Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 13:44, курс лекций
В течение долгого времени общение представляло собой преимущественно способ обеспечения предметной человеческой деятельности, направленной на изменение окружающей действительности. На более поздних этапах развития общества общение обретает многие другие функции, становится самостоятельным видом деятельности, начинает выступать в роли мощного побудителя политических и социальных процессов, их катализатора. Или напротив, является средством социальной защиты личности, методом снятия социальной напряженности.
1.1. Общение как универсальная форма жизнедеятельности человека
1.2. Потребности в общении
1. 3. Общение как главный способ профессиональной деятельности социального работника.
1.4.Типы общения
1.5. Функции профессионального общения социального работника
Цель: раскрыть сущность
общения как формы
Вопросы
1.1. Общение как универсальная форма жизнедеятельности человека
1.2. Потребности в общении
1. 3. Общение как главный способ профессиональной деятельности социального работника.
1.4.Типы общения
1.5. Функции профессионального общения социального работника
Общение как универсальная
форма жизнедеятельности
В течение долгого времени общение представляло собой преимущественно способ обеспечения предметной человеческой деятельности, направленной на изменение окружающей действительности. На более поздних этапах развития общества общение обретает многие другие функции, становится самостоятельным видом деятельности, начинает выступать в роли мощного побудителя политических и социальных процессов, их катализатора. Или напротив, является средством социальной защиты личности, методом снятия социальной напряженности.
Формы общения менялись на протяжении всех этапов развития человечества, сохраняя накопленное, и обогащаясь чем-то новым в связи с иными социальными обстоятельствами. Являясь уникальным социальным явлением, неотъемлемой органической частью всех видов человеческой деятельности, общение исследуется многими учеными. На разных ступенях исторического развития оно претерпевало качественные изменения, происходил процесс осознания значения общения, прослеживался диалектический закон его развития; разными были уровень, степень осмысления его содержания, значимости, функций, его многогранности.
Известна материалистическая концепция любви человека к человеку Л. Фейербаха, понимаемая им как высшая форма общения. Ценным в его философском подходе является утверждение, что "отдельный человек, как нечто обособленное, не заключает человеческой сущности в себе. Человеческая сущность налицо только в общении...". И, несмотря на то, что некоторые исследователи отмечают определенную "узость" понимания Фейербахом проблемы общения в качестве общности людей, надо отметить, что им четко выражена значимость общения человека с другими людьми как непременного условия, способа выразить свою сущность, чтобы стать человеком.
Сущность и специфика разных форм общения отражены в трудах многих ученых, политиков, советских и зарубежных исследователей прошлых лет. Проблема общения являлась предметом анализа и осмысления на самых разных этапах человеческой цивилизации. Известны беседы-диалоги Сократа, Платона, учения о формах и способах рассуждений Древнего Востока, явившиеся основой логики, диалектики, получившие свое развитие в теологии, ставшие предметом дальнейшего изучения на этапах Средневековья, эпохи Возрождения и в последующие исторические периоды.
В русской истории различные формы общения также получили свое развитие. Большой вклад в развитие форм и методов устного общения внесли М.В. Ломоносов, Н.Г. Чернышевский, блестящий оратор В.О. Ключевский; самобытны такие формы общения, как "Вече", "хождение в народ".
После 1917 года активно разрабатывались теория и практика общения. Такие известные ученые, как Л.А. Леонтьев. Б Ф. Ломов, Б.Д. Парыгин, М.С. Каган внесли большой вклад в исследование общения и рассмотрение его как междисциплинарной проблемы, являющейся предметом изучения психологии, социологии, педагогики, философии. Появились и переводные работы, посвященные проблеме общения, таких авторов, как Д. Карнеги, И. Атватер, Э. Берн, и других, в которых дается много практических рекомендаций по осуществлению общения в разных формах.
