Технология хранения, поиска и сортировки информации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2015 в 19:49, лекция

Описание работы

Как известно, успешное освоение курса во многом зависит от методов и
форм его организации. Анализ существующих методов изучения СУБД показывает, что традиционные методики не могут быть с достаточной степенью эффективности перенесены на элективные курсы в силу особенностей целей и задач последних. Следовательно, одной из актуальных задач методики обучения СУБД в элективном курсе информатики становится задача ее модернизации в соответствии со спецификой профильного обучения.
Таким образом, проблема исследования обусловлена противоречием между целями, задачами элективных курсов информатики, направленных на формирование умений использования технологий баз данных при решении практических задач из различных сфер человеческой деятельности, и существующей методикой обучения базам данных, во многом неадекватной назначению элективных курсов информатики.

Содержание работы

Введение
1. Место темы «Технология хранения, поиска и сортировки информации» в школьном курсе информатики………………………………………………………...11
2. Тематическое планирование по информатике в 11 классе……………………..........15
3. Урок 1,2 Базы данных. Организация данных, модели баз данных. Система управления базами данных Access. …………………………......................................17
5. Урок 3,4 Создание базы данных. Обработка данных в базе данных…………………………………………………………………………………...26
6. Урок 5,6 Реляционные базы данных. Создание реляционной базы данных…………………………………….......................................................................47
7. Урок 7 Практика. Итоговая работа по базам данных.………………………………..57
8. Урок 8 Итоговая контрольная работа............................................................................59
9. Методические рекомендации……………………………………………………………….66
10. Заключение……………………………………………………………………………...67
11. Список литературы………………………………………………………………….....68
12. Методические разработки……………………………………………………………..69
13. Связь теоретического материала с итоговой аттестацией и вступительными экзаменами…………………………………………………………………………………….75
Дополнительный материал

Файлы: 1 файл

методическая разработка.doc

— 1.57 Мб (Скачать файл)

 

  1. Определить название реки, на которой расположено самое большое водохранилище.

 

  1. Определить названия водохранилищ, созданных в период с 1950 по 1970 год.

 

  1. Удалить из базы данных поле Река.

 

  1. Вставить между 4-ой и 5-ой записью следующую запись:

Осиповическое      Бобрик      1953         12        8,5

 

  1. Выдать отчет. Поля отчета:
  • Водохранилище
  • Глубина (по убыванию значения глубины)
  • Площадь

Подвести итог. Найти общую площадь всех водохранилищ и их среднюю глубину.

Вариант 7

Теоретическая часть

 

  1. Поле - это:

                      А) вся информация из базы данных;

                      Б)  вся информация об одном  объекте;

                      В)  часть записи, содержащая одинаковую  по смыслу  информацию   

                            для  всех объектов;

                      Г)  ничего из перечисленного  выше;

 

  1. Что такое сортировка?

Практическая часть

  1. Создайте и заполните базу данных:

Созвездия

Созвездие

Название

Величина

Склонение

Цвет

Тельца

Альдебаран

1,06

22,2

Оранжевый

Ориона

Ригель

0,34

16,9

Красный

Орла

Альтаир

0,89

40,9

Белый

Девы

Спика

1,21

47,8

Оранжевый

Скорпиона

Антарес

1,22

16,7

Красный

Близнецы

Кастор

1,99

2,6

Белый


 

  1. Определить созвездие, имеющее белый цвет.

 

  1. Определите созвездия, имеющие величины в промежутке от 1,0 до 1,5.

 

  1. 6.Удалить поле Название.

 

  1. Вставить запись между 3 и 4-ой, следующего содержания:

Лиры           Вега               0,14           43,1               Голубой

 

  1. Выдать отчет. Поля отчета:
  • созвездие
  • цвет
  • величина
  • склонение (в убывающем порядке)

Подвести итоги. Найти максимальную величину и среднее склонение.

        1. Подведение итогов урока.

Оцените работу каждого учащегося.

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ:

 

    1. Представленные конспекты уроков охватывают весь изучаемый в средней школе  материал по теме «Технология хранения, поиска и сортировки информации».
    2. Разработанные уроки подходят как для программы изучения информатики по учебникам Угриновича Н.Д., так и по программе изучения по учебникам Семакина И.Г.
    3. При непрерывном изучении информатики, начиная с 8 класса средней школы, в среднем звене при работе с учебниками Семакина И.Г. по данной теме можно провести уроки 1,2.
    4. При использовании учебника Семакина И.Г. в старшем звене, в 10 классе проводятся уроки 3,4; в 11 классе – уроки 5,6.
    5. При использовании учебника Угриновича Н.Д. в старшем звене, в 10 классе проводятся уроки 3,4; в 11 классе – уроки 5,6.
    6. При работе в профильном классе по учебнику Семакина И. Г. «Информатика X-XI» дополнительно изучается тема – Проектирование информационной системы.

 

Заключение

 

            Продуктивная работа с громадными  объёмами информации в современном  мире возможна для человека  только с помощью эффективных  методик и отработанных навыков  её структуризации, систематизации, классификации, отбора и т. д. на  основе использования информационных компьютерных технологий.

Для овладения этими методиками необходимо наличие системного мышления у учеников. Оно базируется на концепции, согласно которой данные должны быть организованы в базы данных с целью адекватного отображения изменяющегося реального мира и удовлетворения информационных потребностей пользователей, которые создаются и функционируют под управлением специальных программных комплексов, называемых системами управления базами данных (СУБД).

