Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 22:47, реферат
Как самостоятельная наука, логика сложилась более двух тысяч лет назад, в VI в. до н. э. В Древней Греции и Индии. Основателем науки логики по праву считается величайший мыслитель древности, ученик Платона - является древнегреческий философ Аристотель (348-322 гг. до н. э.). Слово “логика” происходит от древнегреческого “logos - логос”, которое переводится как “понятие”, “разум”, “рассуждение”. В настоящее время оно употребляется в следующих основных значениях.
Введение…………………………………………………….…………………..3
Определение понятия………………………………………..…………………5
Признаки предметов и их виды………………………….……………………6
Соотношение понятия и слова………………………….…….………………10
Виды понятий…………………………………………………………………..12
Заключение……………………………………………………..………………15
Библиографический список………………………………………..………….16
МОСКОВСКИЙ БАНКОВСКИЙ ИНСТИТУТ
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «БАКАЛАВР ЭКОНОМИКИ»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «ЛОГИКА»
на тему: «СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЯ И СЛОВА».
Выполнила студентка 3 курса
Группы 11 БЭЗ/24 - 2
Проверил преполдаватель
ФИО
Москва 2012г.
Содержание
Введение…………………………………………………….…
Определение понятия………………………………………..………………
Признаки предметов и их виды………………………….……………………6
Соотношение понятия и слова………………………….…….…
Виды понятий………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Библиографический список………………………………………..………….16
ВВЕДЕНИЕ
Как самостоятельная наука, логика сложилась более двух тысяч лет назад, в VI в. до н. э. В Древней Греции и Индии. Основателем науки логики по праву считается величайший мыслитель древности, ученик Платона - является древнегреческий философ Аристотель (348-322 гг. до н. э.)
Слово “логика” происходит от древнегреческого “logos - логос”, которое переводится как “понятие”, “разум”, “рассуждение”. В настоящее время оно употребляется в следующих основных значениях.
Во-первых, этим словом обозначают закономерности в изменении и развитии вещей и явлений объективного мира. Их называют объективной логикой.
Во-вторых, словом “логика” обозначают особые закономерности в связях и развитии мыслей. Эти закономерности называют субъективной логикой.
Слово “логика” употребляют и в третьем значении. Логикой называют науку о закономерностях в связях и развитии мыслей.
Итак, логика - это наука о мышлении. Но в отличие от других наук, изучающих мышление человека, например психологии, логика, изучает мышление как средство познания; ее предметом являются законы и формы, приемы и операции мышления, с помощью которых человек познаёт окружающий его мир.
Логика, изучающая познающее мышление и применяемая как средство познания, возникла и развивалась как философская наука и в настоящее время представляет собой сложную систему знаний, включающую две относительные науки: логику формальную и логику диалектическую.
Формальная логика - это наука о формах мышления, о формально-логических законах и других связях и отношениях между мыслями по их логическим формам.
Мышление человека подчиняется логическим законам и протекает в логических формах независимо от науки логики. Люди мыслят логично, не зная её правил, подобно тому, как они правильно говорят, не зная правил грамматики.
Что касается логики, то её задача заключается в том, что бы научить человека сознательно применять законы и формы мышления и на основе этого логичнее мыслить и, следовательно, правильнее познавать мир.
Знание логики повышает культуру мышления, вырабатывает навык мыслить более “грамотно”, развивает критическое отношение к своим и чужим мыслям.
Основными формами мышления являются понятие, суждение и умозаключение. В своей работе я попытаюсь, как можно подробнее рассмотреть одну из форм мышления - понятие (его виды, содержание и объём, отношение между понятиями и логические операции с понятиями).
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ
Понятие - это мысль, в которой обобщены в класс и выделены из некоторого множества предметы по системе признаков, общей только для этих выделенных предметов. (Слово «предмет» употребляется здесь в самом широком смысле.) Например, понятие «четырехугольник с равными сторонами и углами» выделяет множество квадратов из области четырехугольников на основе признака «иметь равные стороны и равные углы».
Понятие (наряду с суждением и научной теорией) - одна из основных форм отражения мира на рациональной, логической ступени познания. Понятия представляют собой идеальные сущности, продукты мыслительной деятельности человека, их функция состоит в мысленном объединении разнородных объектов в единый класс и реализуется за счет выделения признака, присущего каждому из обобщаемых в понятии объектов и не присущего никакому другому объекту исходной предметной области, которая называется универсумом или родом понятия.
Языковой формой выражения понятий являются общие описательные имена. Неописательные имена не всегда выражают понятия, а лишь в тех случаях, когда они введены в качестве сокращений для общих описательных имен. Поэтому неописательные имена можно считать знаками понятий лишь в тех случаях, когда известно, какой это смысл. Иначе может произойти подмена понятий именами, не выражающими таковых. Особенно неприемлемо это в процессе обучения.
При определении понятия не говорилось о том, по каким признакам происходит обобщение и выделение предметов в понятии - по существенным или несущественным. Часто важно иметь не любое понятие о предметах, а научное, т.е. такое, в котором предметы обобщаются и выделяются по системе существенных признаков.
ПРИЗНАКИ ПРЕДМЕТА И ИХ ВИДЫ
Признак - это наличие или отсутствие свойства у предмета, а также наличие или отсутствие отношения между предметами.
По типам логических форм признаки делятся на простые и сложные, а также на положительные и отрицательные.
Простым является признак, выражаемый в языке логики предикатов предикатом, не содержащим логических терминов, кроме, может быть, кванторов и одного знака отрицания. Признак, не удовлетворяющий этим условиям, является сложным.
