Технология хранения, поиска и сортировки информации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2015 в 19:49, лекция

Описание работы

Как известно, успешное освоение курса во многом зависит от методов и
форм его организации. Анализ существующих методов изучения СУБД показывает, что традиционные методики не могут быть с достаточной степенью эффективности перенесены на элективные курсы в силу особенностей целей и задач последних. Следовательно, одной из актуальных задач методики обучения СУБД в элективном курсе информатики становится задача ее модернизации в соответствии со спецификой профильного обучения.
Таким образом, проблема исследования обусловлена противоречием между целями, задачами элективных курсов информатики, направленных на формирование умений использования технологий баз данных при решении практических задач из различных сфер человеческой деятельности, и существующей методикой обучения базам данных, во многом неадекватной назначению элективных курсов информатики.

Содержание работы

Введение
1. Место темы «Технология хранения, поиска и сортировки информации» в школьном курсе информатики………………………………………………………...11
2. Тематическое планирование по информатике в 11 классе……………………..........15
3. Урок 1,2 Базы данных. Организация данных, модели баз данных. Система управления базами данных Access. …………………………......................................17
5. Урок 3,4 Создание базы данных. Обработка данных в базе данных…………………………………………………………………………………...26
6. Урок 5,6 Реляционные базы данных. Создание реляционной базы данных…………………………………….......................................................................47
7. Урок 7 Практика. Итоговая работа по базам данных.………………………………..57
8. Урок 8 Итоговая контрольная работа............................................................................59
9. Методические рекомендации……………………………………………………………….66
10. Заключение……………………………………………………………………………...67
11. Список литературы………………………………………………………………….....68
12. Методические разработки……………………………………………………………..69
13. Связь теоретического материала с итоговой аттестацией и вступительными экзаменами…………………………………………………………………………………….75
Дополнительный материал

Файлы: 1 файл

методическая разработка.doc

— 1.57 Мб (Скачать файл)

  №2  Задание

    1. Разработайте структуру таблицы "Класс". Обязательными должны быть поля N, Фамилия, Имя, Отчество, Дата рождения, Домашний адрес.
    2. Создайте в режиме конструктора базу данных "Класс 1".
    3. Создайте с помощью мастера базу данных "Класс 2".
    4. В режиме непосредственного ввода заполните базу данных "Класс 1", используя сведения об учениках вашего класса (группы).
    5. Заполнить базу данных "Класс 2" используя форму, созданную мастером.
    6. Скрыть столбец счетчика (N).
    7. Измените ширину каждого столбца, так чтобы ширина колонок была минимальной, но был виден весь текст .
    8. Выполните сортировку таблицы по полю "Фамилия" в алфавитном порядке; в порядке, обратном алфавитному .
    9. Восстановите таблицу в исходное состояние и сохраните ее.

V. Итоги урока.

    1. В чем особенность создания БД с помощью мастера?
    2. Какие характеристики поля можно изменять при создании БД с помощью мастера?
    3. Как заполняется БД, созданная в режиме конструктора?
    4. Как заполняется БД, созданная мастером?
    5. Для чего используются свойства полей? Каковы основные свойства?
    6. В чем преимущество заполнение БД с помощью форм?

VI. Домашнее задание.

Уровень знания: знать этапы создания базы данных в режиме конструктора и с помощью мастера.

Уровень применения: создать базу данных на свою тему «Моя семья».

    1. Добавте новую запись в таблицу.
    2. После поля "Дата рождения" добавте новое поле "Пол" .
    3. В режиме конструктора после поля "Домашний адрес" добавте новые поля "Мать", "Отец"
    4. После поля "N" добавте поле "Номер личного дела" и сделайте его ключевым.
    5. Поля "Фамилия", "Имя", "Отчество" сделайте обязательными для заполнения  .
    6. Измените (задайте) шаблон ввода даты рождения так, чтобы год вводился полностью (например, 05.08.1989) .
    7. Измените (задайте) формат вывода даты рождения на краткий.

Творческий уровень: Составить кроссворд на тему: «Табличные базы данных».

 

Литература:

 

Теоретический материал построен на основе материала, изложенного в следующих печатных изданиях:

1)  Угринович Н.Информатика и ИКТ 10-11 классы Глава 11. Технология хранения, поиска и сортировки информации:

п.11.3. Создание базы данных;

п.11.3.1. Создание структуры базы данных;

п.11.3.2. Ввод и редактирование данных;

п. 11.3.3.Использование форм для просмотра и редактирования данных.

п. 11.4 Обработка данных в БД.

п. 11.4.1 Быстрый поиск данных.

п. 11.4.2. Поиск данных с помощью фильтров.

п. 11.4.3. Поиск данных с помощью запросов.

