Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2015 в 20:34, реферат
Основная задача практических работ заключается в закреплении студентом теоретических положений и отработки методических приемов разработки технико-экономического обоснования проекта «Дороги местного значения», развитии инженерного мышления. При этом он должен овладеть рядом методик: проектирования трассы дороги в плане, продольном и поперечном профилях; определения объема земляных работ.
При уклонах от 10 до 30‰ намечают укрепление дна и откосов кювета одерновкой, при 30 – 50 ‰ – мощение камнем, более 50 ‰ устраивают перепады и быстротоки.
При прохождении в продольном профиле проектной линии в выемке положение (границы) кюветов определяется визуально, в случае размещения дороги в точках «нулевых» работ или в насыпи границы кюветов устанавливаются аналитически.
Местоположение начала (конца) кювета при положении дороги в насыпи (рис.2.5) можно рассчитать по формуле
(2.11) |
где h1 – меньшая рабочая отметка ближайшего пикета или плюсовой точки, м;
h2 – большая рабочая отметка ближайшего пикета или плюсовой точки, м;
l – расстояние между пикетами или плюсовыми точками, м.
Рис. 2.5. Схема к определению границы кювета
при прохождении проектной линии в насыпи.
Если точкой с наименьшей рабочей отметкой является точка «нулевых» работ, то формула (2.10) примет вид
(2.12) |
где L – расстояние от точки «нулевых» работ до ближайшего пикета или плюсовой точки дороги, размещенной в насыпи, м.
Пример. Кювет начинается между ПК8 и ПК9 (рис. 2.6). Рабочие отметки HПК8=0,60 и HПК9=0,35 м, расстояние между ними – 80 м. Тогда расстояние от ПК9 до начала кювета (формула 2.11) составит
Рис. 2.6. Схема для определения
местоположения кюветов.
Расстояние откладывается от пикета, имеющего меньшую рабочую отметку.
2.7. Оформление продольного профиля дороги
С учетом выполненных расчетов и других данных оформляют чертеж продольного профиля дороги. Данные профиля (номера и отметки пикетов, расстояния между ними, профиль поверхности земли, грунты по трассе дороги, ситуация, сетка профиля, названия строк) показывают черным цветом, проектные параметры (проектная линия в продольном профиле, проектные и рабочие отметки, водопропускные сооружения и тип их укрепления, данные строк 1 «План трассы», 3, 4, 5, 9 (длины, километры) – красным, местоположение точек «нулевых» работ, гидрография – синим.
Рабочие отметки выписываются на расстоянии 0,5 см над проектной линией – для насыпей, под проектной линией – для выемок. Дополнительно указываются рабочие отметки точек переломов трассы дороги, которые не совпадают с пикетами.
На участках вертикальных кривых ранее вычисленные рабочие отметки берут в скобки, а исправленные (см. табл. 2.2) выписывают рядом без скобок.
На профиле над линией условного горизонта синей тушью выписывают расстояния от точек нулевых работ до ближайших пикетов (последующего и предыдущего).
В строке «План трассы» красной тушью вычерчивается трасса дороги с указанием направлений поворотов в виде коротких стрелок. Показывается существующая ситуация местности на 50 м по обе стороны трассы дороги.
Во второй строке указываются грунты по трассе, в третьей – проектируемое покрытие проезжей части дороги.
В строке 4 «Кювет, резерв и тип укрепления» указывается проектируемый тип сооружения, предлагаемое укрепление, расстояния от его начала и конца до ближайших пикетов.
В строку 5 «Уклоны трассы и вертикальные кривые» параллельно сносят запроектированные отрезки дороги, над ними указывают уклоны (до целых тысячных), а под ними – длины отрезков в метрах (с учетом запроектированных вертикальных кривых). Вертикальные кривые показывают в этой строке в виде скобы, длина которой в масштабе равна длине кривой. Для выпуклой кривой концы скобы направлены вниз, для вогнутой – вверх. Рядом выписывают основные параметры кривой (R, К, Т, Б.) В этой же строке указывают расстояния от НК и КК до ближайших пикетов.
Отметки земли по оси дороги и отметки бровки земляного полотна (проектные) выписывают с точностью до 0,01 м вертикально в 6 - ю и 7 - ю строки сетки.
Пикеты нумеруют от 0 до 9 между километрами, расстояния полных пикетов (100 м) не указывают, а между плюсовыми точками выписывают с точностью до 1 м (строки 8,9).
Кривые в плане показывают в строке 9 в виде выпуклой дуги вверх (поворот направо) или вниз (поворот налево). В горизонтальном масштабе указываются ее основные элементы (φ, R, K, T, Б, Д), расстояния от начала и конца кривой до ближайших пикетов. В этой же строке сетки у трассы дороги выписывают длины, направления (румбы) прямых отрезков. В нижней части строки показываются километровые столбы в виде круга диаметром 0,5 см красного цвета с заштрихованной правой половиной (приложение 1).
На продольном профиле условным знаком показывают запроектированные водопропускные сооружения (мосты, трубы) и выше (вертикально) – их основные параметры (длину мостов, диаметр труб, их пикетажное положение). Например:
Пример оформления продольного профиля приведен на рис. 2.1.
2.8. Подготовка исходных данных для автоматизированного проектирования продольного профиля на ПЭВМ
Проектирование дороги в продольном профиле может выполняться автоматизированно. При этом используется программное обеспечение и ПЭВМ. Для проектирования дороги в продольном профиле в системе CAD CREDO необходимо подготовить исходные данные в табл. 2.4 и 2.5. Последовательность выполнения работы приведена в методических указаниях [7].