В чем же состоит сущность общения? Одни ученые считают, что оно заключается в целенаправленном обмене информацией (В. Соковнии), другие - что общение - это коммуникативный процесс (Ч. Осгуд), третьи - что общение представляет собой процесс, основанный на разумном понимании и намеренной передаче мыслей и переживаний (Л. Выготский). Интересной является характеристика общения, данная Б.Д.Парыгиным: "Общение сложный и многогранный процесс, который может выступать в одно и то же время и как процесс взаимодействия индивида, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их сопереживания и взаимного понимания друг друга".
Однако и это определение
не в полной мере исчерпывает глубинную
сущность общения, которое как система
кровеносных сосудов
Социально-практический аспект общения как специфического субъектно-объектного отношения и взаимодействия, в котором объектом деятельности для каждого человека является другой человек, проявляется не только в формировании индивидуального, но и группового, коллективного субъекта деятельности.
В процессе общения происходит рациональное, эмоциональное и волевое взаимодействие индивидов, формируется общность чувств, настроений, мыслей, взглядов, достигается взаимопонимание и сплоченность.
Исследование общения как неотъемлемой органической части человеческой культуры, цивилизации необходимо в любом обществе, на любом историческом этапе. В нашем обществе оно обретает исключительную остроту, т.к. наблюдаются пренебрежение к истории, забвение непреходящих культурных ценностей, попытки подмены подлинной цивилизации ее псевдоценностями, псевдокультурой. В связи с этим рассмотрение глубоких философско-исторических корней и традицией общения в международном плане, в котором как в фокусе отражены многие грани жизни общества, их проблемы на разных исторических этапах, объективно может способствовать более разумному взгляду, как на историю нашего общественного развития, так и на современные процессы, и в определенной степени прогнозировать дальнейшее развитие явлений общественной жизни и более четко определить роль и место в этих процессах социального работника, человека, профессиональной обязанностью которого является общение с людьми.
Какие потребности удовлетворяются в общении и через общение? Каковы движущие силы общения, его внутренние причины? Ради чего люди вступают в контакт друг с другом? Если в каждом отдельном случае ответить на поставленные вопросы конкретно (Какую потребное удовлетворяет этот человек? Какова его цель? Чего он хочет от меня?), это поможет устранить многие ошибки. Мотивов, побуждающих человека задавать тот или иной вопрос, может быть много. Результат общения зависит от того, насколько мотивы собеседника совпадают с вашими, и от того, насколько точно вы «уловили» его мотив.
Среди множества мотивов (делающих общение средством удовлетворения потребностей) можно выделить несколько основных. К ним относятся:
1. Потребность в престиже (признании). Когда человек, вступая в общение, надеется или стремится выразить свои личностные качества через признание, восхищение, положительные оценки со стороны других, он удовлетворяет именно потребность в престиже. В этом нет ничего удивительного: общаясь, мы ищем признания наших способностей и, не найдя его, бываем огорчены, разочарованы и даже агрессивны. Если в процессе общения мы не можем удовлетворить потребность в престиже, будет ли общение (да и сам собеседник) интересно для нас? Общение с людьми, склонными оценивать нас положительно, всегда привлекательно.
2. Потребность в доминировании. Это стремление оказывать активное влияние на образ мыслей и действий, вкусы, установки другого человека. В мягкой форме она выглядит следующим образом: если под нашим влиянием происходит изменение ситуации или поведения другого человека в желательном для нас направлении, значит, мы удовлетворяем потребность в доминировании. В жесткой форме, в гипертрофированном виде эта потребность выражается в стремлении оказывать влияние на другого ради самого этого влияния.
3.Потребность в аффилиации. Аффилиация означает потребность в общении ради самого общения (поддержания теплых отношений, устранения дискомфорта или одиночества). Некоторые люди не переносят одиночества, так сильна их потребность в аффилиации. Оказавшись в комнате один, человек с ярко выраженной потребностью в аффилиации стремится немедленно восстановить общение (даже с помощью телефона).