п. 11.4.4. Сортировка данных.

п. Печать данных с помощью отчётов. 

2) Семакин  И.Г. Информатика Базовый курс. 7-9 классы Глава 3. Хранение и обработка информации в базах данных:

п. 12.Создание и заполнения баз данных;

п. 15. Сортировка, удаление и добавление записей.

3) Шелепаева  А.Х. Поурочные разработки по информатике 8-9 классы. Уроки 61-64.

4) Шелепаева  А.Х. Поурочные разработки по информатике 10-11 классы. Уроки 33.

5) Угринович  Н.Д. Информатика и информационные  технологии. Учебник для 10-11 классов / Н.Д. Угринович. – М.: БИНОМ. Лаборатория  Базовых Знаний, 2003.

6) Бешенков С.А., Ракитина Е.А. Информатика. Систематический курс. Учебник для 10 класса. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001.

Урок 5,6

Тема:  Реляционные базы данных. Создание реляционных  баз данных.  

Программно-дидактическое обеспечение урока: программное обеспечение: СУБД Microsoft Access; мультимедийный проектор.

Цели урока: сформировать у учащихся понятие реляционной базы данных, рассмотреть этапы создания реляционной базы данных.

 

Требования к знаниям и умениям:

Учащиеся должны знать:

  • что такое реляционная база данных;
  • что такое связывание таблиц;
  • этапы создания реляционной БД;

 

Учащиеся должны уметь:

  • разрабатывать проект реляционной БД;
  • создавать реляционную БД;
  • создавать запросы на поиск в реляционной БД.

План урока

  • Постановка целей урока.

  • Проверка домашнего задания.

  • Изложение нового материала.

  • Закрепление изученного.

  • Домашнее задание.

Ход урока

    1. Постановка целей урока.

    1. Что такое реляционная база данных?
    2. Как создать связи в реляционной БД?
    3. Как создать запрос на поиск данных в реляционной БД?
    1. Проверка домашнего задания.

Задание для индивидуального опроса:

 

1. К каким типам данных относятся следующие значения:

    1) 54.06   2) “abc”  3) ложь  4) -1.3  5) “123” 6) 15/06/96 ?

1)

2)

3)

4)

5)

6)

2. Таблица БД «Реки мира» содержит следующие поля: название, материк,  длина (в км), максимальная глубина (в м), куда впадает, наличие водохранилищ (имеются или нет). Опишите тип и ширину каждого поля. Определите первичный ключ таблицы.

 

 

 

3. Придумать и описать структуру таблицы базы данных, которая содержит четыре поля различных типов: символьного, числового (целого или вещественного), дата, логического. Таблица должна содержать реальную информацию и иметь название.

 

 

 


 

Актуализация знаний:

  1. В чем отличие между фильтрацией и запросом?

  1. Какие виды запросов используются?

  1. Как создается запрос на выборку ?

  1. Можно ли при создании запроса указывать условия?

    1. Изложение нового материала.

1. Понятие «реляционная база  данных».

Большинство СУБД поддерживают, кроме того, механизм связей между различными файлами, входящих в базу. Например, связь может установиться явным образом, когда значением некоторых полей является ссылка на другой файл, такие СУБД называются сетевыми , или же связь может установиться неявным образом, например, по совпадению значений полей в различных файлах. Такие СУБД называются реляционными. Реляционная база упрощает поиск, анализ, поддержку и защиту данных, поскольку они сохраняются в одном месте.     

 MS Access — это функционально полная СУБД реляционного типа, в которой разумно сбалансированы все средства и возможности, типичных для современных СУБД.

Реляционная база данных – это совокупность отношений, содержащих всю информацию, которая должна храниться в БД. Однако пользователи могут воспринимать такую базу данных как совокупность таблиц.

1. Каждая таблица состоит  из однотипных строк и имеет уникальное имя.

2. Строки имеют фиксированное  число полей (столбцов) и значений (множественные поля и повторяющиеся  группы недопустимы). Иначе говоря, в каждой позиции таотличаются  друг от друга хотя бы единственным  значением, что позблицы на пересечении строки и столбца всегда имеется в точности одно значение или ничего.

3. Строки таблицы обязательно  воляет однозначно идентифицировать  любую строку такой таблицы.

4. Столбцам таблицы однозначно  присваиваются имена, и в каждом  из них размещаются однородные значения данных (даты, фамилии, целые числа или денежные суммы).

5. Полное информационное  содержание базы данных представляется  в виде явных значений данных  и такой метод представления  является единственным. В частности, не существует каких-либо специальных "связей" или указателей, соединяющих одну таблицу с другой. Так, связи между строкой с БЛ = 2 таблицы "Блюда" на рис. 4 и строкой с ПР = 7 таблицы продукты (для приготовления Харчо нужен Рис), представляется не с помощью указателей, а благодаря существованию в таблице "Состав" строки, в которой номер блюда равен 2, а номер продукта – 7.

