Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о размере предметов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 22:38, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: раскрыть особенности формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о размере предметов.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2. Раскрыть сущность понятия формирования представлений о размере предметов у детей дошкольного возраста.

Файлы: 1 файл

ГОТОВАЯ КУРСОВАЯ ПО МАТЕМАТИКЕ.doc

— 202.50 Кб (Скачать файл)

В процессе измерения предметов представляется возможность упражнять детей в сравнении чисел и углублять представления о связях и отношениях между ними: дается задание нарисовать две дорожки равной длины, но разной ширины, первая дорожка шириной в две мерки, а вторая - в три такие же мерки. Сообщив задание, воспитатель спрашивает ребят: «Которая дорожка будет шире: первая или вторая и почему?» По названным числам дети легко представляют себе величину предметов и устанавливают, какой из двух объектов больше и на сколько.

Таким образом, применение приемов приложения и наложения способствует формированию представлений о величине как о пространственном признаке предмета.  Использование специально подобранных упражнения  и заданий для детей старшего дошкольного возраста, в процессе которых деятельность, направленная на изменение величины, помогает детям понять зависимость между размерами предметов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Цель исследования: раскрыть особенности   формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о размере предметов.

Структурным компонентом содержания программ дошкольного воспитания и  обучения в области формирования элементарных математических представлений является изучение величин и формы предметов.

Проанализировав программы «Біз мектепке барамыз»,  «Зерек бала», в Казахстане, можно сказать, что формированию элементарных математических представлений у дошкольников отводится особое внимание. В каждой программе прописано содержание по формированию представлений о размере предметов старших дошкольников с учетом возрастных особенностей, задачи и пути реализации.

Важными задачами по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста является знакомство с величиной, формой и размером предметов, их пространственными отношениями, развитие зрительного и слухового восприятия, внимания, памяти, мышления.

Вопросы формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста  (в том числе о размере предметов) освещены в работах отечественных и зарубежных ученых: Михайловой З.А., Венгера Л.А., Столяра А.А., Леушиной А.М., Метлиной Л.С., Никитиной В.Я., Турскельдиной М.Т., Ленцевской Л.Я., Масыровой Р.Р., Таубаевой Ш.Т., Баймуратовой Б.Б., Давиденко Л.А., Кучер Т.П., Пустоваловой Н.И., Улитко С., Амировой А., Румянцевой Л.Е..

В ходе исследования психолого-педагогической литературы по проблеме исследования мы пришли к следующим выводам, что для успешного формированию представлений о размерах предметов у старших дошкольников, необходимо полное понимание сущности понятия формирования представлений о размере предметов дошкольников, определение особенностей формирования у дошкольников представлений о размере предметов, а также описание методики по формированию представлений о размере предметов у детей старшего дошкольного возраста.

В ходе решения задач поставленных перед исследованием были подобраны упражнения и задания, способствующие  формированию у детей  старшего дошкольного возраста представлений о размере предметов, которые способствуют формированию представлений о величине как о пространственном признаке предмета.

  Восприятие размера происходит путем установления сложных систем внутрианализаторных и межанализаторных связей и носит рефлекторный характер. Восприятие размеров предмета есть всегда соизмерение предметов по видам протяженности и выявление, какой из них шире - уже, длиннее - короче, выше - ниже, толще - тоньше, больше - меньше (по всем или по ряду параметров). Осознание величины предметов положительно влияет на умственное развитие ребенка, так как связано с развитием способности отождествления, распознавания, сравнения, обобщения, подводит к пониманию величины.

В основе формирования элементарных математических представлений о размере предметов у детей старшего дошкольного возраста лежат практически активные действия детей с предметами, использование интересного дидактического материала, а также инновационные методы, приемы, средства и формы обучения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Қазақстан Республикасының Президенті Н.Ә. Назарбаевтың Қазақстан халыққа Жолдауы. – 2012 жыл, 27 қантар. Послание Президента Республики Казахстан Назарбаева Н.А. народу Казахстана «Социально-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана » -Астана, 2012.
  2. ГОСО РК 1.001-2009. Государственный общеобязательный стандарт  образования Республики Казахстан. Дошкольное обучение и воспитание. Астана, 2009. – 31 с.
  3. Программа Воспитания и обучения «Біз мектепке барамыз» детей старшего дошкольного возраста (от 5 до 6 лет). – Астана, 2009. – 101 с.
  4. Программа воспитания и обучения «Зерек бала» детей младшего дошкольного возраста (от 3 до 5 лет). – Астана, 2009. – 80 с.
  5. Леушина Л.А. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. – М.: Академия, 2004. – 367 с.
  6. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников/Под ред. А.А. Столяра. – М.: Академия, 2008. – 303 с.
  7. Сеченов  И.М.  Рефлексы  головного мозга. – М.: Владос, 2005. – 645 с.
  8. Метлина Л.С. Занятия по математике в детском саду: (Формирование у дошкольников элементарных матем. представлений). Пособие для воспитателя дет. сада. – М.: Флинта, 2005. – 223 с.
  9. Венгер Л.А. Формирование восприятия у дошкольника. – М.: Академия, 2008. – 580 с.
  10. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М.: Академия, 2002. – 416 с.
  11. Паисова Л.Т. Конспект занятий по математике во второй младшей группе «Большой маленький. Один, много, ни одного. Группировка предметов по цвету, форме и размеру» // Ребенок в детском саду. – 2010. - №6. – С.4-8
  12. Теория и методика математического развития дошкольников: Учеб. пособие / Щербакова Е. И. — М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005. - 392 с.
  13. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников/Под ред. А.А. Столяра. – М.: Академия, 2008. – 303 с.
  14. Щербакова Е.И. О математике малышам. – М.: Флинта, 2004. – 95 с.
  15. Тарунтаева Т.В. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников. – М.: Академия, 2000. – 310 с.
  16. Метлина Л.С. Математика в детском саду. – М.: Флинта, 2004. – 205 с.
  17. Фидлер М. Математика уже в детском саду. Пособие для воспитателя детского сада. – М.: ВЛАДОС, 2010. – 159 с.
  18. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. М.: Просвещение, 1985. – 155 с.
  19. Усова А.П. Обучение в детском саду/ Под ред. А.В. Запорожца. – М.: Академия, 2009. – 176 с.
  20. Батяшова С.В. На лесной полянке: занятие по математике в средней группе // Ребенок в детском саду. – 2010. - №2. – С.30-31
  21. Боймухамбетова Н.Б. Конспект занятий по математике в подготовительной группе // Ребенок в детском саду. – 2011. - №6. – С.28-29
  22. Сеченов И.М. Физиология  органов чувств. – М.: Владос, 2007. – 620 с.
  23. Люблинская А.А. Детская психология. Учебное пособие для студентов педагогических институтов. – М.: Академия, 2008. – 415 с.
  24. Математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях. Семинарские, практические и лабораторные занятия по курсу «Методика формирования элементарных математических представлений у детей»/Сост. Данилова В.В. . Учебн. пособие для студентов пед. институтов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» - М.: ВЛАДОС, 2007. – 175 с.
  25. Альтхауз Д., Цвет, форма, количество. – М.: Флинта, 2004. – 135 с.
  26. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. Л.А.Венгера. – М.: Владос, 2008. – 215 с.
  27. Житомирский В.Г., Шеврин Л.Н. Математическая азбука. – М.: Наука, 2004. – 195 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение А

 

Конспект занятия для  детей старшей группы.

«Один. Много».  Группировка  предметов по размеру

 

Цель: Учить сравнивать предметы по величине (на глаз).

Задачи: Закреплять умение находить и  составлять группу из однородных предметов и выделять из нее один по величине и производить над ними действие. Уточнить знания о понятиях «один», «много». Учить детей ориентироваться на полосках разного цвета.

Материалы: Овощи большого и маленького размера, 2 корзинки, полоски картона зеленого и желтого цвета на каждого ребенка, кружки красного цвета по 5 штук больших и маленьких на каждого ребенка.

Демонстрационный материал: полоски 2-х цветов и красные круги 2-х  размеров.

 

Ход урока.

1. Дети садятся на ковре и  играют с пальчиками под стишок «Овощи».

 

У Лариски 2 редиски,

У Антошки 2 картошки.

У Сережки-сорванца 2 зеленых огурца.

А у Вовки 2 морковки,

Да еще у Петьки 2 хвостатых  редьки.

( загибаем пальчики на каждое  имя)

 

2.Игра "Соберем овощи в корзинки"

 

- Посмотрите, что лежит на столе? Назовите одним словом. Овощи. - Одинаковые ли овощи?  Большие и маленькие. - Соберем урожай. В большую корзинку соберем большие овощи, а в маленькую - … маленькие. - Саша, возьми овощ. Как называется этот овощ? Какого он размера? В какую корзинку ты его положишь? Какие по размеру овощи лежат в большой корзинке? В маленькой корзинке?

 

3. Физминутка. «В огород мы пойдем».

 

В огород мы пойдем,

Урожай соберем.

Мы картошки накопаем,

Мы морковки натаскаем,

Срежем мы кочан капусты 

Круглый, круглый, очень вкусный.

Щавеля нарвем немножко

И вернемся по дорожке.

(выполняем движения по тексту  стихотворения)

- Какие овощи собирали?

 

4.Загадка.

 

- Отгадайте загадку, найдите  отгадку в корзинке.

 

Как на нашей грядке

Выросли загадки

Сочные да крупные,

Вот такие круглые.

Летом зеленеют,

К осени краснеют.

                      Помидоры.

5.Игра "Разложим овощи на грядках."

 

У каждого ребенка по 2 полоски  – грядки. Положим полоски –  грядки перед собой. Сначала возьмем  зеленую полосоку и положим ее горизонтально. Вот так. Показать. Теперь возьмем желтую полосочку и положим  ее под зеленой. Вот так. Показать.

1) На зеленую полосочку –  грядку мы положим один большой  помидор. Левой рукой придержите  полосочку за уголочек, вот так,  а правой возьмите большой  помидор. Положите его на «грядку»  слева, рядом с пальчиками.

На желтую полосочку мы положим много маленьких помидорчиков. Держим желтую полосочку левой рукой. Возьмите один маленький помидор и положите его слева, рядом с пальчиками. Теперь еще возьмите один и пложите его рядом. Положите много маленьких помидорчиков, выкладывая их слева направо.

Левой рукой крепко держим полосочку  и не отпускаем, а правой выкладываем. - Сколько помидорчиков на зеленой  грядке? Один. - Сколько маленьких  помидорчиков на желтой грядке? Много.

Соберем в тарелочку все овощи.

 

2) На другом огогоде помидорчики  росли по другому. Положите на верхнюю, зеленую полосочку много больших помидорчиков, а на нижнюю, желтую один маленький.

 

6.Итог урока. 

 

Мы сегодня учились находить большие и маленькие предметы и раскладывать их на полочки слева  направо. - Какая игра вам больше понравилась?

 

Игры по теме урока:

 

1. «Кто больше/меньше? Назови» (игра  в мяч):

 

Воспитатель бросает мяч, ребенок  называет, кто больше/меньше и возвращает мяч обратно. - Кто больше слон или  бабочка? (собака или мышь, карандаш или книга? И т.д.)

 

2. «Кто больше/меньше? Закрой карточкой» (настольная игра):

 

У ребенка карточка с изображением различных предметов. - Какой предмет  больше? Закрой его красным квадратиком.

 

Карточки можно закрывать квадратиками, вырезанными из цветных прозрачных папок-уголков, так как после закрытия картинок, они просвечивают через такую пластинку и можно увидеть правильно ли выполнено задание.

 

3. «Большие ноги» (подвижная  игра):

 

Большие ноги идут по дороге

Топ, топ, топ, топ.

(Дети шагают большими шагами)

Маленькие ножки бежали по дорожке

Топ-топ-топ-топ-топ-топ-топ.

Топ-топ-топ-топ-топ-топ-топ.

(Дети топают мелкими шажочками)

 

4. «Разложи по порядку» (настольная  игра):

 

У детей карточка с пустыми окошками и 5 изображений одного предмета разной величины. (Смотри здесь)

- Разложи карточки по возрастанию (или убыванию). Помогите вопросами: - Какая самая большая/маленькая? Положи ее в первое окошко слева. Вот так. Показать. - Какая из оставшихся картинок самая большая/маленькая? Положим ее рядом с первой. И т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект занятия старшей группы

 

На тему: Больше- меньше, большой- маленький, одинаковые по размеру

Цели: учить сравнивать предметы по величине и цвету; коррекция  зрительного восприятия на основе упражнения в узнавании и различении; воспитание мотивации к урокам математики.

Оборудование: картинки с изображениями  различных предметов и различных  цветов; игрушки.

Ход занятия

I. Зарядка.

«Отхлопывание».

Двумя руками хлопаем части своего тела: лоб, щеки, шею, грудь, живот, ягодицы, бедра. (Минимум 8 раз.)

II. Беседа.

– Сегодня мы будем различать предметы по размеру и цвету.

– Посмотрите на игрушки, которые  я принесла на занятие.

– Что это? (Куклы.)

– Они одинаковые по размеру? (Одна большая, другая маленькая.)

– Это детские ведерки. Сравните их по цвету и размеру. (Красное  ведерко большое, а зеленое маленькое.)

– Это собачки. Они одинаковые –  и по цвету, и по размеру.

– А посмотрите на рисунок. Здесь  тоже собачки. Они одинаковые?

(Нет. Белая собачка большая,  серая меньше, а коричневая –  самая маленькая.)

– Правильно. А теперь распределите их по росту, начиная с маленькой.

(Коричневая – самая маленькая,  серая – больше коричневой, а  белая – больше серой.)

III. Игра. Большие и маленькие  предметы.

О б о р у д о в а  н и е: конверты с различными по цвету и размеру предметами.

Дети по очереди вытаскивают картинки и выставляют их на наборное полотно в два столбика:

     Большие                        Маленькие

Это синяя кружка.           Это красная чашка.

Она большая… и т. д.        Она маленькая.

IV. Физкультминутка.

Девочки и мальчики

Скачут, как мячики.

Ножками топочут,

Весело хохочут.

V. Игра с пирамидкой.

Кольца пирамидки учитель рассыпает  на столе.

Содержание. Вызываются четыре человека. Первый ученик берет самое большое  кольцо и приговаривает: «Это самое  большое кольцо»; следующий ученик берет кольцо поменьше и кладет рядом, приговаривая: «Это колечко поменьше» и т. д., и называют их по цвету.

– Посчитаем, сколько колечек мы надели на пирамидку (снимая, счита-ют), затем следующая четверка нанизывает, считает и рассказывает.

VI. Обводка на листах тетрадных больших и маленьких кругов. За-крашивание их.

Обводка выполняется по шаблонам.

– Какой это круг? (Большой.)

– Закрасьте его зеленым цветом.

– А теперь обведем маленький  круг. Закрасим его желтым цветом.

– Обведите два одинаковых кружочка. Закрасьте синим цветом.

VII. Итог занятия.

– Какие бывают предметы по размеру?

– Назовите предметы большого размера. Маленького.

 

Дидактический материал и задания для детей старшей  группы детского сада по формированию представлений о величине предмета «Ленточки».

 

Игровой материал: полоски бумаги разной длины - модели лент. Набор карандашей.

1. Самую длинную "ленточку" закрась синим карандашом, "ленточку" покороче закрась красным карандашом  и т.д.

2. Уравнять все "ленточки" по длине.

Разложи карандаши

На ощупь разложить карандаши  разной длины в порядке возрастания  или убывания.

Информация о работе Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о размере предметов