Создание творческих проектов средствами Windows Movie Maker

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2015 в 22:53, курсовая работа

Описание работы

Объект – процесс обучения с помощью метод проектов.
Предмет – творческий проект организованный средствами Windows Movie Maker.
Исходя из объекта и предмета можно сформулировать цель исследования – апробировать метод проектов на уроках информатики и ИКТ в 9 классе с помощью средств Windows Movie Maker.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..
3
ГЛАВА I. МЕТОД ПРОЕКТОВ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

История возникновения и развития метода проектов…………...
7
Структурирование и типология проекта………………………….
15
Метод проектов – творческая деятельность учащихся………….
23
ГЛАВА II. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ УСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ И ИКТ

2.1. Реализация метода проектов на уроках информатики и ИКТ……...………………………………………………………………………

30
2.2. Обзор программы Windows Movie Maker………………………….
32
2.3.Создание творческих проектов средствами Windows Movie Maker
41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..…
48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….
51

Файлы: 1 файл

диплом катюшки).doc

— 1.28 Мб (Скачать файл)

В настоящее время метод проектов вновь приобрёл довольно широкую популярность. Это обусловливается, прежде всего, наличием кризисных явлений во всех областях общественной жизни, включая сферу образования. Разрушение прежней системы образования, централизованной, ориентированной на выполнение исключительно государственного социального заказа, привело к состоянию растерянности многих и многих педагогов, образовательных учреждений, органов управления образованием.

В настоящее время метод проектов всё чаще и чаще рассматривают как систему обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно и последовательно усложняющихся практических заданий – проектов.

Метод проектов имеет достаточно широко проработанную педагогическую и технологическую базу, поэтому исследователи, в том числе большинство авторов учебных пособий и программ, отмечают, что «повысить эффективность образовательного процесса, гарантировать наилучшим образом достижения учащихся запланированных результатом обучения позволит метод

 проектов» [11, с.109].

Метод проектов уже получил достаточно широкое распространение в российской образовательной практике. В условиях, когда требуется плавный, эволюционный переход от традиционных методик обучения к процессуальным (терминологии М. В. Кларина – ориентированным на сам процесс решения проблем и поиска информации, а не на усвоение конечной суммы знаний), метод проектов может стать наиболее оптимальным инструментом формирования ключевых компетенций, поскольку он «привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями» [24].

Согласно данному подходу сама программа школы может быть определена как ряд приобретаемых в ходе обучения элементов разного опыта, связанных между собой таким образом, что сведения, полученные из одного опыта, служат развитию и обогащению новым опытам. Таким свойством обладает деятельность, которая связана с окружающей ребёнка реальностью и основывается на актуальных детских интересах.

А это значит, что часть школьной программы может создаваться самими детьми совместно с учителем в процессе обучения и наполняться, прежде всего, фактами и стимулами их окружающей действительности. При таком построении учащиеся оказываются в различных жизненных ситуациях, сталкиваются с затруднениями, преодолевают их как интуитивно или с помощью сложившихся привычек и умений, так и посредством новых для себя знаний, которые нужно самостоятельно добыть, найти для достижения поставленной практической цели.

Использование метода проектов в школьной практике позволяет:

    • активизировать познавательную деятельность учащихся;
  • сформировать у учащихся умения и навыки обще - учебного (постановка учебной проблемы, выбор способа достижения цели, планирование самостоятельной работы на уроке и вне школы, организация мыслительной деятельности, оценка результатов своих действий) и коммуникативного характера (организация внутригруппового сотрудничества, совместная выработка решения, публичное выступление, презентация результатов работы и др.).

Ряд исследователей целями проектного обучения считают следующие:

  1. Способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения, его самореализации и рефлексии. Указанное становиться возможным:

а) через проживание «ситуации успеха» (на уроке или вне урока) не на словах, а в деле почувствовать себя значимым, нужным, успешным, способным преодолевать различные проблемные ситуации;

б) через осознание себя, своих возможностей, своего вклада, а также личностного роста в процессе выполнения проектного задания.