На положительные и отрицательные будем делить только простые признаки. Простыми положительными признаками назовем те, которые не содержат отрицания, а отрицательными назовем признаки, содержащие отрицание.
Разделить сложные признаки на положительные и отрицательные по отсутствию или наличию знака отрицания в формуле, выражающей этот признак на языке логики предикатов, не удается.
Существенные и несущественные признаки
Предметом мысли может быть любая вещь, явление или процесс объективной действительности о них. Мысли о свойствах и отношениях предметов называются признаками. Признаки бывают двух видов: существенные и несущественные.
· Существенные - это необходимые признаки, без которых предмет не может существовать в своей качественной определенности. Например, одним из существенных признаков понятия "человек" является наличие сознания.
· Несущественные - это преходящие, второстепенные признаки, приобретая или теряя которые, предмет остается самим собой. Например, несущественным признаком понятия "человек" является цвет его волос, вес, рост и др. Несущественные признаки делятся на собственные и случайные. Собственными называются такие признаки, которые свойственны всем предметам данного рода и выражают какую-либо характерную и важную черту этих предметов. Поскольку они обусловлены существенными признаками и органически вытекают из них, то в содержание понятия собственные признаки обычно не включаются.
Случайные признаки характеризуют преходящие индивидуальные черты предметов; включение их в содержание понятия лишило бы это понятие устойчивости, необходимой для всякой закономерной формы мышления.
Вместе с тем необходимо
подчеркнуть, что различия между
существенными и
Исходя из наличия множества признаков предмета, человек выделяет в ходе мыслительного процесса самые характерные в каком-либо отношении и фиксирует их в понятии. Каждый из существенных признаков необходим, а в своей совокупности они достаточны для выделения предмета мысли из общей предметной среды. Понятие представляет собой сочетание этих признаков в единой мысли.
Таким образом, понятие - это мысль о предмете, отражение предмета в его существенных признаках.
Важно иметь в виду, что совпадение существенных признаков понятия с признаками предмета служит показателем истинного понятия. Если мысленное сочетание признаков не отражает объективно существующего их единства, то такое понятие будет ложным. Истинность понятия определяется тем, насколько полно и всесторонне оно отражает реальную действительность. Ложные понятия не соответствуют действительности. Например: "вечный двигатель", "мировой эфир".
Любые понятия так
или иначе связаны с
Первое. Представление неразрывно связано с конкретным человеком, его знанием и опытом. Вот почему представление в значительной степени индивидуализировано. Между тем как содержание понятия не зависит от данного лица и в точном составе своих признаков может мыслиться любым человеком.
Второе. Представление отличается своей непосредственностью предмета, его чувственно-конкретным воспроизведением. Понятие же есть обобщенный и опосредствованный продукт преобразования чувственного материала в голове человека.
Третье. Представление включает в себя отражение не только существенных, но и поверхностных признаков предмета, в том числе случайных. Понятие, выступая как форма обобщенного отражения действительности, выражает только существенные, необходимые признаки предметов и явлений.
Четвертое. Представления возникают непроизвольно, поэтому нередко бывают нечеткими, расплывчатыми. В формировании же понятия помимо данных живого созерцания большое значение имеет теоретическое обобщение и практическая проверка. Вот почему в понятиях более определенно и четче воспроизводится реальная действительность в ее существенных свойствах и закономерностях.
Для образования понятия необходимо выделить существенные признаки предмета. Но существенное не лежит на поверхности. Чтобы выявить его используют следующие логические приемы: сравнение, анализ, синтез, абстрагирование и обобщение.
· Сравнение - мысленное установление сходства или различия предметов по существенным или несущественным признакам.
· Анализ - мысленное расчленение предметов на их составные части, мысленное выделение в них признаков.
· Синтез - мысленное соединение в единое целое частей предмета или его признаков, полученных в процессе анализа.
· Абстрагирование - мысленное выделение одних признаков предмета (существенных) и отвлечение от других (несущественных).
· Обобщение - мысленное
объединение отдельных
СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЯ И СЛОВА
Понятие и слово неотделимы друг от друга в своем возникновении и функционировании. Слова являются материальной основой понятий, без которой невозможно ни их образование, ни оперирование ими.
Однако единство понятия и слова не означает их абсолютного тождества. В отличие от понятий слова во всех языках различны: одно и то же понятие выражается в разных языках по-разному. Кроме того, в одном языке также имеются некоторые различия между понятием и словом. Рассмотрим данные различия более подробно.
Во-первых, не всякое понятие выражается одним словом. Многие понятия выражаются совокупностью слов - словосочетаниями. Например, "материалистическая диалектика", "Основы теории государства и права", "экономическая теория", "студент первого курса юридического факультета".
Во-вторых, не всякое слово выражает понятие. Это касается прежде всего междометий, например: "ай", "ох", "эй" и других. Данные слова выражают, но не называют различные чувства и побуждения.
Не выражают понятия и местоимения, например: "я", "ты", "он" и т.д. Это слова-указания, они не значат, а указывают на значимое. "Я " - это только указание на говорящего, "ты" - на слушающего, "он" ("она", "оно", "они") - на лиц, не причастных к данному разговору. Но никаких существенных признаков в этих словах не содержится. Кто такое "я" (если не знать, кто говорит) - мужчина, женщина, студент, коммерсант, ученый и т.п. - неизвестно, потому что этого содержания нет в слове "я".