Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 19:36, шпаргалка
1.Понятие Коммуникация. Объект и
Предмет ТК.
2.Междисциплинарный характер теории
3.Законы теории коммуникации
на аудиторию.
Составляющие КП :
· Производство информации
· Ее распространение
· Прием
· Использование
17.Стандартная модель
коммуникативного процесса.
Определение понятий-
Коммуникатор(источник сообщения) – создатель сообщения , лицо генерирующее идею. Источник может быть лицо ,орг-ция,
группа лиц или индивид. Однако не всегда источник сообщения и коммуникатор – это
одно и тоже лицо.
Сообщение- инф-ция или закодированная
идея, т.е. то, что передает источник
получателю.
Коды- символы или знаки , переводящие идею на язык ,понятный получателю,
сисстема правил , которая осуществляет функционирование языка. В качестве кодов могу использоваться слова устной и письменной речи(лексика, а так же темп, стиль речи) , визуальные образы( людей, товаров, предметов интерьера)
Канал передачи- средство с помощью которого сообщение передается от комунникатора к коммункиканту ( Быв. Технические и Межличностные)
Коммуникант – лица или группа лиц,
массовая аудитория. Часто коммуникантом
называют как отправителя так и получателя.
Ради получателя и происходит
коммуникация, получатель кодирует сообщение.
Декодированние- перевод сигналов
отправителя в мысли получателя. Если
получатель , продемонстрировал понимание идеи ,произойдут действия которых ждал от
него отправитель, обмен информации эффективен.
Обратная связь- реакция получателя на сообщение источника. Это и учет реакции колучателя на сообщение.
1
18.Основные модели
коммуникативного процесса.
коммуникации
Определений, данных коммуникативному
процессу, достаточно много. Для лучшего
понимания этого явления стали
пользоваться методом моделирования:
воспроизведением
коммуникации воспроизводит составные элементы и функциональные
характеристики
процесса в виде схемы. Разумеется,
содержание модели зависит от концепции ученого, который эту модель разработал, от потребностей той сферы науки, в которой она появилась и т.д. Не следует забывать, что модели не открывают, а изобретают, разрабатывают. Хотя модель и
воспроизводит некоторые характеристики моделируемого объекта, она не является
‘отражением реальности’, а тем более самой
реальностью. Модель нужна исследователю, чтобы лучше организовать свои мысли о реальности и свои действия с этой
реальностью. В соответствии с тем, что уже говорилось в предыдущей лекции о
парадигмах, модели коммуникации также
можно разделить на механистические или
линейные и немеханиситические.
Модель Лассуэлла. В 1948 г. американский ученый Г. Лассуэлл предложил свою модель коммуникации, которая раскрывается по мере ответа на последовательно возникающие вопросы:
• кто?
• сообщает что?
• по какому каналу?
• кому?
• с каким эффектом?
«Формула» Лассуэлла
стала как собственно моделью, отражающей
структуру коммуникационного
элементов.
В соответствии с этой структурой Лассуэлл выделяет следующие разделы исследования коммуникации, каждый из которых представляет ответ на соответствующий вопрос:
• анализ управления процессами коммуникации: при ответе на вопрос «кто?» рассматриваются факторы, которые открывают и направляют сам акт коммуникации (в первую очередь это сам коммуникатор);
• анализ содержания передаваемых сообщений, сюда же включается статистический анализ частоты упоминаний тех или иных фактов и событий в средствах массовой информации;
• анализ средств и каналов, с использованием которых передаются сообщения (для массовой коммуникации это анализ работы самих массмедиа); выявление средств, адекватных характеру передаваемых сообщений и наиболее приемлемых для получателя;
• анализ аудитории (массовой, специализированной), являющийся жизненно важным для результативной коммуникации; к решению этой задачи привлекаются социологические службы, результаты деятельности которых используются профессиональными, вещательными корпорациями, рекламодателями и т.п.;
• анализ результатов («эффекта») коммуникационного воздействия; в целом результативность коммуникации оценивалась на основании возникшего интереса к содержанию сообщения.
