательность; осознанное отношение к использованию нетрадиционных форм урока в учебном процессе: Учет собственного характера и темперамента.

Нетрадиционные уроки  лучше проводить как итоговые при обобщении и закреплении, умений и навыков учащихся. Как  правило, они посвящены 

какой-то конкретной теме, и для её раскрытия уже конкретной теме и для её раскрытия уже нужно обладать определённым набором знаний, фундаментом, на котором базируется личностное восприятие и понимание изучаемой проблемы.

Отметим, что слишком  частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как нетрадиционное может быстро стать традиционным, что, в конечном счете, приведёт к  падению у учащихся  интереса к предмету и к учёбе

При разработке интегрированных  уроков целесообразно объединить усилия разных учителей – предметников. 

Возможности нетрадиционной формы урока

Нетрадиционные формы  урока преследуют общую цель: поднять  интерес учащихся к уроку информатики, к учёбе и тем самым повысить эффективность обучения; возможность  свести воедино и осуществить  на практике все принципы обучения с использованием различных средств и методов обучения.

Немаловажно, что все  участники нетрадиционного урока  имеют равные права и возможности  принять в нем самое активное участие, проявить собственную инициативу.

Для учащихся нетрадиционный урок – переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве (а значит, новые обязанности и ответственность); такой урок – это возможность развивать свои творческие способности и личностные качества, оценит роль знаний, и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных наук; это самостоятельность и совсем другое отношение к своему труду.

Для учителя нетрадиционный урок, с одной стороны, возможность  лучше узнать и понять учеников, оценить их индивидуальные особенности, решить внутриклассные проблемы (например, общения); с другой стороны, это возможность для самореализации, творческого подхода к работе, осуществления собственных идей.

На нетрадиционных формах происходит и воспитательная работа. На уроке, где присутствует игровое действие, именно овладение знаниями становится новым уникальным условием сплачивания сверстников, условием обретения интереса и уважения друг к другу, а по ходу – и обретения себя.

Результативностью применения нетрадиционных форм уроков является следующее: нетрадиционные формы уроков мотивируют, стимулируют и активизируют познавательные процессы учащихся – внимание, восприятие, мышление, память, воображение; нетрадиционные формы уроков повышают интерес к предмету, практически у всех учащихся. Полученные знания становятся более прочными, такие уроки позволяют развивать специальные способности учащихся к занятиям информатикой, а именно, развивают память учащихся, в первую очередь на факты, явления, представления; развивают способность к ретроспективному мышлению,   нетрадиционные формы уроков позволяют гармонично сочетать эмоциональное и логическое усвоение знаний, за счет чего учащиеся получают прочные, осознанные и прочувствованные знания.

 

Таблица оценивания содержания учебной деятельности

Вид деятельности

Критерии оценки

Решение задач

 

 

 

 

 

 

Выступление у доски

 

 

 

 

Вопросы и ответы

 

 

 

 

 

Дискуссия

Верное (неверное); рациональное (нерациональное); полное (неполное); доведённое до конца решение;

верные рассуждения, но ошибка в вычислениях;

верное решение, но есть недочёты; новый способ решения;

несколько способов решения

грамотное и аккуратное оформление.

 

Формулировка проблемы; выделение главного; четкость выводов; логика изложения; убедительность; доказательность; отклонение от темы; лаконичность; полнота ответа; оформление записей на доске; использование наглядных средств; эмоциональность выступления; уместность мимики и жеста; правильность речи (ударение, произношение)

Характер  вопросов:

конструктивный; уточняющий; корректный; требующий однозначного, четкого ответа вопрос; оригинальный;

новый;

Характер ответов: правильный (неправильный); точный (неточный); лаконичный; полный (неполный);

По способу решения, оформлению…:

  1. Выражение
  2. Предложение
  3. Пожелание.

Замечания о качестве выступления (общая оценка выступления)




Критерии оценки разных видов работы на уроке могут выражаться в баллах, очках, жетонах и т.п.

Анализ

Заключительным этапом проведения нетрадиционного урока  является его анализ. Анализ – это  оценка прошедшего урока ответы на вопросы: что получилось, а что нет; в чем причины неудач, оценка всей проделанной работы; взгляд «назад», помогающий сделать вывод на будущее.

