Шпаргалка по "Коммуникациям"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 19:36, шпаргалка

Описание работы

1.Понятие Коммуникация. Объект и
Предмет ТК.
2.Междисциплинарный характер теории
3.Законы теории коммуникации

Файлы: 1 файл

shpory_TK.doc

— 471.50 Кб (Скачать файл)

Международная комм-ция 

осуществляется на различных  уровнях как в виде официальной, так и в виде народной дипломатии

Не так давно специалисты по теории коммуникации, лингвистике, психологии и др. обществ.наукам ‘проникли’ в медиц. и юридич. дискурс. ‘Слово лечит’ – эта общеизвестная истина приводит к

размышл-ю, как именно это происходит и как работать со словом. Беседа врача и больного не должна протекать спонтанно, иначе возможны фатальные случайности.

Сфера религ. дискурса обслуж. потребности комм-ции в церкви. 

23. Формы коммуникации: вербальная и невербальная 

Следует выделить два  основных вида коммуникации. В человеческом обществе коммуникация может осуществляться как вербальными, так и невербальными средствами.

Вербальная коммуникация для человека является основным и  универсальным способом общения. Вербальная коммуникация - процесс двустороннего  речевого обмена информацией, ведущей ко взаимному пониманию.Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык,т.е. систему фонетических знаков, включающую два принципа:лексический и синтаксический.

К вербальным средствам  коммуникации

относятся письменная и  устная речь,слушание и чтение. Устная и 

письменная речь участвуют  в 

производстве текста (процесс передачи информации),а  слушание и чтение – в восприятии текста, заложенной в нем информации.

Естественно, в коммуникации, осуществляемой вербальными средствами, передается громаднейший объем информации. Иначе говоря, больше всего люди общаются на своем

естественном языке.

Одним из основных средств  передачи информации является речь.В  речи

реализуется и через  нее посредством высказываний выполняет свою коммуникативную функцию язык.К основным функциям языка в процессе

коммуникации относятся:коммуникативная(функция  обмена информацией);конструктивная(формулир ование мыслей); апеллятивная(воздействие  на

адресата);эмотивная(непосредственная эмоциональная реакция на ситуацию); фатическая(обмен ритуальными(этикетными)формулами);м етаязыковая(функция толкования).

Невербальноеобщение,болееизвестноекак  языкпозижестов,включаетвсебявсеформы  самовыражениячеловека,которыенеопира ютсянаслова.Психологисчитают,чточтени еневербальныхсигналовявляетсяважней шимусловиемэффективногообщения.Неве рбальныесигналытакважнывобщениипон есколькимпричинам:

*около70%информациичеловеквосприни  маетименнопозрительному(визуальному)  каналу;

*невербальныесигналыпозволяютпонять истинныечувстваимыслисобеседника;

*отношениексобеседникунередкоформир  уетсяподвлияниемпервоговпечатления,ао

но,всвоюочередь,являетсярезультатомвоз действияневербальныхфакторов-

походки,выражениялица,взгляда,манеры держаться,стиляодеждыит.д.

Особенноценныневербальныесигналыпот ому,чтоониспонтанны,бессознательныи,в  отличиеотслов,всегдаискренни.

Залогомуспешногообщениямеждулюдьми ,особенноразныхнациональностейиразны  хкультурявляетсянетолькоихречь.Одноиз важнейшихмествмежкультурнойкоммуни кациизанимаетневербальноеобщение.

Умениечитатьиприменятьсамомузнакине вербальнойсистемыобщенияпомогутпреу  спетьнетольковделовойсфере,ноивповсед невнойжизни.

Элементы: Наосновеслухавозникаетакустический каналневербальнойкоммуникации,понем  упоступаетпаравербальнаяинформация.Н аосновезренияскладываетсяоптический канал,покоторомупоступаетинформацияо

мимикеи телодвижениях(кинесике)человека.Онопо

зволяетоценитьпозуи

пространственнуюориентациюкоммуника ции(проксемику).Наосновеосязанияработ  аеттактильныйканал,наоснове обоняния- ольфакторный.Кневербаликетакжеотнося  тпониманиеииспользованиевремени- хронемику.Всеэлементы невербальнойкоммуникациитесносвязан

ыдругсдругом,онимогут

взаимнодополнятьдругдругаивступатьвп  ротиворечиедругсдругом.

