Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 18:48, дипломная работа
Цель исследования – разработать методические основы организации самостоятельной работы творческого характера в условиях дифференцированного обучения математике в старших классах средней общеобразовательной школы.
В представленной работе проверяется следующая гипотеза исследования: если самостоятельная работа на этапе закрепления знаний учащихся будет включать не только алгоритмические задания по изученной теме, но и содержать вопросы и задания, направленные на развитие творческого мышления с учетом психологических особенностей каждого учащегося, то качество обучения математике будет высоким по сравнению с традиционным.
Введение…………………………………………………………………...
Глава 1. Самостоятельная работа как средство развития познавательной деятельности учащихся в обучении математике………………………………………………………………...
§1. Сущность понятия самостоятельная работа и ее виды……………..
§2. Самостоятельная работа как способ развития творческого мышления учащихся……………………………………………………...
§3. Дифференцированное обучение в старших классах………………..
Глава 2. Методика организации самостоятельной работы в старших классах в условиях дифференцированного обучения…………………………………………………………………...
§1. Система самостоятельных работ по математике старших классов, способствующая развитию творческого мышления учащихся……………………………………………………………….….
§2. Применение метода проектов как способа организации самостоятельной работы учащихся в условиях дистанционного обучения……………………………………………………………….…..
§3. Экспериментальная проверка метода проектов по теме «Геометрическая прогрессия»…………………………………………...
Заключение…………………………………………………………….….
Библиография……………………………………………………………..
Задачи типа II содержат один вид – пятый.
5. К пятому виду
относятся задачи, которые раскрывают
перед учащимися новые
Итак, проблема дифференциации обучения решается с учетом индивидуальных особенностей и способностей учащихся. Практически выявлять особенности и способности можно через дифференциацию заданий и соответствующую систему контроля. Учитель, желая выявить индивидуальные особенности учащихся предлагает им дифференцированные задания, тесты, анкеты, которые составляются абстрактно, предположительно, опираясь на имеющийся опыт, научные исследования и эксперимент.
Одним из важнейших способов дифференциации содержания обучения в условиях обычной школы должно быть решение всевозможных задач, направленных на повышение интереса к обучению, на углубление знаний учащихся, на привлечение их к творческой исследовательской деятельности.
Таким образом, организация самостоятельных работ, направленных на развитие творческого мышления учащихся, в условиях дифференцированного обучения – один из наиболее эффективных методов обучения и развития учащихся, так как он отображает все современные принципы обучения.
Глава 2. Методика организации самостоятельной работы в старших классах в условиях дифференцированного обучения.
§1. Система самостоятельных работ по математике старших классов, способствующая развитию творческого мышления учащихся.
Дифференциация обучения – один из наиболее эффективных методов развития творческого мышления учащихся в школе. Кроме того, она позволяет поэтапно формировать различные виды психической и умственной деятельности человека.
Выделяют 5 уровней усвоения знаний.
Приведем рассчитанные на каждый из уровней, кроме нулевого, самостоятельные работы на основе модульно-рейтинговой технологии обучения на примере темы «Геометрическая прогрессия».
Каждая самостоятельная работа состоит из 2-х блоков: вопросов по теоретическому материалу и теста для самоконтроля и самооценки учащихся.
После прохождения каждого из блоков учащийся самостоятельно выставляет себе оценку, исходя из предложенной системы оценивания, после выполнения всей самостоятельной работы, ученик выставляет итоговую оценку, складывая ее из полученных баллов за каждый из блоков. Максимальное количество баллов, которое может получить учащийся за 1 блок – 10.
1 уровень.
Цели самостоятельной работы:
1 блок. Проверка теоретических знаний.
Вопросы и задания. |
Баллы |
|
1
1 1 1
1
1
1
1
1 |
2 блок. Самоконтроль и самооценка.
Задачи |
Баллы |
1). Доказать, что последовательность, заданная формулой bn=5 , является геометрической прогрессией. 2). Записать формулу n-члена геометрической прогрессии 4, 12, 36,… 3). Найти номер подчеркнутого
члена геометрической 4). Дана геометрическая прогрессия 2, 6, 18,… Найти номер члена последовательности, равного 162. 5). Найти седьмой член и знаменатель геометрической прогрессии с положительными членами, если b8=1/9 , b6=81. 6). В геометрической прогрессии найти b1 и b7, если q=2, S7=635. 7). В геометрической прогрессии найти число n членов, если Sn=189, b1=3, q=2. 8). Геометрическая прогрессия задана формулой n–го члена bn=3*2. Найти b5. 9). Доказать, что геометрическая прогрессия 1, 1/2 1/4,… является бесконечно убывающей. 10). Сумма бесконечно убывающей геометрической прогрессии равна 150. Найти b1, если q =1/3.
|
1
1
1
1
1 1
1
1
1
1 |
2 уровень.
Цели самостоятельной работы:
1 блок. Проверка теоретических знаний.
Вопросы и задания. |
Баллы |
а) возрастающей; б) убывающей; в) ни той, ни другой. Ответ обоснуйте.
|
1
1
1
2
1
1
1
2 |
2 блок. Самоконтроль и самооценка.
Задачи |
Баллы |
(х-1)(х +х +…+1)=х –1, где n – натуральное число, большее 1.
а) b1 и q, если b3=135, S3=195; б) q и b3, если b1=12, S3=372.
а) q, если b1=1 и b3+b5=90; б) S10, если b1-b3=15 и b2-b4=30.
а) 0,(5). |
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1 |
З уровень.
Цели самостоятельной работы:
1 блок. Проверка теоретических знаний.
Вопросы и задания. |
Баллы |
|
1 1
2
1
1
1
1 2 |
2 блок. Обучающие задачи.
Задачи |
Баллы |
6) Найти сумму S= 1 + 1 + 1 +…+ 1 . 1*2 2*3 3*4 999*1000 7) Найти числа x, y, z, t, если они являются последовательными членами арифметической прогрессии, а числа x+5, y+2, z+1, t+4 являются последовательными членами геометрической прогрессии. 8)Найти первый член
и знаменатель бесконечно
|
1
1
1
1
1 1
1
1
1
1 |