6. При выполнении  операций с таблицей ее строки  и столбцы можно обрабатывать  в любом порядке безотносительно  к их информационному содержанию. Этому способствует наличие имен таблиц и их столбцов, а также возможность выделения любой их строки или любого набора строк с указанными признаками.

Блюда

БЛ

Блюдо

Вид

1

Лобио

Закуска

2

Харчо

Суп

3

Шашлык

Горячее

4

Кофе

Десерт


 
Расход

БЛ

Порций

Дата_Р

1

158

1/9/94

2

144

1/9/94

3

207

1/9/94

4

235

1/9/94

...

...

...


Продукты

ПР

Продукт

Калор.

1

Фасоль

3070

2

Лук

450

3

Масло

7420

4

Зелень

180

5

Мясо

1660

6

Томаты

240

7

Рис

3340

8

Кофе

2750


 
Рецепты

БЛ

Рецепт

1

Ломаную очищ

...

...


Состав

БЛ

ПР

Веc (г)

1

1

200

1

2

40

1

3

30

1

4

10

2

5

80

2

2

30

2

6

40

2

7

50

2

3

15

2

4

15

3

5

180

3

6

100

3

2

40

3

4

20

4

8

8


Поставщики

ПОС

Поставщик

Город

1

"Полесье"

Киев

2

"Наталка"

Киев

3

"Хуанхэ"

Пекин

4

"Лайма"

Рига

5

"Юрмала"

Рига

6

"Даугава"

Рига


 
Города

Город

Страна

Киев

Украина

Пекин

Китай

Рига

Латвия


Поставки

ПОС

ПР

Вес (кг)

Цена

Дата_П

1

6

120

0.45

27/8/94

1

3

50

1.82

27/8/94

1

2

50

0.61

27/8/94

2

2

100

0.52

27/8/94

2

5

100

2.18

27/8/94

2

4

10

0.88

27/8/94

3

1

250

0.37

24/8/94

3

7

75

0.44

24/8/94

3

8

40

2.87

24/8/94

4

3

70

1.56

30/8/94

5

5

200

2.05

30/8/94

6

6

15

0.99

30/8/94



Рисунок 4.База данных "Питание"

2. Связывание таблиц.    

После создания различных таблиц, содержащих данные, относящиеся к различным аспектам базы данных, необходимо обеспечить целостность базы данных. Для этого надо связать таблицы между собой.

Существует четыре вида связей:

Первый тип – связь ОДИН-К-ОДНОМУ (1:1): в каждый момент времени каждому представителю (экземпляру) сущности А соответствует 1 или 0 представителей сущности В:

Студент может не "заработать" стипендию, получить обычную или одну из повышенных стипендий.

Второй тип – связь ОДИН-КО-МНОГИМ (1:М): одному представителю сущности А соответствуют 0, 1 или несколько представителей сущности В.

Квартира может пустовать, в ней может жить один или несколько жильцов.

Так как между двумя сущностями возможны связи в обоих направлениях, то существует еще два типа связи МНОГИЕ-К-ОДНОМУ (М:1) и МНОГИЕ-КО-МНОГИМ (М:N).

Пример. Если связь между сущностями МУЖЧИНЫ и ЖЕНЩИНЫ называется БРАК, то существует четыре возможных представления такой связи:

Характер связей между сущностями не ограничивается перечисленными. Существуют и более сложные связи:

  • множество связей между одними и теми же сущностями

(пациент, имея  одного лечащего врача, может иметь также несколько врачей-консультантов; врач может быть лечащим врачом нескольких пациентов и может одновременно консультировать несколько других пациентов);

  • тренарные связи

(врач может  назначить несколько пациентов  на несколько анализов, анализ  может быть назначен несколькими врачами нескольким пациентам и пациент может быть назначен на несколько анализов несколькими врачами).

4. Указание первичного ключа     

  Для идентификации каждой записи  в таблице используется уникальный  маркер, который называют первичным (главным) ключом. Как номерной знак идентифицирует автомобиль, так и первичный ключ однозначно определяет запись. Ключ таблицы служит для ссылки на записи таблицы из других таблиц. В качестве ключа может выступать как одно поле (например, Номер записи, Инвентарный номер и т.д.) так и несколько полей.  
     Чтобы задать ключ необходимо выделить поле (для выделения нескольких полей используйте клавишу Ctrl) и затем нажать кнопку Ключевое поле на панели инструментов.

Информация о работе Технология хранения, поиска и сортировки информации