Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2015 в 19:49, лекция
Как известно, успешное освоение курса во многом зависит от методов и
форм его организации. Анализ существующих методов изучения СУБД показывает, что традиционные методики не могут быть с достаточной степенью эффективности перенесены на элективные курсы в силу особенностей целей и задач последних. Следовательно, одной из актуальных задач методики обучения СУБД в элективном курсе информатики становится задача ее модернизации в соответствии со спецификой профильного обучения.
Таким образом, проблема исследования обусловлена противоречием между целями, задачами элективных курсов информатики, направленных на формирование умений использования технологий баз данных при решении практических задач из различных сфер человеческой деятельности, и существующей методикой обучения базам данных, во многом неадекватной назначению элективных курсов информатики.
Введение
1. Место темы «Технология хранения, поиска и сортировки информации» в школьном курсе информатики………………………………………………………...11
2. Тематическое планирование по информатике в 11 классе……………………..........15
3. Урок 1,2 Базы данных. Организация данных, модели баз данных. Система управления базами данных Access. …………………………......................................17
5. Урок 3,4 Создание базы данных. Обработка данных в базе данных…………………………………………………………………………………...26
6. Урок 5,6 Реляционные базы данных. Создание реляционной базы данных…………………………………….......................................................................47
7. Урок 7 Практика. Итоговая работа по базам данных.………………………………..57
8. Урок 8 Итоговая контрольная работа............................................................................59
9. Методические рекомендации……………………………………………………………….66
10. Заключение……………………………………………………………………………...67
11. Список литературы………………………………………………………………….....68
12. Методические разработки……………………………………………………………..69
13. Связь теоретического материала с итоговой аттестацией и вступительными экзаменами…………………………………………………………………………………….75
Дополнительный материал
№2 Задание
V. Итоги урока.
VI. Домашнее задание.
Уровень знания: знать этапы создания базы данных в режиме конструктора и с помощью мастера.
Уровень применения: создать базу данных на свою тему «Моя семья».
Творческий уровень: Составить кроссворд на тему: «Табличные базы данных».
Литература:
Теоретический материал построен на основе материала, изложенного в следующих печатных изданиях:
1) Угринович Н.Информатика и ИКТ 10-11 классы Глава 11. Технология хранения, поиска и сортировки информации:
п.11.3. Создание базы данных;
п.11.3.1. Создание структуры базы данных;
п.11.3.2. Ввод и редактирование данных;
п. 11.3.3.Использование форм для просмотра и редактирования данных.
п. 11.4 Обработка данных в БД.
п. 11.4.1 Быстрый поиск данных.
п. 11.4.2. Поиск данных с помощью фильтров.
п. 11.4.3. Поиск данных с помощью запросов.
п. 11.4.4. Сортировка данных.
п. Печать данных с помощью отчётов.
2) Семакин И.Г. Информатика Базовый курс. 7-9 классы Глава 3. Хранение и обработка информации в базах данных:
п. 12.Создание и заполнения баз данных;
п. 15. Сортировка, удаление и добавление записей.
3) Шелепаева А.Х. Поурочные разработки по информатике 8-9 классы. Уроки 61-64.
4) Шелепаева А.Х. Поурочные разработки по информатике 10-11 классы. Уроки 33.
5) Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов / Н.Д. Угринович. – М.: БИНОМ. Лаборатория Базовых Знаний, 2003.
6) Бешенков С.А., Ракитина Е.А. Информатика. Систематический курс. Учебник для 10 класса. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001.
Программно-дидактическое обеспечение урока: программное обеспечение: СУБД Microsoft Access; мультимедийный проектор.
Цели урока: сформировать у учащихся понятие реляционной базы данных, рассмотреть этапы создания реляционной базы данных.
Требования к знаниям и умениям:
Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
Задание для индивидуального опроса:
1. К каким типам данных относятся следующие значения: 1) 54.06 2) “abc” 3) ложь 4) -1.3 5) “123” 6) 15/06/96 ? |
1) 2) 3) 4) 5) 6) |
2. Таблица БД «Реки мира» содержит следующие поля: название, материк, длина (в км), максимальная глубина (в м), куда впадает, наличие водохранилищ (имеются или нет). Опишите тип и ширину каждого поля. Определите первичный ключ таблицы. |
|
3. Придумать и описать структуру таблицы базы данных, которая содержит четыре поля различных типов: символьного, числового (целого или вещественного), дата, логического. Таблица должна содержать реальную информацию и иметь название. |
|
1. Понятие «реляционная база данных».
Большинство СУБД поддерживают, кроме того, механизм связей между различными файлами, входящих в базу. Например, связь может установиться явным образом, когда значением некоторых полей является ссылка на другой файл, такие СУБД называются сетевыми , или же связь может установиться неявным образом, например, по совпадению значений полей в различных файлах. Такие СУБД называются реляционными. Реляционная база упрощает поиск, анализ, поддержку и защиту данных, поскольку они сохраняются в одном месте.
MS Access — это функционально полная СУБД реляционного типа, в которой разумно сбалансированы все средства и возможности, типичных для современных СУБД.
Реляционная база данных – это совокупность отношений, содержащих всю информацию, которая должна храниться в БД. Однако пользователи могут воспринимать такую базу данных как совокупность таблиц.
1. Каждая таблица состоит из однотипных строк и имеет уникальное имя.
2. Строки имеют фиксированное
число полей (столбцов) и значений
(множественные поля и
3. Строки таблицы обязательно
воляет однозначно
4. Столбцам таблицы однозначно присваиваются имена, и в каждом из них размещаются однородные значения данных (даты, фамилии, целые числа или денежные суммы).
5. Полное информационное
содержание базы данных
6. При выполнении
операций с таблицей ее строки
и столбцы можно обрабатывать
в любом порядке
Блюда
|
Продукты
|
Состав
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Поставщики
|
Поставки
|
Рисунок 4.База данных "Питание"
2. Связывание таблиц.
После создания различных таблиц, содержащих данные, относящиеся к различным аспектам базы данных, необходимо обеспечить целостность базы данных. Для этого надо связать таблицы между собой.
Существует четыре вида связей:
Первый тип – связь ОДИН-К-ОДНОМУ (1:1): в каждый момент времени каждому представителю (экземпляру) сущности А соответствует 1 или 0 представителей сущности В:
Студент может не "заработать" стипендию, получить обычную или одну из повышенных стипендий.
Второй тип – связь ОДИН-КО-МНОГИМ (1:М): одному представителю сущности А соответствуют 0, 1 или несколько представителей сущности В.
Квартира может пустовать, в ней может жить один или несколько жильцов.
Так как между двумя сущностями возможны связи в обоих направлениях, то существует еще два типа связи МНОГИЕ-К-ОДНОМУ (М:1) и МНОГИЕ-КО-МНОГИМ (М:N).
Пример. Если связь между сущностями МУЖЧИНЫ и ЖЕНЩИНЫ называется БРАК, то существует четыре возможных представления такой связи:
Характер связей между сущностями не ограничивается перечисленными. Существуют и более сложные связи:
(пациент, имея одного лечащего врача, может иметь также несколько врачей-консультантов; врач может быть лечащим врачом нескольких пациентов и может одновременно консультировать несколько других пациентов);
(врач может
назначить несколько пациентов
на несколько анализов, анализ
может быть назначен
4. Указание первичного ключа
Для идентификации каждой
Чтобы задать ключ необходимо выделить
поле (для выделения нескольких полей
используйте клавишу Ctrl) и затем нажать
кнопку
Ключевое поле на панели инструментов.
Информация о работе Технология хранения, поиска и сортировки информации