В 1968 Г. Лассуэлл предложил более подробную версию своей модели
коммуникации. Она также предполагает изучение процесса коммуникации с помощью ответов на следующие вопрос: кто? С каким намерением? В какой ситуации? С какими ресурсами? Используя какую стратегию? Оказывает влияние на какую аудиторию? С каким результатом? Вопрос кто? связан с определением источника информации, который не всегда может совпадать с коммуникатором, непосредственно ее передающим: это может быть одно лицо, а могут быть и разные. Определить это важно для нахождения правильного ответа на второй вопрос.
Вопрос с каким намерением? — ключевой. Только уяснив истинную цель коммуникации, можно говорить о подборе адекватных этой цели средств (коммуникатора, сообщения, канала), о выборе целевой аудитории и т.д. Четкое осознание цели (информирование, инструктирование или же мотивирование аудитории) определяет соответственно и
подбор остальных компонентов коммуникации как условие ее эффективности.
Ответ на вопрос в какой ситуации? связан с определением того, в какой ситуации — благоприятной, неблагоприятной или нейтральной — осуществляется коммуникативный акт. При этом необходимо установить наличие естественных и искусственных барьеров между коммуникатором и аудиторией, которые препятствуют доведению информации до адресата, и попытаться минимизировать их влияние.
Отвечая на вопрос с какими ресурсами?, надо знать, что к ресурсам коммуникации относят как самих специалистов-коммуникаторов, так и финансовые и информационные средства, которыми они располагают, а также эффективные коммуникативные технологии, приемы, методы и т.п.
Ответить на вопрос используя какую стратегию? — значит правильно выбрать стратегию, следовательно, обеспечить наиболее эффективный способ достижения результативной коммуникации. Стратегия — это не только определение перспективных целей, но и подбор адекватных им средств и путей их достижения. Стратегия коммуникации определяется в первую очередь характером цели, особенностями аудитории, наличием ресурсов. При выборе стратегии руководствуются решением следующих задач: обеспечение возможно более полной информации; обеспечение надежной, быстрой и эффективной обратной связи.
Вопрос на какую аудиторию?
связан с выбором аудитории
отдельных людей). Поиск «своей» аудитории и умение подобрать к ней соответствующие средства и способы коммуникативного влияния требуют высокого профессионализма и владения методами и методиками конкретных социальных исследований.
Отвечая на вопрос с каким результатом ?, мы подразумеваем оценку итога совокупных усилий участников коммуникационного процесса. Коммуникация эффективна, если поставленные цели реализованы в установленные сроки и с наименьшими издержками. Коммуникативная эффективность обусловлена изменением в знаниях и установках, убеждениях или поведения получателя информации.
«Коммуникативная формула» Лассуэлла представляет собой одновременно и модель исследования коммуникационного процесса, и развернутый план собственно коммуникативного действия - в этом ее
несомненное достоинство. Вместе с тем она обладает и существенным недостатком — она монологична, в ней отсутствует обратная связь, благодаря которой мы рассматриваем коммуникацию не однонаправленной и не «саму по себе», а как двусторонний процесс.
Модель Шеннона—Уивера. По существу эта модель представляет собой графическое подобие предыдущей. Она основана на аналогии с телефонной связью. Предположим, что два человека, проживающие в разных странах, говорящие на разных языках и плохо понимающие язык своего абонента, вынуждены вести переговоры по телефону. При этом время разговора ограниченно, а телефонная связь неустойчива. Такова ситуация, которую пытаются смоделировать К. Шеннон и У. Уивер в разработанной ими математической теории связи (коммуникации) (1949).
В данной модели: источник — это
тот, кто делает звонок (передает сообщение);
сообщение — передаваемая информация;
телефонный передатчик — кодирующее
устройство, преобразующее звуковые
волны в электрические
связи.