Целью  работы было рассмотрение различных аспектов преподавания темы «Технология хранения, поиска и сортировки информации» по программам разных авторов и составление на основе этих программ  методического блока уроков, соответствующих требованиям к уровню подготовки выпускников по данной теме; сбор и классификация по темам различного дидактического материала.

 

Были рассмотрены программы преподавания информатики в среднем и старшем звене школы Угриновича Н.Д., Семакина И.Г., Гейна А.Г..

 

      Разработаны конспекты 8 уроков для изучения темы «Технология хранения, поиска и сортировки информации я», ориентированные на работу как в среднем звене (9 класс), так и в старшем звене по разным программам. К каждому уроку подобран дидактический материал – для проведения урока, для изучения новой темы, для закрепления материала, для домашних и проверочных работ.

 

   Предложен также дополнительный материал – тест, кроссворд, варианты заданий для итоговых, вступительных экзаменов.

 

К каждому уроку прилагается список литературы, где подробно указаны параграфы и разделы учебников, где рассматривается данная тема, номера заданий, примеров и дополнительного материала.

 

Список литературы

 

    1.  Бешенков С.А., Ракитина Е.А. Информатика. Систематический курс. Учебник для 10 класса. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001.
    2. Кузнецов А. А. Информатика. Тестовые задания./ Кузнецов А.А., Пугач В. И., Добудько Т. В., Матвеева Н. В. – 2-е изд., испр. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2003.-232 с.
    3. Максаковский В. П. Экономическая и социальная география мира: учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений / В. П. Максаковский.-16 –е изд., испр.-М.: Просвещение, 2008.-398 с.
    4. Мейер М. Теория реляционных баз данных. -М.: Мир, 1987. - 608 с.
    5. Обязательный минимум содержания образования по информатике. Учительская газета, № 32, 12.08.97. Ж-л "Информатика и образование" 1997,

       № 6.

    1. Семакин И.,.Залогова Л, Русаков С., Шестакова Л.“Информатика” учебник по базовому курсу 7-9 классы и Задачники-практикумы к нему.
    2. Семакин И.Г. Информатика 10-й класс. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.
    3. Семакин И.Г. Информатика 11-й класс. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.
    4. Семакин И.Г. Информатика.Базовый курс. 7-9 классы. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004.
    5. Тимошок Т.В. Microsoft Access 2003. Самоучитель: - М.: Издательский дом “Вильямс”, 2004.
    6. Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов. М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.
    7. Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе: Методическое пособие. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004.
    8. Шелепаева А.Х. Поурочные разработки по информатике 8-9 классы. Шелепаева А.Х. Поурочные разработки по информатике 10-11 классы.

 

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ

 

         Тест по теме: «БАЗЫ ДАННЫХ»


1. База данных - это:

  1. совокупность данных, организованных по определенным правилам;
  2. совокупность программ для хранения и обработки больших массивов информации;
  3. интерфейс, поддерживающий наполнение и манипулирование данными;
  4. определенная совокупность информации.

2. Наиболее распространенными  в практике являются:

  1. распределенные базы данных;
  2. иерархические базы данных;
  3. сетевые базы данных;
  4. реляционные базы данных.

3. Наиболее точным аналогом  реляционной базы данных может служить:

  1. неупорядоченное множество данных;
  2. вектор;
  3. генеалогическое дерево;
  4. двумерная таблица.

4. Таблицы в базах  данных предназначены:

  1. для хранения данных базы;
  2. для отбора и обработки данных базы;
  3. для ввода данных базы и их просмотра;
  4. для автоматического выполнения группы команд;
  5. для выполнения сложных программных действий.

5. Что из перечисленного  не является объектом Access:

  1. модули;
  2. таблицы;
  3. макросы;
  4. ключи;
  5. формы;
  6. отчеты;
  7. запросы?

6. Для чего предназначены  запросы:

  1. для хранения данных базы;
  2. для отбора и обработки данных базы;
  3. для ввода данных базы и их просмотра;
  4. для автоматического выполнения группы команд;
  5. для выполнения сложных программных действий;
  6. для вывода обработанных данных базы на принтер?

7. Для чего предназначены  формы:

  1. для хранения данных базы;
  2. для отбора и обработки данных базы;
  3. для ввода данных базы и их просмотра;
  4. для автоматического выполнения группы команд;
  5. для выполнения сложных программных действий?

8. Для чего предназначены  модули:

  1. для хранения данных базы;
  2. для отбора и обработки данных базы;
  3. для ввода данных базы и их просмотра;
  4. для автоматического выполнения группы команд;
  5. для выполнения сложных программных действий?

9. Для чего предназначены  макросы:

  1. для хранения данных базы;
  2. для отбора и обработки данных базы;
  3. для ввода данных базы и их просмотра;
  4. для автоматического выполнения группы команд;
  5. для выполнения сложных программных действий?

10. В каком режиме работает  с базой данных пользователь:

  1. в проектировочном;
  2. в любительском;
  3. в заданном;
  4. в эксплутационном?

11. В каком диалоговом  окне создают связи между полями  таблиц базы данных:

  1. таблица связей;
  2. схема связей;
  3. схема данных;
  4. таблица данных?

12. Почему при закрытии  таблицы программа Access не предлагает  выполнить сохранение внесенных  данных:

  1. недоработка программы;
  2. потому что данные сохраняются сразу после ввода в таблицу;
  3. потому что данные сохраняются только после закрытия всей базы данных?

Информация о работе Технология хранения, поиска и сортировки информации