Штрих-кодирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2012 в 22:44, дипломная работа

Описание работы

Анализируя опыт автоматизации и внедрения новых информационных технологий на предприятиях приходится, в первую очередь, говорить не о том, что уже достигнуто, а о том, что только предстоит сделать.
Пока ни одна компания, работающая в сфере технологий автоматизации не может похвастаться реализованным проектом, который оказал действительно серьезное влияние на работу и финансовое положение предприятия-клиента.

Содержание работы

Содержание
Введение 3
1. Анализ деятельности ООО «Брянское мясо» и возможности автоматизации 5
1.1. Технико-экономическая характеристика предприятия 5
1.1.1. Организация розничной торговли 11
1.1.2. Специализация розничной торговой сети 12
1.1.3. Организационная и товарно-ассортиментная структура магазинов 14
1.2. Описание предметной области 19
1.3. Экономическая сущность системы 28
1.4. Обоснование проектных решений по техническому проектированию комплекса задач 34
1.5. Обоснование проектных решений по рабочему проектированию комплекса задач 41
1.6. Организация сбора, передачи, обработки и выдачи информации 43
2. Проектирование элементов автоматизированной системы учета, управления и анализа товарного движения и документооборота 44
2.1. Разработка технического задания по проектированию системы 44
2.2. Разработка постановки и алгоритма решения комплекса задач 45
2.3. Техническое и программное обеспечение реализации комплекса задач 48
2.3.1. POS-терминалы 48
2.3.2. Сканеры штрих-кодов 63
2.3.3. Терминалы сбора данных 70
2.3.4. Фискальные регистраторы 71
2.3.5. Принтеры этикеток со штрих-кодом 72
2.3.6. Электронные весы 74
2.3.7. Системы защиты от краж 76
3. Обоснование экономической эффективности автоматизации торгового процесса 79
3.1. Выбор и обоснование методики расчета экономической эффективности 79
3.2. Расчет показателей экономической эффективности 79
4. Безопасность и экологичность проекта 79
4.1. Безопасность работ в помещении, оснащенном вычислительной техникой 79
4.2. Организация труда и отдыха 86
4.3. Расчет заземляющего устройства 87
Рис.13 Схема расположения заземлителей 88
Порядок расчета защитного заземления 88
4.4. Определение устойчивости ООО «Брянское мясо» при угрозе химического заражения 90
Заключение 92
Список литературы 93

Файлы: 1 файл

Диплом СО ШТРИХ КОДАМИ.doc

— 762.50 Кб (Скачать файл)

Но в любом случае требования направлены на то, чтобы наиболее удобно располагать оборудование относительно движения кассира в кассовом боксе, тем самым увеличить скорость и качество обслуживание покупателей, как самого важного показателя работы любого магазина.

Классификация и виды POS-терминалов

В настоящее время существует два класса POS-терминалов — моноблочные и дисперсно-модульные. Моноблочные POS-терминалы представляют собой компактный вариант «все в одном». Дисперсно-модульные базируются на основе системного блока, к которому подключается все необходимое периферийное оборудование, Конструкция POS-терминала не влияет на его технические характеристики, на ресурс или эксплуатационные нагрузки. Дисперсно-модульная конструкции дает клиенту преимущества с точки зрения удобной, компактной расстановки в кассовом боксе оборудования, а также при сервисном обслуживании. Хотя нельзя категорично заявлять, что моноблочные конструкции критично усложняют сервисное обслуживание.

Выбор конструкции POS-терминала во многом зависит от специализации магазинов. Так, магазины non-food чаще используют моноблочные POS-терминалы, для продуктовых более характерно применение дисперсно-модульных. В основном этот выбор объясняется различной посадкой кассира: при посадке лицом к покупателю (front facing) используются только разъемные конструкции; при классической посадке (no facing) — либо модульные, либо моноблочные. Но все же предпочтение отдается модульным конструкциям POS-терминалов, так как их удобнее разместить на кассовом боксе.

