Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 21:19, курсовая работа
Цель работы позволила определить следующие основные задачи:
-исследовать состояние проблемы в психолого-педагогической теории и практике школьного обучения;
-установить место и роль математических понятий в процессе обучения математики;
-определить методические требования к формированию математических понятий;
-обобщить опыт работы учителей над математическими понятиями при обучении математике и разработать методическую систему по формированию математических понятий.
Введение 2
Глава 1.Теоретические аспекты формирования математических понятий 2
1.1Термин «понятие» в психолого-педагогической, философской, учебно-методической литературе 2
1.2 Подходы к формированию математических понятий 2
1.3. Виды, определения математических понятий в начальной школе и их классификация 2
Глава 2. Методика формирования математических понятий в курсе начальной математики 2
2.1. Обще методический подход к формированию математических понятий в школьной практике 2
2.2. Методическая система по формированию математических понятий: множества, величины, числа, алгебраических и геометрических понятий. 2
Заключение 2
Список использованной литературы 2
Министерство образования и науки Российской Федерации Филиал ФГБОУ ВПО «Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского»
Кафедра: Теории и методики профессионального образования
Направление 050100.62 Педагогическое образование
Профиль: начальное образование
КУРСОВАЯ РАБОТА
На тему: «Формирование математических понятий младших школьников»
Работа выполнена студенткой:
Заключение научного руководителя о допуске к защите:
(Подпись научного руководителя)
Оценка публичной защиты работы:
Оглавление
Введение 2
Глава 1.Теоретические аспекты формирования математических понятий 2
1.1Термин «понятие» в психолого-педагогической, философской, учебно-методической литературе 2
1.2 Подходы к формированию математических понятий 2
1.3. Виды, определения математических понятий в начальной школе и их классификация 2
Глава 2. Методика формирования математических понятий в курсе начальной математики 2
2.1. Обще методический подход к формированию математических понятий в школьной практике 2
2.2. Методическая система по формированию математических понятий: множества, величины, числа, алгебраических и геометрических понятий. 2
Заключение 2
Список использованной литературы 2
Проводимые в нашей стране преобразования ставят перед школой задачу не только вооружить школьников знаниями, но и научить их применять на практике, проявлять познавательный интерес и пытливость ума. Характерным признаком развития дидактики конца ХХ столетия является направленность на развитие личности. Умственное развитие личности определено как приоритетное направление реформирования образования, требует не только определенного количества знаний, но и сформированности математических понятий, умственных действий и приемов.
Решающее значение для системы школьного математического образования имеет формирующий аспект предмета математики, широкие возможности для умственного развития личности.
В последние годы одним из основных образовательных заданий начальной школы является усвоение учениками математических понятий и формирование у них общих и специфических умственных действий.
Необходимо специально учить умению мыслить, давать учащимся знания о содержании и последовательности умственных действий, обеспечивающих усвоение курса математики. Однако конкретной программы логических приемов мышления, которые должны быть сформированы при изучении данного предмета, пока нет. В результате работа над развитием логического мышления школьников идет без знания системы необходимых приемов, без знания их содержания, последовательности формирования.
Образование и становление понятий, переход к ним от чувственных форм отражения– сложный процесс, в котором применяются такие приемы умственной деятельности, как анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, абстрагирование. Понятие–« это мысль, в которой отражаются общие, и притом существенные свойства предметов. Вместе с тем понятия не только отражают общее, но и расчленяют вещи, группируют их, классифицируют в соответствии с их различиями».
Следовательно, не овладев основными приемами мышления, учащиеся испытывают трудности в усвоении системы понятий, в том числе и математических, которые в свою очередь служат опорным моментом в познании действительности и являются своеобразным итогом познания. Поэтому понятия являются одной из главных составляющих в содержании любого учебного предмета начальной школы, в том числе- и математики. Понятийное мышление формируется в начальных классах и раскрывается, совершенствуется в течение всей жизни.
В связи с этим и была выбрана тема «Формирование математических понятий у младших школьников»
К числу фактов, определивших выбор темы нашей работы, относится также недостаточная научная разработанность данной проблемы. Анализируя подходы и концепции, сложившиеся в теории и практике умственного развития, следует отметить исследования, посвященные формированию математических понятий у детей (Л. С. Выготский, Ж.Пиаже, Д. Б. Эльконин, В.В.Давыдов, П. Я. Гальперин, Л. И. Айдарова), развитию компонентов мышления, методикам формирования приемов умственной деятельности у школьников (Н. Ф. Талызиной, Н. Б. Истоминой, Е. Н. Кабановой-Меллер, В. Н. Осинской, В.Ф.Паламарчук, Н. А. Менчинской, З. И. Слепкань, К. А. Степановой, Н. Г. Салминой, В.П.Сохиной, В. И. Зыковой, М. Б. Волович), формированию алгоритмов, способов и приемов мышления учащихся средней школы (В. М. Косатая, Л. Н. Ланда, И. С. Якиманская), но развитие и формирование отдельных умственных приемов, их значение в формировании математических понятий в условиях обучения младших школьников еще не нашла своего места в содержании математики начальных классов.
Объектом исследования является процесс формирования математических понятий у учащихся начальных классов.
Предмет–организация учебной деятельности по формированию математических понятий.
Цель исследования– заключается в обосновании и реализации методики формирования системы математических понятий у младших школьников.
Цель работы позволила определить следующие основные задачи:
-исследовать состояние проблемы в психолого-педагогической теории и практике школьного обучения;
-установить место и роль математических понятий в процессе обучения математики;
-определить методические требования к формированию математических понятий;
-обобщить опыт работы учителей над математическими понятиями при обучении математике и разработать методическую систему по формированию математических понятий.