24. Вербальная коммуникация. Типы речевой коммуникации по  количеству участников.

По количеству участников:

• монолог (речь одного человека);

• диалог (речь двух людей);

• полилог (речь нескольких человек);

Вербальная коммуникация для человека является основным и  универсальным способом общения. Вербальная коммуникация - процесс двустороннего  речевого обмена информацией, ведущей ко взаимному пониманию.Вербальная

коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык,т.е. систему фонетических знаков, включающую два принципа:лексический и синтаксический.

К вербальным средствам  коммуникации

относятся письменная и  устная речь,слушание и чтение. Устная и 

письменная речь участвуют  в производстве текста (процесс передачи информации),а слушание и чтение – в восприятии текста, заложенной в нем информации.

Естественно, в коммуникации, осуществляемой вербальными средствами, передается громаднейший объем информации. Иначе говоря, больше всего люди общаются на своем

естественном языке.

Одним из основных средств  передачи информации является речь.В  речи

реализуется и через  нее посредством высказываний выполняет свою

коммуникативную функцию  язык.К основным функциям языка в  процессе

коммуникации относятся:коммуникативная(функция  обмена

информацией);конструктивная(формулир ование мыслей);

апеллятивная(воздействие на адресата);эмотивная(непосредственная эмоциональная реакция на ситуацию); фатическая(обмен ритуальными(этикетными)формулами);м етаязыковая(функция толкования).

25. Устноречевая коммуникация:

говорение, слушание.

Задача устноречевой коммуникации добиться чтобы в сознании слушателя возникла та или иная информация, которую выражал говорящий. 

Ситуация (акт) речевой  коммуникации харак

теризуется продуцированием  высказывания, его восприятием (осмыслением) и реактивным действием адресата (речевым или неречевым), демонстрирующим обратную связь.

В  любой  ситуации  общения говорение — 

слушание сопровождается рядом актов, усиливающих эффект взаимодействия:

 механические акты - приведение в действие

речевого аппарата,произнесение звуков,

складывающихся в слова;

 речемыслительные  акты - информирование, предъявление  знания, формулирование 

вопросов, ответов и  т.д.;

 активизация обратной  реакции, т.е. речевых действий  слушателей.

В речевой реализации, каждой коммуникативной ситуации, участвуют адресант (отправитель, производитель, инициатор речи) и адресат (получатель,

реципиент, слушатель, аудитория  слушателей).

Говорение обусловлено  выражением мыслей и чувств как в  инициативной, так и в реактивной формах. Высшим уровнем го-

ворения является динамичная, спонтанная,

инициативная речь.

Для осуществления говорения  необходимы

определенные предпосылки  условия 

говорения:

 наличие коммуникативно-речевой 

ситуации, которая служит стимулом

говорения;

 наличие цели сообщения  своих мыслей, коммуникативной направленности  взаимодействия;

 наличие знаний  о предметном 

содержании, т.е. о том, что определяет

процесс говорения;

 отношение к объекту речи  — собеседнику, 

понимание его настроения, системы

взглядов, и т.д.;

 наличие средств  выражения своих мыслей и 

чувств, средств выражения  своего отношения и реализации речевого действия;

такими средствами являются речевое 

умение и составляющие его навыки.

Роль говорящего продуктивна. Говорящий не только передает слушателям информацию, но и сообщает свое отношение к ней.

Мотивы говорения и  слушания часто совпадают. Участники  общения обмениваясь мнениями по определенной проблеме или воспринимая  информацию, стремятся получить максимум знаний о предмете обсуждения.

Слушание, как и говорение,относится  к видам речевой деятельности Эффективная 

коммуникация возможна лишь в том случае,

когда достигается полное взаимопонимание.

Слушание - рецептивный  вид речевой 

деятельности, посредством  которого

осуществляется прием и последующая переработка речевого сообщения н

а основе деятельности слухового 

анализатора.

Цель слушания реализуется  в предмете

деятельности и заключается  в раскрытии смысловых связей, осмыслении поступающего на слух речевого сообщения.

Осмысление — процесс  раскрытия и установления смысловых  отношений между 

выраженными словами  понятиями. Результат осмысления может  быть положительным (понимание) или  отрицательным (непонимание).

