Создание творческих проектов средствами Windows Movie Maker

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2015 в 22:53, курсовая работа

Описание работы

Объект – процесс обучения с помощью метод проектов.
Предмет – творческий проект организованный средствами Windows Movie Maker.
Исходя из объекта и предмета можно сформулировать цель исследования – апробировать метод проектов на уроках информатики и ИКТ в 9 классе с помощью средств Windows Movie Maker.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..
3
ГЛАВА I. МЕТОД ПРОЕКТОВ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

История возникновения и развития метода проектов…………...
7
Структурирование и типология проекта………………………….
15
Метод проектов – творческая деятельность учащихся………….
23
ГЛАВА II. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ УСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ И ИКТ

2.1. Реализация метода проектов на уроках информатики и ИКТ……...………………………………………………………………………

30
2.2. Обзор программы Windows Movie Maker………………………….
32
2.3.Создание творческих проектов средствами Windows Movie Maker
41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..…
48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….
51

Файлы: 1 файл

диплом катюшки).doc

— 1.28 Мб (Скачать файл)

Творческие работы представляются учащимися в разной форме, в зависимости от целей и содержания. Выполненные работы рецензируются учителями - предметниками, потом представляются на различных уровнях. Часть из них заслушивается на кафедрах и методических объединениях, где учащийся может получить дельный совет и критические замечания для улучшения работы. Учащиеся выступают со своими исследованиями на уроках, классных часах, конференциях.

 Рассматривая творческую деятельность учащегося, необходимо учитывать, что каждый учащийся обладает личностно – ориентированным набором творческих способностей. Специфика организации обучения в творчестве состоит в том, чтобы найти индивидуальный подход к каждому учащемуся и создать такие условия, в которых учащийся мог раскрыть свои личностные качества в полной степени. Использование творческой деятельности способствует не только накоплению суммы знаний, умений и навыков, но и подготовке учащегося как субъекта своей образовательной деятельности.

В качестве одной из форм обучения, стимулирующих учащихся к творческой деятельности, можно предложить создание одним учащимся или группой учащихся мультимедийного ролика, сопровождающего изучение какой-либо темы занятия по определенному предмету.

В этом случае каждый из учащихся имеет возможность самостоятельного выбора формы представления материала, компоновки и дизайна кадров. Кроме того, появляется возможность использовать все доступные средства мультимедиа, для того, чтобы сделать материал наиболее зрелищным.

Роль учащегося и учителя при создании проекта

Учитель должен отказаться от своей традиционно доминирующей роли в процессе присвоения учащимся знаний и стать организатором проектной деятельности. Выполнение проекта осуществляется по определенному, достаточно сложному алгоритму, и при этом каждый учащийся может выбрать любую тему проекта - все, что захочет и что сумеет сделать, учитывая свои интересы, наклонности, способности и решая определенную проблему.

Роль учителя при выполнении проектов изменяется в зависимости от этапов работы над проектом. Но на всех этапах учитель выступает как помощник. Педагог не передает знания, а направляет деятельность учащегося, то есть учитель:

Консультирует. Провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации, трансформируя образовательную среду и т.п. При реализации проектов учитель в классе – это консультант, который должен удержаться от подсказок даже в том случае, когда видит, что учащиеся «делают что-то не то». Во время консультирования важно отвечать только на возникающие у учащихся вопросы.

Мотивирует. Высокий уровень мотивации в деятельности – залог успешной работы над проектом. Во время работы учитель должен придерживаться принципов, раскрывающих перед учащимися ситуацию проектной деятельности как ситуацию выбора и свободы самоопределения.

Фасилитирует. Помощь учащимся при работе над проектом выражается не в передаче знаний и умений, а в помощи в самостоятельном усвоении учащимся этих знаний и умений. Учитель также не указывает в оценочной форме на недостатки или ошибки действий учащегося, несостоятельность промежуточных результатов. Он провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации, трансформируя образовательную среду (например, организация групповой дискуссии, постановка вопросов, ответы на которые учащемуся заведомо неизвестны, постановка вопросов, ответы на которые прозвучат абсурдно, раскрывая противоречия в решениях и способах деятельности, принятых учащимися, контекстный пересказ ситуаций, помещение в пространство классной комнаты предметов, порождающих определенные ассоциации и т.д.).

Наблюдает. Следует особо отметить, что при использовании метода проектов помимо оценки продукта проектной деятельности необходимо отслеживать такой результат, как психолого-педагогический эффект – формирование личностных качеств, рефлексии, самооценки, умения делать осознанный выбор и осмысливать его последствия.

