Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 13:44, курс лекций
В течение долгого времени общение представляло собой преимущественно способ обеспечения предметной человеческой деятельности, направленной на изменение окружающей действительности. На более поздних этапах развития общества общение обретает многие другие функции, становится самостоятельным видом деятельности, начинает выступать в роли мощного побудителя политических и социальных процессов, их катализатора. Или напротив, является средством социальной защиты личности, методом снятия социальной напряженности.
1.1. Общение как универсальная форма жизнедеятельности человека
1.2. Потребности в общении
1. 3. Общение как главный способ профессиональной деятельности социального работника.
1.4.Типы общения
1.5. Функции профессионального общения социального работника
Главную роль в решении коммуникативных задач играет развитый социальный интеллект. Западный исследователь Г. Марлоу характеризует его как особый вид человеческого интеллекта, который не поддается измерению с помощью стандартизированных тестов. Он принципиально отличается от академического, обеспечивающего объективное отражение предметного мира.
Г. Марлоу, Д. Гилфорд и другие социальные психологи пришли к выводу о независимости функционирования этих видов интеллекта. Они подчеркивают, что традиционное вербальное образование, которое получает специалист, может тормозить развитие социального интеллекта.
Говоря о специфике мышления социального, зарубежные авторы отмечают значение природной предрасположенности.
Выделены следующие
характерные особенности
Обнаружена связь низкой оценки своей компетентности с социальной тревожностью, неуверенностью в себе, переживанием дискомфорта в присутствии других.
Социальный интеллект как особое свойство ума позволяет понимать клиента, проникать в мотивацию поведения и распознавать сущностные черты его личности.
Выделение коммуникативных умений в структуре профессионального мастерства социального работника является общепринятым, однако их традиционная трактовка, ограниченная социально-психологическими рамками, лишена необходимой многосторонности.
Положив в основу ведущие компоненты профессионального общения, можно выделить следующие блоки профессиональных коммуникативных умений социального работника: социально-психологический, нравственно-этический, эстетический, технологический.
К социально-психологическому блоку относятся умения, располагать клиента к общению, производить благоприятное впечатление (самопрезентационное умение), рефлексировать, адекватно воспринимать и понимать своеобразие личности каждого клиента или группы, ее статусную структуру, прогнозировать развитие межсубъектных отношений, использовать психологические средства — вербальные, невербальные, проксемические, механизмы коммуникативного воздействия — заражения, внушения, убеждения идентификации и т.д.
В структуру нравственно-
В эстетический блок входят умения: гармонизировать внутренние и внешние личностные проявления, быть артистичным, эстетически выразительным, приобщать клиентов к высокой культуре общения, активизировать их эмоциональный тонус и оптимистическое мироощущение, переживание радости общения, чувства прекрасного.
В структуру технологического блока входят умения: использовать профессиональные средства, методы, приемы, многообразие форм взаимодействия, выбирать оптимальный стиль руководства общением, соблюдать такт, органически сочетать коммуникативное и предметное взаимодействие, обеспечивать его социальную эффективность.
Общение - важнейший инструмент социальной работы. Отечественный и зарубежный опыт позволяет очертить тот круг коммуникативных умений, навыков, которыми должны овладеть в процессе общения социальные работники. В обобщенном плане он предполагает умение:
Специфическим личностным
качеством специалиста в
В психологической литературе имеются другие термины, характеризующие профессионально-личностное качество социального работника, от которого зависит уровень общения с клиентами. Так, например, называют его профессиональной общительностью.
Почему предпочтительней предлагаемый термин? Дело в том, что общительностью в той или иной мере обладает каждый человек, поскольку ему приходится вступать в контакты с окружающими. Кроме того, нередко неумение социального работника наладить общение с клиентом оправдывают особенностями его характера, необщительностью, интравертивностью. Между тем социальному работнику необходимы не общительность и не экстравертивность, проявляющиеся в склонности к расширению контактов и внешней экспрессивности поведения, а способность к продуктивному взаимодействию с клиентами. Общительность и экстравертивность можно рассматривать как благоприятные условия для формирования профессиональной коммуникабельности.
В.Л. Леви предупреждает: "Люди ... сверхобщительные, как правило, те, кто компенсирует недостаток качества общения его количеством. Гений коммуникабельности не есть самый общительный человек, но самый превосходный в общении".