Аналогичным образом осуществляется связь с помощью телеграфных и
радиосистем. При их использовании также возникают «шумы», понимаемые в техническом смысле как любые
искажения или помехи, отличающиеся
от полезного сигнала или
Понятие избыточности — повторения элементов сообщения для предотвращения коммуникативной неудачи — чаще всего демонстрируют на примере естественных человеческих языков. Считается что все языки приблизительно наполовину избыточны: можно залить чернилами половину слов текста или стереть половину слов в радиовыступлении, но при этом все же сохранится возможность понимания
резко снижается. Разумеется, есть предел допустимого шума, за порогом которого возможность понимания резко снижается. В особенности трудно в условиях шума понимать сообщение, использующее малознакомый код.
Математическая теория связи Шеннона абстрагируется от содержания (смысла) передаваемой информации, сосредоточиваясь целиком на ее количестве: неважно, какое сообщение передается, важно лишь, какое количество сигналов передается. С точки зрения Шеннона, информация — противоположность энтропии (хаоса, неопределенности, беспорядка), следовательно, она есть возможность уменьшения неопределенности: чем больше информации содержит система, тем выше степень ее упорядоченности (при этом Шеннон отмечает, что слишком большой объем информации также увеличивает степень
неопределенности — возникает «информационный шум»).
Достоинство данной модели связано с тем, что с ее появлением возникло представление о скорости и количестве передаваемой информации. Однако модель Шеннона—Уивера имеет и ряд ограничений:
• она механистична — отражает
преимущественно технические
нее лишь в качестве «источника» или «приемника» информации;
• она абстрагируется от содержания, смысла передаваемой информации, уделяя внимание только ее количеству;
• коммуникативный процесс в данной модели носит линейный, однонаправленный характер, обратная связь отсутствует.
Ряд исследователей большее внимание обращал на канал передачи сообщения,
например, известнейший канадский
теоретик коммуникации, Маршалл Мак- Люэнавтор работ в области массовой
коммуникации, для которого современная
массовая коммуникация являлась коммуникацией по преимуществу визуальной. Он утверждает, что канал
передачи во многом предопределяет и само сообщение. Его идеи во многом опередили свое время, и сейчас, в эпоху глобального телевидения и компьютерных сетей, находят самый широкий отклик. Слова М.Мак- Люэна: Themediumisthemessage, – стали девизом современной цивилизации, в которой визуальный канал коммуникации
считается ведущим.
В лингвистике идеи Шеннона проявились в интерпретации Р.О.Якобсона, человека уникальной человеческой и научной судьбы с самыми широкими интересами (поэзия и поэтика, фонология и грамматика,
исследование больных с афазией, то есть с
различными нарушениями речи, и философская методология, лингвистика и теория коммуникации).
В модели коммуникации или речевого события, по Якобсону,
участвуют адресант иадресат, от первого ко второму направляется сообщение, которое
написано с помощью кода, контекст в модели Якобсона связан с содержанием сообщения, с информацией, им передаваемой, понятие контакта связано с
регулятивным аспектом коммуникации.
19.Основные модели
коммуникативного процесса.
коммуникации
К нелинейным моделям коммуникации
можно отнести концепцию диалогизма
русского ученого, литературоведа и
лингвиста М.М.Бахтина. Основным в его
концепции является то, что все
социокультурное пространство он рассматривает как диалоговую форму коммуникации, о которой писал следующим образом: «Диалогические отношения... —
это почти универсальное явление,
пронизывающее всю человеческую речь и все отношения и проявления человеческой жизни, вообще все, что имеет смысл и
значение... Где начинается сознание, там...
начинается и диалог». Поэтому в
пространстве его концепции диалогизирует
все - от текстов до культур. Но для
реализации такого диалога автор вводит две
ключевые идеи: во-первых, необходимым признаком любого высказывания является его адресованность к кому-либо, то есть, без