Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 19:36, шпаргалка
1.Понятие Коммуникация. Объект и
Предмет ТК.
2.Междисциплинарный характер теории
3.Законы теории коммуникации
Так возникли концепции
технологического детерминизма, наиболее
известной среди которых являет
современные технические
средства информации в качестве важнейшего
стимула и источника
техника.
К категории технократических может быть отнесена концепция канадского социолога и культуролога, теоретика коммуникационных технологий Г. М. Маклюэна (1911-1980). Основным двигателем истории, согласно Маклюэну,
является смена технологий, которую в свою очередь вызывает смена способа коммуникации. Канадский ученый считал, что тип общества в значительной мере определяется господствующим в нем типом коммуникации, а человеческое восприятие — скоростью передачи информации. Маклюэн полагал, что в результате электронно- коммуникативной революции человечество оказывается на пороге «раскрепощенного и беззаботного мира», в котором действительно может стать единой семьей. Вместе с тем он отмечал, что бурное развитие современных информационных технологий ведет к тому, что содержание коммуникации отступает на задний план, становится во многом случайным, ситуативным, а средства ее осуществления приобретают нарастающие возможности манипулирования сознанием людей, «зомбирования».
Системный подход рассматривает коммуникацию как систему, в которой присутствуют: источник, передатчик, канал, получатель, место назначения, шум. Коммуникация означает, что источник информации выбирает желательное сообщение, передатчик кодирует сообщения в сигналы, а получатель расшифровывает сигналы в сообщения. Проблемами информационной передачи являются: избыточность (повторение, копирование информации); шум (любое искажение, которое возникает при передаче сигнала от источника до места назначения); обратная связь (корректирующая информация от получателя).
значительно большей степени
учитывающим роль человека как субъекта коммуникации. Интеракционный подход рассматривает коммуникацию как взаимодействие. В начале и середине XX в. социальная коммуникация чаще всего
рассматривалась в контексте общетеоретических построений бихевиоризма, сводившего ее к прямому воздействию сообщений коммуникатора на реципиента, где последний выступает лишь в качестве объекта, реагирующего на воспринимаемую информацию.
При альтернативном видении сущности коммуникации на первый план выдвигается активность реципиента как равноправного субъекта коммуникативной деятельности. В результате в 1953 г. Т. Ньюкомбом был сформулирован интеракционистский подход к коммуникации. Субъекты коммуникации здесь равноправны и связаны как взаимными ожиданиями и установками, так и общим интересом к предмету общения. Эффекты коммуникации состоят в сближении или расхождении точек зрения коммуникатора и реципиента на общий предмет, что в свою очередь означает расширение или сужение их
возможностей взаимопонимания и сотрудничества. Такой взгляд на коммуникацию ставит в центр внимания достижение согласия между субъектами коммуникации, установление равновесия в системе взаимных установок.
Лингвистические подходы. Сторонники этих подходов к изучению коммуникации ставят в центр своего внимания проблему языка, понимаемого как:
• система символической коммуникации, т.е. коммуникации путем вокальных (и письменных) знаков, резко отличающая человеческие существа от всех остальных видов. Язык регулируется правилами и включает в себя множество условных знаков, которые имеют общее значение для всех членов лингвистической группы;
• знаковая практика, в которой и посредством которой человеческая личность формируется и становится социальным существом.
13.Соотношение понятий
«коммуникация», «социальная коммуникация», «общение».
Коммуникация- обмен информацией ,
мыслями , знаниями, схемами поведения.
Общение- передача информации от
человека к человеку, процесс установления
и развития контактов между людьми и группами , порождаемый потребностями совместной деятельности.
Социальная коммуникация - это: · передача информации, идей, эмоций
посредством знаков, символов · процесс, который связывает отдельные
части соц. систем друг с другом.
·механизм, посредством которого реализуется власть (власть, как попытка определить поведение другого человека).
Коммуникация не равно общению . Они
различаются по хар-ру связи, вступающих во
взаимосвязь систем.
Коммуникация- монолог: субъект( активен) - >объект( пассивен)
Общение ->диолог: субъект(активен) <- >объект ( активен)
14.Различные подходы к
Первый подход состоит по существу в отождествлении двух понятий. Его придерживаются многие отечественные психологи и философы - JI.C. Выготский, В.Н. Курбатов, А.А. Леонтьев и др. В ряде энциклопедических словарей термин «коммуникация» трактуется как «путь сообщения, общение». Известный украинский автор, специалист в области теории общения Ю.Д. Прилюк на основании историко-лингвистических исследований исконных и современных значений этих терминов приходит к выводу, что этимологически и семантически термины «общение» и «коммуникация» - тождественны. Поэтому и как претенденты на номинацию исходного понятия, обозначающего «информационный обмен в обществе» они равноправны.
Аналогичных взглядов придерживаются и такие авторитетные зарубежные ученые, как Т. Парсонс и К. Черри. По мнению первого, коммуникацию можно рассматривать как общение, взаимодействие между людьми. Черри отмечает, что коммуникация - «это в сущности социальное явление», «социальное общение» с использованием
многочисленных систем связи, выработанных людьми, среди которых главными, «несомненно, являются человеческая речь и язык» (Черри К. Человек информация. С. 23-24).
Второй подход связан с разделением понятий «коммуникация» и «общение». Именно такую точку зрения высказывает известный отечественный философ М.С. Каган. Он считает, что коммуникация и общение различаются по крайней мере в двух главных отношениях. Во-первых, «общение имеет и практический, материальный, и духовный, информационный, и практически-
духовный характер, тогда как коммуникация... является чисто информационным процессом - передачей тех или иных сообщений». Во вторых, они различаются по характеру самой связи вступающих во взаимодействие систем. Коммуникация есть субъект - объектная связь, где субъект передает некую информацию, а объект выступает в качестве пассивного получателя (приемника) информации, который должен всего-навсего ее принять, понять (правильно декодировать), хорошо усвоить и в соответствии с этим поступать. Коммуникация, таким образом, по мнению Кагана, является процессом однонаправленным.
