Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2015 в 01:08, контрольная работа
Понятие обычно определяют как одну из основных форм мышления. Оно может выступать как специфический результат мышления и является обобщенным отражением класса предметов в их наиболее общих и существенных особенностях. Благодаря понятиям мышление приобретает характер обобщенного отражения действительности.
Мышление – это отражение действительности по средством языка.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Автор работы:
студент курса Юб-31
группы Юб-31
заочной формы обучения
Телегина Светлана Анатольевна
подпись_____________
Преподаватель:
к.ф.н., доцент
Плетнева М.А.
Подпись_____________
Курган 2014 г.
Понятие обычно определяют как одну из основных форм мышления. Оно может выступать как специфический результат мышления и является обобщенным отражением класса предметов в их наиболее общих и существенных особенностях. Благодаря понятиям мышление приобретает характер обобщенного отражения действительности.
Мышление –
это отражение
Признаки предмета – это не только то, в чем они сходны друг с другом, но и то чем они отличаются.
Признаки предмета
разделяются на существенные
и несущественные. Существенными
признаками предмета являются
те признаки, которые выражают
его внутреннюю природу, его сущность.
Несущественными признаками
Характеристика
понятия как формы познания, как
способа мыслительной
Понятие, как и всякая мысль, выражается в определенной знаковой форме. Такими формами в языке являются общие описательные имена. Обычно вместо них используют всякого рода сокращения. Понятия составляют смысл имен такого рода и в силу из функции – мысленного выделения предметов – связывают эти имена с теми объектами, которые они должны представлять как знаки языка в процессах коммуникации и мышления.
Понятие и слово неотделимы друг от друга в своем возникновении и функционировании не означает их абсолютного тождества, так как между ними есть следующие определенные различия.
Во-первых, не
всякое понятие выражается
Во-вторых, понятие
и слово не всегда однозначно
соответствуют друг другу, что
связано с существованием
Омонимы – это слова, совпадающие по звучанию, но относящиеся к различным понятиям.
К омонимам примыкают слова-паронимы. Паронимы – это близкие по звучанию однокоренные слова, имеющие разное значение или совпадающие в нем лишь частично.
Синонимы –
это слова, тождественные или
очень близкие по своему
В-третьих, в обыденной
речи к основному значению
понятий часто добавляются
Таким образом, понятие, находясь в неразрывном единстве со словом, не всегда однозначно с ним совпадает. Слово – форма выражения понятия, а понятие, в свою очередь, выражает смысловое содержание слова.
Любое понятие имеет содержание и объем.
Содержанием понятия является совокупность
характеризующих его предмет существенных
признаков, подразумевающихся в данном
понятии. Объем понятия составляет совокупность
или множество предметов, которое мыслится
в понятии. ( http://www.e-reading.link/
Например, содержанием понятия «преступление» является совокупность существенных признаков преступления: общественно опасный характер деяния, противоправность, виновность, наказуемость.
Совокупность предметов, которая мыслится в понятии, называется объемом понятия. Объем понятия «преступление» охватывает все преступления, поскольку они имеют общие существенные признаки.
Содержание и объем понятия тесно связаны друг с другом. Эта связь выражается в законе обратного отношения между объемом и содержанием понятия, который устанавливает, что увеличение содержания понятия ведет к образованию понятия с меньшим объемом, и наоборот.
Так, увеличивая содержание понятия «государство» путем прибавления нового признака -- «современный», мы переходим к понятию «современное государство», имеющему меньший объем. Увеличивая объем понятия «учебник по теории государства и права», переходим к понятию «учебник», имеющему меньшее содержание, так как оно не включает в себя признаки, характеризующие учебник по теории государства и права.
Подобные же отношения между объемом и содержанием имеют место в понятиях «преступление» и «хозяйственное преступление» (первое понятие шире по объему, но уже по содержанию), «генеральный прокурор» и «прокурор», где первое понятие уже по объему, но шире по содержанию.
Закон обратного отношения между объемом и содержанием понятия лежит в основе ряда логических операций, которые будут рассмотрены ниже.
Логика оперирует также понятиями «класс» («множество»), «подкласс» («подмножество множества») и «элемент класса».
Классом, или множеством, называется определенная совокупность предметов, имеющих некоторые общие признаки. Таковы, например, классы (множества) высших учебных заведений, студентов, юридических законов, преступлений и т. д. На основании изучения определенного класса предметов формируется понятие об этом классе. Так, на основе изучения класса (множества) юридических законов образуют понятие юридического закона.
Класс (множество) может включать в себя подкласс, или подмножество. Например, класс студентов включает в себя подкласс студентов юридических вузов, класс преступлений -- подкласс должностных преступлений.
Отношение между классом (множеством) и подклассом (подмножеством) выражается при помощи знака « »: А В. Это выражение читается следующим образом: А является подклассом В. Так, если А - следователи, а В -- юристы, то А будет подклассом класса В.
Классы (множества) состоят из элементов. Элемент класса - это предмет, входящий в данный класс. Так, элементами множества высших учебных заведений будут Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, Всесоюзный юридический заочный институт. Харьковский юридический институт и т. д.
Отношение элемента к классу выражается при помощи знака « »: АВ (А является элементом класса В).
Если, например, А -- юрист Иванов, а В - юристы, то А будет элементом класса В.
Различают универсальный класс, единичный класс и нулевой, или пустой, класс. (Войшвилло Е.К., Дегтярев М.Г. Логика – М.: Владос-Пресс, 2001)
Класс, состоящий из всех элементов исследуемой области, называется универсальным классом (например, класс планет Солнечной системы). Если класс состоит из одного-единственного элемента, то это будет единичный класс (например, планета Юпитер), наконец, класс, который не содержит ни одного элемента, называется нулевым (пустым) классом. Пустыми классами являются, например, вечный двигатель, бог, леший и др. Число элементов пустого класса равно нулю. (Войшвилло Е.К., Дегтярев М.Г. Логика – М.: Владос-Пресс, 2001)
В заключении можно сказать, что понятие является обобщенным отражением класса предметов в их наиболее общих и существенных особенностях, благодаря которым мышление приобретает характер обобщенного отражения действительности.
2.Определите, какие из перечисленных имен выражают общие, единичные, нулевые понятия.
Общие понятия:человек, побывавший на луне; опера И.П. Чайковского; планета.
Единичные понятия: естественный спутник Земли.
Нулевые понятия: самое большое действительное число.
3. Установите, являются ли умозаключения, превращениями.
А) так как все опята – съедобные грибы, то, значит, ни один опенок не является съедобным – общеутвердительное суждение с превращением в общеотрицательное;
Б) ни один человек не рождается преступником, следовательно, все люди рождаются непреступниками – общеотрицатнельное суждение с превращением в общеутвердительное;
В) некоторые психологи являются опытными специалистами. Значит, некоторые психологи являются неопытными специалистами – частноутвердительное суждение с превращением в частноотрицательное.
4.Опираясь на закон
А) На марсе есть жизнь. На Марсе жизни нет. – не могут быть одновременно истинными;
Б) Некоторые студенты нашей группы подготовились к зачету по логике. Некоторые студенты нашей группы не подготовились к зачету по логике – оба суждения истинны;
В) Обвиняемый вправе в любой момент производства по делу отказаться от защитника. Некоторые обвиняемые не вправе отказаться от защитника – могут быть одновременно истинными.
Список литературы:
Информация о работе Понятие как форма мышления. Содержание и объем