Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 19:36, шпаргалка
1.Понятие Коммуникация. Объект и
Предмет ТК.
2.Междисциплинарный характер теории
3.Законы теории коммуникации
Международная комм-ция
осуществляется на различных уровнях как в виде официальной, так и в виде народной дипломатии
Не так давно специалисты по теории коммуникации, лингвистике, психологии и др. обществ.наукам ‘проникли’ в медиц. и юридич. дискурс. ‘Слово лечит’ – эта общеизвестная истина приводит к
размышл-ю, как именно это происходит и как работать со словом. Беседа врача и больного не должна протекать спонтанно, иначе возможны фатальные случайности.
Сфера религ. дискурса обслуж.
потребности комм-ции в церкви.
23. Формы коммуникации: вербальная и невербальная
Следует выделить два основных вида коммуникации. В человеческом обществе коммуникация может осуществляться как вербальными, так и невербальными средствами.
Вербальная коммуникация для человека является основным и универсальным способом общения. Вербальная коммуникация - процесс двустороннего речевого обмена информацией, ведущей ко взаимному пониманию.Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык,т.е. систему фонетических знаков, включающую два принципа:лексический и синтаксический.
К вербальным средствам коммуникации
относятся письменная и устная речь,слушание и чтение. Устная и
письменная речь участвуют в
производстве текста (процесс передачи информации),а слушание и чтение – в восприятии текста, заложенной в нем информации.
Естественно, в коммуникации, осуществляемой вербальными средствами, передается громаднейший объем информации. Иначе говоря, больше всего люди общаются на своем
естественном языке.
Одним из основных средств передачи информации является речь.В речи
реализуется и через нее посредством высказываний выполняет свою коммуникативную функцию язык.К основным функциям языка в процессе
коммуникации относятся:
адресата);эмотивная(непосредст
Невербальноеобщение,
*около70%
*
*
но,всвоюочередь,
походки,выражениялица,взгляда,
Особенноценныневербальныесигна
Залогомуспешногообщениямеждулю
Умениечитатьиприменятьсамомузн
Элементы: Наосновеслухавозникаетакустиче
мимикеи телодвижениях(кинесике)
зволяетоценитьпозуи
пространственнуюориентациюкомм
ыдругсдругом,онимогут
взаимнодополнятьдругдругаивсту
24. Вербальная коммуникация. Типы речевой коммуникации по количеству участников.
По количеству участников:
• монолог (речь одного человека);
• диалог (речь двух людей);
• полилог (речь нескольких человек);
Вербальная коммуникация для человека является основным и универсальным способом общения. Вербальная коммуникация - процесс двустороннего речевого обмена информацией, ведущей ко взаимному пониманию.Вербальная
коммуникация использует
в качестве знаковой системы человеческую
речь, естественный звуковой язык,т.е.
систему фонетических знаков, включающую
два принципа:лексический и
К вербальным средствам коммуникации
относятся письменная и устная речь,слушание и чтение. Устная и
письменная речь участвуют в производстве текста (процесс передачи информации),а слушание и чтение – в восприятии текста, заложенной в нем информации.
Естественно, в коммуникации, осуществляемой вербальными средствами, передается громаднейший объем информации. Иначе говоря, больше всего люди общаются на своем
естественном языке.
Одним из основных средств передачи информации является речь.В речи
реализуется и через нее посредством высказываний выполняет свою
коммуникативную функцию язык.К основным функциям языка в процессе
коммуникации относятся:
информацией);конструктивная(
апеллятивная(воздействие на адресата);эмотивная(
25. Устноречевая коммуникация:
говорение, слушание.
Задача устноречевой коммуникации добиться чтобы в сознании слушателя возникла та или иная информация, которую выражал говорящий.
Ситуация (акт) речевой коммуникации харак
теризуется продуцированием высказывания, его восприятием (осмыслением) и реактивным действием адресата (речевым или неречевым), демонстрирующим обратную связь.
В любой ситуации общения говорение —
слушание сопровождается рядом актов, усиливающих эффект взаимодействия:
механические акты - приведение в действие
речевого аппарата,произнесение звуков,
складывающихся в слова;
речемыслительные акты - информирование, предъявление знания, формулирование
вопросов, ответов и т.д.;
активизация обратной
реакции, т.е. речевых
В речевой реализации, каждой коммуникативной ситуации, участвуют адресант (отправитель, производитель, инициатор речи) и адресат (получатель,
реципиент, слушатель, аудитория слушателей).
Говорение обусловлено выражением мыслей и чувств как в инициативной, так и в реактивной формах. Высшим уровнем го-
ворения является динамичная, спонтанная,
инициативная речь.
Для осуществления говорения необходимы
определенные предпосылки условия
говорения:
наличие коммуникативно-
ситуации, которая служит стимулом
говорения;
наличие цели сообщения
своих мыслей, коммуникативной
наличие знаний о предметном
содержании, т.е. о том, что определяет
процесс говорения;
отношение к объекту речи — собеседнику,
понимание его настроения, системы
взглядов, и т.д.;
наличие средств выражения своих мыслей и
чувств, средств выражения своего отношения и реализации речевого действия;
такими средствами являются речевое
умение и составляющие его навыки.
