Технология хранения, поиска и сортировки информации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2015 в 19:49, лекция

Описание работы

Как известно, успешное освоение курса во многом зависит от методов и
форм его организации. Анализ существующих методов изучения СУБД показывает, что традиционные методики не могут быть с достаточной степенью эффективности перенесены на элективные курсы в силу особенностей целей и задач последних. Следовательно, одной из актуальных задач методики обучения СУБД в элективном курсе информатики становится задача ее модернизации в соответствии со спецификой профильного обучения.
Таким образом, проблема исследования обусловлена противоречием между целями, задачами элективных курсов информатики, направленных на формирование умений использования технологий баз данных при решении практических задач из различных сфер человеческой деятельности, и существующей методикой обучения базам данных, во многом неадекватной назначению элективных курсов информатики.

Содержание работы

Введение
1. Место темы «Технология хранения, поиска и сортировки информации» в школьном курсе информатики………………………………………………………...11
2. Тематическое планирование по информатике в 11 классе……………………..........15
3. Урок 1,2 Базы данных. Организация данных, модели баз данных. Система управления базами данных Access. …………………………......................................17
5. Урок 3,4 Создание базы данных. Обработка данных в базе данных…………………………………………………………………………………...26
6. Урок 5,6 Реляционные базы данных. Создание реляционной базы данных…………………………………….......................................................................47
7. Урок 7 Практика. Итоговая работа по базам данных.………………………………..57
8. Урок 8 Итоговая контрольная работа............................................................................59
9. Методические рекомендации……………………………………………………………….66
10. Заключение……………………………………………………………………………...67
11. Список литературы………………………………………………………………….....68
12. Методические разработки……………………………………………………………..69
13. Связь теоретического материала с итоговой аттестацией и вступительными экзаменами…………………………………………………………………………………….75
Дополнительный материал

Файлы: 1 файл

методическая разработка.doc

— 1.57 Мб (Скачать файл)

имя поля

тип

размер

Число

целый

 

Месяц

текстовый

 

Температура

целый

 

Давление

целый

 

Осадки

текстовый

 

Ветер

текстовый

 

Для нужных полей указать минимально необходимую ширину.

 

 

V. Домашнее задание

Уровень знания: выучить определение основных терминов и понятий.

Уровень понимания: Преобразовать приведенную ниже информацию к табличному виду, определив имя таблицы и название каждого поля: Оля, Петя, 13, пение, 14, баскетбол, Вася, Катя, 13,  хоккей, баскетбол, футбол, 15, 11, Коля, 11, танцы, Сережа.

Уровень применения: Представить информацию для базы данных "Семья" в виде иерархической, сетевой и реляционной моделей.

Творческий уровень: Придумать и описать структуру таблицы БД, которая содержит поля четырех различных типов: символьного, числового (целого или вещественного), даты, логического.

 

 

 

 

 

Литература:

 

    1. Теоретический материал построен на основе материала, изложенного в следующих печатных изданиях:

1)  Угринович Н.Информатика и ИКТ 10-11 классы Глава 11. Технология хранения, поиска и сортировки информации:

п.11.1. Базы данных;

п.11.1.1. Табличные базы данных;

п.11.1.2. Иерархические и сетевые базы данных;

п. 11.2. Система управления базами данных Ассess.

2) Семакин  И.Г. Информатика Базовый курс. 7-9 классы Глава 3. Хранение и обработка  информации в базах данных:

п. 10. Основные понятия;

п. 11. Что такое система управления базами данных.

3) Шелепаева  А.Х. Поурочные разработки по информатике 8-9 классы. Уроки 57, 58.

4) Шелепаева  А.Х. Поурочные разработки по информатике 10-11 классы. Уроки 28, 30.

5) Бешенков С.А., Ракитина Е.А. Информатика. Систематический курс. Учебник для 10 класса. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001.

 

 

Урок 3,4

Тема:  Создание базы данных. Обработка данных в базе данных.

Программно-дидактическое обеспечение урока: программное обеспечение: СУБД Microsoft Access.

Цели урока: освоение этапов создания баз данных;

иметь представление о среде баз данных и способах манипулирования данными.

 

Требования к знаниям и умениям:

Учащиеся должны знать:

  • основные объекты базы данных.
  • какие существуют средства в СУБД для построения БД.
  • этапы разработки БД.
  • создание запросов.
  • сортировку данных.

 

Учащиеся должны уметь:

  • создавать БД в среде СУБД;
  • вносить изменения в БД в среде СУБД;
  • организовывать сортировку и поиск информации в БД в среде СУБД;
  • осуществлять быстрый поиск данных в БД с помощью фильтров и запросов;
  • производить сортировку данных.

План урока

  • Постановка целей урока.

  • Проверка домашнего задания.

  • Изложение нового материала.

  • Закрепление изученного.

  • Домашнее задание.

 

 

Ход урока

I. Постановка целей урока:

  1. Какие выделяются этапы при создании базы данных?
  2. Как ввести, отредактировать и просмотреть записи в БД?
  3. Производим быстрый поиск данных.
  4. Сортируем и печатаем данные в БД.

 

        1. Проверка домашнего задания.

Тест для индивидуального опроса:

 

    1. База данных – это:

а) программные объекты, которые обладают свойствами;

б) форма хранения данных о большом количестве однотипных объектов, обладающих одинаковым набором свойств;

в) конечная последовательность действий, описывающая процесс преобразования данных.

2. База данных может быть представлена в :

а) сетевом виде;

б) иерархическом;

в)  реляционном.

3. Столбцы базы  данных являются:

а) записями;

б) полями;

в) счётчиками.

4. Строки базы данных являются:

а) записями;

б) полями;

в) счётчиками.

5. Любое поле  имеет:

а) счётчик;

б) размер;

в) имя.

6. Система управления  базами данных – это:

а) программа, составленная на языке программирования;

б) приложение, позволяющее создавать базы данных и осуществлять в них сортировку и поиск данных;

в) объединение баз данных.

Актуализация знаний:

    1. Что такое база данных?
    2. Какую структуру хранения данных используют в БД?
    3. По рис.1  определить вид БД. Что содержат строки и столбцы в данной БД?

«Цена отдельных устройств компьютера»

Наименование устройства

Цена в у. е.

Системная плата

100

Процессор Pentium II (350 Мгц)

200

Память 16 Мб

30

Дисковод 3,5”

20

Жёсткий диск 4 Гб

150

Видеоплата 4 Мб

30

Монитор 15”

200

Звуковая карта 16 бит

30

Дисковод CD-ROM х32

50

Корпус

25

Клавиатура

10

Мышь

5


Рис. 1

    1. Какой вид БД представлен на рис. 2? Чем характеризуется данный вид БД?

                 Генеалогическое дерево Рюриковичей (X -XI век)


 

 






 

Рис. 2

    1. Какой вид БД представлен на рис. 3? С какой целью применяется данный вид БД?

Глобальная сеть Интернет

Рис. 3

    1. Что такое СУБД? Каково назначение этого вида программного обеспечения?
    2. В чем состоит удобство табличного представления информации?
    3. Что такое запись, поле записи? Какую информацию они содержат?
    4. Определите следующие понятия: имя поля, значение поля, тип поля. Какие бывают типы полей?
    5. В чём различие между фактографическими и документальными БД?

III. Изложение нового материала

 

1. Этапы разработки баз данных.

Целью разработки базы данных является определение ее логической структуры.

Основные этапы разработки базы данных:

  • Разработка информационно-логической модели данных. Сначала осуществляется определение состава и структуры данных. Анализ выявленных данных позволяет определить зависимости и структурные связи между объектами.

  • Определение логической структуры базы данных.

  • Конструирование таблиц средствами СУБД.

2. Создание базы данных

  1. Запустите MS Access.
  2. Нажмите кнопку Создать базу данных на панели инструментов или в меню Файл – Создать. Будет открыто окно диалога Создание базы данных, в которое следует ввести имя базы, например Adress. В результате вы увидите окно базы данных.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Выбрать режим Создания таблицы в режиме конструктора.

