Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2015 в 20:34, реферат
Основная задача практических работ заключается в закреплении студентом теоретических положений и отработки методических приемов разработки технико-экономического обоснования проекта «Дороги местного значения», развитии инженерного мышления. При этом он должен овладеть рядом методик: проектирования трассы дороги в плане, продольном и поперечном профилях; определения объема земляных работ.
Для оценки размещения трассы дороги в плане определяют и анализируют ее эксплуатационно-технические и экономические показатели, рассчитывают экономическую эффективность строительства.
Оценка запроектированной трассы дороги по эксплуатационно-техническим показателям включает установление ее протяженности и извилистости в плане (коэффициент развития трассы), площади земель под дорогой, в том числе пахотных и кормовых, проектируемого минимального радиуса горизонтальных кривых в плане, максимального продольного уклона местности по трассе, числа пересечений (примыканий) с существующими и проектируемыми дорогами, водотоков, количества мостов и труб, их длины, условий движения и др.
В состав определяемых экономических показателей входят капитальные затраты, ежегодные затраты и сбережения, приведенные затраты и срок окупаемости капиталовложений.
Капитальные затраты включают: стоимость строительства дороги, инженерных сооружений (мостов и труб), затраты, связанные с отводом земель под дорогу.
Стоимость строительства дороги определяется по формуле
где Lд – протяженность запроектированной дороги, км;
с1 – стоимость строительства 1 км дороги, руб. (у.е).
Стоимость строительства инженерных сооружений рассчитывается по формуле
где Lc – длина инженерного сооружения (моста, трубы), пог. м;
c2– стоимость строительства 1 погонного метра инженерного сооружения, руб. (у.е.).
Затраты, связанные с отводом земель под дорогу (потери сельскохозяйственного производства),
где Sд – площадь земель, отводимая под дорогу, га;
с3 – нормативная стоимость освоения новых земель взамен изымаемых сельскохозяйственных для несельскохозяйственных нужд, руб/га, (у.е/га);
kn – повышающий коэффициент.
Исходные данные (с1, c2) принимаются из табл. 1.3, а показатели с3 и kn задаются преподавателем. Значения определяемых показателей приводят в табл. 1.6 рабочей тетради по выполнению практических работ [6].
Т а б л и ц а 1.3. Дорожно-транспортные затраты (в у.е.)
Техническая категория дороги |
Наименование покрытий и сооружений |
Стоимость строительства С за 1 км, тыс. |
Годовые затраты на содержание и ремонт 1 км дороги r |
Амортизационные отчисления, % от стоимости |
Стоимость перевозок 1 т км |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
III – IV –V |
Асфальтобетонное |
90 – 120 |
2 – 4 |
5,0 |
0,2 – 0,3 |
III – IV –V – 1c |
Черные щебеночные и гравийные |
90 – 110 |
2 – 4 |
7,0 |
0,2 – 0,3 |
IV – V |
Щебеночные |
70 – 50 |
2 – 4 |
2,5 |
0,3 – 0,5 |
1c – 2c |
Гравийные |
70 – 50 |
2 – 4 |
9,5 |
0,3 – 0,5 |
V – 1c – 2c |
Грунтовые, укрепленные добавками |
20 – 30 |
1 – 2 |
3,5 |
0,3 – 0,5 |
1c – 2c |
Грунтовые оптимальной смеси |
10 – 15 |
1 – 2 |
13,0 |
0,5 – 0,8 |
1c – 2c |
Грунтовые профилированные |
2 – 5 |
1 – 2 |
13,0 |
0,5 – 0,9 |
Окончание табл. 1.3
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Мосты железобетонные (до 20 м), за 1 пог. м |
1,0 – 1,5 |
– |
1,5 |
– | |
Трубы железобетонные круглые (диам. 1–1,5 м), за 1 пог. м |
0,2 – 0,3 |
– |
1,5 |
– |
Суммарные капитальные затраты (Kc) рассчитываются по формуле
.
Ежегодные затраты включают затраты на эксплуатацию дорог (R), затраты на перевозки грузов (P), амортизационные отчисления (А) в связи с эксплуатацией автомобильной дороги и инженерных сооружений (мостов, труб), земельный налог (Зн).
Затраты на эксплуатацию дорог можно определить по формуле
,
где – протяженность i - й запроектированной дороги, км;
ri – годовые затраты на содержание и ремонт i - й дороги, руб. (у.е.) /км.
Затраты на перевозки грузов (P) рассчитываются по формуле
где Qi – вес перевозимых грузов по i - й дороге, титулу, т;
li – расстояние перевозки грузов по i - й дороге, титулу, км;
ci – стоимость перевозки 1 т груза по i - му титулу, руб.( у.е.)/ткм.
