Шпаргалка по "Коммуникациям"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 19:36, шпаргалка

Описание работы

1.Понятие Коммуникация. Объект и
Предмет ТК.
2.Междисциплинарный характер теории
3.Законы теории коммуникации

Файлы: 1 файл

shpory_TK.doc

— 471.50 Кб (Скачать файл)

спор, когда мало кто  интересуется

позитивным знанием, а речь идет лишь о том, чтобы в словесной борьбе выиграть

дело. Такое понимание  риторики, по

Цицерону, слишком узко — оно относится только к публичной  ораторской речи в 

пределах гражданских  споров. Но

ораторское искусство  необходимо и в других областях человеческой деятельности, поэтому оно требует широкой эрудиции и специального образования в области философии, права, гражданского устройства и т.д. Кроме специальных знаний оратору необходим и здравый смысл.

Таким образом, ораторство — это наука и искусство оформления мысли в речь,

рядоположенное другим и помогающее в любой профессиональной деятельности.

9.Проблема коммуникации  в христианской и новоевропейской  культуре (труды теоретиков, деятелей  Возрождения, Просвещения).

Христианство дало мощный импульс развитию самосознания личности. Это было

связано, во-первых, с  признанием равенства всех людей  перед Богом ("нет ни эллина, ни иудея"), чего не было в античном сознании ("люди и боги не равны, эллины и  варвары не равны, хозяева и рабы не равны"). Во-

вторых, христианство провозгласило, что 

поведение каждого человека зависит от него самого, от его свободного выбора, его индивидуальных душевных качеств, ибо Бог наделил человека свободой воли. В-третьих, христианство определило особое место 

человека в тварном мире. В-четвертых, христианство провозгласило важнейший принцип человеческих отношений -

"возлюби ближнего  как самого себя".

Но христианство наложило и определенные ограничения на развитие человеческой

индивидуальности и  на характер человеческих взаимоотношений, поскольку,

во-первых, отдавало приоритет  не индивидуальному, а "соборному" (церковному) существованию человека (этот приоритет был существенно  подорван только в протестантизме); во-вторых, несмотря на провозглашенный  христианством принцип всеобщей любви, общение людей на его основе оказывалось

не столько целью, сколько  средством, обеспечивающим возможность  общения человека с Богом.Таким  образом, высшая ценность была признана за общением человека с Богом, а не с себе подобными, хотя это и несло в себе очень мощный нравственный заряд.

В области теории и  практики ораторского искусства  Средневековье немного добавило

к наследию античности.

Труды теоретиков (Исидор Севильский, Юлий Руфиний, 1еоргий Херовоск и др.) в основном были связаны с систематизацией уже имеющихся знаний, упорядочением терминологии риторики и организацией текста. На смену античной риторике, знавшей по преимуществу гражданское и судебное красноречие, приходит гомилетика

- искусство произнесения  проповеди, поддерживаемое неколебимым

авторитетом церкви.

Начиная с Возрождения риторика теряет

свою опору в гомилетике и  ищет ее в практике художественной речи. В центре внимания новой культуры уже не Бог, а 

Человек. В эпоху Просвещения  умонастроения в интеллектуальной среде меняются - все более широкое признание

завоевывает такое понимание сущности человека и человеческих отношений,

которое основано на вере в природную  доброту и разумность человека, в  возможность создания общества, в  котором будут царить отношения "свободы, равенства и братства". Это время отмечено бурным развитием педагогики, этики, эстетики, психологической науки, изучающей психологические механизмы,

управляющие взаимоотношениями человека с себе подобными, а не с Богом.

Что касается риторики, то ее популярность в век Просвещения постепенно убывала. К началу XIX в. в Западной Европе почти

повсеместно риторика перестает 

рассматриваться как наука и  устраняется из сферы образования. Упадок риторики был столь глубок, что она начинает

восприниматься лишь как синоним

красивой, напыщенной, но малосодержательной речи.

10.Философские подходы к построению  теории коммуникации (взгляды И.Г.Фихте  и Новалиса, Ф.Шлейермахера и др.).

На рубеже XVIII — XIX вв. в немецкой классической философии начинает разрабатываться категориальный аппарат, принципиально важный для построения теории коммуникации. Речь идет о категориях «субъект» и «объект», где под «субъектом» понимался человек в его активно- познавательном (но пока еще не преобразовательном) отношении к окружающему объективному миру — «объекту».

Следует, однако, отметить, что большинство  немецких философов были склонны  трактовать и человеческое общение  в категориях субъект- объектной  связи, а не субъект- субъектной, и  выйти за ее рамки не смогли. В  их теоретических построениях, особенно у И.Г. Фихте и Новалиса, человеческое индивидуальное Я было

настолько абсолютизировано, что «другое  Я» (тоже субъект) по существу оказывалось  лишенным своей субъектности и становилось  объектом среди объектов. Таким образом, вместо принципа диалогичности межличностной коммуникации восторжествовал принцип ее монологичности. Рассмотрение коммуникации как однонаправленного процесса закрывало дорогу к созданию адекватной теории межличностной коммуникации как субъект- субъектного отношения (Я — другое Я) и останавливалось на уровне ее понимания как субъект- объектного отношения, где другая сторона превращалась в пассивный объект воздействия познающего субъекта (Он).

Ф. Шлейермахер (1768-1834), видный представитель  немецкого романтизма, более последовательно рассматривал проблему общения. Для него общение между людьми — это в первую очередь общение между индивидами, равными

сторонами (субъект-субъектное отношение). Признание этого факта стало  для него предпосылкой и фундаментальной  основой последующей разработки теории понимания (герменевтики) как основы подлинно человеческих взаимоотношений. Можно без преувеличения сказать, что современная философская герменевтика обязана своим рождением именно Шлейермахеру. Он рассматривал герменевтику как «искусство постижения чужой индивидуальности», «другого». Ее предметом выступает прежде всего аспект выражения, а не содержания, ибо именно выражение есть воплощение индивидуальности. Помимо простой

техники понимания и толкования различных сочинений, например священных текстов, герменевтика раскрывает саму интерпретативную структуру, характеризующую понимание как таковое: у немецкого философа она нашла свое выражение в так называемом принципе герменевтического круга. Суть

его состоит в том, что для  понимания целого необходимо понять его отдельные части, но для понимания отдельных частей уже необходимо иметь представление о смысле целого. Так, слово — часть предложения, предложение — часть текста, текст — часть творческого наследия данного автора и т.д.

Шлейермахер развивает понятие герменевтического круга, вводя две его разновидности. Первая, традиционная для герменевтики — когда часть текста соотносится со всем текстом как целым и

мы выясняем смысл целого относительно его частей. Другая интерпретация  герменевтического круга состоит в том, что текст рассматривается как часть, а культура, в которой он функционирует, как целое. Исследуя текст в более широком, культурно-историческом контексте, совмещая это со знанием условий его создания, интерпретатор может понять автора и его творение

глубже, чем сам автор понимал  себя и свое произведение.

По утверждению Пирса, «любая мысль  — это знак, участвующий в природе  языка», «мыслить без знаков невозможно», а знак является заменителем объекта  в каком-то аспекте. Коммуникация также имеет знаковую природу и невозможна без знаков. В любой коммуникативной ситуации можно выделить три части: знак в функции объекта и в отношении к интерпретатору. Не только человеческое мышление состоит из знаков, но и сам человек может быть понят как знак. Мышление носит языковой характер, а язык — это совокупность знаков. Потому нельзя мыслить без знаков, в основе

человеческого познания и понимания также лежит знак-язык, публичный по своей природе и  выступающий в качестве средства общения.

Вместе с тем в XIX в. появляются учения, критическая направленность которых

расходится с общей  линией на изучение коммуникативных  аспектов человеческой

жизни.

Ф. Ницше (1844—1900) стал одним  из ярких критиков коммуникации в XIX в. Значительное место в философии Ницше отведено критике языка. Он убежден, что мышление неотделимо от языка, но язык с необходимостью искажает реальность, подменяет жизнь-как-она- есть-сама-по-себе ее искусственной картиной, лишенной атрибутов «бытия» — естественности, страстей, непосредственности, стихийности. С помощью слов-метафор люди упорядочивают хаос впечатлений.

Деиндивидуализация и  универсальная применимость понятий  — залог существования общества, члены которого должны иметь возможность  «договориться».

11. Проблема коммуникации в философии ХХ в. (экзистенциализм, персонализм, диалогическая философия,

неопозитивизм, лингвистическая  философия и т.д.).