В настоящее время существует три рынка POS-терминалов со своими отличительными особенностями: рынок Юго-Восточной Азии, европейский и американский рынки. Японцы, например, любят моноблочные POS-терминалы, их ставят даже в супермаркетах, но пытаются скомпенсировать их недостатки, усовершенствуя конструкцию моноблочных POS-терминалов. Европейцы в продовольственных магазинах придерживаются классических принципов использования дисперсно-модульных касс, но при этом любят очень компактный системный блок. Американцы часто выпускают одну и ту же модель в двух видах: одну большую, с большим денежным ящиком, вторую — более компактную, похожую на европейские модели. Американские модели отличаются большими интерфейсными возможностями. Так, все POS-терминалы, используемые в России, подключают периферию через corn-порт, а за рубежом есть тенденции использования интерфейсов типа USB. POS-терминалы, выпущенные для американского рынка, имеют и тот, и другой интерфейсы. При этом нередко питание подается на периферийные устройства через порты, а не через отдельную розетку, что уменьшает количество кабелей и создает внешнюю презентабельность и эргономичность. Безусловно, нагрузка на системный блок больше, но она компенсируется блоком питания более высокой мощности. Также сейчас есть различные интерфейсы, позволяющие использовать аудио- и видеовозможности, так как на американском рынке все чаще табло покупателя заменяется на LCD-монитор для изображения рекламных роликов, а также для персонального маркетинга (чтобы информировать клиента о проводимых в магазине акциях, скидках и т.д.). Это же практикуется в Японии, в Европе такой подход не прижился.

Конечно, между моноблочными и дисперсно-модульными POS-терминалами сейчас грань несколько размывается, так как при желании их можно модернизировать в так называемые «POS-терминалы-трансформеры».

На выбор конструкции POS-терминала влияют формат, проходимость и специализация магазина. Так, в супермаркете требования к POS-терминалу стандартны, в основном они касаются проходимости и скорости работы кассира. Для этого кассиру должно быть удобно работать, следовательно, необходимо использовать фронтальную посадку, чтобы меньше времени затрачивалось на лишние движения, повороты и т.п. В супермаркете желательно использовать встраиваемые (а не ручные) многоплоскостные или полнокруговые сканеры.

В магазинах промышленных товаров (одежда, обувь, косметика и т.д.) основные требования отводятся внешнему виду POS-терминала, для обзора покупателей должны быть закрыты интерфейсные кабели и отдельные части оборудования. Иногда важна даже цветовая гамма. При этом желательна модульная конструкция, чтобы некоторые составляющие можно было расположить внутри кассового стола.

Для форматов магазинов строительных материалов, товаров для дома (Metro Cash & Carry, OBI, Ikea, «Маркткауф»), то есть там, где продается крупногабаритный товар и его нельзя поставить на транспортер, желательно использовать несколько сканеров (ручной, вмонтированный), что предполагает наличие нескольких интерфейсов.

POS-терминалы и POS-системы

POS-системы возникли в связи с появлением фискальных регистраторов и базируются на фискальном регистраторе, подключенном к обычному (или специализированному) системному блоку, с использованием дополнительного периферийного оборудования. POS-системы являются альтернативой POS-терминалам.

Одно из преимуществ POS-системы — это некоторая гибкость в реализации кассовой программы, так как она не требует сертификации с аппаратной частью, в отличие от кассовой программы POS-терминала, которая вносится в Госреестр ККМ как единый программно-аппаратный комплекс. Но данное преимущество не всегда востребовано клиентами, так как разработкой собственной кассовой программы они редко занимаются, а кассовые программы предлагаемые поставщиками POS-терминалов, удовлетворяют потребности клиента. POS-системы применяются и в магазинах со своими специфическими требованиями к кассовому программному обеспечению (например, со сложной системой скидок, которая не поддерживается другими программами). Но такие требования встречаются нечасто. В основном клиенты предпочитают получить от поставщика законченное решение в виде программно-аппаратного комплекса.

Другими преимуществами POS-системы по отношению к POS-терминалам является широкий выбор периферийного оборудования и небольшая стоимость владения. Однако порой это приводит к заблуждению, поскольку широкий ассортимент периферийного оборудования не обеспечивает клиенту правильного и необходимого выбора. В результате клиент получает массу предложений от поставщиков аналогичного оборудования и его неуверенность в принятии решения по выбору может только увеличиться. Что касается стоимости, то она зависит от комплектации и может быть как дорогой, так и дешевой. Надежность, дизайн, эргономика — это уязвимые места POS-систем. Это же касается сохранности данных при аварийном сбое: POS-терминалы могут некоторое время работать автономно, когда сервер сбоит, а многие POS-системы такой возможности не имеют (в таких случаях используемая кассовая программа может одновременно являться и частью системы back-office и напрямую зависит от ее надежности).