Роль говорящего продуктивна. Говорящий не только передает слушателям информацию, но и сообщает свое отношение к ней.
Мотивы говорения и слушания часто совпадают. Участники общения обмениваясь мнениями по определенной проблеме или воспринимая информацию, стремятся получить максимум знаний о предмете обсуждения.
Слушание, как и говорение,относится к видам речевой деятельности Эффективная
коммуникация возможна лишь в том случае,
когда достигается полное взаимопонимание.
Слушание - рецептивный вид речевой
деятельности, посредством которого
осуществляется прием и последующая переработка речевого сообщения н
а основе деятельности слухового
анализатора.
Цель слушания реализуется в предмете
деятельности и заключается в раскрытии смысловых связей, осмыслении поступающего на слух речевого сообщения.
Осмысление — процесс раскрытия и установления смысловых отношений между
выраженными словами понятиями. Результат осмысления может быть положительным (понимание) или отрицательным (непонимание).
Слушание, как и все виды речевой
деятельности, мотивировано потребностями, психологическими
установками, задачами слушающего.
26. Письменно-речевая коммуникация:
письмо,чтение.
Письмо и чтение объединяются по такому основанию, как форма общенияадресанта и адресата информации. Они реализуют
письменную, опосредованную временем и расстоянием форму общения и решают задачи приема — передачи информации, предлагая ответы на вопросы: кто (автор текста — читатель)? С какими намерениями (мотивы, цели)? В какой ситуации (сфера общения)? Опосредованно (через текст) обращается к кому (к какой аудитории)? Прогнозирует (предполагает) какую реакцию (насколько отсроченную, повторяющуюся и т.д.)?
Письменноречевая коммуникация
предполагает частичное
результата передачи — получения информации. Так, чтение и письмо, реализуя
письменное общение, служат целям не
только установления контакта или получения информации в данный момент времени, но и фиксации этой информации для последующей передачи ее через письменные тексты или в устной форме в
процессе предъявления извлеченных во время чтения знаний, фактов, сведений и т.д.
По характеру внешней
Говорение и письмо — продуктивные виды,
выраженные в процессах
создания мыслительных задач для
адресатов. Слушание и чтение —
внешне выраженные процессы внутренней
мыслительно-речевой
смыслового содержания, т.е. решения мыслительной задачи вербальными средствами для собственной пользы.
Еще одно сходство отмечается по характеру обратной связи от органа исполнителя (артикуляционного аппарата, пишущей руки) к организующему программу этого действия
участку головного мозга.
Задача участников письменноречевой коммуникации — добиться адекватности выражения-восприятия информации независимо от временной отсроченности или условий протекания.
В процессе письменноречевой коммуникации, опосредованной общими (взаимосвязанными) установками
коммуникантов, роли распределяются по
известной схеме.
Автор (адресант) письменноречевого
произведения чаще всего воплощает свои действия в передаче мыслей, идей, знаний обобщенному (абстрактному) собеседнику (читателю), который не обязательно
реагирует на полученную информацию
немедленно и не всегда известен автору.
Читатель (адресат) информационного текста воспринимает как общее содержание текста, так и стратегический замысел автора.
Смысловое восприятие прочитанного
выражается в приятии; или неприятии точки
зрения автора, следовании полученным
рекомендациям или в попытке
переосмыслить текст, выражая в устных или письменных реактивных действиях собственное видение предмета.
Письменная речь (в отличие от устной) воспринимается как функция социально- культурного, познавательного общения и
чаще воплощается в опосредованном текстом межличностном общении адресанта
и адресата. Стилистически письменная речь
тяготеет к литературным, книжнописьменным стилям (научному,
художественному, публицистическому, деловому).
Безусловными признаками письменной речи (кроме речи отдельных персонажей произведений) являются ее логичность, развернутость, избыточность,
нормативность, стилистическая
соотнесенность и т.д.
27. Невербальная коммуникация, её
состав
Невербальное общение, более известное как язык поз и жестов, включает в себя все формы самовыражения человека, которые
не опираются на слова. Психологи считают, что чтение невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения. Невербальные сигналы так важны в общении по нескольким причинам:
* около 70% информации человек
воспринимает именно по зрительному (визуальному) каналу;
* невербальные сигналы
позволяют понять истинные
* отношение к собеседнику нередк
впечатления, а оно, в свою очередь, является результатом воздействия невербальных факторов - походки, выражения лица,
взгляда, манеры держаться, стиля одежды и
т.д.
Особенно ценны невербальные сигналы потому, что они спонтанны, бессознательны
и, в отличие от слов, всегда искренни.
В этой курсовой работе мы
еще раз доказали, что залогом
успешного общения между