4.Потребность в безопасности. Это одна
из базовых,
или, как говорят психологи, «витальных»,
потребностей. Так вот, свою базовую жизненную
потребность человек удовлетворяет разнообразными
способами (бегство, нападение, притворство,
конформизм и даже неврозы). Но если, по
тем или иным причинам, какие-то из этих
реакций блокируются, то почти всегда
потребность в безопасности удовлетворяется
в общении. Даже совсем незнакомые люди
становятся более общительными в ситуации
тревожного ожидания (например, в очереди
у кабинета врача).
5.Потребность в сохранении индивидуальности. Эта потребность проявляется в стремлении к такому общению, при котором или в результате которого мы могли бы прочитать в лице и речи другого человека признание нашей неповторимости, уникальности, необычности. Она зарождается в раннем детстве, когда родители общаются с ребенком как с единственным и неповторимым существом. Для того, чтобы сохранять индивидуальность, человеку приходится сопротивляться нивелирующему влиянию социальной среды, которая каждого из нас относит к определенной категории людей с готовыми программами реагирования на ту или иную ситуацию. Сопротивление и является основой потребности в сохранении индивидуальности.
6.Потребность в
7.Потребность в познании.
8.Потребность в красоте.
1. 3. Общение как главный способ деятельности социального работника.
В обстановке исторических потрясений огромное значение имеет деятельность социального работника, его гуманность, готовность прийти на помощь, умение слушать и понимать, общаться с различными группами людей и через это общение решать практические задачи, стоящие перед индивидом и обществом; т.е. овладение искусством общения является важнейшим и важнейшим навыком, которым должен обладать человек, по роду деятельности непосредственно занятый работой с людьми.
Условно общение можно разделить на два блока: первый - стихийное общение в процессе жизнедеятельности человека, без которого невозможно существование самого общества, второй - целенаправленный процесс, осуществляемый специальными учреждениями, организациями и отдельными лицами, в том числе и непосредственно в социальной работе.
Правомерность специального рассмотрения проблемы целенаправленного общения в системе социальной работы вызывается следующими причинами.
Во-первых, универсальным характером воздействия. Во-вторых, определяющим характером целенаправленного непосредственного общения по сравнению со стихийным, осуществляющимся во всех видах человеческой деятельности. В-третьих, это обусловлено масштабностью его действия: повсеместно, целенаправленно охватывается по существу значительная часть населения; поэтому анализ содержания общения, характера возникающих взаимоотношений, их влияние на настроение людей - вопрос крайне важный, но пока не нашедший должного отражения в литературе.
В-четвертых, непосредственное общение создает значительно большие возможности не только для убеждения, но и для переубеждения, т.к. есть условия для диалога, выявления различных точек зрения для обсуждения. Внимание к этой проблеме вызывается также и диалектические противоречивым характером развития самого процесса общения.
В-пятых, практика последних лет свидетельствует о том, что социальные работники не владеют должной культурой общения.
Общение бывает прямым (непосредственные контакты и влияние людей друг на друга) и опосредованным (когда человек сталкивается не непосредственно с другим человеком, а с духовными и материальными продуктами деятельности других людей).
Прямое общение обладает большой силой эмоционального воздействия при межличностных контактах, является средством сплочения и консолидации малых, контактных групп, тогда как опосредованное общение, будучи предпосылкой овладения человеком всем тем, что создано человеческой культурой, является одним из основополагающих факторов формирования личности. Человек в ходе своей жизни благодаря косвенному общению получает знания о действительности, систематизированные в различных научных дисциплинах, узнает взгляды и мнения других людей, их отношение к жизни и социальным ценностям. Косвенное общение способствует организации больших социальных общностей, когда межличностные контакты невозможны.
Посредниками всех форм общения являются результаты духовной деятельности человека, идеи, ценности, чувства и материальные вещи - орудия и средства человеческого труда, объекты, воплощающие социальные ценности и человеческий опыт.
Информация о работе Профессиональное общение социального работника