 

Создание таблицы с помощью Мастера

  1. В окне База данных нажмите кнопку Таблицы, а затем кнопку Создание таблицы с помощью мастера  
    В окне Создание таблицы выберите образец Список рассылки (самый первый в списке). Далее нужно определить перечень полей, которые вы хотите включить в таблицу. Для этого поочередно выделяйте мышью поля в списке Образцов полей и нажимайте кнопку чтобы образец поля попал в список полей создаваемой таблицы. Выберите следующие поля: КодСпискаРассылки, Фамилия, Имя, Адрес, Домашний телефон, Сотовый телефон
  2. Нажмите кнопку Создать базу данных на панели инструментов или в меню Файл – Создать. Будет открыто окно диалога Создание базы данных, в которое следует ввести имя базы, например Adress . В результате вы увидите окно базы данных. (Рис. 1) 
  3. Переименуем названия некоторых полей, выбранных из шаблона. Для этого установите курсор в окне Поля новой таблицы на строке КодСпискаРассылки и щелкните кнопку Переименовать поле и нажмите кнопку Далее.  
    До тех пор, пока кнопка Далее активна, пользуйтесь ею, кнопку Готово нажимайте только в последнем случае!!!


 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1

  1. В следующем окне диалога введите имя таблицы Адреса и разрешите MS Access самостоятельно определить ключ и нажмите кнопку Далее
  2. В последнем окне диалога согласитесь на Непосредственный ввод данных в таблицу. И нажмите кнопку Готово.

Таблица создана. В строке заголовков таблицы можно найти ее название. Все имена полей представлены в виде заголовков таблицы.

Измените заголовок первого поля КодСпискаРассылки на Адресат. 
 
3. Заполнение таблицы

Заполните только поля Фамилия и Имя, остальные поля оставьте незаполненными.

Попробуйте заполнить поле Телефон.

Любая таблица Microsoft Access может быть представлена в двух режимах:

  1. режиме таблицы, предназначенном для ввода данных, их просмотра и редактирования;
  2. режиме конструктора, предназначенном для создания и изменения таблицы.

Если внимательно рассмотреть содержимое ячейки, то можно увидеть некоторую разметку — маску ввода.

Маска ввода — это шаблон, позволяющий вводить в поле значения, имеющие одинаковый формат. Маска ввода автоматически изображает в поле постоянные символы. При вводе данных в поле нет необходимости набирать эти постоянные символы, даже если они должны быть включены в значение поля; достаточно заполнить пустые позиции в маске ввода. Кроме того, Microsoft Access не позволит ввести в поле значения, не вписывающиеся в определенную для этого поля маску ввода.

Для того, чтобы изменить маску ввода для телефона, следует переключиться в режим конструктора таблицы. Это можно сделать, выбрав команду Конструктор меню Вид или при помощи кнопки панели инструментов .

Окно конструктора содержит таблицу, в первом столбце которой перечислены поля, а во втором типы данных (форматы).

  1. Зададим маску ввода для полей ДомашнийТелефон и СотовыйТелефон. Установите текстовый курсор в имя поля Домашний телефон в нижнем поле Общие напротив Маски ввода и создайте шаблон в окне Создание масок ввода щелкните Cписок введите в поле Описание – Номер телефона, Маска ввода – 0 00 00, Образцы данных – 2-66-34 и щелкните по кнопке Вперед на 1 запись . Создайте маску ввода для номера сотового телефона: Описание – Номер телефона, Маска ввода – 000-000-00-00, Образец данных – 902-275-78-33 щелчок по и Закрыть.
  2. В окне Создание масок ввода щелкните по полю Номер телефона 2-66-34 – Далее – Готово.
  3. Щелкнув по строке Конструктора Сотовый телефон, измените для него маску ввода на десятизначный номер из созданного вами шаблона. Перейдите из режима Конструктора в режим Таблицы, для этого выполните команду Вид – Таблица или нажмите кнопку на панели инструментов . На вопрос о сохранении таблицы отвечайте Да. Далее заполнение номеров телефонов заключается в вводе в каждую ячейку цифр, перемещая курсор из ячейки в ячейку.
  4. Вернитесь в таблицу и заполните поле Адрес. Введите данные в поле Адрес. Измените ширину столбцов таблицы по аналогии с электронными таблицами. Приблизительный вид таблица показан на рисунке ниже.

Информация о работе Технология хранения, поиска и сортировки информации