Тестирование как прогрессивный метод контроля знаний в процессе начальной профессиональной подготовки специалистов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 07:56, дипломная работа

Описание работы

Решение данной проблемы составило цель наше работы.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
выявить, каковы теоретические основы разработки прогрессивных методов контроля знаний;
определить, каковы цели и функции контроля знаний и умений учащихся;
выявить наиболее эффективные формы контроля знаний и умений учащихся;
дать характеристику и определить педагогические условия использования педагогического теста как прогрессивного метода контроля знаний учащихся.

Содержание работы

Введение 6
1. Теоретические основы разработки прогрессивных методов контроля знаний в учебном процессе начальной профессиональной подготовки специалистов 9
1.1 Понятие контроля в учебном процессе, его цели и функции 9
1.2 Виды и формы контроля знаний учащихся 18
1.3 Характеристика прогрессивных методов контроля знаний в процессе начальной профессиональной подготовки специалистов 22
2 Характеристика педагогического теста как прогрессивного метода контроля знаний учащихся 31
2.1 Методические основы внедрения тестирования как прогрессивного метода контроля знаний 31
2.2 Основные этапы внедрения тестирования в процесс начальной профессиональной подготовки специалистов 36
2.3 Использование тестовых заданий в профессиональной школе, в качестве контроля знаний учащихся 39
3 Организация тестирования, как прогрессивного метода контроля знаний в процессе начальной профессиональной подготовке 43
3.1 Организация и проведение исследования 43
3.2 Анализ полученных результатов. Проверка эффективности тестирования 53
3.3 Рекомендации по внедрению тестирования, как прогрессивного метода контроля знаний процессе начальной профессиональной подготовки специалистов 55
3.4 Безопасность жизнедеятельности 57
3.5 Оценка экономической эффективности разработки и внедрения прогрессивных методов контроля знаний в процесс начальной профессиональной подготовки специалистов 72
Заключение 74
Список использованных источников 75

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 689.00 Кб (Скачать файл)

– во-вторых, оценка, получаемая с помощью теста, более дифференцирована. В отличие от традиционных методов  контроля, где используется 4-балльная шкала, результаты тестирования благодаря  особой организации могут быть представлены в более дифференцированном виде, содержащем множество градаций оценки, а благодаря стандартизированной форме оценки тесты позволяют соотнести уровень достижений учащихся по предмету в целом и по отдельным существенным его элементам с аналогичными показателями в группе или любой другой выборке испытуемых;

– в-третьих, тестирование обладает более высокой эффективностью, чем традиционные методы контроля. Его можно одновременно проводить  как в группе, так и на курсе  или факультете. При этом обработка  результатов тестирования с использованием специальных “ключей” для теста производится намного быстрее, чем, например, проверка письменной контрольной работы;

– в-четвертых, показатели педагогического теста ориентированы  на измерение усвоения ключевых понятий, тем, элементов учебной программы, а не конкретной совокупности знаний, как это имеет место при традиционной оценке. Применяя батарею педагогических тестов, можно простроить профиль овладения учащимися всеми элементами учебной программы;

– в-пятых, педагогические тесты обычно компактны и, как правило, легко поддаются автоматизации .

Безусловно, у тестирования как метода контроля есть и свои ограничения. Легче всего с помощью  педагогического теста проверить  степень овладения учащимися  учебным материалом. Проверка глубинного понимания предмета, овладения стилем мышления, свойственным изучаемой дисциплине, в этом случае весьма затруднительна хотя в принципе возможна. Отсутствие непосредственного контакта с учащимся, с одной стороны, делает контроль более объективным, но, с другой – повышает вероятность влияния на результат других случайных факторов.

Таким образом, можно  сделать вывод, что наилучший  эффект дает сочетание в рамках технологии обучения педагогических тестов с традиционными  методами контроля.

Одним из недостатков тестового метода контроля знаний учащихся является то, что создание тестов, их унификация и анализ – это большая кропотливая работа.

Чтобы довести тест до полной готовности к применению необходимо несколько  лет собирать статистические данные.

Возможно возникновение и других трудностей. Довольно часто встречается  значительный субъективизм в формировании содержания самих тестов, в отборе и формулировке тестовых вопросов, многое также зависит от конкретной тестовой системы, от того, сколько  времени отводится на контроль знаний, от структуры включенных в тестовое задание вопросов и т.д.

Но, несмотря на указанные  недостатки тестирования, как метода педагогического контроля, его положительные качества во многом говорят о целесообразности их использования в курсе изучения информатике.

К достоинствам тестовых заданий следует отнести:

  • исключается воздействие негативного влияния на результаты тестирования таких факторов как настроение, уровень квалификации и др. характеристики конкретного преподавателя;
  • как было сказано, большая объективность и, как следствие, большее позитивное стимулирующее воздействие на познавательную деятельность учащегося;
  • ориентированность на современные технические средства на использование в среде компьютерных (автоматизированных) обучающих систем.

