Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2015 в 20:34, реферат
Основная задача практических работ заключается в закреплении студентом теоретических положений и отработки методических приемов разработки технико-экономического обоснования проекта «Дороги местного значения», развитии инженерного мышления. При этом он должен овладеть рядом методик: проектирования трассы дороги в плане, продольном и поперечном профилях; определения объема земляных работ.
Рациональное использование земельных и производственных ресурсов, эффективное ведение сельскохозяйственного производства, создание благоприятных условий труда, жизни и быта людей, проживающих в населенных пунктах, неразрывно связано с инженерным оборудованием территории. Изучение основных его составных частей и элементов ведётся студентами землеустроительного факультета специальности 1-56 01 02 – земельный кадастр в курсе «Инженерное оборудование территории». В состав дисциплины наряду с лекциями входят практические занятия.
В представленных методических указаниях приведены подробные пояснения по выполнению четырех практических работ раздела «Дороги местного значения» дисциплины «Инженерное оборудование территории».
Основная задача практических работ заключается в закреплении студентом теоретических положений и отработки методических приемов разработки технико-экономического обоснования проекта «Дороги местного значения», развитии инженерного мышления. При этом он должен овладеть рядом методик: проектирования трассы дороги в плане, продольном и поперечном профилях; определения объема земляных работ.
Для расчетов и обоснования принимаемых проектных решений рекомендуется наряду с традиционными методами использовать современную компьютерную технику и программное обеспечение.
Исходные данные по каждой работе и необходимые нормативы выдаются преподавателем. По результатам выполнения работ студентом оформляются соответствующие практические работы.
При подготовке данной методической разработки использованы опыт проведения лабораторно-практических работ на землеустроительном факультете УО «БГСХА» и других вузов СНГ, современные технологии, применяемые при проектировании автомобильных дорог на производстве.
Цель работы: отработать навыки проектирования дороги местного значения в плане и определить ее технико-экономические показатели.
Содержание работы:
1.1. Изучение природно-климатических условий района и планируемого грузооборота.
1.2. Построение схемы транспортных связей.
1.3. Проектирование трассы дороги в плане.
1.4. Оценка размещения трассы дороги в плане.
1.5. Определение параметров
Исходные данные: 1) сведения о природных условиях и наличии местных строительных материалов; 2) характеристика существующих дорог; 3) наименование грузооборотных пунктов и объемы грузоперевозок; 4) план местности с горизонталями масштаба 1:10000; 5) методические указания и нормативные материалы.
В результате выполнения задания студент представляет:
1. Оформленный проект трассы дороги в плане.
2. Расчеты основных технико-экономических показателей размещения дороги в плане.
3. Оформленная работа.
и планируемого грузооборота
Исходная информация для выполнения практических работ выдается студенту преподавателем. По имеющимся данным (топографическая карта, задание) изучается район проектирования: местные природно-климатические условия, планово-топографическая ситуация, наличие и состояние существующей дорожной сети, размещение залежей дорожно-строительных материалов. Рассматривается положение грузооборотных пунктов, перечисленных в работе, определяется их роль и значение в районе и в транспортных связях, выявляются среди них главные (по объему грузоперевозок), устанавливается общий объем и характер перевозок между ними. Годовой объем перевозимого груза по каждому грузооборотному пункту изучается раздельно путем анализа ведомости годового грузооборота.
1.2. Построение схемы транспортных связей
Транспортные взаимосвязи всех грузооборотных пунктов, их направления и объемы наглядно отображаются схемой транспортных связей, которая строится на плане или карте. Для этого транспортно взаимосвязанные грузооборотные пункты соединяются прямыми линиями (внемасштабное отображение) или полосами (масштабное) различной ширины, показывающими объемы перевозимых грузов (рис. 1.1).
Ширина полос зависит от объема грузооборота между пунктами и принятого масштаба его отображения, например, 1 мм – 5 тыс. тонн.
|
Рис. 1.1. Схема транспортных связей: А, Б, В, Г, Д, Е – грузооборотные пункты; 32, 20, 16 – расстояния, км; 10, 40, 30 – объемы грузоперевозок, тыс. т. |
Объем грузоперевозок между пунктами определяется по ведомости годового грузооборота как сумма ввоза и вывоза. Вычерченные на карте полосы различной толщины слегка иллюминируются цветным карандашом для наглядности отображения и более удобного анализа степени интенсивности транспортных взаимосвязей. Вдоль полос транспортных связей выписывается суммарный объем грузоперевозок по ввозу и вывозу.
Схема транспортных связей позволяет наглядно установить транспортные взаимосвязи между грузооборотными пунктами, степень интенсивности (по толщине полос, соединяющих пункты) и наиболее важные направления грузоперевозок.
1.3. Проектирование трассы дороги в плане
Проектирование трассы дороги в плане начинается с изучения возможности использования существующих дорог или их отдельных участков, направления и техническое состояние которых удовлетворяют требованиям обеспечения кратчайшего проезда между пунктами и интенсивности перевозок. При отсутствии или несоответствии существующих дорог требованиям бесперебойного автомобильного движения с перспективным объемом грузоперевозок необходимо запроектировать новые дороги.
Исходя из взаимного расположения заданных грузооборотных пунктов и схемы транспортных связей, выбирают наиболее выгодные направления проектируемых трасс дорог в плане. При этом для узловых точек с несколькими направлениями грузоперевозок наиболее выгодное направление основной магистрали может быть определено графическим методом отыскания равнодействующей многоугольника сил. Далее по ним на карте размещают трассы основной и подъездных дорог, учитывая при этом местные природные условия, существующие дороги, технико-эксплуатационные и экономические требования.
