Технология хранения, поиска и сортировки информации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2015 в 19:49, лекция

Описание работы

Как известно, успешное освоение курса во многом зависит от методов и
форм его организации. Анализ существующих методов изучения СУБД показывает, что традиционные методики не могут быть с достаточной степенью эффективности перенесены на элективные курсы в силу особенностей целей и задач последних. Следовательно, одной из актуальных задач методики обучения СУБД в элективном курсе информатики становится задача ее модернизации в соответствии со спецификой профильного обучения.
Таким образом, проблема исследования обусловлена противоречием между целями, задачами элективных курсов информатики, направленных на формирование умений использования технологий баз данных при решении практических задач из различных сфер человеческой деятельности, и существующей методикой обучения базам данных, во многом неадекватной назначению элективных курсов информатики.

Содержание работы

Введение
1. Место темы «Технология хранения, поиска и сортировки информации» в школьном курсе информатики………………………………………………………...11
2. Тематическое планирование по информатике в 11 классе……………………..........15
3. Урок 1,2 Базы данных. Организация данных, модели баз данных. Система управления базами данных Access. …………………………......................................17
5. Урок 3,4 Создание базы данных. Обработка данных в базе данных…………………………………………………………………………………...26
6. Урок 5,6 Реляционные базы данных. Создание реляционной базы данных…………………………………….......................................................................47
7. Урок 7 Практика. Итоговая работа по базам данных.………………………………..57
8. Урок 8 Итоговая контрольная работа............................................................................59
9. Методические рекомендации……………………………………………………………….66
10. Заключение……………………………………………………………………………...67
11. Список литературы………………………………………………………………….....68
12. Методические разработки……………………………………………………………..69
13. Связь теоретического материала с итоговой аттестацией и вступительными экзаменами…………………………………………………………………………………….75
Дополнительный материал

Файлы: 1 файл

методическая разработка.doc

— 1.57 Мб (Скачать файл)
  1. Создание реляционной базы данных.

 

      Создадим базу данных, которая  будет хранить результаты учеников  класса за одну четверть. Можно  обойтись и одной таблицей, в  которую включить поля «Фамилия», «Имя», «Предмет», «Преподаватель», «Оценка». Но тогда очень много данных будет повторяться, т.к. каждый ученик имеет оценки по нескольким предметам, и по каждому предмету имеют оценку многие ученики. Поэтому должны быть созданы три таблицы — "Класс" (создана на уроках 2, 3), "Предметы", "Оценки".

    

  В первых двух таблицах первое  поле имеет тип счетчик, а остальные -- текстовый тип. В третьей таблице первое поле имеет тип счетчик, а остальные -- числовой тип.  
     Далее необходимо установить связи между таблицами. Для этого выполните следующие действия: 
    1.  Закройте все открытые таблицы. Создавать или изменять связи между открытыми таблицами нельзя.  
     2.  На панели инструментов нажмите кнопку Схема данных.  
     3.  Если в базе данных никаких связей не определено, автоматически будет открыто диалоговое окно Добавление таблицы. 
     4.  Дважды щелкните имена таблиц, для которых требуется определить связи. Затем закройте диалоговое окно Добавление таблицы . Если таблицы, между которыми нужно создать связь, уже отображены, перейдите следующему шагу. 
     5.  Чтобы установить связи между полями, выберите поле в одной таблице и перетащите его на соответствующее поле во второй таблице. Чтобы перетащить сразу несколько полей, нажмите клавишу CTRL и, удерживая ее, выберите каждое поле.  
     В большинстве случаев связывают первичный ключ (представленный в списке полей полужирным шрифтом) одной таблицы с соответствующим ему полем (часто имеющим то же имя) второй таблицы, которое называют полем внешнего ключа. Связанные поля не обязательно должны иметь одинаковые имена, но они должны иметь одинаковые типы данных и иметь содержимое одного типа.  
     6. Будет открыто диалоговое окно Изменение связей . Проверьте правильность имен полей, присутствующих в двух столбцах. При необходимости их можно изменить. Рекомендуется установить галочку Установление целостности данных .  
     7.  Для создания связи нажмите кнопку Создать .  
     8.  Повторите пункты 5-7 для каждой пары таблиц.  
     9.  Закройте окно Схема данных. При закрытии Access спросит, нужно ли сохранить макет. Независимо от выбранного ответа заданные связи будут сохранены в базе данных.    