Систематическое проведение контрольных мероприятий с помощью  составленных на высшем уровне инструментов контроля позволяет профессиональным школам формировать подготовленных специалистов в различных областях знаний, готовых применять накопленный багаж знаний в любую минуту.

 

 

2.2 Основные этапы внедрения тестирования в процесс начальной профессиональной подготовки специалистов

Введение тестового  контроля в начальную профессиональную школу, существенно повышает мотивацию  обучения и заинтересованность учащихся.

Внедрение тестовой формы  контроля  по предмету осуществляется поэтапно.

На первом этапе в  тестовой форме  проводился  только входной  контроль и заключительной целью проведения  входного теста  является получение сведений об исходном уровне знаний учащихся. Успех изучения любого курса зависит от степени  усвоения  тех понятий, терминов, положений, которые изучались на  предшествующих этапах обучения. Поэтому входной тест, включает задания, проверяющие уровень усвоения основных учебных элементов данного курса. При проверке определяются прежде всего пробелы в знаниях, что очень важно для продуктивного  самообразования.

Итоговый тест (экзаменационный) систематизирует, обобщает учебный  материал, проверяет сформированные знания и умения. Результаты первых проверок показали, что учащихся необходимо готовить к экзаменационному тесту, используя тестовые задания при проведении текущего и рубежного контроля. Задания с выбором ответа особенно ценны тем, что каждому учащемуся дается возможность четко представить себе объем  обязательных требований и овладению знаниями курса, объективно оценить свои успехи, получить конкретные указания для дополнительной, индивидуальной работы. Тестовые задания удобно использовать при организации самостоятельной работы учащихся в режиме самоконтроля, при повторении учебного материала. Тесты с успехом можно использовать наряду с другими формами контроля, обеспечивая информацию по ряду качественных характеристик знаний и умений учащегося.

Работа по созданию тестов и оценка их эффективности достаточно сложная и долгая.

Во-первых, необходимо оценивать  качество каждого теста – соответствие программе и реальным возможностям учащихся, учитывая при этом сильно действующие временные ограничения на выполнение ими тестовых заданий. Если соответствие программе можно проверить,  анализируя  только литературу, то проверка «посильности» каждого теста и даже каждого задания в одном отдельно взятом тесте возможна только  после проверки в реальном эксперименте.

Во-вторых, желательна оценка «представительности» всей батареи тестов – насколько она захватывает весь программный материал или хотя бы наиболее существенную его часть (из конъюнктурных соображений).

При составлении заданий  теста следует соблюдать ряд  правил, необходимых для создания надежного, сбалансированного инструмента  оценки успешности овладения определенными  учебными дисциплинами или их разделами. Так, необходимо проанализировать содержание заданий с позиции равной представленности в тесте разных учебных тем, понятий, действий и т.д. Тест не должен быть нагружен второстепенными терминами, несущественными деталями с акцентом на механическую память, которая может быть задействована, если в тест включать точные формулировки из учебника или фрагменты из него. Задания теста должны быть сформулированы четко, кратко и недвусмысленно, чтобы все учащиеся понимали смысл того, что у них спрашивается. Важно проследить, чтобы ни одно задание теста не могло служить подсказкой для ответа на другое.

Варианты ответов на каждое задание должны подбираться  таким образом, чтобы исключались  возможности простой догадки  или отбрасывания заведомо неподходящего ответа.

Важно выбирать наиболее приемлемую форму ответов на задания. Учитывая, что задаваемый вопрос должен быть сформулирован коротко, желательно также кратко и однозначно формулировать ответы. Например, удобна альтернативная форма ответов, когда учащийся должен подчеркнуть одно из перечисленных решений "да-нет", "верно-неверно".

Задачи для тестов должны быть информативными, отрабатывать одно или несколько понятий формулы, определения и т.д. При этом тестовые задачи не могут быть слишком громоздкими или слишком простыми. Это не задачи для устного счета. Вариантов ответов на задачу должно быть, по возможности, не менее пяти. В качестве неверных ответов желательно использовать наиболее типичные ошибки.

И, наконец, главное –  составленные тесты необходимо провести несколько раз в различных группах учащихся, чтобы выбрать из них наиболее информативные с точки зрения диагностики. Но в силу ограниченности времени, предоставленного на проведение исследования, мы не смогли реализовать данный этап на практике.

А также, следует сказать, что системное внедрение тестовых заданий затрудняется в связи с относительной сложностью создания качественного теста.

