Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2015 в 22:53, курсовая работа
Объект – процесс обучения с помощью метод проектов.
Предмет – творческий проект организованный средствами Windows Movie Maker.
Исходя из объекта и предмета можно сформулировать цель исследования – апробировать метод проектов на уроках информатики и ИКТ в 9 классе с помощью средств Windows Movie Maker.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..
3
ГЛАВА I. МЕТОД ПРОЕКТОВ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ
История возникновения и развития метода проектов…………...
7
Структурирование и типология проекта………………………….
15
Метод проектов – творческая деятельность учащихся………….
23
ГЛАВА II. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ УСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ И ИКТ
2.1. Реализация метода проектов на уроках информатики и ИКТ……...………………………………………………………………………
30
2.2. Обзор программы Windows Movie Maker………………………….
32
2.3.Создание творческих проектов средствами Windows Movie Maker
41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..…
48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….
51
Тем для проектов неисчерпаемое множество и перечислить хотя бы наиболее целесообразные очень сложно, так как это всё творчество, которое нельзя регламентировать.
Результаты выполнения проектов должны быть материальны, т.е. каким-то образом оформлены (видеофильм, альбом, компьютерная газета, альманах, доклад и т.д.).
Метод проектов можно применять как в обычном классе в виде самостоятельной, индивидуальной или групповой работы учащихся в течение различного по продолжительности времени, так и с использованием современных средств информационных технологий.
Типология проектов
Значение типологии проектов поможет учителям при разработке проектов, их структуры, при координации деятельности учащихся в группах. К типологическим признакам можно отнести:
1. Доминирующий в проекте метод:
В соответствии с первым признаком можно наметить следующие типы проектов:
Творческие
Следует отметить, что проект всегда требует творческого подхода и в этом смысле любой проект можно назвать творческим. При определении типа проекта выделяется доминирующий аспект. Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Она только намечается и далее развивается, подчиняясь жанру конечного результата, обусловленной этим жанром и принятой группой логике совместной деятельности, интересам участников проекта. Следует договориться о планируемых результатах и форме их представления в совместной газете, сочинении, видеофильме, драматизации, спортивной игре, празднике, экспедиции. Однако оформление результатов проекта требует чётко продуманной структуры в виде сценария видеофильма, драматизации, программы праздника, плана сочинения, статьи, репортажа и так далее, дизайна и рубрик газеты, альманаха, альбома и прочее [10].
Исследовательские проекты
Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры проекта, обозначенных целей, актуальности проекта для всех участников, социальной значимости, продуманных методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов.
Приключенческие, игровые проекты
В таких проектах структура также только намечается и остаётся открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определённые роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь к концу. Степень творчества здесь очень высока.
Практико-ориентированные проекты
Эти проекты отличает чётко обозначенный с самого начала результат деятельности участников проекта. Этот результат обязательно носит чётко ориентированный на социальные интересы, интересы самих участников результата (газета, документ, видеофильм, спектакль, справочный материал и так далее).
Такой проект требует хорошо продуманной структуры, сценария всей деятельности его участников с определением функции каждого из них. Особенно важна хорошая организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, в организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику [4].
Монопроекты.
Как правило, такие проекты проводится в рамках одного предмета. При этом выбираются наиболее сложные разделы или темы (например, в курсе физики, биологии, истории и т.д.) в ходе серии уроков. Разумеется, работа над монопроектами предусматривает подчас применение знаний и из других областей для решения той или иной проблемы. Но сама проблема лежит в русле физического или исторического знания и т.д. Подобный проект так требует тщательной структуризации по урокам с четким обозначением не только целей, но и задач, но и тех знаний, умений, которые учащиеся предположительно должны приобрести в результате. Часто работа над такими проектами имеет свое продолжение в виде индивидуальных или групповых проектов во внеурочное время (например, в рамках научного общества учащихся) [4].
Информационные проекты
Эти проекты направлены на сбор информации о каком-либо объекте, ознакомление участников проекта с этой информацией, её анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты так же, как и исследовательские требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической корректировки по ходу работы над проектом.
2. Доминирующий в проекте
3. По характеру контактов между участниками:
Эти проекты представляют собой исключительный интерес, так как для их реализации требуются средства информационных технологий.
4. По количеству участников
В последнем случае очень важно правильно, с методической точки зрения, организовать групповую деятельность участников проекта (как в группе своих учащихся, так и в объединённой группе ребят из различных школ, стран).