Методы исследования:
-анализ отобранного программного материала, на котором можно реализовать проблему формирования математических понятий у младших школьников;
-анализ методов, средств, форм организации по формированию математических понятий у младших школьников;
-изучение психолого-педагогической, методической, философской литературы по проблеме формирования математических понятий в начальной школе.
Теоретическая значимость состоит в теоретическом обосновании идеи формирования математических понятий.
Разработке теоретической модели системы работы над математическими понятиями, что обеспечивает высокий уровень осмысления хода решения математического задания, а также способствует развитию элементов творческого мышления у младших школьников.
Курсоваяработасостоитизвведени
В педагогической, психологической, методической литературе указано, что мышление лежит в основе познания. Одна из характерных особенностей детского мышления – его наглядность, чувственно-практическая направленность.
В
процессе отражения окружающей
действительности различают
Чувственно-наглядный образ предметов и явлений действительности, сохраненный в сознании и без непосредственного воздействия самих предметов и явлений действительности на органы чувств называется представлением. Они возникают не мгновенно и не в законченном виде, а формируются, постепенно совершенствуются, изменяются под влиянием новых, целенаправленных актов восприятия. Представления возникают в сознании детей в виде наглядных образов, носят конкретный характер, тем не менее, эти образы могут отражать несущественные признаки, так как часть ощущений упускается.
Возникнув на основе ощущений и восприятия, являясь формой более обобщенного, но вместе с тем наглядно-чувственного отражения окружающей действительности, представления служат переходной ступенью к высшей форме познания – логическому, которое опирается на систему взаимосвязанных понятий. Формирование понятий невозможно без мыслительной деятельности школьников.
В педагогике дается несколько определений термина понятие:
В системе знаний об объектах и предметах окружающей действительности понятия служат опорным моментом и являются своеобразным итогом познания. Поэтому являются одной из главных составляющих в содержании любого учебного предмета, в том числе - и предметов начальной школы.
Проблема формирования понятий давно привлекает внимание психологов и педагогов (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, Н. А. Менчинская, Ж. Пиаже, П. Я.Гальперин, Л. И. Айдарова, Н. Г. Салмина, К. А. Степанова, В. И. Зыкова). В исследованиях, касающихся формирования понятий авторы часто обращаются к математике.
Вывод:
У младших школьников познание окружающей действительности осуществляется через формирование ощущений, из них возникает восприятие, в котором отражается совокупность свойств, характерных для данного объекта.Чувственно-наглядный образ предметов и явлений, сохраненный в сознании и без воздействия самих предметов и явлений на органы чувств называется представлением. Они формируются, постепенно совершенствуются, изменяются под влиянием новых, целенаправленных актов восприятия. Представления служат переходной ступенью к высшей форме познания, которая опирается на систему взаимосвязанных понятий.
Проблема формирования понятий давно привлекает внимание психологов и педагогов.Подходы к формированию понятий будут рассмотрены в следующем параграфе.
Вопрос о понятиях является традиционным при исследовании понятийного мышления. Это связано с тем, что понятие является одной из познавательных форм, характерной именно для интеллектуальной деятельности человека, которую нередко определяют как понятийное отражение действительности.
В современных психолого-
Сторонники эмпирической теории формирования научных понятий (Б.Г.Ананьев, Л.В. Занков, Л.С. Выготский) придерживались точки зрения, что психическое развитие не начинается с усвоения научных понятий, рассматривая его как модель отношений между психическим развитием и обучением. М.В. Зверева, А.И. Сорокина и др. придают важное значение непрерывному накоплению фактического материала в сознании детей посредством органов чувств, предварительно выявляя имеющийся до обучения личный опыт ребенка. Эти ученые считают необходимой подготовку учеников к усвоению первоначальных понятий, аргументируя свою точку зрения необходимостью эмпирического познания как начального этапа формирования знаний.
Одним из первых в психологию ввел деление понятий Л. С. Выготский. Он выделял научные и ненаучные - «житейские» понятия, при этом он имел в виду не содержание, а путь их усвоения. Ребенок застает сложившуюся в обществе систему понятий. Усвоение этой системы всегда происходит с помощью взрослых. До систематического обучения в школе взрослые не ведут специальной работы по формированию понятий у детей. Они обычно ограничиваются лишь указанием на то, верно или неверно ребенок отнес предмет к соответствующему понятию, следовательно, ребенок усваивает понятия путем «проб и ошибок». При этом в одних случаях ориентировка фактически происходит по несущественным признакам, но в силу сочетания их в предметах с существенными в определенных пределах оказывается верной. В других - ориентировка происходит на существенные признаки, но они остаются неосознанными. Именно в этой неосознанности существенных признаков Л.С. Выготский и видел специфику так называемых житейских понятий. Такое усвоение понятий не отражает всех сторон специфически человеческого способа приобретения новых знаний.
Л. С. Выготский считал: «Совсем другое дело, когда ребенок попадает в школу. Процесс обучения предполагает переход от стихийного хода деятельности ребенка к деятельности целенаправленной, организованной. Понятия, которые формируются у ребенка в школе, характеризуются тем, что их усвоение начинается с осознания существенных признаков понятия, что достигается введением определения». [5,46с.]
Именно в этой осознанности существенных признаков Л. С. Выготский и видел специфику научных понятий.
Исследования,
проведенные впоследствии Н. А.
Информация о работе Формирование математических понятий младших школьников