 

 

2.3 Использование тестовых заданий в профессиональной школе, в качестве контроля знаний учащихся

К настоящему времени  в практике профессиональной школы  проверки знаний учащихся сложились  две основные формы контроля: устный опрос и письменная работа. Каждая из них, имея определенные положительные  стороны, обладает и целым рядом  существенных недостатков. Так, устный опрос является выборочной формой контроля знаний отдельных учащихся, отнимающей значительный объем драгоценного времени от занятия. Письменная работа чрезвычайно трудоемка и не оперативна. Зачастую преподаватель, не успев справиться с проверкой работ учащихся, начинает следующий урок без информации о том, какие разделы предыдущего материала не были усвоены учащимися в достаточной степени. К тому же оба этих метода не избавлены от негативных проявлений, связанных с необъективной оценкой знаний .

Свободной от этих недостатков  является форма контроля в виде тестовых заданий. Она может с успехом  применяться для текущей проверки знаний. Тогда, оперативно проверив работы, преподаватель сможет своевременно откорректировать изложение материала следующего урока, уделив больше внимания слабо усвоенным разделам. Отсутствие трудоемкой проверки письменных работ позволяет достаточно часто проводить контрольные мероприятия, создавая у учащихся ощущение тотального контроля знаний.

Педагогический опыт показал, что в сочетании с другими видами проверки, использование тестовых заданий в профессиональной школе, является весьма эффективным инструментом, стимулирующим подготовку учащихся к каждому уроку и повышающим мотивацию к изучаемому предмету. Устные же формы контроля наиболее целесообразно применять при проведении зачетов, коллоквиумов и экзаменов. При этом важно отметить, что отсутствие оценки ответа учащегося на вопрос, заданный во время занятия, снимает психологическое давление боязни неверного ответа и позволяет проводить обсуждение вопроса в творческой атмосфере. Среди различных видов письменного контроля в профессиональной школе хорошо зарекомендовали себя такие формы, как большое домашнее задание по целому разделу, подготовка рефератов и докладов по отдельным темам .

Успешное и эффективное  применение методов тестирования целиком зависит от двух основных факторов. Во-первых – это отсутствие доступа посторонних к данным, содержащим информацию о правильных ответах. Но нельзя забывать о том, что инициативные группы учащихся могут восстановить таблицу правильных ответов к предложенным вариантам тестовых заданий, и обменяться полученными данными с учащимися других групп. Поэтому не рекомендуется использовать одни и те же варианты тестов в различных группах.

Во-вторых, это качество тестовых заданий. К сожалению, некоторые  преподаватели считают, что если придумать вопрос и пять ответов  к нему, то тест готов. Подобный подход, а также отсутствие учета целого ряда особенностей при составлении  тестовых заданий приводят к ошибкам. При этом достоверность информации по успеваемости, полученной на основании этих тестов, значительно снижается. Встречаются варианты, которые наряду с ошибками в фактическом материале содержат неоднозначное толкование вопросов и предлагаемых ответов, повторяющиеся или однотипные вопросы, некорректные формулировки. Очень часто очевидность приводимых неверных ответов столь явственна, что тестируемому не составляет труда угадать правильный ответ методом исключения неверных вариантов.

Применение компьютерных технологий для оперативного контроля знаний учащихся в профессиональной школе по предмету с использованием тестовых заданий имеет свои положительные  и отрицательные стороны. К негативным сторонам этой формы проверки можно  отнести то, что удобство ее применения целиком зависит от заложенного программного обеспечения, а также от имеющейся компьютерной техники. Кроме этого, могут возникать трудности с согласованием расписания работы компьютерного класса и проводимых контрольных мероприятий. Следует помнить и о проблеме информационной безопасности, связанной с предотвращением несанкционированного доступа к имеющимся в компьютере базам данных. Однако, как показывает опыт, все эти трудности вполне преодолимы.

Многолетний опыт использования тестового контроля знаний учащихся, особенно с применением компьютерной техники, при проверке знаний в профессиональной школе, позволил выделить следующие положительные моменты:

а) устранена возможность подсказок и списывания;

б) повысилась объективность оценки знания;

в) резко возросла познавательная активность учащихся при изучении предметов, что обусловлено стимулированием данной методикой самостоятельной работы.

Так, по завершении контрольного мероприятия правильность ответа на заданные вопросы проверяется учащимся с использованием первоисточника (учебник, конспект) или в общении между собой. В случае обычной письменной работы такого не происходит, так как в ней присутствует указание на ошибку;

г) Отсутствие проверки на обычных занятиях приводит к активизации учащихся, позволяет проводить обсуждение материала в режиме "мозгового штурма", когда разрешены и не наказываются самые неожиданные ответы и предположения;

д) Изменилась роль преподавателя, который освободился от "карательных" функций, связанных с контролем знаний и проставлением оценок;

Информация о работе Тестирование как прогрессивный метод контроля знаний в процессе начальной профессиональной подготовки специалистов