Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2014 в 08:05, курсовая работа
Цель исследования: разработка и апробация системы коррекционно-логопедической помощи детям 6–7 лет с ОНР, направленной на развитие связной монологической речи.
исследования заключается в том, что работа по коррекции нарушений монологической речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР будет эффективней при следующих условиях:
– своевременном и комплексном обследовании детей, страдающих
лексическим недоразвитием;
– взаимодействии логопеда и воспитателя в работе по коррекции
нарушений связной речи дошкольников,
Важнейший принцип отечественной логопедии - дифференцированный подход к анализу и преодолению речевых нарушений. При проведении коррекционной работы с детьми с ОНР (3 уровня) этот принцип находит свое выражение в установлении причин, лежащих в основе речевого недоразвития, учете спецификации речевой патологии, установлении взаимосвязи между речевыми нарушениями и особенностями психического развития ребенка. Особая важность изучения вопросов целенаправленного формирования связной речи у детей с ОНР остается актуальной и на сегодняшний день.
Гл.2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО КОРРЕКЦИИ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР
2.1. Организация и методика проведения исследования
Актуальность и значимость проблемы нарушения связной речи у детей дошкольного возраста позволили определить направления собственного исследования. Как показывает практика, у большого процента детей, отмечается низкий уровень развития монологической речи. По данным В.П. Глухова, В.К Воробьевой вопросы, составляющие проблему системного формирования умений и навыков связной речи, в специальной методике не обсуждались, в связи с чем возникает необходимость более углубленного изучения методических аспектов формирования связной речи.
В рамках констатирующего эксперимента проводилось изучение состояния связной монологической речи у дошкольников с ОНР в подготовительной логопедической группе. Обследование общего речевого развития детей проводилось по стандартной речевой карте.
В эксперименте принимали участие 14 детей с общим недоразвитием речи. По данным ПМПК у четверых детей – 2 уровень ОНР, у десятерых – 3 уровень ОНР. У всех детей была диагностирована дизартрия. В среднем дети посещали детский сад 3–4 года.
Констатирующий эксперимент состоял из двух этапов.
Целью первого этапа было выявление уровня развития монологической речи у детей.
В ходе обследования решались следующие задачи:
1) установить индивидуальный уровень сформированности монологической речи у детей с ОНР;
2) определить способность детей к передаче содержания знакомого литературного текста;
3) определить направления и содержание
коррекционно-
логопедической работы по
совершенствованию монологической речи.
Для определения уровня сформированности монологической речи у детей с ОНР использовалась диагностика связной речи по методике В.П. Глухова.
Исследование было направлено на выявление возможностей детей в использовании различных видов связных высказываний - от единичной формы до составления рассказов с элементами собственного творчества. Определялась способность детей к передаче содержания знакомого литературного текста, зрительно воспринимаемой сюжетной ситуации, а также своих жизненных впечатлений и собственного замысла. Комплексное исследование включало семь последовательных экспериментальных заданий и проводилось методом индивидуального эксперимента. Обследовано 14 детей 5,5–6 лет, имеющих общее недоразвитие речи.
Первое задание методики обследования связной речи заключалось в составлении детьми предложений (на вопрос: «Скажите, что здесь нарисовано?») по пяти отдельным картинкам, изображающим простые действия (мальчик поливает цветы из лейки, девочка ловит бабочку сачком, девочка делает зарядку, мальчик пускает кораблик по ручью, мальчик строит дом из кубиков). Задание предназначалось для выявления у детей умений построить фразу, адекватно передающую изображенное действие, т.е. состояло в решении определённой семантико-синтаксической задачи.
Второе задание – составление предложение по трем картинкам (с изображением девочки, корзинки и леса). Задание было направлено на выявление способности детей к установлению логико-смысловых отношений между предметами и вербализации их в виде законченной фразы-высказывания.
Третье задание имело целью выявить возможности детей с речевым недоразвитием описательной речи в воспроизведении достаточно простого по структуре и небольшого по объёму текста знакомой сказки («Репка»).
Выполнение четвертого задания – составление рассказа по серии сюжетных картинок («Медведь и зайцы» по И.В. Бараникову и Л.А. Варковицкой, 1979 г.) дало возможность определить ряд специфических особенностей в проявлениях монологической речи у детей с речевым недоразвитием описательной речи.
Пятое задание – составление рассказа на близкую детям тему: «На нашем участке» ставило целью выявить индивидуальный уровень и особенности владения детьми фразовой и монологической речью при передаче своих жизненных впечатлений. В целях облегчения поставленной задачи испытуемому предварительно давался план рассказа, состоящий из пяти вопросов-заданий. Предлагалось рассказать о том, что находится на участке; чем занимаются на участке дети; в какие игры они играют; назвать свои любимые игры и занятия; рассказать о занятиях и играх на участке зимой. После этого ребёнок составлял свой рассказ по отдельным фрагментам, перед каждым из которых соответствующий вопрос задания повторялся. Такой вариант исследования был выбран нами на основании апробации различных вариантов задания, показавшей, что самостоятельное составление рассказа на данную тему только по предваряющему плану недоступно для детей с речевым недоразвитием описательной речи и вызывает затруднения у их нормально развивающихся сверстников.