  В результате получится следующая  структура 

    

6. Настройка свойств полей    

  Открыв таблицу Оценки можно увидеть, что выставлять оценки неудобно. Чтобы выставить оценку ученику по численным методам, надо помнить коды учеников и предметов. К счастью, в Access можно оперировать с кодами, а информацию выдавать в текстовой форме. Чтобы сделать это возможным необходимо выполнить следующие действия: 
     1.  Откройте таблицу Оценки и перейдите в режим конструктора (для этого нажмите клавишу Вид на панели инструментов).  
    2.  Выберите в таблице поле Код предмета и укажите тип данных Мастер подстановок, который позволяет создать поле, в котором выводится список значений, облегчающий ввод данных.  
     3.  На первом шаге мастера нажмите кнопку Далее, а на последующих руководствуйтесь инструкциями мастера. В качестве таблицы источника данных выберите Предметы и поля Код предмета и Предмет.  
     4. После завершения работы мастера можно в режиме таблицы выбирать названия предметов из списка. 
     5.  Сделайте то же самое для учеников.  
     6.  Для того, чтобы подстановка выполнялась из двух полей, то есть выводились фамилия и имя, выберите поле Код ученика, щелкните на вкладке Подстановка, выберите Источник строк и щелкните кнопку с многоточием справа. Откроется построитель запросов, работа с которым не отличается от работы с обычным запросом. Вместо поля Фамилия введите строку [Фамилия]&” ”&[Имя]. Теперь при подстановке видна и фамилия ученика, и его имя. 
     7.  Поле Код оценки не представляет никакого интереса, поэтому выделите этот столбец в режиме таблицы и выберите команду Формат / Скрыть столбец.  

V.Практическая работа.

 

Измените ввод в поле Оценка так, чтобы вместо цифр выставлялось "отлично", "хорошо" и т. д. Для этого создайте отдельную таблицу и используйте мастер подстановок. При создании таблицы необходимо учесть то, что существует четыре варианта оценки: 1 - "отлично", 2 - "хорошо", 3 - "удовлетворительно", 4 - "неудовлетворительно". Можно добавить еще один вариант -- "не аттестован".

 

V. Итоги урока.

    1. Для чего нужны связанные таблицы?
    2. Как создаются связанные таблицы?
    3. Как устанавливается связь между таблицами?
    4. Каковы преимущества режима целостности данных?
    5. Как отображается информация в полях, которые ссылаются на другую таблицу?
    6. Что нужно сделать, чтобы информация в связанных полях выдавалась в текстовой форме?

 

VI. Домашнее задание.

Уровень знания: знать теорию по реляционным базам данных.

Уровень понимания: составьте таблицы описания типов и форматов для всех полей баз данных «Домашняя библиотека».

Уровень применения:  разработать многотабличную базу данных «Домашняя библиотека». Заполнить таблицы следующими данными: Автор, Название, Год, Издательство, Адрес, Сайт, Адрес сайта.

Творческий уровень: выполните задания уровня применения используя средства компьютера.

 

 

 

 

 

Литература:

 

Теоретический материал построен на основе материала, изложенного в следующих печатных изданиях:

1)  Угринович Н.Информатика и ИКТ 10-11 классы Глава 11. Технология хранения, поиска и сортировки информации:

п.11.5. Реляционные  базы данных;

п.11.5.1. Однотабличные и многотабличные базы данных;

п.11.5.2. Связывание таблиц;

п. 11.6. Создание реляционной  базы данных.

2) Шелепаева А.Х. Поурочные разработки по информатике 8-9 классы. Уроки 67.

3) Шелепаева А.Х. Поурочные разработки по информатике 10-11 классы. Уроки 30, 32.

4) Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов / Н.Д. Угринович. – М.: БИНОМ. Лаборатория Базовых Знаний, 2003.

5) Бешенков С.А., Ракитина Е.А. Информатика. Систематический курс. Учебник для 10 класса. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001.

      6) Мейер М. Теория реляционных баз данных. -М.: Мир, 1987. - 608 с.

 

 

Урок 7

Тема:  Практика. Итоговая работа по базам данных.

Программно-дидактическое обеспечение урока: программное обеспечение: СУБД Microsoft Access, карточки с заданием.

Цели урока: обобщить знания и умения учащихся по теме «Технология хранения, поиска и сортировки информации».