Роль учащихся в учебном процессе принципиально меняется в работе над проектом: они выступают активными его участниками, а не пассивными статистами. Другими словами, учащийся становится субъектом познавательной деятельности. При этом учащиеся свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели. Им никто не навязывает, как и что делать.

Следует признать, что каждый учащийся имеет право:

    • не участвовать ни в одном из предложенных проектов,
    • участвовать одновременно в разных проектах в разных ролях,
    • в любой момент начать новый проект.

С самого начала учащийся оказывается в ситуации неопределенности, но именно это и стимулирует его познавательную активность. С другой стороны, ситуация неопределенности при выполнении проекта вызывает у учащихся специфические сложности, которые носят объективный характер. Учащимся трудно:

  • намечать ведущие и текущие (промежуточные) цели и задачи,
  • искать пути их решения, выбирая оптимальный при наличии альтернативы,
  • осуществлять и аргументировать выбор, предусмотреть последствия выбора,
  • действовать самостоятельно (без подсказки учителя),
  • сравнивать полученное с требуемым,
  • корректировать деятельность с учетом промежуточных результатов,
  • объективно оценивать процесс и результат проектирования.

Преодоление этих трудностей является одной из ведущих дидактических целей метода проектов. При этом у учащихся вырабатывается собственный аналитический взгляд на информацию и уже не действует заданная учителем оценочная схема: «это верно, а это – нет».

Роль учащегося при выполнении проекта изменяется в зависимости от этапов работы. Но на всех этапах он:

Выбирает (принимает решения). Следует помнить, что право выбора, предоставляемое учащемуся, не только является фактором мотивации, формируя чувство причастности. Выбор должен закрепиться в сознании учащегося как процесс принятия на себя ответственности.

Выстраивает систему взаимоотношений с людьми. Речь идет не только о ролевом участии в командной работе. Взаимодействие с учителем-консультантом позволяет освоить еще одну ролевую позицию. Выход за пределы школы в поисках информации или для проверки (реализации) своей идеи заставляет вступать во взаимоотношения со взрослыми людьми (библиотекарь, дворник и т.п.) и сверстниками с новых позиций. В отношении взрослых происходит переход с позиций социальной инфантильности (он – ответственный опекун, я – безответственный потребитель) на позиции сотрудничества (он – профессионал, выполняющий свою работу, принимающий решения; я – человек, делающий конкретное дело и несущий за него ответственность).

Оценивает. На каждом этапе возникают различные объекты оценки. Учащийся оценивает «чужой» продукт – информацию с позиций ее полезности для проекта, предложенные идеи с позиций их реалистичности и т.п. В то же время он оценивает продукт своей деятельности и себя в процессе этой деятельности. Для того чтобы научить учащихся адекватно оценивать себя и других, необходимо дать им возможность поразмышлять над тем, что дало каждому из них участие в проекте, каковы слагаемые успеха, что не удалось (непонимание, недостаток информации, неадекватное восприятие своих возможностей и т.д.). Даже не самый удавшийся проект имеет большое положительное педагогическое значение. Анализ (самоанализ) объективных и субъективных причин неудач, неожиданных последствий деятельности, понимание ошибок усиливают мотивацию для дальнейшей работы, например, формирует личный интерес к новому знанию, если ситуацию «провала» проекта создала неудачно подобранная информация.

Таким образом, можно сказать, что метод проектов на протяжении долгого времени своей эволюции стал одним из действенных способов развития творческого мышления у учащегося. В настоящее время метод проектов актуален, реализуется во многих школах. Но необходимо отметить, что при всем многообразии возможностей использования данного метода существует большие проблемы в его применении.

Каждый тип проекта характеризуется тем или иным видом координации, сроком исполнения, этапностью, количеством участников, поэтому, разрабатывая тот или иной проект, надо иметь в виду характерные особенности каждого типа проекта.

 

ГЛАВА II. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ УСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ И ИКТ

 

 

2.1 Реализация  метода проектов на уроках  информатики и ИКТ

 

Образованные творческие личности востребованы во всех сферах современной жизни, особенно в сфере образования. Именно они двигают научно-технический и социальный прогресс. Тем не менее, в современной средней школе уделяется недостаточное внимание творческому развитию личности. Более того, развитие культуры мышления и интеллекта - зачастую побочный процесс, зависящий в большей степени от активности самого учащегося, а не от действий педагога. Массовая школа ориентирована на обучение, которое сводится к запоминанию приемов действия, типовых способов решения, стандартных алгоритмов.