Амортизационные отчисления в связи с эксплуатацией дороги находятся по формуле
где α1 и α2 – норма амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов (в долях);
K1 и K2 – то же, что и в формулах (1.2) и (1.3).
Земельный налог, ежегодно изымаемый с дорожных организаций за земли, занятые под дорогой, определяется по нормативным ставкам за 1 га по формуле
,
где – площадь i-го вида земель, занятая под дорогой, га;
ni – нормативная ставка земельного налога за 1 га i-го вида земель, руб. (у.е).
Суммарные ежегодные затраты находятся по формуле
. (1.10)
Суммарные приведенные затраты (Зn) определяются по формуле
,
где Ен – нормативный коэффициент эффективности капиталовложений, для внутрихозяйственных дорог принимается равным 0,05, для дорог общего пользования – 0,10;
Кс – суммарные капитальные затраты, руб. (у.е);
Сс – суммарные ежегодные затраты, руб. (у.е.).
При использовании запроектированной автомобильной дороги будут иметь место ежегодные сбережения, включающие сбережения на перевозки грузов (Э1), эксплуатацию автомобильных дорог (Э2), дополнительный доход (убытки) вследствие уменьшения (увеличения) площадей сельскохозяйственных земель из-под дорог (Э3) и сбережения в результате более полного использования автотранспорта в течение года, улучшения культурно-бытовых и административных связей, активизации хозяйственной деятельности (Э4). Значения перечисленных сбережений можно найти по соответствующей формуле.
Сбережения на перевозку грузов можно рассчитать следующим образом :
, (1.12)
где Qi – вес перевозимых грузов по i - й дороге, перегону по - й дороге, перегону, т;
и – расстояние перевозки грузов по i - й существующей и запроектированной дороге, перегону, км;
ci – стоимость перевозки 1 т груза по i - й дороге, руб. ( у.е.)/ткм.
Экономию (перерасход) на эксплуатацию дорог (Э2) можно определить по формуле
,
где и – соответственно протяженность существующих и запроектированных i - х дорог, км;
ri – то же, что и в формуле (1.6).
Величину экономии (убытка) вследствие уменьшения (увеличения) площадей сельскохозяйственных земель под дорогами (Э3) определяют как доход (убыток), получаемый с разности площадей под существующими и проектируемыми дорогами по вариантам :
, (1.14)
где Sc и Sn – площади сельскохозяйственных земель под существующими и проектируемыми дорогами, га;
D – доход с 1 га сельскохозяйственных земель, руб. (у.е.).
Сбережения, получаемые в результате более полного использования автотранспорта в периоды распутиц, улучшения культурно-бытовых и административных связей, активизации хозяйственной деятельности Э4, можно условно принять в размере 20 – 30% от общей экономии (Э1) и (Э2).
Общая годовая экономия на транспортных и других расходах (Эобщ), получаемая в результате использования запроектированной дороги, выражается формулой
. (1.15)
Окончательным показателем, характеризующим проектное решение, является срок окупаемости капиталовложений в строительство дорог (t) :
где Kc – то же, что и в формуле (1.11);
Эобщ – то же, что и в формуле (1.15).
Для внутрихозяйственных дорог срок окупаемости капиталовложений не должен превышать 20 лет, для дорог общего пользования – 10 лет.
Оценку запроектированной трассы дороги по экономическим показателям с использованием изложенной методики можно выполнить на компьютере по разработанной на кафедре программе.
1.5. Определение параметров круговых кривых в плане
и вписывание их
На изломах трассы дороги устанавливают положение углов поворота (α) между продолжением предыдущей и последующей прямой. Величину углов поворота, определяют по карте с помощью транспортира (рис.1.2).
Рис. 1.2. Элементы горизонтальной круговой кривой. |
Далее устанавливаются элементы круговой кривой: K– длина кривой, Т– тангенс, Б– биссектриса, Д– домер. Для этого необходимо задаться радиусом. Радиусы круговых кривых назначают в зависимости от категории дороги и местных условий. Малые радиусы ухудшают эксплуатационные показатели дороги, поэтому их проектируют только в исключительных случаях: при сложном рельефе, обходе ценных земель, в пределах населенных пунктов и др. |
Минимальное значение радиуса вписываемой кривой (R) принимается с учетом категории проектируемой дороги в соответствии со СНиП 2.05.02–85 (табл. 1.2). Однако если позволяют топографические условия, необходимо вписывать круговые кривые с наибольшими радиусами.
После уточнения положения трассы на карте, используя специальные таблицы [4] или формулы (1.16 –1.19), определяют элементы кривых (рис. 1.2).