Шпаргалка по "Коммуникациям"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 19:36, шпаргалка

Описание работы

1.Понятие Коммуникация. Объект и
Предмет ТК.
2.Междисциплинарный характер теории
3.Законы теории коммуникации

Файлы: 1 файл

shpory_TK.doc

— 471.50 Кб (Скачать файл)

на аудиторию.

Составляющие КП :

· Производство информации 

· Ее распространение

· Прием

· Использование

17.Стандартная модель 

коммуникативного процесса. Определение понятий-компонентов: коммуникатор, сообщение, код, декодирование, обратная связь и т.д. Модель коммуникативного процесса  Коммунникатор->сообщение->передача- >коммуникант Самая простая модель: Аристотель : оратор- >речь->аудитория

Коммуникатор(источник сообщения) – создатель сообщения , лицо генерирующее идею. Источник может быть лицо ,орг-ция,

группа лиц или индивид. Однако не всегда источник сообщения и коммуникатор – это

одно и тоже лицо. 

Сообщение- инф-ция или  закодированная

идея, т.е. то, что передает источник

получателю.

Коды- символы или знаки , переводящие идею на язык ,понятный получателю,

сисстема правил , которая  осуществляет функционирование языка. В качестве кодов могу использоваться слова устной и письменной речи(лексика, а так же темп, стиль речи) , визуальные образы( людей, товаров, предметов интерьера) 

Канал передачи- средство с помощью которого сообщение  передается от комунникатора к коммункиканту ( Быв. Технические и Межличностные) 

Коммуникант – лица или  группа лиц,

массовая аудитория. Часто  коммуникантом 

называют как отправителя  так и получателя.

Ради получателя и  происходит

коммуникация, получатель кодирует сообщение.

Декодированние- перевод  сигналов

отправителя в мысли  получателя. Если

получатель , продемонстрировал  понимание идеи ,произойдут действия которых ждал от

него отправитель, обмен  информации эффективен.

Обратная связь- реакция  получателя на сообщение источника. Это и учет реакции колучателя на сообщение.

1

18.Основные модели  коммуникативного процесса.Механистические  модели 

коммуникации 

Определений, данных коммуникативному

процессу, достаточно много. Для лучшего 

понимания этого явления  стали

пользоваться методом  моделирования:

воспроизведением характеристик  одного объекта с помощью другого. Модель

коммуникации воспроизводит  составные элементы и функциональные

характеристики коммуникационного 

процесса в виде схемы. Разумеется,

содержание модели зависит от концепции ученого, который эту модель разработал, от потребностей той сферы науки, в которой она появилась и т.д. Не следует забывать, что модели не открывают, а изобретают, разрабатывают. Хотя модель и

воспроизводит некоторые  характеристики моделируемого объекта, она не является

‘отражением реальности’, а тем более самой 

реальностью. Модель нужна  исследователю, чтобы лучше организовать свои мысли о реальности и свои действия с этой

реальностью. В соответствии с тем, что уже говорилось в предыдущей лекции о

парадигмах, модели коммуникации также 

можно разделить на механистические  или 

линейные и немеханиситические.

Модель Лассуэлла. В 1948 г. американский ученый Г. Лассуэлл предложил  свою модель коммуникации, которая  раскрывается по мере ответа на последовательно возникающие вопросы:

• кто?

• сообщает что?

• по какому каналу?

• кому?

• с каким эффектом?

«Формула» Лассуэлла  стала как собственно моделью, отражающей структуру коммуникационного процесса, так и моделью иссле-дования  этого процесса, его структуры и отдельных

элементов.

В соответствии с этой структурой Лассуэлл выделяет следующие  разделы исследования коммуникации, каждый из которых представляет ответ  на соответствующий вопрос:

• анализ управления процессами коммуникации: при ответе на вопрос «кто?» рассматриваются факторы, которые открывают и направляют сам акт коммуникации (в первую очередь это сам коммуникатор);

• анализ содержания передаваемых сообщений, сюда же включается статистический анализ частоты упоминаний тех или иных фактов и событий в средствах массовой информации;

• анализ средств и  каналов, с использованием которых  передаются сообщения (для массовой коммуникации это анализ работы самих  массмедиа); выявление средств, адекватных характеру передаваемых сообщений и наиболее приемлемых для получателя;

• анализ аудитории (массовой, специализированной), являющийся жизненно важным для результативной коммуникации; к решению этой задачи привлекаются социологические службы, результаты деятельности которых используются профессиональными, вещательными корпорациями, рекламодателями и т.п.;

• анализ результатов («эффекта») коммуникационного воздействия; в  целом результативность коммуникации оценивалась на основании возникшего интереса к содержанию сообщения.

