Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2015 в 19:49, лекция
Как известно, успешное освоение курса во многом зависит от методов и
форм его организации. Анализ существующих методов изучения СУБД показывает, что традиционные методики не могут быть с достаточной степенью эффективности перенесены на элективные курсы в силу особенностей целей и задач последних. Следовательно, одной из актуальных задач методики обучения СУБД в элективном курсе информатики становится задача ее модернизации в соответствии со спецификой профильного обучения.
Таким образом, проблема исследования обусловлена противоречием между целями, задачами элективных курсов информатики, направленных на формирование умений использования технологий баз данных при решении практических задач из различных сфер человеческой деятельности, и существующей методикой обучения базам данных, во многом неадекватной назначению элективных курсов информатики.
Введение
1. Место темы «Технология хранения, поиска и сортировки информации» в школьном курсе информатики………………………………………………………...11
2. Тематическое планирование по информатике в 11 классе……………………..........15
3. Урок 1,2 Базы данных. Организация данных, модели баз данных. Система управления базами данных Access. …………………………......................................17
5. Урок 3,4 Создание базы данных. Обработка данных в базе данных…………………………………………………………………………………...26
6. Урок 5,6 Реляционные базы данных. Создание реляционной базы данных…………………………………….......................................................................47
7. Урок 7 Практика. Итоговая работа по базам данных.………………………………..57
8. Урок 8 Итоговая контрольная работа............................................................................59
9. Методические рекомендации……………………………………………………………….66
10. Заключение……………………………………………………………………………...67
11. Список литературы………………………………………………………………….....68
12. Методические разработки……………………………………………………………..69
13. Связь теоретического материала с итоговой аттестацией и вступительными экзаменами…………………………………………………………………………………….75
Дополнительный материал
Создадим базу данных, которая
будет хранить результаты
В первых двух таблицах первое
поле имеет тип счетчик, а остальные --
текстовый тип. В третьей таблице первое
поле имеет тип счетчик, а остальные --
числовой тип.
Далее необходимо установить связи между
таблицами. Для этого выполните следующие
действия:
1. Закройте все открытые таблицы. Создавать
или изменять связи между открытыми таблицами
нельзя.
2. На панели инструментов нажмите кнопку
Схема данных.
3. Если в базе данных никаких связей не
определено, автоматически будет открыто
диалоговое окно Добавление таблицы.
4. Дважды щелкните имена таблиц, для которых
требуется определить связи. Затем закройте
диалоговое окно Добавление таблицы . Если таблицы,
между которыми нужно создать связь, уже
отображены, перейдите следующему шагу.
5. Чтобы установить связи между полями,
выберите поле в одной таблице и перетащите
его на соответствующее поле во второй
таблице. Чтобы перетащить сразу несколько
полей, нажмите клавишу CTRL и, удерживая ее, выберите каждое
поле.
В большинстве случаев связывают первичный ключ (представленный в
списке полей полужирным шрифтом) одной
таблицы с соответствующим ему полем (часто
имеющим то же имя) второй таблицы, которое
называют полем внешнего ключа. Связанные поля не
обязательно должны иметь одинаковые
имена, но они должны иметь одинаковые
типы данных и иметь содержимое одного
типа.
6. Будет открыто диалоговое окно Изменение связей . Проверьте правильность
имен полей, присутствующих в двух столбцах.
При необходимости их можно изменить.
Рекомендуется установить галочку Установление целостности
данных .
7. Для создания связи нажмите кнопку Создать .
8. Повторите пункты 5-7 для каждой пары
таблиц.
9. Закройте окно Схема данных. При закрытии Access спросит,
нужно ли сохранить макет. Независимо
от выбранного ответа заданные связи будут
сохранены в базе данных.
В результате получится
6. Настройка свойств полей
Открыв таблицу Оценки можно увидеть, что выставлять
оценки неудобно. Чтобы выставить оценку
ученику по численным методам, надо помнить
коды учеников и предметов. К счастью,
в Access можно оперировать с кодами, а информацию
выдавать в текстовой форме. Чтобы сделать
это возможным необходимо выполнить следующие
действия:
1. Откройте таблицу Оценки и перейдите в режим конструктора
(для этого нажмите клавишу
Вид на панели инструментов).
2. Выберите в таблице поле Код предмета и укажите тип данных Мастер подстановок, который позволяет
создать поле, в котором выводится список
значений, облегчающий ввод данных.
3. На первом шаге мастера нажмите кнопку Далее, а на последующих руководствуйтесь
инструкциями мастера. В качестве таблицы
источника данных выберите Предметы и поля Код предмета и Предмет.
4. После завершения работы мастера можно
в режиме таблицы выбирать названия предметов
из списка.
5. Сделайте то же самое для учеников.
6. Для того, чтобы подстановка выполнялась
из двух полей, то есть выводились фамилия
и имя, выберите поле Код ученика, щелкните на вкладке Подстановка, выберите Источник строк и щелкните кнопку
с многоточием справа. Откроется построитель
запросов, работа с которым не отличается
от работы с обычным запросом. Вместо поля Фамилия введите строку [Фамилия]&” ”&[Имя]. Теперь при
подстановке видна и фамилия ученика,
и его имя.
7. Поле Код оценки не представляет никакого
интереса, поэтому выделите этот столбец
в режиме таблицы и выберите команду Формат / Скрыть столбец.
V.Практическая работа.
