Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 14:59, курсовая работа
Выбранная тема курсовой работы «Профессия PR-менеджер» представляет для меня интерес, так как в дальнейшем я планирую работать в этой сфере деятельности.
Многие до сих пор не понимают, в чём же заключается работа PR-менеджера. Эдуард Бернайз говорил: "Сегодня любой водопроводчик, продавец автомобилей или лишенный этики человек может назвать себя практиком паблик рилейшнз. Однако многие, кто себя так называет, не имеют специального образования, подготовки или понятия о том, что собой представляет эта сфера.
I. Введение………………………………………………...3
II. Глава 1. PR как функция управления коммуникационными процессами
1.1. Понятие «Паблик рилейшнз» …………………………..6
1.2. Сущностные характеристики связей с общественностью……………………………14
1.3.Коммуникации в PR……………………………………22
III. Глава 2. Профессия PR-менеджер ........................... 24
2.1. Личные качества PR-специалиста……………………...27
2.2. Уровень профессиональной подготовки………………..32
2.3. PR-менеджер в современных условиях............................35
IV. Заключение…………………………………………..41
V. Список использованной литературы………………..
Обычно грамотный специалист отлично владеет как минимум двумя языками — родным и английским. Считается, что важное качество таких сотрудников — креативность. Ценятся также навыки управленца, психолога, мастера по коммуникациям и, что неудивительно, внешние данные. Для человека, зарабатывающего на жизнь общением, личное обаяние имеет огромное значение. Практически любой, кто обладает определенными способностями и умеет общаться с людьми, может претендовать на работу в сфере PR. Однако не стоит забывать: одно дело — врожденный талант, а совсем другое — приобретенные навыки и теоретические знания. Только гармоничное сочетание опыта и способностей дает настоящих профессионалов. PR-специалисту нужно поддерживать в себе позитивное отношение к жизни — установка на положительный результат любого обсуждения, инициативность и желание профессионально совершенствоваться помогут добиться успеха.
Представление о PR-менеджменте как об одной из самых безнравственных профессий, я считаю заблуждением. Здесь необходимо сказать о «черном пиаре». Это понятие придумали журналисты, и с точки зрения науки оно не что иное, как заблуждение. Ведь связи с общественностью — прежде всего стратегия доверия. А как способы достижения доверия могут быть черными? А вот люди, действительно занимающиеся связями с общественностью, не всегда служат этическим образцом. По уровню нервозности профессия пиарщика стоит в одном ряду с профессиями медика и пожарного.
Оплата труда PR-менеджера начинается с отметки приблизительно в 400 у. е. Выпускник вуза на испытательном сроке получает 600-700 у. е, а в дальнейшем — от 900 у. е. Зарплата руководителей отделов по связям с общественностью достигает нескольких тысяч у. е.
Перспективы развития связей с общественностью наиболее вероятно в сфере услуг, предоставляемых крупным корпорациям, которые стали нуждаться именно в политическом консультировании.
Интенсивно растет сектор бизнес-PR. Пока продвижением компаний у нас занимаются рекламные агентства, нечего и говорить о построении серьезных брендов. Специалистам по связям с общественностью предстоит занять этот рынок, а заодно выйти на рынок маркетинговых исследований. Деньги можно зарабатывать и в некоммерческом секторе, например, сейчас развивается фандрайзинг — привлечение спонсорских средств для реализации социально значимых проектов. Свежую идею о развитии общественных связей высказывают западные специалисты. PR – не способ заработать, а новое мировоззрение. PR-специалист представляет себе мир как место, где можно и нужно договариваться, сотрудничать, а не манипулировать.
2.1.Личные качества PR-специалиста
Как было видно из предыдущей главы, паблик рилейшенз охватывает различные сферы и области деятельности человека. Поэтому только разносторонне одаренный человек может хорошо справляться со всеми видами деятельности, входящими в сферу PR. Существует огромное количество точек зрения на то, какими личными качествами должен обладать настоящий PR-специалист.
Как сказал бывший президент PRSA, редактор PR Reporter Пат Джексон, «современный специалист по PR должен быть и исследователем, и советником, и мастером стратегического планирования, и педагогом; он должен быть талантлив в общении и вдохновлять».
Сейчас многие работодатели хотят иметь у себя PR-менеджера, но не всегда понимают до конца, для чего им нужен такой специалист. Многие сводят его функции к написанию хвалебных статей о фирме и размещению этих материалов в СМИ за оплату. Другие, наоборот, примешивают к требованиям для такого специалиста, например, умение изготавливать рекламные макеты.
Чем же все-таки должен заниматься специалист по паблик рилейшнз в компании, и что вменяют ему в обязанность напрасно, по незнанию? Какими качествами должен обладать человек, чтобы претендовать на такую должность, а какие свойства несовместимы с этой профессией?
Эдвард Бернайз отмечает 11 личностных качеств, которыми должен обладать профессионал PR:
1) Сильный характер, честность и прямота;
2) Справедливость и логика;
3) Способность творчески и нестандартно мыслить;
4) Правдивость и рассудительность;
5) Объективность;
6) Глубокая заинтересованность в разрешении проблемы;
7) Широта культурного кругозора;
8) Любознательность;
9) Способность к анализу и синтезу;
10) Интуиция;
11) Знание социальных наук и механизмов общественных отношений.