Напомним, кстати, что общительность, возникающая на основе потребности в общении, формируется прижизненно как результат взаимодействия личности с окружающими. Однако ее проявление зависит и от индивидуальных психофизиологических особенностей, в частности от типа нервной системы. Так, благоприятной предпосылкой формирования профессиональной коммуникабельности являются ее сила и лабильность.
В общительности различают содержательную (объект, направленность) и формально-динамическую стороны. Последняя характеризуется широтой или узостью, легкостью или напряженностью, активностью или пассивностью, самостоятельностью или зависимостью. Различают степени проявления общительности: сверхнизкую (замкнутость), низкую, умеренную, высокую, и сверхвысокую.
Как психологическое образование общительность зависит не столько от психофизиологических особенностей человека, сколько от влияния социальных факторов. Она отмечает преимущество их воздействия и на содержательную и на динамическую стороны общения, его стиль.
Принято считать, что высокая степень развития общительности является доминирующим признаком профессиональной коммуникабельности социального работника. Однако исследования психологов вносят существенные коррективы в это предположение. Ученые доказали отсутствие прямой зависимости между общительностью и способностью к управленческой деятельности. Ни высокая, ни низкая общительность личности сами по себе не оказывают решающего влияния на установление продуктивных деловых контактов. Более того, высокая общительность может отвлекать, блокировать ответную вербальную активность в связи с неумением выслушать других.
Существенным признаком профессиональной коммуникабельности социального работника является личностная аттракция (от лат. attrachere — привлекать, притягивать) специалиста как предпосылка переживания удовлетворения общения с ним. Привлекательность социального работника как коммуниканта можно связать с "яркостью его личности".
Эмоциональная привлекательность
социального работника для клие
К ведущим признакам профессиональной коммуникабельности социального работника можно отнести следующие:
Таким образом, развитие коммуникативной компетентности специалиста следует рассматривать как процесс саморазвития и самосовершенствования, а диагностику компетентности — как самодиагностику.
Что такое социальный интеллект, его характерные особенности?
Какие блоки профессионально-
Что такое аттракция?
Что можно отнести
к ведущим признакам
Профессиональная компетенция (от лат. competentia — принадлежность по праву) — круг вопросов, решение которых входит в его обязанности. Профессиональная компетентность отражает уровень владения необходимыми знаниями и умениями.
Положив в основу ведущие компоненты профессионального общения, можно выделить следующие блоки профессиональных коммуникативных умений социального работника: социально-психологический, нравственно-этический, эстетический, технологический.
Специфическим личностным
качеством специалиста в
Цель: дать характеристику речевому поведению социального работника; раскрыть коммуникативные особенности речевого поведения.
Вопросы
4.1. Речевая деятельность и речевое поведение
4.2. Функции речевого поведения
4.3. Коммуникативные особенности
речевого поведения
4.4. Импровизационность речи
4.5. Экспрессивность речи
Речь социального работника как форма общения посредством языка играет главную роль в межличностном взаимодействии с клиентами, установлении контактов и обретении взаимопонимания. Она реализуется в повседневных актах речевой деятельности и речевого поведения. Последнее понятие является более широким, проявляясь в манере, характере речевых действий и речевой деятельности, включая соматическую активность.
Если речевая деятельность специалиста в основном направлена на предметное информирование, то речевое поведение включает и передачу экспрессивной информации, обеспечивающей регуляцию взаимоотношений с клиентами.
В структуру речевых поступков, из которых складывается речевое поведение, входят субъект, объект, которому адресуется информация, цель, содержание, используемые средства — вербальные и невербальные.
В профессиональном общении социального работника объектом взаимодействия оказывается личность клиента, и речевые поступки специалиста отражают отношение к ней как к субъекту взаимодействия, обнаруживая уровень не только языковой, но и нравственной культуры. В речевом поведении личность социального работника раскрывается более полно и многогранно, чем в речевой деятельности.
Поведение личности в обществе предполагает освоение комплекса социальных ролей. Их репертуар зависит от статуса, т.е. положения, занимаемого в различных жизненных сферах — семье, производстве, общественных местах. Выполнение той или иной роли оказывает формирующее влияние, детерминируя психологические установки. Эта закономерность распространяется и на речевое поведение социального работника.
Высказывания, обращенные к клиенту, вызывающие определенные ответные реакции — словесные, поведенческие, являются поступками, отражающими уровень профессиональной культуры. Решающую роль при этом играет живое устное слово в единстве вербальных и невербальных проявлений.
Информация о работе Профессиональное общение социального работника