Общение, напротив, представляет собой субъект - субъектную связь, при которой «нет отправителя и получателя сообщений - есть собеседники, соучастники общего дела». В общении информация циркулирует между партнерами, следовательно, процесс
общения в отличие от коммуникации
носит двунаправленный
По-своему различает коммуникацию и общение известный социальный психолог Г.М. Андреева. Полагая, что общение - категория более широкая, нежели коммуникация, она предлагает выделять в структуре общения три взаимосвязанные стороны: коммуникативную, или собственно коммуникацию, которая состоит в обмене информацией между общающимися индивидами; интерактивную, заключающуюся в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т.е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями; и перцептивную, представляющую собой процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе
взаимопонимания.
Противоположную точку зрения высказывает А.В. Соколов. Его позиция состоит в том, что общение - это одна из форм коммуникационной деятельности. В основе выделения этих форм лежат целевые установки партнеров по коммуникации. Таким образом, возникают три варианта отношений участников коммуникации:
1) субъект - субъектное
отношение в виде диалога
2) субъект - объектное
отношение, свойственное
3) объект - субъектное
отношение, свойственное
когда реципиент целенаправленно выбирает коммуникатора в качестве образца для подражания, а последний при этом может даже не осознавать своего участия в коммуникационном
акте.
Третий подход к проблеме соотношения указанных понятий основан на понятии информационного обмена. К нему склоняются те, кто считает, что общение не исчерпывает все информационные процессы в обществе. Эти процессы охватывают весь общественный организм, пронизывают все социальные подсистемы, присутствуют в любом, даже самом малом фрагменте общественной жизни, причем далеко не всегда облекаются в форму слова, языка или текста. Наоборот, сообщения в вербальном (словесном) виде составляют лишь небольшую часть информационного обмена в обществе, в остальных случаях обмен информацией осуществляется в неязыковых формах, а
ее носителями служат не только невербальные сигналы (мимика, жесты, интонация и пр.), но и вещи, предметы, материальные носители культуры. Последние позволяют передавать информацию и в пространстве, и во времени. Именно поэтому «общение» обозначает только те процессы обмена информацией, которые представляют собой специфически человеческую деятельность, направленную на установление и поддержание взаимосвязи и взаимодействия между людьми и осуществляются прежде всего вербально, с помощью языка (речи или текста). Все информационные процессы в обществе можно обозначить термином «социальная коммуникация».
Таким образом, самым общим понятием становится «коммуникация» (информационный обмен), менее широким - «социальная коммуникация» (информационный обмен в обществе) и,
наконец, наиболее узким, обозначающим особую разновидность
«социальной коммуникации», осуществляющуюся на вербальном уровне обмена информацией в обществе,- «общение».
15. Понятие «информация», его
смысловые варианты.
Информация-сведения, передаваемые
людьми друг другом устным, письменным или другим способом.
Варианты понятия информации:
· Сведения о чем-либо передаваемые
людьми
· Сигналы, импульсы.
· Количественная мера устранения
неопределенности · Мера организации системы( Сложные системы информации, более насыщенные , чем простые ) · Отражение разнообразия в любых объектах живой и неживой природы
Следует учитывать , что инф. обмен , то есть
коммуникация возможна лишь тогда когда взаимодействуют системы:
А) обладают некоторой соразмерность , то есть взаимосвязанностью уровней своего
развития.
Б) различаются степенью упорядоченности
своих структур.
Не может быть информационного обмена
между тождественными системами.
16.Коммуникативный процесс и его
составляющие. КП-взаимодействие между различными субъектами коммуникации, при котором осуществляется обмен информации.
Он включает динамичную смену элементов формирования, передачи, приема расшифровки и использования информации в обоих направления при взаимодействии
коммуникаторов.
В самом общем виде коммуникационный
процесс можно описать следующим образом: отправитель (источник), цель которого заключается в том, чтобы оказать то или иное воздействие на
получателя, передает определенное сообщение. Сообщение может быть закодировано с помощью вербальных (невербальных) знаков, символов,
содержащих те или иные смыслы. Получателю для понимания смысла
передаваемого сообщения необходимо его раскодировать (декодировать). Коммуникация предполагает и обратную связь, благодаря которой отправитель убеждается, что сообщение дошло до адресата и соответствующим образом проинтерпретировано. В этом процессе
можно выделить следующие элементы.
Источник (отправитель) сообщения. В
качестве источника
могут выступать отдельные
является инициатором коммуникативного процесса, который начинается только
тогда, когда у отправителя
возникает потребность в
выступает в роли коммуникатора, непосредственно это сообщение передающего (данное положение касается массовой коммуникации). Отправитель (источник) пытается
заранее определить, какого рода
впечатление должно сложиться у получателя от переданного сообщения, т.е. как информация будет воспринята и интерпретирована получателем. При
этом нет гарантии, что получатель поймет отправителя именно так, как хотел бы последний. Результат
интерпретации зависит от многих факторов, среди которых наиболее
важными являются такие характеристики
источника, как его статус, надежность и квалификация (см.: Королъко В.Г. Основы паблик рилейшнз. М.; Киев, 2000. С. 189). Они оказывают наибольшее влияние и на степень
доверия аудитории к информации, и на длительность воздействия информации