В 1968 Г. Лассуэлл предложил более подробную версию своей модели

коммуникации. Она также  предполагает изучение процесса коммуникации с помощью ответов на следующие  вопрос: кто? С каким намерением? В какой ситуации? С какими ресурсами? Используя какую стратегию? Оказывает влияние на какую аудиторию? С каким результатом? Вопрос кто? связан с определением источника информации, который не всегда может совпадать с коммуникатором, непосредственно ее передающим: это может быть одно лицо, а могут быть и разные. Определить это важно для нахождения правильного ответа на второй вопрос.

Вопрос с каким намерением? — ключевой. Только уяснив истинную цель коммуникации, можно говорить о подборе адекватных этой цели средств (коммуникатора, сообщения, канала), о  выборе целевой аудитории и т.д. Четкое осознание цели (информирование, инструктирование или же мотивирование аудитории) определяет соответственно и

подбор остальных компонентов  коммуникации как условие ее эффективности.

Ответ на вопрос в какой  ситуации? связан с определением того, в какой ситуации — благоприятной, неблагоприятной или нейтральной — осуществляется коммуникативный акт. При этом необходимо установить наличие естественных и искусственных барьеров между коммуникатором и аудиторией, которые препятствуют доведению информации до адресата, и попытаться минимизировать их влияние.

Отвечая на вопрос с какими ресурсами?, надо знать, что к ресурсам коммуникации относят как самих  специалистов-коммуникаторов, так и  финансовые и информационные средства, которыми они располагают, а также эффективные коммуникативные технологии, приемы, методы и т.п.

Ответить на вопрос используя  какую стратегию? — значит правильно  выбрать стратегию, следовательно, обеспечить наиболее эффективный способ достижения результативной коммуникации. Стратегия — это не только определение перспективных целей, но и подбор адекватных им средств и путей их достижения. Стратегия коммуникации определяется в первую очередь характером цели, особенностями аудитории, наличием ресурсов. При выборе стратегии руководствуются решением следующих задач: обеспечение возможно более полной информации; обеспечение надежной, быстрой и эффективной обратной связи.

Вопрос на какую аудиторию? связан с выбором аудитории коммуникации, т.е. тех, кому адресованы сообщения. Эффективность коммуникации связана с правильным выбором аудитории (массовой, специализированной,

отдельных людей). Поиск  «своей» аудитории и умение подобрать  к ней соответствующие средства и способы коммуникативного влияния  требуют высокого профессионализма и владения методами и методиками конкретных социальных исследований.

Отвечая на вопрос с каким  результатом ?, мы подразумеваем оценку итога совокупных усилий участников коммуникационного процесса. Коммуникация эффективна, если поставленные цели реализованы  в установленные сроки и с наименьшими издержками. Коммуникативная эффективность обусловлена изменением в знаниях и установках, убеждениях или поведения получателя информации.

«Коммуникативная формула» Лассуэлла представляет собой одновременно и модель исследования коммуникационного процесса, и развернутый план собственно коммуникативного действия - в этом ее

несомненное достоинство. Вместе с тем она обладает и  существенным недостатком — она  монологична, в ней отсутствует  обратная связь, благодаря которой  мы рассматриваем коммуникацию не однонаправленной и не «саму по себе», а как двусторонний процесс.

Модель Шеннона—Уивера. По существу эта модель представляет собой графическое  подобие предыдущей. Она основана на аналогии с телефонной связью. Предположим, что два человека, проживающие в разных странах, говорящие на разных языках и плохо понимающие язык своего абонента, вынуждены вести переговоры по телефону. При этом время разговора ограниченно, а телефонная связь неустойчива. Такова ситуация, которую пытаются смоделировать К. Шеннон и У. Уивер в разработанной ими математической теории связи (коммуникации) (1949).

В данной модели: источник — это  тот, кто делает звонок (передает сообщение); сообщение — передаваемая информация; телефонный передатчик — кодирующее устройство, преобразующее звуковые волны в электрические импульсы; телефонный провод — канал; телефонный приемник (второй аппарат) — декодер, осуществляющий обратное преобразование электрических импульсов в звуковые волны; приемник — человек, которому адресовано сообщение. При этом разговор может сопровождаться постоянными помехами (шумами), возникающими на линии связи; частотный диапазон канала может быть ограниченным, а абоненты могут плохо понимать язык друг друга. Ясно, что в этой ситуации они пытаются максимизировать количество информации, передаваемой по линии

связи.