Измените ввод в поле Оценка так, чтобы вместо цифр выставлялось "отлично", "хорошо" и т. д. Для этого создайте отдельную таблицу и используйте мастер подстановок. При создании таблицы необходимо учесть то, что существует четыре варианта оценки: 1 - "отлично", 2 - "хорошо", 3 - "удовлетворительно", 4 - "неудовлетворительно". Можно добавить еще один вариант -- "не аттестован".
V. Итоги урока.
VI. Домашнее задание.
Уровень знания: знать теорию по реляционным базам данных.
Уровень понимания: составьте таблицы описания типов и форматов для всех полей баз данных «Домашняя библиотека».
Уровень применения: разработать многотабличную базу данных «Домашняя библиотека». Заполнить таблицы следующими данными: Автор, Название, Год, Издательство, Адрес, Сайт, Адрес сайта.
Творческий уровень: выполните задания уровня применения используя средства компьютера.
Литература:
Теоретический материал построен на основе материала, изложенного в следующих печатных изданиях:
1)
Угринович Н.Информатика и ИКТ
10-11 классы Глава 11. Технология хранения,
поиска и сортировки
п.11.5. Реляционные базы данных;
п.11.5.1. Однотабличные и многотабличные базы данных;
п.11.5.2. Связывание таблиц;
п. 11.6. Создание реляционной базы данных.
2) Шелепаева А.Х. Поурочные разработки по информатике 8-9 классы. Уроки 67.
3) Шелепаева А.Х. Поурочные разработки по информатике 10-11 классы. Уроки 30, 32.
4) Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов / Н.Д. Угринович. – М.: БИНОМ. Лаборатория Базовых Знаний, 2003.
5) Бешенков С.А., Ракитина Е.А. Информатика. Систематический курс. Учебник для 10 класса. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001.
6) Мейер М. Теория реляционных баз данных. -М.: Мир, 1987. - 608 с.
Тема: Практика. Итоговая работа по базам данных.
Программно-дидактическое обеспечение урока: программное обеспечение: СУБД Microsoft Access, карточки с заданием.
Цели урока: обобщить знания и умения учащихся по теме «Технология хранения, поиска и сортировки информации».
План урока
Ход урока
Проверить разработанную многотабличную базу данных «Домашняя библиотека» и заполнение таблицы следующими данными: Автор, Название, Год, Издательство, Адрес, Сайт, Адрес сайта.
Номер кассеты |
Название фильма |
Жанр фильма |
Длительность фильма |
Страна |
Дата поступления |
1 |
Пятый элемент |
фантастика |
125 |
США |
31.01.2002 |
2 |
Титаник |
мелодрама |
185 |
США |
20.02.2004 |
3 |
Кавказская пленница |
комедия |
100 |
Россия |
28.02.2001 |
4 |
Драйв |
боевик |
115 |
США |
31.01.2005 |
5 |
По прозвищу Зверь... |
боевик |
85 |
Россия |
28.02.2004 |
6 |
Профессионал |
боевик |
125 |
Франция |
25.05.2005 |
7 |
Игрушка |
комедия |
85 |
Франция |
22.04.2006 |
8 |
Танцор диско |
мелодрама |
130 |
Индия |
14.04.2004 |
9 |
Патруль времени |
фантастика |
102 |
США |
28.02.2005 |
10 |
Только сильнейшие |
боевик |
96 |
США |
30.09.2006 |
11 |
Ромео и Джульетта |
мелодрама |
126 |
США |
03.04.2004 |
12 |
Зита и Гита |
мелодрама |
185 |
Индия |
31.01.2003 |
13 |
На Дерибасовской хорошая погода |
комедия |
95 |
Россия |
28.02.2005 |
14 |
Джуниор |
комедия |
90 |
США |
30.04.2003 |
15 |
Парк Юрского периода |
фантастика |
120 |
США |
13.02.2004 |
16 |
Крепкий орешек |
боевик |
120 |
США |
19.12.2005 |
17 |
Затерянный мир |
фантастика |
110 |
США |
26.07.2006 |
18 |
Американ бой |
боевик |
110 |
Россия |
28.02.2005 |
19 |
Невезучие |
комедия |
90 |
Франция |
11.10.2004 |
20 |
Танго и Кэш |
боевик |
98 |
США |
28.02.2005 |
Оцените работу каждого учащегося.
Подготовиться к контрольной работе.
Тема: Итоговая контрольная работа.
Программно-дидактическое обеспечение урока: программное обеспечение: СУБД Microsoft Access, карточки с вариантами к.р.
Цели урока: проверить знания учащихся по теме «Технология хранения, поиска и сортировки информации».
План урока
А) СУБД;
Б) БД;
В) Информационно-поисковая
Г) Ничего из перечисленного выше;
1. Создайте и заполните базу данных:
Псевдоним |
Настоящее имя и отчество |
Годы жизни |
Цишка Гартны |
Змицер Жылунович |
1887-1937 |
Михась Чарот |
Михаил Кудзелька |
1896-1938 |
Кузьма Чорны |
Микола Раманоуски |
1900-1944 |
Кандрат Крапива |
Кандрат Атрахович |
1896-1991 |
Янка Купала |
Иван Луцевич |
1882-1942 |
Якуб Колас |
Кастусь Мицкевич |
1882-1956 |
Цетка |
Алаиза Пашкевич |
1876-1916 |
Информация о работе Технология хранения, поиска и сортировки информации