Современные информационные технологии породили новые цели обучения, которые заключаются не только в прямой передаче знаний и умений, а открывают для учителя новые возможности для поддержания и направления развития личности учащегося.

Компьютер как новое средство обучения, раскрывает в должной мере возможности, когда он ориентирован на творческой личности, ее образного мышления, воображения, фантазии, эмоциональной сферы [24].

Перед всеми учителями стоит сложная задача не только научить, но и заинтересовать учащихся, сделать так, что бы детям нравилось то, что они делают. Только тогда учащийся с удовольствием идет на урок и с радостью выполняет поставленную задачу. Все люди в любом возрасте любят играть, рисовать, творить.

Важно, чтобы дети были раскрепощены, вместе с учителем «творили» урок. Ведь не только и не столько знания и владение учащимися персонального компьютера (ПК) определяет эффективность процесса обучения информатики, сколько готовность и желание детей участвовать в общении. Основной двигатель изучения предмета – радость познания, чувство комфорта и положительные эмоции. Через общение дети знакомятся с новыми понятиями, учатся употреблять их.

Развитие познавательного интереса и творческих способностей учащихся дает большой обучающий, развивающий и воспитывающий эффект: у детей формируются прочные, глубокие знания по информатике, рождаются творческие интересные работы.

Современные дети приходят в школу с определенным багажом различной информацией и уже знакомые с компьютером. Правда, это знакомство на 90% составляет игровой опыт. Одна из задач школьных уроков информатики в части применения информационных технологий – приобщить этих «игроманов» к широчайшему спектру применения компьютера: в образовании, быту, творчестве, профориентации и т. д. Именно создание учащимися творческих учебных работ помогает достигнуть высокого результата на пути решения этой задачи. Чаще всего творческие работы представляют собой продукт проектной деятельности [24].

В проектной деятельности ребёнок наиболее ярко проявляет свои способности, раскрывает своё мироощущение, открывает для себя что-то новое. В то же время, богатые возможности современного программного обеспечения позволяют подходить к работе творчески и нестандартно.

Опыт применения метода проектов дает возможность выделить два уровня тем для проектирования:

Тематические – это, как правило, индивидуальные проблемные задания, сравнительно небольшие по объему и включающие во все возможные варианты решения, вновь полученные знания;

Итоговые –это, как правило, объемные проблемные задания для рабочих групп, состоящих из нескольких учащихся, выполняемые на протяжении длительного периода времени.

В школе на уроках информатики перед учащимися ставится учебная цель и дается максимально возможная самостоятельность для выполнения учебного проекта. Учащиеся могут выбрать делового партнера по проектной работе, проблемную область, задачу из предложенных, что позволяет создавать работоспособные группы и учитывать предметные склонности учащихся.

На пропедевтическом этапе изучение информатики и ИКТ (5-7 класс) один проект выполняется, как правило, за один урок. Самыми любимыми темами, в силу развитого образного восприятия в этом возрасте, стали проекты, выполненные в среде графического редактора Paint: «Открытка маме», «Елочная игрушка», «Мои летние каникулы». При изучении темы «Алгоритмизация» учащиеся творчески выполняют алгоритмы, выступая в роли «заказчика», создавая заготовки для построения алгоритмов.

При изучении базового курса (8-9 классы) в проекты учащихся добавляется исследовательская деятельность. Чтобы составить генеалогическое древо своей семьи необходимо общение с представителями старших поколений (бабушки, прабабушки), а итогом становится проект «Иерархическая модель. Генеалогическое древо семьи», выполненный средствами векторной графики в Word. С огромным удовольствием выполняются и проекты-презентации на тему «Моя семья» в PowerPoint. В этом же приложении осуществляются и групповые проекты «Мой класс», «Моя школа».

Но необходимо отметить, что также широко используется и альтернатива программе PowerPoint при выполнении творческих проектов на уроках информатики – это видеоредактор Windows Movie Maker.

 

2.2. Обзор программы Windows Movie Maker

 

Windows Movie Maker – это бесплатная программа для создания и редактирования любительских фильмов, которая входит в комплект операционных систем семейства Microsoft Windows.

С помощью этой программы можно создавать монтировать и демонстрировать свои фильмы прямо на домашнем ПК при выполнении простых операций перетаскивания мышью. Программа позволяет добавлять специальные эффекты, дикторский текст и музыку. После создания фильма Вы сможете записать его на компакт-диск, отослать друзьям и знакомым по электронной почте или выложить его в Интернете.

Информация о работе Создание творческих проектов средствами Windows Movie Maker