Аналогичным образом осуществляется связь с помощью телеграфных и

радиосистем. При их использовании  также возникают «шумы», понимаемые в техническом смысле как любые 

искажения или помехи, отличающиеся от полезного сигнала или сообщения, предназначенного для передачи. Математическая теория коммуникации и была первоначально разработана с целью отделить шумы от полезной информации, передаваемой источником. По Шеннону, преодоление шумов может быть достигнуто путем использования избыточности сигналов.

Понятие избыточности — повторения элементов сообщения для предотвращения коммуникативной неудачи — чаще всего демонстрируют на примере естественных человеческих языков. Считается что все языки приблизительно наполовину избыточны: можно залить чернилами половину слов текста или стереть половину слов в радиовыступлении, но при этом все же сохранится возможность понимания

резко снижается. Разумеется, есть предел допустимого шума, за порогом которого возможность понимания резко  снижается. В особенности трудно в условиях шума понимать сообщение, использующее малознакомый код.

Математическая теория связи Шеннона  абстрагируется от содержания (смысла) передаваемой информации, сосредоточиваясь целиком на ее количестве: неважно, какое сообщение передается, важно  лишь, какое количество сигналов передается. С точки зрения Шеннона, информация — противоположность энтропии (хаоса, неопределенности, беспорядка), следовательно, она есть возможность уменьшения неопределенности: чем больше информации содержит система, тем выше степень ее упорядоченности (при этом Шеннон отмечает, что слишком большой объем информации также увеличивает степень

неопределенности — возникает  «информационный шум»).

Достоинство данной модели связано  с тем, что с ее появлением возникло представление о скорости и количестве передаваемой информации. Однако модель Шеннона—Уивера имеет и ряд ограничений:

• она механистична — отражает преимущественно технические способы  коммуникации; человек включается в 

нее лишь в качестве «источника»  или «приемника» информации;

• она абстрагируется от содержания, смысла передаваемой информации, уделяя внимание только ее количеству;

• коммуникативный процесс в  данной модели носит линейный, однонаправленный характер, обратная связь отсутствует.

Ряд исследователей большее внимание обращал на канал передачи сообщения,

например, известнейший канадский 

теоретик коммуникации, Маршалл  Мак- Люэнавтор работ в области  массовой

коммуникации, для которого современная 

массовая коммуникация являлась коммуникацией по преимуществу визуальной. Он утверждает, что канал

передачи во многом предопределяет и само сообщение. Его идеи во многом опередили свое время, и сейчас, в  эпоху глобального телевидения  и компьютерных сетей, находят самый  широкий отклик. Слова М.Мак- Люэна: Themediumisthemessage, – стали девизом современной цивилизации, в которой визуальный канал коммуникации

считается ведущим.

В лингвистике идеи Шеннона  проявились в интерпретации Р.О.Якобсона, человека уникальной человеческой и  научной судьбы с самыми широкими интересами (поэзия и поэтика, фонология  и грамматика,

исследование больных  с афазией, то есть с 

различными нарушениями  речи, и философская методология, лингвистика и теория коммуникации).

В модели коммуникации или  речевого события, по Якобсону,

участвуют адресант иадресат, от первого ко второму направляется сообщение, которое

написано с помощью  кода, контекст в модели Якобсона связан с содержанием сообщения, с информацией, им передаваемой, понятие контакта связано с 

регулятивным аспектом коммуникации.

19.Основные модели  коммуникативного процесса.Немеханистические модели

коммуникации 

К нелинейным моделям  коммуникации

можно отнести концепцию  диалогизма

русского ученого, литературоведа и 

лингвиста М.М.Бахтина. Основным в его 

концепции является то, что  все 

социокультурное пространство он рассматривает как диалоговую форму коммуникации, о которой писал следующим образом: «Диалогические отношения... —

это почти универсальное  явление,

пронизывающее всю человеческую речь и все отношения и проявления человеческой жизни, вообще все, что  имеет смысл и

значение... Где начинается сознание, там...

начинается и диалог». Поэтому в 

пространстве его концепции  диалогизирует 

все - от текстов до культур. Но для 

реализации такого диалога  автор вводит две 

ключевые идеи: во-первых, необходимым признаком любого высказывания является его адресованность к кому-либо, то есть, без

Информация о работе Шпаргалка по "Коммуникациям"