Необходимо обратить внимание на следующие важные моменты:

  • проводить анализ урока можно в разных формах: устно «солнышко», (т.е когда учащиеся садятся кругом и поочерёдно высказывают свои впечатления, пожелания, замечания и т. д.); устно выборочно (один из членов группы высказывает мнение группы о прошедшем уроке); письменно( в форме анкетирования)
  • Анализ урока можно проводить либо сразу после урока («по горячим следам») либо некоторое время спустя, чтобы проверить что осталось в памяти;  можно проводить и двойной анализ( в разное время)
  • Анализ нетрадиционного урока должен происходить как на уровне класса так и на педагогическом уровне, для чего на урок могут быть приглашены другие учителя

Поэтому подготовка любой  нетрадиционной формы урока требует  от педагога больших затрат сил и  времени, поскольку он обычно выступает  в роли организатора. Поэтому прежде чем, браться за подобную работу, следует взвесить собственные силы и оценить возможности. Для успешной подготовки нетрадиционного урока и его проведения учитель должен обладать рядом личностных качеств и соответствовать некоторым требованиям, основными из которых являются: хорошие знания предмета и методики; творческий подход к работе, изобретательность; осознанное отношение к использованию нетрадиционных форм урока в учебном процессе: Учет собственного характера и темперамента.

Нетрадиционные уроки  лучше проводить как итоговые при обобщении и закреплении, умений и навыков учащихся. Как правило, они посвящены какой-то конкретной теме, и для её раскрытия уже конкретной теме и для её раскрытия уже нужно обладать определённым набором знаний, фундаментом, на котором базируется личностное восприятие и понимание изучаемой проблемы.

Отметим, что слишком  частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как нетрадиционное может  быстро стать традиционным, что, в  конечном счете, приведёт к падению у учащихся  интереса к предмету и к учёбе.

При разработке интегрированных  уроков целесообразно объединить усилия разных учителей – предметников.

Возможности нетрадиционной формы урока.

Нетрадиционные формы  урока преследуют общую цель: поднять интерес учащихся к уроку информатики, к учёбе и тем самым повысить эффективность обучения; возможность свести воедино и осуществить  на практике все принципы обучения с использованием различных средств и методов обучения.

Немаловажно, что все  участники нетрадиционного урока  имеют равные права и возможности принять в нем самое активное участие, проявить собственную инициативу.

Для учащихся нетрадиционный урок – переход в иное психологическое  состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве (а значит, новые  обязанности и ответственность); такой урок – это возможность  развивать свои творческие способности и личностные качества, оценит роль знаний, и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных наук; это самостоятельность и совсем другое отношение к своему труду.

Для учителя нетрадиционный урок, с одной стороны, возможность лучше узнать и понять учеников, оценить их индивидуальные особенности, решить внутриклассные проблемы (например, общения); с другой стороны, это возможность для самореализации, творческого подхода к работе, осуществления собственных идей.

На нетрадиционных формах происходит и воспитательная работа. На уроке, где присутствует игровое действие, “именно овладение знаниями становится новым уникальным условием сплачивания сверстников, условием обретения интереса и уважения друг к другу, а по ходу – и “обретения себя”.

Результативностью применения нетрадиционных форм уроков является следующее: нетрадиционные формы уроков мотивируют, стимулируют и активизируют познавательные процессы учащихся –  внимание, восприятие, мышление, память, воображение; нетрадиционные формы уроков повышают интерес к предмету, практически у всех учащихся. Полученные знания становятся более прочными, такие уроки позволяют развивать специальные способности учащихся к занятиям информатикой, а именно, развивают память учащихся, в первую очередь на факты, явления, представления; развивают способность к ретроспективному мышлению,   нетрадиционные формы уроков позволяют гармонично сочетать эмоциональное и логическое усвоение знаний, за счет чего учащиеся получают прочные, осознанные и прочувствованные знания.

 

Выводы по первой главе

 

 

В ходе теоретического обоснования  темы исследования нами было определено, что нетрадиционный урок можно рассматривать  как:

  • отход от четкой структуры комбинированного отхода и сочетание разнообразных методических приемов. То есть основной формой учебного процесса все же остается традиционный урок, но в который обязательно вносятся элементы современных технологий развития познавательных способностей учащихся;
  • современные, инновационные формы урока (уроки-конференции, уроки – круглые столы, уроки-аукционы, уроки-дискуссии и т. д.);
  • формы интерактивного обучения.

Информация о работе Нетрадиционные формы уроков в базовом курсе информатики