Необходимо стремиться трассы дорог проектировать по кратчайшим расстояниям между заданными пунктами, совмещать с существующими дорогами, границами землепользований, севооборотов, располагать в сухих, незатопляемых местах с равнинным рельефом и прочными грунтами, правильно вписывать в ландшафт местности, по возможности обходить водотоки или пересекать их в наиболее узких местах с удобными подходами. Пересечения проектируемых трасс дорог с существующими должны выполняться под углом не менее 45°, располагаться на прямых участках пересекающихся дорог. Пересечения с водотоками, болотами и другими водными препятствиями необходимо предусматривать в наиболее узких местах под углом, близким к прямому. Не следует совмещать трассы дорог с жилыми улицами, занимать под ними ценные земли, прокладывать через государственные заповедники и заказники, зоны, отнесенные к памятникам природы и культуры. При проектировании трасс дорог должны учитываться вопросы охраны природной среды.
Трассу дороги показывают на карте в виде прямолинейных отрезков, сопряженных между собой. Проектное решение размещения трассы дороги первоначально сопоставляется с природоохранными, эксплуатационно-техническими и экономическими требованиями.
По природоохранным требованиям лучшим будет вариант при меньшей длине трассы и площади занимаемых земель под дорогой, которая хорошо вписывается в ландшафт местности, не расчленяет массивы сельхозземель и лесов, сохраняет местный природный баланс.
1.4. Оценка размещения трассы дороги в плане
Наметив положение трассы дороги, производят ее разбивку на отдельные отрезки (титулы). При этом примыкания или пересечения дорог (вне населенных пунктов) обозначаются на карте цифрами или буквами (они будут служить наименованиями отдельных участков дорог). Рядом с каждым отрезком дороги указывается его протяженность в километрах.
По запроектированной дороге (титулам) определяют основные ее показатели. Протяженность, объем перевозимых грузов, интенсивность движения и другие показатели представлены в табл.1.1.
Поряд-ко-вый номер |
Наиме-нование титула |
Протяженность, км |
Объём грузов, т/год |
Интенсивность движения, авт/сут |
Категория дороги |
Ширина, м |
Проектируемое покрытие |
Мост (тип, длина) |
Труба (тип, длина) | ||
земляного полотна |
проезжей части |
полосы отвода | |||||||||
Для установления технической категории и технико-экономических параметров проектируемой дороги определяют среднесуточную перспективную интенсивность движения автомобилей по ней за наиболее напряженный период по формуле
где N – расчетная интенсивность движения по дороге, авт/сут;
Q – перспективная грузонапряженность дороги (титула), т/год;
f – коэффициент неравномерности перевозок по сезонам (месяцам), 2 – 3;
k – коэффициент, определяющий повторные, безобъемные и неучтенные перевозки и переезды, 1,2 – 1,4;
t – число дней сельскохозяйственных перевозок в году (200 дней);
– коэффициент использования пробега автомобиля, 0,6;
– коэффициент использования грузоподъемности автомобиля, 0,8 –0,9;
P – средняя грузоподъемность автомобиля, 3 – 5 т.
На основании полученной интенсивности движения, основных нормативных показателей (табл. 1.2) устанавливают техническую категорию каждого титула и в целом запроектированной дороги. Они отражаются в табл. 1.1.
Таблица 1.2. Основные технические нормативы для местных дорог
(СНиП 2.05.02–85 и СНиП 2.05.11–83)
Нормативы |
Категория дороги | ||||
общего пользования |
внутрихозяйственные | ||||
III |
IV |
V |
1-с |
2-с | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Расчетная интенсивность движения, авт/сут |
1000–3000 |
100–1000 |
До 100 |
– |
– |
Расчетный объем грузоперевозок в месяц «пик», тыс. т (нетто) |
– |
– |
– |
Более 10 |
До 10 |
Расчетная скорость движения, км/ч |
100 |
80 |
60 |
40–70 |
30–60 |
Ширина земляного полотна по верху, м |
12 |
10 |
8 |
10 |
8 |
Окончание табл. 1.2
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Ширина проезжей части, м |
7 |
6 |
4,5 |
6,0–4,5 |
4,5–3,5 |
Ширина обочин, м |
2,5 |
2 |
1,75 |
2 |
1,75 |
Ширина полосы отвода, м |
28 |
26 |
24 |
12 |
12 |
Наибольший продольный уклон, тыс. (‰) |
50 |
60 |
70 |
60–80 |
70–90 |
Наименьший радиус кривых в плане, м |
400 |
250 |
125 |
80–200 |
80–150 |
Наименьший радиус вертикальных кривых, м: а) выпуклых б) вогнутых |
10000 3000 |
5000 2000 |
2500 1500 |
1000–4000 1000–2500 |
600–2500 600–2000 |
Наименьшее расстояние видимости поверхности дороги, м |
140 |
100 |
75 |
75–100 |
50–75 |
Наименьшее расстояние видимости встречного автомобиля, м |
280 |
200 |
150 |
150–200 |
100–150 |
Габариты мостов |
Г–10 |
Г–7, Г–8 |
Г–7, Г–8 |
Г–7, Г–8 |
Г–7, Г–8 |
Рекомендуемые покрытия: а) асфальтобетонные, черные щебеночные и гравийные б) мостовые из камня, щебеночные, гравийные в) грунтовые, укрепленные добавками, грунтовые оптимальной смеси, грунтовые профилированные |
+
–
– |
+
+
– |
+
+
– |
+
+
– |
+
+
+ |