Слушание, как и все  виды речевой 

деятельности, мотивировано потребностями, психологическими

установками, задачами слушающего.

26. Письменно-речевая  коммуникация:

письмо,чтение.

Письмо и чтение объединяются по такому основанию, как форма общенияадресанта и адресата информации. Они реализуют 

письменную, опосредованную временем и расстоянием форму общения и решают задачи приема — передачи информации, предлагая ответы на вопросы: кто (автор текста — читатель)? С какими намерениями (мотивы, цели)? В какой ситуации (сфера общения)? Опосредованно (через текст) обращается к кому (к какой аудитории)? Прогнозирует (предполагает) какую реакцию (насколько отсроченную, повторяющуюся и т.д.)?

Письменноречевая коммуникация

предполагает частичное подключение  видов устноречевой деятельности для  достижения

результата передачи — получения информации. Так, чтение и письмо, реализуя

письменное общение, служат целям  не

только установления контакта или  получения информации в данный момент времени, но и фиксации этой информации для последующей передачи ее через  письменные тексты или в устной форме в

процессе предъявления извлеченных  во время чтения знаний, фактов, сведений и т.д.

По характеру внешней выраженности виды речевой коммуникации также  сопоставимы.

Говорение и письмо — продуктивные виды,

выраженные в процессах построения,

создания мыслительных задач для 

адресатов. Слушание и чтение —  внешне выраженные процессы внутренней мыслительно-речевой активности, которые  вызываются необходимостью формирования и формулирования заданного извне 

смыслового содержания, т.е. решения  мыслительной задачи вербальными средствами для собственной пользы.

Еще одно сходство отмечается по характеру  обратной связи от органа исполнителя (артикуляционного аппарата, пишущей  руки) к организующему программу  этого действия

участку головного мозга.

Задача участников письменноречевой коммуникации — добиться адекватности выражения-восприятия информации независимо от временной отсроченности или  условий протекания.

В процессе письменноречевой коммуникации, опосредованной общими (взаимосвязанными) установками

коммуникантов, роли распределяются по

известной схеме.

Автор (адресант) письменноречевого 

произведения чаще всего  воплощает свои действия в передаче мыслей, идей, знаний обобщенному (абстрактному) собеседнику (читателю), который не обязательно 

реагирует на полученную информацию

немедленно и не всегда известен автору.

Читатель (адресат) информационного  текста воспринимает как общее содержание текста, так и стратегический замысел  автора.

Смысловое восприятие прочитанного

выражается в приятии; или неприятии точки

зрения автора, следовании полученным

рекомендациям или в  попытке 

переосмыслить текст, выражая  в устных или письменных реактивных действиях собственное видение  предмета.

Письменная речь (в  отличие от устной) воспринимается как функция социально- культурного, познавательного общения и

чаще воплощается в  опосредованном текстом межличностном  общении адресанта 

и адресата. Стилистически  письменная речь

тяготеет к литературным, книжнописьменным стилям (научному,

художественному, публицистическому, деловому).

Безусловными признаками письменной речи (кроме речи отдельных  персонажей произведений) являются ее логичность, развернутость, избыточность,

нормативность, стилистическая

соотнесенность и т.д.

27. Невербальная коммуникация, её 

состав

Невербальное общение, более известное как язык поз  и жестов, включает в себя все  формы самовыражения человека, которые 

не опираются на слова. Психологи считают, что чтение невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения. Невербальные сигналы так важны в общении по нескольким причинам:

* около 70% информации  человек 

воспринимает именно по зрительному (визуальному) каналу;

* невербальные сигналы  позволяют понять истинные чувства  и мысли собеседника; 

* отношение к собеседнику нередко формируется под влиянием первого

впечатления, а оно, в  свою очередь, является результатом  воздействия невербальных факторов - походки, выражения лица,

взгляда, манеры держаться, стиля одежды и 

т.д.

Особенно ценны невербальные сигналы потому, что они спонтанны, бессознательны

и, в отличие от слов, всегда искренни.

В этой курсовой работе мы еще раз доказали, что залогом  успешного общения между людьми, особенно разных национальностей и  разных культур является не только их речь. Одно из важнейших мест в межкультурной коммуникации занимает невербальное общение.

Информация о работе Шпаргалка по "Коммуникациям"