Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 18:48, дипломная работа
Цель исследования – разработать методические основы организации самостоятельной работы творческого характера в условиях дифференцированного обучения математике в старших классах средней общеобразовательной школы.
В представленной работе проверяется следующая гипотеза исследования: если самостоятельная работа на этапе закрепления знаний учащихся будет включать не только алгоритмические задания по изученной теме, но и содержать вопросы и задания, направленные на развитие творческого мышления с учетом психологических особенностей каждого учащегося, то качество обучения математике будет высоким по сравнению с традиционным.
Введение…………………………………………………………………...
Глава 1. Самостоятельная работа как средство развития познавательной деятельности учащихся в обучении математике………………………………………………………………...
§1. Сущность понятия самостоятельная работа и ее виды……………..
§2. Самостоятельная работа как способ развития творческого мышления учащихся……………………………………………………...
§3. Дифференцированное обучение в старших классах………………..
Глава 2. Методика организации самостоятельной работы в старших классах в условиях дифференцированного обучения…………………………………………………………………...
§1. Система самостоятельных работ по математике старших классов, способствующая развитию творческого мышления учащихся……………………………………………………………….….
§2. Применение метода проектов как способа организации самостоятельной работы учащихся в условиях дистанционного обучения……………………………………………………………….…..
§3. Экспериментальная проверка метода проектов по теме «Геометрическая прогрессия»…………………………………………...
Заключение…………………………………………………………….….
Библиография……………………………………………………………..
а) 5;
б) 6;
в) 10.
7. Если q>0, геометрическая прогрессия будет
а) возрастающей;
б) убывающей;
в) ни той, ни другой.
8. В геометрической прогрессии найти q, если b2=3 и b4+b6=60;
а) 3 или –3;
б) 2 или – 2;
в) 2.
9. В геометрической прогрессии найти S5, если b3-b1=24 и b5-b1=624.
а) 781 или 521;
б) 784 или 413;
в) 521.
10. Арифметической или
геометрической является
1, 2, 2, 2, …
а) арифметической;
б) геометрической;
в) ни той, ни другой.
III. Комбинированные задачи.
1. Решите уравнение: 1+х+х+х+…+х =0.
2. Известно, что х1 и х2 – корни уравнения х²-3х+а=0, х3, х4 – корни уравнения х²-12х+b=0, причем числа х1, х2, х3, х4 составляют в указанном порядке геометрическую прогрессию. Найти а и b.
3. Бригада рабочих
могла выполнить всю работу
за 24 часа, если бы работали все
рабочие. Однако по плану в
первый час работал один
4. Решить уравнение 1+2х+4х²+…+(2х)ª+…=3,4 – 1,2х, если известно, что
|х| < 0,5.
5. Найти сумму корней уравнения:
sin³х+1
2cos²х+ctg²х=
sin²х
IV. Задачи на доказательство.
1. Доказать, что если
– последовательные члены
a1b1+a2b2+…+anbn = + d ,
где d – разность арифметической прогрессии, q - знаменатель геометрической прогрессии, q≠1.
2. Найти четыре числа,
первые три из которых
4. Доказать тождество:
2 n 2 n n-1 n+1
(1+х+х +…+х ) – х = (1+…+х )(1+х+…+х ).
5. Даны арифметическая и геометрическая прогрессии с положительными членами. Первые и вторые члены этих прогрессий совпадают. Доказать, что всякий другой член арифметической прогрессии не больше соответствующего члена геометрической прогрессии.
V. Задачи, предложенные на вступительных экзаменах.
1. Решить уравнение:
2х+1+х² - х³+…=13/6, где |х|<1.
2. Сократить дробь
х+ху²+ху+х²у+у
х+х³у+х²у²+ху³+у
3. Найти условия, при
которых квадраты трех
4. Три числа образуют
геометрическую прогрессию. Если
второе число увеличить на 2, то
прогрессия станет
5. Доказать, что сумма
первого, четвертого и
6. Числа a, b, c, d составляют геометрическую прогрессию. Найдите значение выражения (a-c)² + (b-c)²+ (b-d)² – (a-d)².
7. Найдите отношение
третьего члена убывающей
8. Сумма членов бесконечно
убывающей геометрической
9. Пусть а1,а2,а3 – арифметическая прогрессия с ненулевой разностью. Известно, что а1а2, а2а3, а3,а1 – геометрическая прогрессия. Найти ее знаменатель.