План урока

  • Постановка целей урока
  • Проверка домашней работы
  • Проведение практической работы
  • Подведение итогов урока
  • Домашнее задание

Ход урока

  1. Постановка целей урока.
  1. Создание базы данной.
  1. Защита проекта.
    1. Проверка домашней работы.

Проверить   разработанную  многотабличную базу данных «Домашняя библиотека» и заполнение таблицы следующими данными: Автор, Название, Год, Издательство, Адрес, Сайт, Адрес сайта.

    1. Проведение практической работы. Защита.
  1. Создать БД «Видеотека», содержащую следующие поля: номер диска, название фильма, жанр, продолжительность, страна, дата приобретения.
  1. Определить первичный ключ.
  2. Заполнить БД следующими данными:

Номер кассеты

Название фильма

Жанр фильма

Длительность фильма

Страна

Дата

поступления

1

Пятый элемент

фантастика

125

США

31.01.2002

2

Титаник

мелодрама

185

США

20.02.2004

3

Кавказская пленница

комедия

100

Россия

28.02.2001

4

Драйв

боевик

115

США

31.01.2005

5

По прозвищу Зверь...

боевик

85

Россия

28.02.2004

6

Профессионал

боевик

125

Франция

25.05.2005

7

Игрушка

комедия

85

Франция

22.04.2006

8

Танцор диско

мелодрама

130

Индия

14.04.2004

9

Патруль времени

фантастика

102

США

28.02.2005

10

Только сильнейшие

боевик

96

США

30.09.2006

11

Ромео и Джульетта

мелодрама

126

США

03.04.2004

12

Зита и Гита

мелодрама

185

Индия

31.01.2003

13

На Дерибасовской хорошая погода

комедия

95

Россия

28.02.2005

14

Джуниор

комедия

90

США

30.04.2003

15

Парк Юрского периода

фантастика

120

США

13.02.2004

16

Крепкий орешек

боевик

120

США

19.12.2005

17

Затерянный мир

фантастика

110

США

26.07.2006

18

Американ бой

боевик

110

Россия

28.02.2005

19

Невезучие

комедия

90

Франция

11.10.2004

20

Танго и Кэш

боевик

98

США

28.02.2005


 

  1. Создать запрос, с помощью которого вывести на экран название, жанр и длительность для всех фильмов, произведённых в России и США, отсортировав их по ключу «Страна (возр.)+название (убыв)».
  2. Создать запрос для вывода на экран всех фильмов, поступивших в видеотеку в 2004 и 2005 году. Данные отсортировать по дате поступления (по возрастанию).
  3. Создать запрос, с помощью которого удалить из БД записи о фильмах, продолжительность которых менее 100 минут. Определить, сколько записей осталось в таблице.
    1. Подведение итогов урока.

Оцените работу каждого учащегося.

    1. Домашнее задание.

Подготовиться к контрольной работе.

Урок 8

Тема:  Итоговая контрольная работа.

Программно-дидактическое обеспечение урока: программное обеспечение: СУБД Microsoft Access, карточки с вариантами к.р.

Цели урока: проверить знания учащихся по теме «Технология хранения, поиска и сортировки информации».

План урока

  • Проведение контрольной работы
  • Подведение итогов урока и оценка работ.

Ход урока

I. Проведение контрольной работы по вариантам.

Вариант 1

Теоретическая часть

 

  1. Программа для создания, заполнения и поиска информации в базах банных – это:

                      А) СУБД;

                      Б)  БД;

                      В)  Информационно-поисковая система;

                      Г)   Ничего из перечисленного  выше;

 

  1. Что представляет собой структура базы данных?

Практическая часть

1. Создайте и заполните базу  данных:

Настоящие имена и псевдонимы известных белорусских писателей

 

Псевдоним

Настоящее имя и отчество

Годы жизни

Цишка Гартны

Змицер Жылунович

1887-1937

Михась Чарот

Михаил Кудзелька

1896-1938

Кузьма Чорны

Микола Раманоуски

1900-1944

Кандрат Крапива

Кандрат Атрахович

1896-1991

Янка Купала

Иван Луцевич

1882-1942

Якуб Колас

Кастусь Мицкевич

1882-1956

Цетка

Алаиза Пашкевич

1876-1916

Информация о работе Технология хранения, поиска и сортировки информации