Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 12:12, шпаргалка
Работа содержит ответы на 28 вопросов по дисциплине "Логика".
Какую роль играет формализация в научном познании вообще и в логике в особенности?
1). Формализация
дает возможность
Формализация
приобретает особую роль при анализе
доказательств. Представление доказательства
в виде последовательности формул,
получаемых из исходных с помощью
точно указанных правил преобразования,
придает ему необходимую
3).Формализация,
основанная на построении
Следовательно, формализация предполагает содержательный логический анализ тех способов рассуждения, посредством которых получаются одни утверждения из других, но сами утверждения, представляющие по своей структуре суждения, в свою очередь состоят из понятий. Поэтому мы начнем изучение логики с анализа понятий.
Необходимая связь мышления и языка, при которой язык выступает материальной оболочкой мыслей, означает, что выявление логических структур возможно лишь путем анализа языковых выражений. Подобно тому, как к ядру ореха можно добраться лишь вскрыв его скорлупу, так и логические формы могут быть выявлены лишь, путем анализа языка.
В целях овладения логико-языковым анализом рассмотрим кратко структуру и функции языка, соотношение логических и грамматических категорий, а также принципы построения особого языка логики.
Язык — это знаковая информационная система, выполняющая функцию формирования, хранения и передачи информации в процессе познания действительности и общения между людьми. Основным строительным материалом при конструировании языка выступают используемые в нем знаки. Знак — это любой чувственно воспринимаемый (зрительно, на слух или иным способом) предмет, выступающий представителем другого предмета. Среди различных знаков выделим два вида: знаки-образы и знаки-символы. Знаки-образы имеют определенное сходство с обозначаемыми предметами. Примеры таких знаков: копии документов; дактилоскопические отпечатки пальцев; фотоснимки; некоторые дорожные знаки с изображением детей, пешеходов и других объектов. Знаки-символы не имеют сходства с обозначаемыми предметами. Например: нотные знаки; знаки азбуки Морзе; буквы в алфавитах национальных языков. Множество исходных знаков языка составляет его алфавит. Комплексное изучение языка осуществляется общей теорией знаковых систем — семиотикой, которая анализирует язык в трех аспектах: синтаксическом, семантическом и прагматическом. Синтаксис — это раздел семиотики, изучающий структуру языка: способы образования, преобразования и связи между знаками. Семантика занимается проблемой интерпретации, т.е. анализом отношений между знаками и обозначаемыми объектами. Прагматика анализирует коммуникативную функцию языка — эмоциональные, психологические, эстетические, экономические и другие отношения носителя языка к самому языку. По происхождению языки бывают естественные и искусственные. Естественные языки — это исторически сложившиеся в обществе звуковые (речь), а затем и графические (письмо) информационные знаковые системы. Они возникли для закрепления и передачи накопленной информации в процессе общения между людьми. Естественные языки выступают носителями многовековой культуры народов. Они отличаются богатыми выразительными возможностями и универсальным охватом самых различных областей жизни. Искусственные языки — это вспомогательные знаковые системы, создаваемые на базе естественных языков для точной и экономной передачи научной и другой информации. Они конструируются с помощью естественного языка или ранее построенного искусственного языка. Язык, выступающий средством построения или изучения другого языка, называют метаязыком, основной — языком-объектом. Метаязык, как правило, обладает более богатыми по сравнению с языком-объектом выразительными возможностями. Искусственные языки различной степени строгости широко используются в современной науке и технике: химии, математике, теоретической физике, вычислительной технике, кибернетике, связи, стенографии. Особую группу составляют смешанные языки, базой в которых выступает естественный (национальный) язык, дополняемый символикой и условными обозначениями, относящимися к конкретной предметной области. К этой группе можно отнести язык, условно называемый «юридическим языком», или «языком права». Он строится на базе естественного (в нашем случае русского) языка, а также включает множество правовых понятий и дефиниций, правовых презумпций и допущений, правил доказательства и опровержения. Исходной клеточкой этого языка выступают нормы права, объединяемые в сложные нормативно-правовые системы. Искусственные языки успешно используются и логикой для точного теоретического и практического анализа мыслительных структур. Один из таких языков — язык логики высказываний. Он применяется в логической системе, называемой исчислением высказываний, которая анализирует рассуждения, опираясь на истинностные характеристики логических связок и отвлекаясь от внутренней структуры суждений. Принципы построения этого языка будут изложены в главе о дедуктивных умозаключениях. Второй язык — это язык логики предикатов. Он применяется в логической системе, называемой исчислением предикатов, которая при анализе рассуждений учитывает не только истинностные характеристики логических связок, но и внутреннюю структуру суждений. Рассмотрим кратко состав и структуру этого языка, отдельные элементы которого будут использованы в процессе содержательного изложения курса. Предназначенный для логического анализа рассуждений, язык логики предикатов структурно отражает и точно следует за смысловыми характеристиками естественного языка. Основной смысловой (семантической) категорией языка логики предикатов является понятие имени. Имя — это имеющее определенный смысл языковое выражение в виде отдельного слова или словосочетания, обозначающее или именующее какой-либо внеязыковой объект. Имя как языковая категория имеет таким образом две обязательные характеристики или значения: предметное значение и смысловое значение. Предметное значение (денотат) имени — это один или множество каких-либо объектов, которые этим именем обозначаются. Например, денотатом имени «дом» в русском языке будет все многообразие сооружений, которые этим именем обозначаются: деревянные, кирпичные, каменные; одноэтажные и многоэтажные и т.д. Смысловое значение (смысл, или концепт) имени — это информация о предметах, т.е. присущие им свойства, с помощью которых выделяют множество предметов. В приведенном примере смыслом слова «дом» будут следующие характеристики любого дома: 1) это сооружение (здание), 2) построено человеком, 3) предназначено для жилья. Отношение между именем, смыслом и денотатом (объектом) можно представить следующей семантической схемой:
Это значит, что имя денотирует, т.е.
обозначает объекты только через
смысл, а не непосредственно. Языковое
выражение, не имеющее смысла, не может
быть именем, поскольку оно не осмысленно,
а значит и не опредмечено, т.е. не имеет
денотата. Типы имен языка логики предикатов,
определяемые спецификой объектов именования
и представляющие собою его основные семантические
категории, это имена: 1) предметов, 2) признаков
и 3) предложений. Имена предметов обозначают
единичные предметы, явления, события
иди их множества. Объектом исследования
в этом случае могут быть как материальные
(самолет, молния, сосна), так и идеальные
(воля, правоспособность, мечта) предметы.
По составу различают имена простые, которые
не включают других имен (государство),
и сложные, включающие другие имена (спутник
Земли). По денотату имена бывают единичные
и общие. Единичное имя обозначает один
объект и бывает представлено в языке
именем собственным (Аристотель) или дается
описательно (самая большая река в Европе).
Общее имя обозначает множество, состоящее
более чем из одного объекта; в языке оно
бывает представлено нарицательным именем
(закон) либо дается описательно (большой
деревянный дом). Имена признаков — качеств,
свойств или отношений — называются предикаторами.
В предложении они обычно выполняют роль
сказуемого (например, «быть синим», «бегать»,
«дарить», «любить» и т.д.). Число имен предметов,
к которым относится предикатор, называется
его местностью. Предикаторы, выражающие
свойства, присущие отдельным предметам,
называются одноместными (например, «небо
синее»). Предикаторы, выражающие отношения
между двумя и более предметами, называются
многоместными. Например, предикатор «любить»
относится к двухместным («Мария любит
Петра»), а предикатор «дарить» — к трехместным
(«Отец дарит книгу сыну»). Предложения
— это имена для выражений языка, в которых
нечто утверждается или отрицается. По
своему логическому значению они выражают
истину либо ложь. Алфавит языка логики
предикатов включает следующие виды знаков
(символов): 1) а, b, с,... — символы для единичных
(собственных или описательных) имен предметов;
их называют предметными постоянными,
или константами; 2) х, y, z, ... — символы общих
имен предметов, принимающие значения
в той или другой области; их называют
предметными переменными; 3) Р1,Q1, R1,... —
символы для предикатов, индексы над которыми
выражают их местность; их называют предикатными
переменными; 4) р, q, r, ... — символы для высказываний,
которые называют высказывательными,
или пропозициональными переменными (от
латинского рropositio — «высказывание»);
5)
— символы для количественной характеристики
высказываний; их называю
т кванторами:
— квантор общности; он символизирует
выражения — все, каждый, всякий, всегда
и т.п.;
— квантор существования; он символизирует
выражения — некоторый, иногда, бывает,
встречается, существует и т.п.; 6) логические
связки:
— конъюнкция (союз «и»);
— дизъюнкция (союз «или»);
— импликация (союз «если..., то...»);
— эквиваленция, или двойная импликация (союз «если и только если..., то...»);
┐— отрицание («неверно, что...»).
Технические знаки языка: (,) — левая и правая скобки.
Других знаков данный алфавит не включает. Допустимые, т.е. имеющие смысл в языке логики предикатов выражения называются правильно построенными формулами —ППФ. Понятие ППФ вводится следующими определениями:
1. Всякая пропозициональная переменная — р, q , r, ... есть ППФ.
2. Всякая предикатная
переменная, взятая с последовательностью
предметных переменных или
3. Для всякой формулы с предметными переменными, в которой любая из переменных связывается квантором, выражения хА (х) и хА(х) также будут ППФ.
4. Если А и В — формулы (А и В — знаки метаязыка для выражения схем формул), то выражения:
А В,
А В,
А В,
А В,
┐А, ┐В
также являются формулами.
5. Любые иные выражения, помимо предусмотренных в п. 1—4,
не являются ППФ данного языка.
8.
Понятие как форма мышления. Понятие является одной из форм абстрактного мышления. Конкретные предметы и их свойства отражаются с помощью форм чувственного познания — ощущений, восприятий, представлений. Например, в данном апельсине мы ощущаем его свойства — круглый, оранжевый, сладкий, ароматный. Совокупность этих и других свойств дает восприятие (конкретный образ единичного предмета) данного апельсина, при этом мы отражаем как его существенные свойства, так и несущественные. В понятии же отражаются лишь существенные признаки предметов. Признаки — это то, в чем предметы сходны друг с другом или отличны друг от друга. Свойства и отношения являются признаками. Предметы могут быть тождественными по своим свойствам (например, сахар и мед сладкие), но могут и отличаться по своим свойствам (мед сладкий, а полынь горькая). Признаки бывают существенные и несущественные. В понятии отражается совокупность существенных признаков, т. е. таких, каждый из которых, взятый отдельно, необходим, а все вместе взятые достаточны, чтобы с их помощью можно было отличить (выделить) данный предмет от всех остальных и обобщить однородные предметы в класс. Понятие — форма мышления, в которой отражаются существенные признаки одноэлементного класса или класса однородных предметов. Языковыми формами выражения понятий являются слова или словосочетания (группы слов). Например, «книга», «лес», «гоночная спортивная машина», «спортсмен-перворазрядник». Существуют слова-омонимы, имеющие различное значение, выражающие различные понятия, но одинаково звучащие (например, понятие «мир» как объективная реальность и «мир» как отсутствие войны; слово «коса» имеет три различных значения и т. д.). Существуют слова-синонимы, имеющие одинаковое значение, т. е. выражающие одно и то же понятие, но различно звучащие (например, око — глаз, враг — недруг, хворь — болезнь и т. д.). Основными логическими приемами формирования понятий являются анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение. Понятие формируется на основе обобщения существенных признаков (т. е. свойств и отношений), присущих ряду однородных предметов. Для выделения существенных признаков необходимо абстрагироваться (отвлечься) от несущественных, которых в любом предмете очень много. Этому служит сравнение, сопоставление предметов. Для выделения ряда признаков требуется произвести анализ, т. е. мысленно расчленить целый предмет на его составные части, элементы, стороны, отдельные признаки, а затем осуществить обратную операцию —синтез (мысленное объединение) частей предмета, отдельных признаков, притом признаков существенных, в единое целое. Мысленному анализу как приему, используемому при образовании понятий, часто предшествует анализ практический, т. е. разложение, расчленение предмета на его составные части. Мысленному синтезу предшествует практический сбор частей предмета в единое целое, с учетом правильного взаимного расположения частей при сборке. Анализ — мысленное расчленение предметов на их составные части, мысленное выделение в них признаков. Синтез — мысленное соединение в единое целое частей предмета или его признаков, полученных в процессе анализа. Сравнение — мысленное установление сходства или различия предметов по существенным или несущественным признакам. Абстрагирование — мысленное выделение одних признаков предмета и отвлечение от других. Часто задача состоит в выделении существенных признаков предметов и в отвлечении от несущественных, второстепенных. Обобщение — мысленное объединение отдельных предметов в некотором понятии. Перечисленные выше логические приемы используются при формировании новых понятий, как в научной деятельности, так и при овладении знаниями в процессе обучения. Содержание и объем понятия. Всякое понятие имеет содержание и объем. Содержанием понятия называется совокупность существенных признаков одноэлементного класса или класса однородных предметов, отраженных в этом понятии. Содержанием понятия «ромб» является совокупность двух существенных признаков: «быть параллелограммом» и «иметь равные стороны». Объемом понятия называют класс обобщаемых в нем предметов. Объективно, т. е. вне сознания человека, существуют различные предметы, например животные. Под объемом понятия «животное» подразумевается множество всех животных, которые существуют сейчас, существовали ранее и будут существовать в будущем. Класс (или множество) состоит из отдельных объектов, которые называются его элементами. В зависимости от их числа множества делятся на конечные и бесконечные. Например, множество планет Солнечной системы конечно, а множество натуральных чисел бесконечно. Множество (класс) А называется подмножеством (подклассом) множества (класса) В, если каждый элемент А является элементом В. Такое отношение между подмножеством А и множеством В называется отношением включения класса А в класс В и записывается так: Это отношение вида и рода (например, класс «ель» входит в класс «дерево»). Отношение принадлежности элемента а классу А записывается так: (например, а — «Байкал» и А — «озеро»). Классы А и В являются тождественными (совпадающими), если и , что записывается как Закон обратного отношения между объемами ж содержаниями понятий. В этом законе речь идет о понятиях, находящихся в родовидовых отношениях. Объем одного понятия может входить в объем другого понятия и составлять при этом лишь его часть. Например, объем понятия «моторная лодка» целиком входит в объем другого, более широкого по объему понятия «лодка» (составляет часть объема понятия «лодка»). При этом содержание первого понятия оказывается шире, богаче (содержит больше признаков), чем содержание второго. На основе обобщения такого рода примеров можно сформулировать следующий закон: чем шире объем у первого из двух понятий, тем уже его (первого понятия) содержание, и наоборот. Этот закон называется законом обратного отношения между объемами и содержаниями понятий. Он указывает на то, что чем меньше информация о предметах, заключенная в понятии, тем шире класс предметов и неопределеннее его состав (например, «растение»), и наоборот, чем больше информация в понятии (например, «съедобное растение» или «съедобное злаковое растение»), тем уже и определеннее круг предметов.
9.
Закон
обратного отношения между объё
Пример расширения объёма понятия с одновременным уменьшением содержания
МГУ → Государственный университет → Университет → ВУ
Закон применим только при вхождении объёма одного понятия в объём другого, например: «животное» — «собака». Закон не работает для несовпадающих понятий, например: «книга» — «кукла».
Уменьшение объёма понятия с добавлением новых признаков наступает не всегда, а только когда признак свойственен части объёма исходного понятия
10.
Обобщить понятие
– значит перейти от понятия с
меньшим объемом, но с большим
содержанием к понятию с