Т а б л и ц а 2.4. Исходные данные для проектирования дороги в продольном
профиле на ПЭВМ
Пикет, плюсовая точка |
Отметка поверхности земли, м |
Опорные точки |
Уклон, 0/00 |
Руководящая (рекомендуемая) рабочая отметка |
Проектная линия пройдет через | |
Код |
Отметка, м | |||||
При заполнении табл. 2.4 на первом и последнем пикетах необходимо указывать отметку и уклон, для этого используют коды «2=,3=,4=».
При использовании кодов «3, 4, 5» уклон не задается, а вычисляется программой автоматически.
Т а б л и ц а 2.5. Минимальные радиусы и максимальные уклоны вертикальных кривых для проектирования дороги в продольном профиле на ПЭВМ
От пикета |
До пикета |
Минимальные радиусы кривых, м |
Максимальный уклон, 0/00 |
Минимальная длина кривой, м |
Диапазон варьирования отметкой, м | |
Выпуклой |
Вогнутой | |||||
Работа 3. Проектирование дороги в поперечном профиле
Цель работы: овладеть методикой проектирования дороги в поперечном профиле.
Содержание работы:
3.1. Проектирование земляного полотна и элементов дорожного водоотвода.
3.2. Построение профиля дорожной одежды.
Исходные данные: 1) материалы работы 2; 2) методические указания и нормативные материалы.
В результате выполнения работы студент представляет:
1. Вычерченные поперечные
2. Оформленную работу.
3.1. Проектирование
земляного полотна и элементов
Поперечные профили земляного полотна и их элементы проектируют для трех произвольно выбранных пикетов в местах прохождения дороги в насыпи, выемке и точке «нулевых работ» в соответствии с её технической категорией, типом дорожного покрытия и местными природными условиями.
На продольном профиле дороги выбирают пикеты или плюсовые точки, в которых дорога проходит в выемке, насыпи и точках «нулевых» работ, и строят три поперечных сечения земляного полотна. Длина каждого из них соответствует суммарной ширине элементов дороги: проезжей части, обочин, кюветов, резервов, нагорных канав, кавальеров и т. д. (рис. 3.1).
Параметры элементов зависят от категории проектируемой дороги, определяются СНиП 2.05.02–85 (см. табл. 1.1) и указываются в табл. 3.1.
Т а б л и ц а 3.1. Параметры элементов поперечного профиля
Пикет, плюсовая точка |
Поперечный профиль |
Значения элементов, м |
Уклоны, 0/00 |
Тип дорожной одежды | ||||
Проезжая часть |
Обочина |
Кювет |
Обрез |
проезжей части |
обочин | |||
При построении поперечных профилей земляного полотна в насыпи высотой до 0,5 м, в выемке или точке «нулевых» работ обязательно устраиваются боковые кюветы треугольной или трапециевидной формы с заложениями откосов соответственно 1:3 и 1:1,5.
Первые проектируются, как правило, глубиной не менее 0,3 м при прохождении дороги по песчаным и супесчаным грунтам и незначительном поверхностном увлажнении.
Вторые (трапециевидной формы) имеют следующие параметры: глубина кювета 0,7 – 0,8 м, ширина по дну 0,3 – 0,4 м и устраиваются при избыточном увлажнении или размещении дороги на глинистых и суглинистых грунтах.
Откосы земляного полотна, кюветов и резервов проектируют, задаваясь их крутизной, т. е. используя рекомендуемые коэффициенты заложения.
Для дорог низших технических категорий рекомендуется назначать следующую крутизну откосов:
насыпи высотой до 1,0 м – 1:3;
насыпи высотой 1,0 – 6,0 м – 1:1,5;
выемки глубиной до 12 м – 1:1,5.
Поперечный уклон проезжей части назначают в зависимости от типа дорожной одежды. Он рекомендуется для асфальтобетонных покрытий 15 – 20 ‰, щебеночных, гравийных и других, обработанных органически-
ми вяжущими – 20 – 25, щебеночных и гравийных – 30 – 35, мостовых из булыжного или колотого камня и грунтовых – 35 – 40 ‰. Для обочин уклон назначается на 10 – 20 ‰ больше, чем для проезжей части.
Для построения профиля принимают горизонтальный и вертикальный масштабы 1 : 100. На миллиметровой бумаге вычерчивают сетку профиля следующего образца (приложение 2).
В принятом горизонтальном и вертикальном масштабах показывают размеры и конструкцию всех элементов дороги. Высоту насыпи или глубину выемки откладывают от поверхности земли до бровки земляного полотна. Для этого проводят горизонтальную линию на уровне отметки земли, взятой с продольного профиля в пикете или плюсовой точке, и от нее откладывают вверх высоту насыпи, а вниз – глубину выемки (рабочая отметка в пикете или плюсовой точке). Новый уровень будет соответствовать отметке бровки земляного полотна дороги.
Симметрично оси дороги откладывают половину ширины проезжей части и величину обочины. Отметка кромки проезжей части находится по формуле
,
где Нк – отметка кромки проезжей части, м;
Нб – отметка бровки земляного полотна дороги в пикете или плюсовой точке, м;
h– превышение кромки проезжей части над бровкой земляного полотна (находится как произведение ширины обочины и ее поперечного уклона), м.
Отметка оси проезжей части (Но)
где Нк – то же, что и в формуле 3.1.
h – превышение оси дороги над кромкой проезжей части (устанавливается как произведение половины ширины проезжей части и ее поперечного уклона), м.
Все остальные элементы земляного полотна строятся по данным типового поперечного профиля (приложение 2, 3).