В основном многих клиентов удается убедить, что сэкономив изначально средства при покупке POS-системы, потом могут потребоваться дополнительные затраты на ее содержание. Тем более что сегодня стоимость некоторых упрощенны» моделей не намного отличается от стоимости POS-систем.

Чаще всего POS-системы выбирают те магазины, где не очень большая проходимость. По мнению некоторых специалистов, POS-терминалы будут больше использоваться в столичных супермаркетах, бутиках и фирменных магазинах, а POS-системы — в регионах.

Периферия

В соответствии с законодательством, в POS-терминал должно входить устройство ввода (клавиатура), устройство отображения (табло покупателя), средство, обеспечивающее интерфейс между кассиром и системой (монитор), принтер чеков и денежный ящик. Естественно, для обеспечения других функций, должны быть дополнительные интерфейсы и оборудование: сканер, весы и т.д.

Дисплеи покупателя бывают двухстрочными, односторонними и двусторонними. В основном практикуются односторонние дисплеи покупателя. Очень важно, чтобы штанга могла менять высоту и угол поворота.

Клавиатура должна быть со считывателем магнитных карт и с ключом контроля доступа к функциональным клавишам. Количество клавиш, как правило, стандартно (примерно от 64 до 90), при этом большая часть клавиш являются функциональными, меньшая — «горячими». В супермаркете с большим ассортиментом наличие «горячих клавиш» неактуально, так как процент продажи товара без штрихкода (по артикулу) очень велик: начиная от хлебобулочных изделий и заканчивая мелким товаром, находящимся в предкассовой зоне, — соответственно, занести его весь под «горячие клавиши» не удается.

Клавиатуры также постепенно модифицируются. Стараясь максимально ускорить обслуживание посетителей и сохранить фронтальную посадку кассира, японцы придумали делить клавиатуру пополам: часть с «горячими клавишами» они выносят вперед, вторую часть оставляют вместе с монитором.

Расположение

Наиболее оптимальное расположение периферийного оборудования на рабочих поверхностях кассового бокса очень индивидуально и зависит не только от специфики магазина. Если используется моноблочный POS-терминал, то его оптимальное расположение ограничивается поворотом дисплеев и самого терминала относительно оператора. При использовании дисперсно-модульных конструкций при посадке кассира лицом к покупателю наиболее удобно клавиатуру располагать вместе с монитором, перед кассиром; при фронтальной посадке — сканер. На столе надо оставить дисплей покупателя, принтер печати чеков, денежный ящик, а системный блок расположить внутри кассового стола.

Торговый зал — это сложный логистический объект, от работы которого напрямую зависит эффективность товародвижения, пропускная способность и мн. др. При этом торговый зал технически тесно связан с кассовой зоной в силу выбранных подходов к торговле. Например, весы можно установить на кассе, в торговом зале или и на кассе, и в торговом зале одновременно. Здесь возможны все три решения, в зависимости от специфики магазина, и решение может принять только владелец бизнеса. Универсальных советов нет, необходимо учитывать конкретный проект, ассортимент магазина, формат, соотношение цены и эффективности, поэтому приходится искать некий компромисс.

Срок службы

Средний срок службы POS-терминалов — 5-7 лет, хотя реально они способны работать гораздо дольше. Безусловно, те POS-терминалы, которые были проданы 7 лет назад (например, IPC), отличаются от современных большими размерами, но работают надежно и, как правило, устраивают клиентов. Моральное устаревание POS-терминалов происходит примерно каждые 2-3 года, но эти изменения не носят кардинальный характер. Модернизировать POS-терминал можно, но не имеет смысла: единственный оправданный случай модернизации — при изменении требований государственных структур.

Техническое обслуживание POS-терминала осуществляется с начала его эксплуатации, то есть с момента постановки его на учет в налоговую инспекцию. Регламентное обслуживание представляет собой профилактические работы, которые осуществляет ЦТО. У одного и того же интегратора могут быть различные уровни технической поддержки, которые индивидуальны для каждого клиента. Также поставщики POS-терминалов предлагают регламентные, ремонтные работы, услуги «горячей линии» по консультации работы ПО.

В целом стоимость POS-терминала зависит от выбора монитора (самый дешевый 9-дюймовый CRT с лучевой трубкой, более дорогие — LCD-мониторы, цветные, с активной матрицей); от наличия тех или иных интерфейсных возможностей системного блока; от количества клавиш и количества позиций позиционного ключа клавиатуры. Экономить можно. Но всегда надо придерживаться принципа «не навреди», потому что кассовая зона — это то место, подходя к которому покупатель осуществляет взаиморасчет с магазином и не редко при замедленной работе именно ККМ мнение у покупателя о работе магазине изменяется в отрицательную сторону, а иногда и ведет к тому, что покупатель отказывается от покупки.

Правильным критерием при выборе того или иного оборудования является не цена покупки, а совокупная стоимость владения: нередко единовременные затраты бывают не очень большими, но обслуживание такого оборудования получается более дорогим. В целом цена за экономвариант POS-терминала может балансировать в пределах 2200-2600 долларов, более дорогие модели стоят от 3500 - 3700 до 5000 - 6000 долларов.

По мнению специалистов, лучше приобретать оборудование brand name, оно дает качество, надежность и долговременный сервис клиенту. Немаловажный фактор заключается в том, что мировые бренды гарантируют техническую поддержку и поставку комплектующих некоторых POS-терминалов даже после того, как они сняты с производства, что не могут гарантировать менее известные компании. Наиболее известны следующие марки POS-терминалов: Siemens Nixdorf, Toshiba Tec, Fujitsu, IPC POS, NCR, Omron.

POS-терминалы (POS сокращенно от Point-of-Sale) занимают большую долю в бюджете автоматизации магазина. Опыт показывает,  что правильный выбор этого кассового оборудования существенно влияет на сроки окупаемости всего проекта автоматизации и позволяет сделать инвестиции в аппаратную часть долговременными. Современные POS-терминалы (активные ККМ) обладают всеми достоинствами персональных компьютеров (ПК). Рассмотрим их основные преимущества перед компьютерами при реализации современных технологий торговли.

Монитор кассира. Нa мониторе кассира отображается информация о текущей продаже. Монитор является устройством, подлежащим обязательной сертификации вместе с POS-терминалом. Самым популярным решением для POS-терминалов долгое время был 9 монохромный монитор VGA. Сейчас выпускаются и пользуются спросом LCD мониторы с размером 1/4 VGA.

При наличии отлаженной системы 100% штрихового кодирования монитор играет роль вспомогательного информационного табло для кассира. При этом достаточно всего четырех строк. Для гибкой организации рабочeгo места кассира в точках интенсивных продаж разработаны строчные дисплеи с 2 и 4 строками. Расширяя функции штатных мониторов или полностью заменяя их, они позволяют становить системный блок POS-терминала не поля видимости кассира. Эти мониторы могут быть установлены непосредственно над конвейерной лентой кассового стола, делая возможной фронтальную посадку кассира.

Интересные возможности для нового поколения РОS-приложений открывают сенсорные мониторы. Цветной плоский экран улучшает восприятие и информативность, а ввод данных облегчается за счёт применения сенсорного экрана. Монитор кассира, клавиатура и считыватель магнитных карт могут быть интегрированы в одно многофункциональное устройство, которое устанавливается в наиболее удобной точке POS-узла. Свое применение эти мониторы находят в универмагах, супермаркетаx, ресторанах, кинотеатрах.

Сохранность данных при аварийных сбоях

Многие современные модели кассовых машин оборудованы полностью интегрированным в систему источником бесперебойного питания (например, немецкие POS-терминалы Siemens Nixdorf) который способен в случае сбоя, вызванного отключением электроэнергии, поддерживать систему в рабочем состоянии достаточно долго для того, чтобы завершить текущую операцию и корректно выйти из системы. То же касается и внешних устройств, питающихся от системного блока POS-терминала, особенно принтера, который играет важную роль в кассовых операциях. При этом система посылает пользователю предупреждения, которые помогают ему правильно действовать в аварийной ситуации.

Информация о работе Штрих-кодирование