5. По продолжительности
6. По характеру координации
В реальной практике чаще всего приходиться иметь дело со смешанными типами проектов, в которых имеют признаки творческих и исследовательских (например, одновременно практико-ориентированных и исследовательских).
Таким образом, можно сказать, что метод проектов на протяжении долгого времени своей эволюции стал одним из действенных способов развития творческого мышления у учащегося. В настоящее время метод проектов актуален, реализуется во многих школах, но, к сожалению, крайне мало применяется на уроках информатики, что на наш взгляд является одним из допущений системы образования в России. Но необходимо отметить, что при всем многообразии возможностей использования данного метода существует большие проблемы в его применении.
Каждый тип проекта характеризуется тем или иным видом координации, сроком исполнения, этапностью, количеством участников, поэтому, разрабатывая тот или иной проект, надо иметь в виду признаки и характерные особенности каждого из них куда входят:
1.3. Метод проектов – творческая деятельность учащихся
В европейских языках слово «проект» заимствовано из латыни: причастие projectus означает «выброшенный вперед», «выступающий», «бросающийся в глаза», то есть прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности, а проектирование превращается в процесс создания проекта. Таким образом, проект создает то, чего еще нет; он требует всегда иного качества или показывает путь к его получению.
«Метод» в данном случае является дидактической категорией. Это совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельностью. Это путь познания, способ организации процесса познания.
В основу метода проектов положена идея, составляющая понятия «проект», его прагматическая направленность на результат, который достигается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.
Метод проектов всегда предполагает решение учащимся какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов и средств обучения, а с другой — необходимость интегрирования знаний и умений из различных предметных областей [9].
Метод проектов, как и любой другой метод, может быть реализован с помощью различных средств обучения, в том числе и с использованием новых информационных технологий. Это могут быть современные средства: компьютерные телекоммуникации, электронные базы данных, виртуальные библиотеки, кафе, музеи, видео, мультимедийные средства, аудио- и видеоконференции, факс, радиосвязь и другое. Поэтому можно сказать, что метод проектов переживает сегодня второе рождение, так как открываются новые возможности для коммуникации.
При дидактически правильном использовании метода в полной мере реализуется развивающая и воспитывающая составляющие учебного процесса. Формирование устойчивого интереса у учащихся к данной форме учения является обязательной педагогической задачей, решаемой учителем. Навыки ученического самоуправления, формируемые и совершенствуемые при коллективных формах деятельности, создают предпосылки для максимального использования умственных способностей каждого учащегося, позволяют проявить ему свою неповторимую индивидуальность на отдельных этапах деятельности. При этом учащиеся самоопределяют круг возможных проблем для индивидуального и для коллективного решения возникающих проблем.
Идеальным педагогическим вариантом можно рассматривать деятельность учащихся по методу проектов, когда она согласуется с индивидуальными мотивами и потребностями учащегося, что в реальном педагогическом процессе трудноосуществимо.
В школе перед учащимися ставится учебная цель и дается максимально возможная самостоятельность для выполнения учебного проекта. Учащиеся могут выбрать делового партнера по проектной работе, проблемную область, задачу из предложенных, что позволяет создавать работоспособные группы и учитывать предметные склонности учащихся.
Опыт использования данного метода дает возможность сделать вывод о том, что метод проектов ориентирован не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых, порой и путем самообразования.
С внедрением проектного метода обучения, в основе которого лежат исследовательская и творческая деятельность, появляется возможность на различных уроках, факультативах, дополнительных занятиях углублять и закреплять знания, полученные по другим предметам.[9]
Работа над проектом развивает инициативу, творческий потенциал, коммуникативные способности, умение работать в команде, прививает общую информационную культуру учащегося, реализует индивидуальный подход в обучении учащихся, является платформой для реализации межпредметных связей.
Современная система образования характеризуется дифференцированным подходом к обучению: каждый предмет изучается отдельно, сам по себе, в отрыве от реальной жизни. Такой подход приводит к тому, что после окончания учебного заведения учащимся необходимо заново учится применять полученные знания на практике.
От того, как учащийся может применить свои знания, насколько он компетентен в широком внешкольном контексте, зависит его будущее самоопределение. Это не только умение добывать и применять знания, это коммуникативные навыки, навыки самоконтроля и самооценивания, развитие творческих способностей.
Информация о работе Создание творческих проектов средствами Windows Movie Maker