Большая часть этих характеристик связана со способностью человека видеть и решать проблему, в чем и состоит основная роль PR- специалиста. В дополнение к этим качествам калифорнийский специалист Рональд Роди подчеркивает, что успешные PR- специалисты – это те, кто «обладает сильным чувством уверенности в себе и не поддается давлению, кто способен бросить вызов и кто сохраняет спокойствие в атмосфере постоянных перемен и неопределенности».
Английский ученый, один из авторитетнейших деятелей Международной Ассоциации Паблик Рилейшенз (МАПР) Сэм Блек предлагает свое видение неотъемлемых личностных качеств PR – профессионала:
1) здравый смысл;
2) отличные организаторские способности;
3) ясность суждения, объективность и критичность восприятия;
4) богатое воображение и способность понимать точку зрения другого;
5) стойкость характера;
6) исключительное внимание к деталям;
7) живой пытливый ум;
8) старательность, склонность к длительной самостоятельной и творческой работе;
9) оптимизм, чувство юмора;
10) гибкость и умение одновременно иметь дело с разными проблемами. Помимо этих качеств, специалисту по PR необходимо также хорошо писать, редактировать и вычитывать написанное другими; иметь оптимистичный взгляд на жизнь; обладать приятным голосом и ораторскими способностями; иметь презентабельную внешность.
Существует два вида портрета PR-менеджера:
1. Канонический («книжный» портрет PR-менеджера)
Он (она):
2. Портрет «земного» пиарщика (составлен по объявлениям о вакансиях)
У него (нее):
Мы можем сделать вывод: «идеальный РR-сотрудник» – консультант-руководитель предпринимательского типа. Консультант – это человек, который определяет и формирует движение проекта, умеет убеждать и обладает собственным взглядом на проблему. PR-руководитель – это прежде всего лидер. Он выстраивает направление работы, подбирает команду или руководит уже существующей. Это очень тяжелая и стрессовая работа. Но командный дух дает огромное удовлетворение, перечеркивающее все негативные ощущения и усталость. И, наконец, каждый PR-менеджер должен быть предпринимателем. Консультируя клиента, создавая команду, он мыслит деловыми категориями. Приходят в PR чаще всего из журналистики или маркетинга, однако единого закона нет. Важнее персональные качества. В этой профессии не задерживаются простые наемники, получившие соответствующее образование и пришедшие за зарплатой. Для приличного заработка есть более простые и менее нервные способы. Тяжело уживаются работники с бюрократическими повадками. В коммуникационном консалтинге остаются люди, которые любят вызов, преодоление, стремятся к постоянному личностному росту, а самооценка для них важнее формального признания. PR - профессия личностей. (9)
PR- специалисты должны обладать мастерством в самых разных областях. Они должны творчески подходить к решению проблем и быть достаточно твердыми, чтобы снимать сильное напряжение, возникающее в процессе работы между организацией и ее многочисленными сотрудниками. Решение проблем, встречающихся в паблик рилейшенз, часто требует умения работать в команде и терпимость к разным мнениям. Будучи PR-специалистом, необходимо собрать различные мнения и примирить их в рамках решения задачи. В то же время, вы должны доверять людям и внушать им веру в то, что решение будет найдено.
Считается, что важным и нужным качеством PR-менеджера является креативность. Но оно отнюдь не ключевое. В PR главная фигура – менеджер. Соответственно, ценятся навыки управленца, психолога, мастера по коммуникациям.
И, наконец, внешние данные. Для человека, который зарабатывает на жизнь общением, они имеют огромное значение. Но ни агентствам, ни компаниям не нужны супермодели, прежде всего, ценится личное обаяние. Пожалуй, единственное качество, которое нельзя определить ни по портфолио, ни по резюме.
2.2. Уровень профессиональной подготовки
PR-менеджер — это
посредник в разговоре
Исходя из этого, были сформулированы критерии поиска такого специалиста. В частности, обращается внимание на:
Мнение одного руководителя: «PR сегодня — это модная сфера, модное слово, привлекательная область деятельности. Отсюда издержки — в PR стремятся все. Многие думают, что они специалисты или что им не составит труда стать таковыми за короткий период. Мало кто отделяет профессию менеджера PR от смежных профессий и сфер. В сознании претендентов отсутствует различие между PR в политической и коммерческой среде, в сфере шоу-бизнеса и внутренним PR... Почти все претенденты не желают продавать свои услуги, в их понимании это просто «недостойно звания PR-менеджера». Другими словами, по отношению к PR создан образ престижной, доходной, «непыльной» профессии. Но одновременно этот образ довольно туманен и нет понимания того, что PR — такая же коммерческая деятельность, как и любая другая.
Приглашать на должность PR-менеджера журналиста — это все равно, что предложить лечить порок сердца стоматологу. Ведь тоже из области медицины! Написание бравых статей с оплаченными в изданиях площадями никакого отношения к паблик рилейшнз не имеет. Это, скорее, из области прямой рекламы. Задачи же PR — шире, а возможности — существенно больше, чем обычное баловство статьями, даже очень талантливыми. Часто эти возможности почти эксклюзивны. Поэтому специалист в области PR, бесспорно, должен уметь ясно и четко выражать свои мысли вслух и на бумаге, но это отнюдь не главное его достоинство».
Базовая подготовка PR- специалиста должна включать в себя подготовку в следующих областях: