Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 18:48, дипломная работа
Цель исследования – разработать методические основы организации самостоятельной работы творческого характера в условиях дифференцированного обучения математике в старших классах средней общеобразовательной школы.
В представленной работе проверяется следующая гипотеза исследования: если самостоятельная работа на этапе закрепления знаний учащихся будет включать не только алгоритмические задания по изученной теме, но и содержать вопросы и задания, направленные на развитие творческого мышления с учетом психологических особенностей каждого учащегося, то качество обучения математике будет высоким по сравнению с традиционным.
Введение…………………………………………………………………...
Глава 1. Самостоятельная работа как средство развития познавательной деятельности учащихся в обучении математике………………………………………………………………...
§1. Сущность понятия самостоятельная работа и ее виды……………..
§2. Самостоятельная работа как способ развития творческого мышления учащихся……………………………………………………...
§3. Дифференцированное обучение в старших классах………………..
Глава 2. Методика организации самостоятельной работы в старших классах в условиях дифференцированного обучения…………………………………………………………………...
§1. Система самостоятельных работ по математике старших классов, способствующая развитию творческого мышления учащихся……………………………………………………………….….
§2. Применение метода проектов как способа организации самостоятельной работы учащихся в условиях дистанционного обучения……………………………………………………………….…..
§3. Экспериментальная проверка метода проектов по теме «Геометрическая прогрессия»…………………………………………...
Заключение…………………………………………………………….….
Библиография……………………………………………………………..
Департамент образования города Москвы.
Педагогический колледж №9 «Арбат».
Самостоятельная работа как средство развития творческого мышления учащихся старших классов в условиях дифференцированного обучения математике.
Выпускная квалификационная работа
Студент: Игонькина Мария Сергеевна
Курс: III
Группа: 304
Специальность: 0301 Математика
Научный руководитель: д.п.н., проф. Санина Е.И.
Рецензент:_______________
(Ф.И.О.)
Дата защиты:_____________
Оценка:__________________
Москва, 2004
Содержание.
Введение…………………………………………………………
|
…..3
7 – 35 …..7
…..18 …..27
36 – 63
…..36
…..47
…..58 …..64 …..67 |
Введение.
Одним из самых доступных и проверенных
практикой путей повышения
Передовые педагоги всегда считали, что на уроке дети должны трудиться по возможности самостоятельно, а учитель – руководить этим самостоятельным трудом, давать для него материал. Между тем в школе еще редко можно видеть самостоятельные работы, которые были бы направлены на формирование приемов познавательной деятельности, школьников мало обучают способам и приемам самостоятельной работы, в частности приемам развернутого и свернутого описания, объяснения, выведения правил и предписаний, выхода на формулирование идей и их предварительного развертывания по смыслу и содержанию, то есть тем приемам, которые составляют основу учебно-познавательной деятельности ученика.
Тем самым, самостоятельная работа – одна из важнейших составляющих процесса обучения, позволяющая учителю определить уровень усвоения учащимися учебного материала и одновременно обеспечивающая качественное усвоение учащимися учебного материала. Таким образом, она выполняет не только контролирующую, но и обучающую функцию.
Одновременно с этим, важной задачей педагогического процесса является развитие у учащихся творческого мышления, так как оно позволяет учащимся не только изучить и запомнить материал, но и находить нестандартные методы решения и конструировать новые подходы. Тем не менее, решение задач творческого характера занимает на уроке значительную часть времени и доступны только для хорошо подготовленных учащихся. Таким образом, введение в программу обучения таких задач представляет собой проблему для учителей. Вследствие этого возникает необходимость в самостоятельном индивидуальном решении учащимися задач творческого характера.
Анализ научной, педагогической и методической литературы позволяет говорить о том, что в современном процессе обучения самостоятельной работе отводится лишь роль проверки и контроля деятельности учащихся, причем в самостоятельную работу включаются только основные понятия современной математики, которые не дают учащимся возможности сформировать целостное представление о математике, как прогрессирующей базовой науке, позволяющей развивать основные психические процессы, такие как память, мышление, воображение, восприятие и так далее.
Использование самостоятельных
работ при изучении математики
не дает ожидаемого результата
из-за уровня преподаваемого
На основе вышеизложенного
можно сказать, что использование
на уроке самостоятельных работ
творческого характера
Методологическую основу исследования составили фундаментальные работы в области педагогики и психологии П.И. Пидкасистого, В.А. Крутецкого, Б.П. Есипова, Ю.М. Колягина, Я.А. Пономарева, теории и методики преподавания математики В.А. Гусева, А Вейля, В.И. Мишина, А. Б. Василевского.
Проблема исследования состоит в решении задач по определению дидактических условий и методики рациональной организации самостоятельной работы творческого характера в условиях дифференцированного обучения.
Объектом исследования служит организация самостоятельной работы в условиях дифференцированного обучения математике.
Предметом исследования являются дидактические и методические условия организации самостоятельной работы творческого характера в условиях дифференцированного обучения математике.
Цель исследования – разработать методические основы организации самостоятельной работы творческого характера в условиях дифференцированного обучения математике в старших классах средней общеобразовательной школы.
В представленной работе проверяется следующая гипотеза исследования: если самостоятельная работа на этапе закрепления знаний учащихся будет включать не только алгоритмические задания по изученной теме, но и содержать вопросы и задания, направленные на развитие творческого мышления с учетом психологических особенностей каждого учащегося, то качество обучения математике будет высоким по сравнению с традиционным.
Цель и гипотеза определили следующие задачи исследования:
Положения, выносимые на защиту:
Этапы выполнения работы:
Глава 1.Самостоятельная работа как средство развития познавательной деятельности учащихся в обучении математике.
§1. Сущность понятия самостоятельная работа и ее виды.
Одним из самых доступных и проверенных практикой путей повышения эффективности урока и активизации учащихся на уроке является соответствующая организация самостоятельной учебной работы. Она занимает исключительное место на современном уроке, потому что наиболее эффективное приобретение и усвоение знаний происходит только в процессе личной самостоятельной учебной деятельности.
Передовые педагоги всегда считали, что на уроке дети должны трудиться по возможности самостоятельно, а учитель – руководить этим самостоятельным трудом, давать для него материал. Между тем в школе еще редко можно видеть самостоятельные работы, которые были бы направлены на формирование приемов познавательной деятельности, школьников мало обучают способам и приемам самостоятельной работы, в частности приемам развернутого и свернутого описания, объяснения, выведения правил и предписаний, выхода на формулирование идей и их предварительного развертывания по смыслу и содержанию, то есть тем приемам, которые составляют основу учебно-познавательной деятельности ученика. [25, 354 – 355]
В настоящее время существует несколько подходов к раскрытию сущности понятия самостоятельная работа. По мнению разных исследователей самостоятельная работа представляет собой:
Наиболее активно в дидактике используется определение, данное
Б. П. Есиповым.
Самостоятельная работа
учащихся, включаемая в процесс обучения
– это такая работа, которая
выполняется без
В качестве основных признаков самостоятельной работы Б.П.Есипов выделяет:
Под самостоятельной работой П. И. Пидкасистый понимает любую организованную учителем активную деятельность учащихся, направленную на выполнение поставленной дидактической цели в специально отведенное для этого время: поиск знаний, их осмысление, формирование и развитие умений и навыков, обобщение и систематизация знаний. Как дидактическое явление самостоятельная работа представляет собой, с одной стороны, учебное задание, то есть то, что должен выполнить ученик, объект его деятельности, с другой – форму проявления соответствующей деятельности: памяти, мышления, творческого воображения при выполнении учеником учебного задания, которое в конечном счете приводит школьника либо к получению совершенно нового, заранее неизвестного ему знания, либо к углублению и расширению сферы действия уже полученных знаний. [26, 24]
В работе Н. И. Чиканцевой
сущность понятия самостоятельная
работа рассматривается как
Единство всех сторон определяет успешность выполнения работы, то есть результат.
Содержательная группа компонентов определяет всю совокупность информации, при выполнении учеником самостоятельной работы. Процессуальная группа компонентов отражает совокупность действий, совершаемых учеником для достижения цели.
Мотивационная сторона самостоятельной работы обеспечивает связь содержательной стороны и процессуальной с индивидуальными особенностями учащихся. Мотивационный компонент очень важен на начальном этапе работы над заданием. [26, 360]
Анализируя все возможные подходы, мы выбираем следующее определение самостоятельной работы учащихся:
Самостоятельная работа
– вид учебной деятельности, при
котором учащиеся под руководством
учителя и без его
Следовательно, самостоятельная работа – это такое средство обучения, которое: