Шпаргалка по "Логике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 22:09, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Логике".

Файлы: 1 файл

Шпоры по Логике.doc

— 688.50 Кб (Скачать файл)

Если хотите сделать  ответы виде шпор – выделите всё, и  нажмите на кнопку в виде двух колонок  на  стандартном меню, выберете сколько  вам нужно колонок и потом  установите размер колонок путём  перетаскивания бегунков на линейки. И  ещё если будешь их вырезать, постарайся сделать так, чтобы вопрос оказывался на одном листе (полоски листа, шпоре), что бы тебе не приходилось искать билет по частям.

 

Шпоры печатались к экзамену. Если что, не ругайте очень сильно, но есть вроде всё.

 

В шпоре есть всё, по чём  могут задать дополнительные вопросы, так что при печати шпор можно выкинуть всё, что написано мелким курсивом, за исключением самых главных определений.

 

 

1. Понятие о формах и законах мышления.

Логика- науа о мышление, где мышление рассматривается как  средство познания (не в физиологическом, психологическом или каком-либо другом смысле).

Мышление- это процесс активного опосредованного отражения действительности в обобщённых образах, неразрывно связанный с языком.

1.) абстрагирование от  единичного,

2.) на основе имеющихся знаний,

3.) выраж. в сл. и  предлож, 

4.) нужно чел. и он  стремится к примен. мышления.

Форма мышления- спрособ связи элементов мысли, её строение, благодаря кот. содержание существует и отражает действительность.

Поняие-ф.м., отраж. предметы в их существ. признаках, опред. связь существ. признаков предмета, абстрагирующая его от массива др. предметов, необлад. такими признаками. (S). Признак- то, в чём придметы сходны или отличны.

Суждение- ф.м., в кот. утвержд. или отр. связь межджу предметом и его признаком, отнош. между предметами, или факт существ. предм., (S-P), субьет-предмет, и предикат-признак, связь выраж. посредством утв. или отр. свойства предм. или предмета, с. может быть либо ист. либо ложным. Повествоват. предлож.. «Иванов- сотрудник милиции».

Умозаключени- ф.м., посредством кот. из одного или нескольких сужд. выводится новое. Сост. из посылок, заключения и вывода (лог. переход от посылок. к зак.). Необход. связь по содерж. между сужд.

В жизни не сущ. формы  без содерж., но нам часто не интерестно содержание, т.к. важно изучить общие приёмы и способы лог. мышления и уже потом применять их к конкрет. содержанею.

Мышление чел. подченено лог. законам, но их некто не устанавливал, они первоначальны, естественны, качеств. опред., взаимообусловленны, существуют. независ. от воли людей, их нельзя умолить или незаметить.

Для уяснения данного  вопроса неодход. уяснить, что мысль яв. ист., если она соотв. действит., не соотв.-ложна; но если не соблюдается лог. правильность рассуждений, то лож. вывод может быть получен из верных мыслей.

Зак. мышления или лог. зак- это необход. существ. связь мыслей в проц. рассуждения.

Закон тождества- всякая мысль в процессе рассуждения должна быть тождественна сама себе, т.е. не льзя отождествлять различные мысли (подмена понятий) и тождеств. мысли пренемать за нетождеств.. p→p.

Закон не противоречия- дваа несовместимых дрег с другом суждения не могут быть одновременно истинными, хотя бы одно из них ложно. не(p и не p), не p- любое высказывание, искл. p. Зак. действ. в отнош. всех несовместных сужд..

Закон искл. третьего- два протимворечащих сужд. не могут бытть одновременно ложными, одно из них необходимо истинно. a есть либо b, либо не b.

Закон достаточного основания- всякая мысль признаётся ист., если она имеет достаточное основание. Аргументация утверждения. a→b.

 

2. Логика как наука, её значение для юридической деятельности.

Логика- наука о мышление, где мышление рассматривается как средство познания (не в физиологическом, психологическом или каком-либо другом смысле).

Мышление- это процесс активного опосредованного отражения действительности в обобщённых образах, неразрывно связанный с языком.

1.) абстрагирование от  единичного, 2.) на основе имеющихся знаний,

3.) выраж. в сл. и  предлож, 4.) нужно чел. и он стремится к примен. мышления.

Никто не будет спорить, что навыки правильного мышления помогают человеку улутьшить чсвою жизнь.

Предметом логики яв. законы и формы, приёмы и опирации мышления, с помощью укот. чел. познаёт окруж. мир.

Логика ка наука возникла юолее 2300 лет назад. Её оснвоателем считают Аристотеля (дидукт.) и его труд «Органон». Он разработал теорию понятий и суждений, учение о силогизме. Логику развивали античные стоики, Средние века- схолистика, Ф.Бэккон (индукт.), Новое время- Декат, Лейбниц, Ломоносов, Радищев, Гегель.

В жизни не сущ. формы  без содерж., но нам часто не интерестно содержание, т.к. важно изучить общие  приёмы и способы лог. мышления и  уже потом применять их к конкрет. содержанею.

Гегель говарил: «Логика  учит мыслить, также как физиология учит переваривать», но оно несовсем точно и верно, так как правильное мышление мало зависит от физиологии, человек не раждается со всем багожом знаний, с логическим мышлением, он приобритает его в процессе развития, познавая мир, и курс логики нам в этом, надеюсь помог. Действительно, многие люди мыслят правильно, но изучать логику в ВУЗе просто неободимо, т.к. это повышает навыки этого самого правильного, логичного мышления, логика позволяет нам исправить потенциальные ошибки в рассуждениях   

Задача логики- научить человека сознательно применать законы и формымышления, на основе этого логичнее мыслить, правильно познавать мир. Логикка повышает культуру мышления, вырабатывает новые навыки.

Знание логических законов, умение применять их на деле, навыки последовательных рассуждений и аргументации для юриста- необходимые для успешной раброты качества. Примером может послужить Шерлок Холс с его дидуктивным методом, многочисленная плеяда русских юристов, блещющих пламенными, хорошо аргументироваными речами, но это и рядовые труженники прокуратуры, организующие свои следственные будни в соответствие и с лог. зак., их способность построить следственную версию, раскрыть уловки приступника. Не надо забывать, что деятельность юристов связанна не редко с судьбами людей, их жизнями, и логическая ошибка может дорого стоить. В этой профессие требуется особая точность мышления.

 

3. Понятие как форма мышления.

Форма мышления- спрособ связи элементов мысли, её строение, благодаря кот. содержание существует и отражает действительность.

Поняие-ф.м., отраж. предметы в их существ. признаках, опред. связь существ. признаков предмета, абстрагирующая его от массива др. предметов, необлад. такими признаками. (S). Одна из основных форм науч. познания

Признак- то, в чём придметы сходны или отличны, любые свойства,черты, состояния, кот. так или иначе характеризуют предмет, выделяют его, помогают распознать, идентефицировать. Признак- это отсутств. или наличие свойства. Есть признаки еденичные (присущ. одному предм.), принадлеж. группе предм. и яв. общими. для опред. класса предм.. Сущнственные и несущественные- не выраж. сущности предм..

Отраж. сущность предмета, понят. не содерж. богатства индивид. признаков, сдесь оно беднее форм чувственного восприятия, но оно глубже позваляет проникнуть в деёствительность, сущность предмета, что бывает гораздо важней. Всему своё место.

Понятие отл. от форм чувств. познания, у них часто нет образов  или опред. свойств, оно лишено наглядности. «Здание»- в нём отраж. необход. признаки всех строений. Понятию свойственна абстрактная форма.

Для образования понятий  можно применить приёмы: сравнения, анализа (разчлинение), синтеза (соед. в единое целое), абстрагирования (от несуществ., выделение), обобщения (обьеденение). Т.о. уст. сходства и различия предметов.

Единство понят. и слова, но не совпадение, некотор. понят. выраж. словосочет., есть сл., обознач несколько понятий- омонимы- одинак., омофомы- пишутся по разному, синонимы- одно и тоже понят. разными словами.

 

4. Содержание и обьём понятий, логические опирации, обобщеине и ограничение понятий.

Поняие-ф.м., отраж. предметы в их существ. признаках, опред. связь существ. признаков предмета, абстрагирующая его от массива др. предметов, необлад. такими признаками. (S). Одна из основных форм науч. познания

Содержанием понятия наз. совокупность существ. признаков предмета, кот. мыслится в данном понятие. «Преступление»- обществ. опасн. характ., протовоправность, виновность, наказуемость и др..

Обьёмом понятия множество предметов, кот. мыслится в понятие.

Класс (множество)- преступление, подкласс (подмножество, AСB)- экономич. прест. Элементы класса (A€B)- это, предметы, вход. в класс.

Универс. класс- сост. из всех эл. исслед. обл., единич. класс- кл. из 1 эл., нулевой (пустым) кл.- без эл..

Содержание и обьём понят. тестно связ друг с другом. Закон обратного отношения между обьёмом и содерж. понятия. Увеличение содерж. понят. уменьшает обьём получившегося понятия и наоборот. «Государство»- «свременное гос.»- обьём сокр., содер. увеличивается, становится шире и богаче, информации о предмете больше . «ВУЗ»-«Учеб. завед.»- V увеличивается, но содержание понятие, колич. информ., отлич. признаков, свойств и черт уменьшается, понятие становится более широким, массив предметов, входящих в него увеличивается. Этот зак. лежит в основе лог. операций над понятиями.

Лог. опер. над понятиями наз. действие над этой формой мышления, в некоторой степени измен. её, с целью достижения какой-либо цели, результата.

Обобщение понятия- переход от понят. с меньшим V, но большим содерж. к понят. с большим V, но меньшим содерж. «Эк. прест.»- «Прест.», искл. видовых и индивид. признаков. Обобщить можно максимум до категории науки (материя, сознание, движение, свойство, отношение). Не имеют родового понятия.

Огранечение понятия- переход от понят с большим V, но меньшим содерж., к понят. с меньшим V, но большим содерж.. «Пест.»-«Эк. прест.». До еденичного понятия.

Изменение V ведёт к измен. содерж.. Уточнение и обобщение.

 

5. Закон обратнрого отношения между содержанием и обьёмом понятия.

Поняие-ф.м., отраж. предметы в их существ. признаках, опред. связь существ. признаков предмета, абстрагирующая его от массива др. предметов, необлад. такими признаками. (S). Одна из основных форм науч. познания

Содержанием понятия наз. совокупность существ. признаков предмета, кот. мыслится в данном понятие. «Преступление»- обществ. опасн. характ., протовоправность, виновность, наказуемость и др..

Обьёмом понятия множество предметов, кот. мыслится в понятие.

Содержание и обьём  понят. тестно связ друг с другом. Закон обратного отношения между обьёмом и содерж. понятия. Увеличение содерж. понят. уменьшает обьём получившегося понятия и наоборот. «Государство»- «свременное гос.»- обьём сокр., содер. увеличивается, становится шире и богаче, информации о предмете больше. «ВУЗ»-«Учеб. завед.»- V увеличивается, но содержание понятие, колич. информ., отлич. признаков, свойств и черт уменьшается, понятие становится более широким, массив предметов, входящих в него увеличивается. Этот зак. лежит в основе лог. операций.

 

6. Виды понятий.

Поняие-ф.м., отраж. предметы в их существ. признаках, опред. связь существ. признаков предмета, абстрагирующая его от массива др. предметов, необлад. такими признаками. (S). Одна из основных форм науч. познания

Понятия принято делить на следующие виды:

1.) еденичные и общие- в завис. мыслится в них один эл.-Москва, РФ, Л.Н.Толстой, или множеситво эл.-Столица, Федерация, писатель,

а.) е. и о. понят. могут  быть регистр.-поддоются учёту- Планета Солнич. сист., и нерегистр.- неподдаются-человек (всех не сосчитаешь, мыслятся все люди прош., наст., будущего), указ.

Общие бывают ещё уневерсальными (все предметы данной обл. знаний- числа), пустые- с нулевым V, пустое множество, кот. нет в природе- баба яга, вечный двигатель.

2.) собират.- понят., в кот. мыслятся признаки некотор. совокуп. эл., состав. единое целое, эти признаки пренадлеж. единому целому, но не каждому эл. массива по отдельности- полк, коллекив, и несобират.- понят, в кот. мыслятся признаки относ. к каждому его эл.-звезда, гос.. (собират. понят. могут быть общими-коллектив, полк, созвездие, и еденичными- коллекрив, наш. инст, 12- танковый полк, созвезд. больш. медвед.)

а.) в проц. рассуждения общ. понят. могут употреб в раздел.- если высказ. относ. к каждому эл. класса (студенты 1 курса изуч. лог.), или собират. смысле- ко всем эл. класса, взятым в единстве, не относ. к каждому эл. в отдельонсти (студ. 1 курса провели науч. конфир, всё в целом, а не пооддельности)

3.) в зависимости от того, что отраж. конкрет.- понят, в кот. мыслится предмет или совокуп. пердм. как нечто самостаят. существ. (кника, свидетель, гос.), и абстракт.- поняит, в кот. мыслится признак предмета или отнош. между предметами (белизна, смелость, ответственность). Общ. понят могут быть и конкр.-посредник, и абстракт- посредничество, еденич.- ООН (конкр.), мужество капит. Гастелло (абстракт.)

4.) в зависимрости от того, сост. ли их содержание свойства, присущие предмету или отсутствующие у него: положительные- содерж. кот. сост. свойства (грамотный, порядок, невинный, безделушка), и отрец.- указ. на отсутствие у предмета опред. свойств. (неграмонтый, безпорядок, не, без, аморальный, темнота, трезвый). Все без отр., за искл. некотор., положительные.

5.) в зависимости мыслется ли в них предметы, сущ. раздельно, либо в отношение с другими предметами: безотнос.- понят, отраж. предметы, сущ. раздельно и соотнос.- содержат признаки, указ. на отнош. понят. к другому предмету (родители, дети, подчинённый, часть, причина, брат.

Понятия можно классифицировать по V- 1.), и по содержанею- все оствльные. Пустые понятия не подлежат дальнейшему разбору, навернрое. Будте внимательны и осторожны в этом вопросе!!!

 

7. Виды отношений между понятипями.

Поняие-ф.м., отраж. предметы в их существ. признаках, опред. связь существ. признаков предмета, абстрагирующая его от массива др. предметов, необлад. такими признаками. (S). Одна из основных форм науч. познания

Рассматривая отнош. между понят., следует различать поянт. сравнимые- понят., имеющие некотор. признаки, позвол. сравнивать эти понят.- газеты и журналы, и несравнимые- не имеющие таких общих признаков и неподлеж. сравнению- пение и уголь.

Сравннимые делятся на совместимые- понят., V кот. полностью или частично совподают, и несовместимые- понят., V не совпад ни полнсотью ни частично.

Совместные существуют в трёх видах:

1.) равнообьёмность- в этом отнош. наход. понят, в кот мыслится один и тот же предмет, V полностью совпадают, хотя содержание различно (квадрат и паралеллограмм с равными сторонами.)

2.) пересичение- V одного понят частично входит в V другого понятия, содержние различно, (преподаватели и юристы, не все юристы преподаватели и не все преподаватели юристы, но есть ю.-п.)

3.) подчинение- Vодного понят. полностью входит в V другого, (учащийся и студент, подчиняющие- род, и подченённое- вид, впоть до индивида- мельчайшего еденич. понят., а все придыдущ. общие)

Информация о работе Шпаргалка по "Логике"