10. Сумма первых пяти
членов геометрической
VI. Итоговый контроль. Рейтинговая контрольная работа.
Задания |
Баллы |
9) Известно, что а1,…а5 – геометрическая прогрессия с положительными членами, а2а3 а4=1, а1=10000а5. Найти все члены этой прогрессии. 10) Числа x, y, z, t являются последовательными членами геометрической прогрессии. Известно, что xt=24, y³+z³ =288. Найти x+t. |
2
1
3
2
1
1
2
3
2
3 |
Максимальное количество баллов – 20. Перевод в пятибалльную систему осуществляется по схеме, приведенной в предыдущем параграфе.
§3. Экспериментальная проверка метода проектов по теме «Геометрическая прогрессия».
В целях определения
путей более эффективного применения
метода проектов как способа проведения
самостоятельной работы, направленной
на развитие творческого мышления,
нами был проведен педагогический эксперимент,
предназначенный для
Эксперимент проходил в два этапа.
На первом этапе проходил анализ организации самостоятельных работ в современных школах. На данном этапе был сделан вывод о том, что самостоятельные работы составляются учителями по следующему образцу. Работа состоит в основном из пяти заданий, где за каждое правильно выполненное задание учащийся получает один балл. Это говорит об однотипности предлагаемых заданий и, следовательно, об отсутствии дифференциации обучения. Самостоятельные работы включают в себя материал, пройденный на уроках и не содержащего ничего нового для учащихся. На выполнение самостоятельной проверочной работы отводится от 10 до 20 минут, в зависимости от количества заданий, представленных в работе, и 1 академический час для выполнения контрольной итоговой работы. Причем оба вида работ содержат, как правило, одинаковое количество заданий.
Проведенный анализ позволил сделать вывод о том, что самостоятельные работы в школе направлены на проверку знания учащимися основных формул и выполнения заданий по уже известному образцу – алгоритму. Причем учитель при составлении самостоятельных работ ориентируется только на проверку знаний конкретной темы и не связывает пройденный материал с ранее пройденными темами, что приводит к обрывочным знаниям и неумением решать комбинированные задания.
Для выявления уровня усвоения знаний по теме «Геометрическая прогрессия» учащимся 9 класса была предложена самостоятельная работа, содержащая по одному заданию из системы самостоятельных работ, представленной в первом параграфе данной главы.
Содержание работы:
1 вариант
1).Чему равна сумма
бесконечно убывающей
2 вариант
1). Найдите сумму 6 первых членов геометрической прогрессии, если b1=1, q =3.
2). Запишите признак геометрической прогрессии для отрицательных членов.
2).Запишите признак геометрической прогрессии для чередующихся членов.
3).Между числом 3 и неизвестным числом вставлено еще одно число так, что все три числа образуют арифметическую прогрессию. Если средний член уменьшить на 6, то получится геометрическая прогрессия. Найти неизвестное число.
3).Написать несколько
первых членов геометрической
прогрессии, у которой разность
между третьим и первым
4).Доказать, что три числа sinα/6, cosα, tgα составляют геометрическую прогрессию
4).Найти Sn=1+2а+3а²+4а³+…, а≠0.
только при α=±π/3+2kπ, где k=±1,±2,..
В эксперименте участвовало 28 человек. В результате было выявлено, что учащиеся 9-ых классов находятся на уровнях от нулевого до второго, так как они справились только с двумя первыми заданиями, а к решению 4-го задания никто не приступил.
Качественная оценка
результатов приведена в
Таблица 1.
№ |
Выполнили верно (%) |
Не приступили к решению (%) |
Замечания по выполнению задания |
1 |
93 |
0 |
Недостаточно сформировано понятие бесконечно убывающей геометрической прогрессии и ее суммы. |
2 |
89 |
7 |
Учащиеся недостаточно
владеют теоретическим |
3 |
7 |
43 |
У учащихся не сформированы основные и нестандартные приемы работы с геометрической прогрессией. |
4 |
0 |
100 |
Учащиеся не могут перенести свои знания на нестандартный случай, не умеют решать комбинированные задачи. |
На втором этапе была проведена работа с проектом, приведенным в параграфе 2 данной главы. Учащиеся получили задание, состоящее из следующих пунктов:
1).Известно, что х1 и х2 – корни уравнения х²-3х+а=0, х3, х4 – корни уравнения х²-12х+b=0, причем числа х1, х2, х3, х4 составляют в указанном порядке геометрическую прогрессию. Найти а и b. {2 балла}
2).Найти четыре числа, первые три из которых составляют арифметическую прогрессию, а последние три – геометрическую, если сумма крайних чисел равна 11, а сумма средних чисел равна 10.{3 балла}
.3).Сократить дробь
х+ху²+ху+х²у+у
х+х³у+х²у²+ху³+у {3 балла}
4).Пусть Sn – сумма первых n членов геометрической прогрессии. Доказать, что Sn(S3n-S2n)=(S2n-Sn)².{1 балл}
5).Сумма первых трех
членов убывающей
{1 балл}