На рубеже XVIII - XIX вв. в немецкой классической философии начинает разрабатываться категориальный аппарат, принципиально важный для построения

теории коммуникации. Речь идет о категориях "субъект" и "объект", где под "субъектом" понимался человек в его активно-познавательном (но пока еще не преобразовательном) отношении к окружающему объективному миру - "объекту»Экзистенциализм, или философия

существования, утвердился и стал одним из самых мощных философских  течений в 

Европе в период между  двумя мировыми войнами. Предмет  и цель философских исследований экзистенциализма -

внутренний мир личности, изолированной от общества.

По своему характеру  это философия человеческой некоммуникабельности. Термином "экзистенциализм" обозначается ряд концепций, сущность которых  есть способ переживания личностью  противоположной ей чуждой и враждебной действительности. В центре внимания - внутренний мир человека; социальная

жизнь представляется в  виде продолжения и 

расширения этого внутреннего  мира, и 

кризис личности понимается как кризис человеческого бытия  вообще.

Персонализм - теистическая тенденция в западной философии, полагающая личность

и ее духовные ценности высшим смыслом земной цивилизации, - дает сходные оценки состояния человеческой коммуникации. Коммуникация в философии  персонализма - общение, основывающееся на

взаимопонимании, дискуссии. В результате

возникают мнимые коллективы "массового

общества" - корпорации, группы давления, бюрократизированные  институты.

Философский анализ коммуникации, осуществляемый в рамках различных  школ, сопряжен с понятием "дискурс". В немецкоязычном словоупотреблении "дискурс" - подчиненное понятие по

отношению к понятию  диалога: дискурс есть диалог, ведущийся  с помощью аргументов. Диалогическая  философия (философия диалога, диалогизм) - совокупное обозначение философских  учений,

исходным пунктом которых  является

понятие диалога, - получила широкое

распространение в XX в. Диалогическое

отношение, или отношение  Я - Ты, мыслится при этом как фундаментальная 

характеристика положения  человека в мире.

Неопозитивизм (или аналитическая  философия) складывается в начале XX в. в рамках философского позитивизма; это "антиметафизическое", аналитическое

направление, знаменующее "лингвистический поворот" философии. Новое направление объявило, что  философия имеет право на существование  не как метафизика, "мышление о  мире", а 

лишь как "логический анализ языка". С точки

зрения неопозитивизма все наше знание о 

мире дают только конкретные эмпирические науки. Философия же не может высказать о 

мире ни одного нового положения сверх 

того, что говорят о  нем отдельные науки, не может  создать никакой картины мира. Ее

задача состоит в  логическом и 

лингвистическом анализе  и прояснении тех положений науки  и здравого смысла, в которых может  быть выражено наше знание

о мире.

Лингвистическая философия  — одно из направлений аналитической  философии, получившее развитие в Великобритании, где возникли две школы — кембриджская и оксфордская, в США и некоторых других странах Запада в 1930—1960-е гг.

Сторонники лингвистической  философии 

отказываются от жестких  логических требований к языку, полагая, что объектом анализа должен быть естественный язык. Впервые метод философского анализа естественного языка был разработан в Кембридже Дж. Муром. Наиболее развернутый вариант лингвистического анализа представлен в трактате Л. Витгенштейна «Философские исследования» (1949). Исходя из разнообразия, неоднозначности понятий естественного языка, его природной подвижности, Витгенштейн предложил вариант анализа, основанный на концепции «языковых игр» и ввел термин «лингвистические игры».

Особенности игры как  явления позволяют лучше понять особенности языковой реальности. Подобно тому, как каждая игра имеет свои правила, так и в языке существуют различные правила, где формальная логика образует всего лишь один класс таких правил. Поскольку каждая игра имеет свои собственные правила, следовательно, нет единой универсальной игры, одних и тех же правил и одинаковых способов достижения целей. Эта особенность игры позволяет кардинально пересмотреть

соотношение логики и  языка: уподобление логики правилам игры накладывает запрет на любые попытки подчинить язык единым логическим правилам, поставить логику над языком.

12. Современные концепции  коммуникации .

В современной коммуникативистике выделяется несколько научных подходов к изучению коммуникации. Технократические подходы к изучению коммуникации были обусловлены спецификой конкретно-исторических условий. После Второй мировой войны роль технических средств коммуникации в распространении знаний, культуры и формировании личности стала центральной темой и в критических концепциях, разоблачающих отрицательные стороны массовой культуры, и в работах современных футурологов, предсказывающих наступление «технотронной эры» и «информационного общества».

Информация о работе Шпаргалка по "Коммуникациям"