  1. Развивать у учащихся осознание значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий; вдохновлять детей на развитие коммуникабельности. Как известно из практики, в любой сфере жизнедеятельности социально важным является умение не только высказать свою тоску зрения, свой подход к решению проблемы, но и выслушивать и понять другую, и, в случае несогласия, уметь конструктивно (т. е. с желанием использовать позитив, а не разрушать) критиковать альтернативный подход для того, чтобы в итоге найти решение синтезирующее, удерживающее позитивы каждого предложения.
  2. Развивать исследовательские умения (анализировать проблемную ситуацию, выявлять проблемы, осуществлять отбор необходимой информации из литературы, проводить наблюдения практических ситуаций, фиксировать и анализировать их результаты, строить гипотезы, осуществлять их проверку, обобщать, делать выводы) [22].

Указанные цели достигаются через особую организацию образовательного пространства, влияющую на разные аспекты и стороны личности, создавая условия для появления у неё мотива к самоизменению, личностному росту,  способности к реализации собственной «Я-концепция» («Я могу, «Я хочу», «Я нравлюсь» и так далее), для освоения интеллектуальных средств познания и исследования мира (процессов, явлений, событий, свойств, законов и закономерностей, отношений и другого) [22].

Е. С. Полат отмечает, что главное в методе проектов – стимуляция «интереса учащихся к определённым проблемам, предполагающим владение определённой суммой знаний и через проектную деятельность предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие рефлекторного … или критического мышления» [22].

Метод проектов может быть реализован во многих учебных областях, одной из которых является область информационных технологий.  При обучении курсу информатики педагоги активно используют проекты, при этом чаще, чем на других школьных предметах. Это связано с сильным прикладным компонентом предмета. «Информатика и ИКТ» – особенный школьный предмет, в том числе и в вопросе организации учебной деятельности учащихся. Что всегда выгодно отличало информатику от других школьных предметов при организации проектной деятельности учащихся, так это возможность в процессе работы над проектом получить реальный продукт, который может быть использован не только в рамках самого предмета, но и вне учебной деятельности, в реальной жизни. Новые подходы к организации деятельности учащихся в первую очередь, требуют от самого участника деятельности стать «продуктом» собственной активности, «выращивать» компетенции на каждом этапе проектирования. Таким образом, перед учителем стоит задача организовать условия, провоцирующие такую деятельность. При этом изучаемый материал выступает как материал для создания этих условий, в которых учащийся будет осваивать характерные для данной области знаний способы действия, т.е. приобретать некоторые способности.

Виктория Аркадьевна Власенко указывает на принципиальное назначение метода проектов – научить детей самим ставить задачу, т. е. из потока информации вычленять то, что значимо, и к уже вычлененным данным (условиям задачи) прилагать заученные формулы. Причём она указывает на первичность умения постановки задачи перед обладанием конкретным набором знаний по предмету. При возникновении у субъекта необходимости использовать определённые знания для решения некоторой проблемы отсутствие нужных внутренних ресурсов при проектной организации обучения некритично. Важно вовремя выявить дефицит внутренних ресурсов и спланировать деятельность по привлечению внешних ресурсов (учебников, учителя, одноклассников, и других источников информации) для компенсации или восполнения выявленного дефицита [5].

В целом, исходя из рассуждений В. А. Власенко, можно сформулировать следующие обязательные требования к методу проектов на уроках информатики:

  • проблемность (т. е. отсутствие предзаданного алгоритма решения учебной ситуации) и вытекающая отсюда необходимость самостоятельной постановки задачи, т. е. перевода набора эмпирических данных в вид «условий» задачи с определённым алгоритмом решения;
  • вариативность решения (вариантов решения всегда больше, чем один, как оно и бывает в реальной жизни, и учащиеся должны это осознавать и не бояться рассуждать и делать ошибки, главное – уметь их корректировать);
  • интегративность (проектная учебная ситуация должна выходить за пределы любого учебного предмета, поскольку проблема в реальной жизни представляется связанной с множеством факторов и областей существование –

поэтому интегративный момент усилит мотивацию и максимально приблизит проект к реальности).

Метод проектов нацелен на развитие личности учащихся, их самостоятельности, творчества. Он способствует развитию таких личностных качеств учащихся, как самостоятельность, инициативность, способность к творчеству, рефлексии. Именно поэтому учитель информатики и ИКТ              Л. А. Кочнева отмечает, что выбор метода проектов, в качестве дополняющего к традиционной форме обучения обусловлен рядом факторов, выгодно отличающих его от других методов: прежде всего, это возможность увязать метод проектов с классно-урочной системой обучения без больших организационных преобразований, производить планирование хода усвоения знаний учащихся, как на продолжительном интервале времени, так и оперативно, своевременно идентифицировать уровень компетентности учащихся.

Опыт продуктивных школ показал, что так называемые «запущенные» и «трудные» подростки, уходят из традиционных школ, быстро вписываются в систему новых требований самоорганизации, личностной мотивации, самоконтроля и адекватной самооценки. Это лишь потому, что продуктивное образование строится на максимальном поощрении и обеспечении выбора подростка и его индивидуальной заинтересованности содержанием и формами собственной учёбы и работы, чего не делает традиционная школа, где доминирует единообразие стандартов обучения и подхода к учащимся. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.

 

1.2. Структурирование и типология проекта

 

Чтобы овладеть методом проектов, необходимо, прежде всего, знать, что проекты могут быть разными и использование их в учебном процессе требует от учителя серьёзной подготовительной работы.

Основные требования к использованию метода проектов

  1. Наличие значимой в исследовательском творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для её решения (например, исследование демографической проблемы в разных регионах мира; создание репортажей из разных концов земного шара по одной проблеме; проблема влияния кислотных дождей на окружающую среду; проблема размещения различных отраслей промышленности в разных регионах и т.д.).
  2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например, доклад в соответствующие службы демографическом состоянии данного региона, факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, прослеживающихся в развитии данной проблемы; план мероприятий по охране леса в разных местностях; совместное сочинение нескольких учащихся; сценарий школьного спектакля и т. д.).
  3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.
  4. Определение конечных целей совместных/ индивидуальных проектов.
  5. Определение базовых знаний из различных областей, необходимых для работы над проектом.
  6. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
  7. Использование исследовательских методов, предусматривающих определённую последовательность действий:
  • определение проблемы, вытекающей из неё задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода «мозговой атаки», «круглого стола»);
  • выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования;
  • обсуждение методов исследования (статистических, экспериментальных, наблюдений и пр.);
  • обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчётов, просмотров и пр.);
  • сбор, систематизация и анализ полученных данных;
  • подведение итогов, оформление результатов, их презентаций;
  • выводы, выдвижение новых проблем исследования.

Не владея достаточно свободно исследовательскими, проблемными, поисковыми методами, умением вести статистику, обрабатывать данные, не владея определёнными методами различных видов творческой деятельности, трудно говорить о возможности успешной организации проектной деятельности учащихся. Это как бы предварительное условие успешной работы по методу проектов. Кроме того, необходимо владеть и технологией самого проектного метода [24].

Чёткость организации проектирования определяется чёткостью и конкретностью постановки цели, выделением планируемых результатов, констатацией исходных данных. Весьма эффективно применение небольших методических рекомендаций или инструкций, где указываются необходимая и дополнительная литература для самообразования, требования учителя к качеству проекта, формы и методы количественной и качественной оценки результатов. Иногда возможно выделить алгоритм проектирования или другое поэтапное разделение деятельности.

Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В одних случаях эта тематика может формулироваться специалистами органов образования в рамках утверждённых программ. В других, выдвигаться учителем с учётом учебной ситуации по своему предмету, естественных профессиональных интересов, интересов и способностей учащихся. В-третьих, тематика проектов может предлагаться и самими учащимися, которые, естественно, ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные.

Тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопроса школьной программы с целью углубить знания отдельных учащихся по этому вопросу, дифференцировать процесс обучения. Чаще, однако, темы проектов, особенно рекомендуемые органами образования, относятся к какому-то практическому вопросу, актуальному для практической жизни и вместе с тем, требующему привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а из разных областей, их творческого мышления, исследовательских навыков.

Информация о работе Создание творческих проектов средствами Windows Movie Maker