Результаты исследования оценивались по показателям как содержательной, так и собственно речевой сторон составленных рассказов. Большое значение придавалось анализу фразовой речи, используемой детьми в условиях составления сообщения без наглядной или текстовой опоры.
Следующие два задания были направлены на выявление возможностей детей в составлении рассказов с элементами творчества и особенностей монологической речи при выполнении таких заданий.
В шестом задании детям предлагалось составить рассказ о каком-нибудь случае с девочкой в лесу. Предварительно составлялась «экспозиция» рассказа по вопросам экспериментатора, с опорой на три предметные картинки, что облегчало детям переход к последующему составлению рассказа по собственному замыслу.
Седьмое задание – завершение рассказа по готовому началу (с опорой на картинку) имело целью выявить возможности детей в решении поставленной творческой задачи, умении использовать при составлении рассказа предложенной речевой и наглядный материал.
С детьми, у которых на первом этапе исследования выявились нарушения в развитии связной монологической речи, было продолжено исследование.
Цель второго этапа – выявление уровня развития монологической речи детей.
На данном этапе обследование речи детей проводилось по методике В.К. Воробьевой.
В ходе обследования решались следующие задачи:
1) определение степени сформированности отдельных звеньев механизма речепроизводства;
2) определение объема имеющихся у детей контекстных умений и их качеств;
3) выявление соотношения интуитивных и осознанных навыков и умений;
4) выявление уровня сформированности различных видов связных монологических сообщений.
Задания сгруппированы в четыре серии. Обследование проводилось с каждым ребенком индивидуально.
Первое задание направлено на выявление репродуктивных возможностей речи детей. На данном этапе диагностики логопед зачитывает текст дважды, перед повторным чтением дается установка на полный пересказ.
Вторая серия направлена на исследование продуктивных видов связной речи. Она включает в себя два задания:
1. Логопед предлагает детям самостоятельно разложить серию сюжетных картинок в последовательности логического развития события.
2. Детям предлагается составить рассказ по найденной программе.
Третья серия направлена на выявление особенностей построения связного сообщения в условиях частичной заданности:
1. Логопед предлагает детям составить продолжение рассказа по прочитанному зачину.
2. Детям предлагается самостоятельно выбрать тему и реализовать ее в рассказ (творческое рассказывание) без опоры на заданные элементы содержания (зачин или предметные картинки).
Четвертая серия заданий направлена на выяснение состояния ориентировочной деятельности, которая заключается в умении выделять всеобщие, характерные признаки, присущие организации именно этой языковой единицы.
Логопед предлагает детям прослушать, сравнить два отрывка: небольшой по объему рассказ и нетекстовое сообщение (набор слов, отдельное предложение, деформированный вариант рассказа и т.д.) и определить, какой отрывок является рассказом.
Нами были определены следующие критерии для анализа уровня сформированности связной монологической речи детей экспериментальной группы:
1. Полнота и последовательность воспроизведения элементов смысловой программы исходного текста (репродуктивные возможности детей).
2. Продуктивные речевые возможности:
2.1. умение самостоятельно составить смысловую программу связного сообщения по наглядным опорам;
2.2. умение реализовать найденную программу в цельное связное сообщение;
3. Построение связного сообщения оценивается следующим образом:
3.1. составление продолжения рассказа по прочитанному зачину;
3.2. особенности создания самостоятельного инициативного связного высказывания
4. Способность детей самостоятельно сравнивать заданные образцы в смысловом и языковом отношении.
На основе полученных результатов обследования в зависимости от степени сформированности монологической речи было выделено две группы детей экспериментальная и контрольная (см. табл. 3).
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования
Анализируя полученные сведения по общему состоянию речи, мы выявили:
– отягощенный анамнез: у пятерых детей – угроза прерывания беременности и у троих – гипоксия плода.
– анатомическое строение артикуляционного аппарата: у двоих детей – недостаточное развитие мимической моторики.
– состояние звукопроизношения: у одного ребенка увулярное «Р», у троих детей – боковое произношение свистящих.
– состояние фонематического восприятия: у четверых детей наблюдается не сформированность фонематического анализа, один ребенок с фонематическим недоразвитием речи (призубный сигматизм свистящих звуков).
Для определения количественной оценки состояния связной речи детей были составлены критерии оценки по пятибалльной шкале (см. прил.1). В результате обследования была составлена таблица, отражающая состояние связной речи у детей дошкольного возраста (см. табл.1).
Таблица 1.
Результаты обследования связной речи детей дошкольного
возраста с ОНР (по В.П. Глухову)
(в баллах)
№ |
Имя ребенка |
№ задания | ||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 | ||
1. |
Денис С. |
3 |
4 |
5 |
3 |
4 |
4 |
3 |
2 |
Егор Н. |
3 |
2 |
3 |
3 |
1 |
3 |
3 |
3 |
Максим С. |
2 |
3 |
4 |
2 |
2 |
3 |
1 |
4 |
Евгений Б. |
2 |
3 |
4 |
3 |
5 |
4 |
3 |
5 |
Роман Д. |
3 |
4 |
2 |
2 |
2 |
1 |
1 |
6 |
Елена Г. |
5 |
4 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
7 |
Полина П. |
4 |
5 |
4 |
5 |
4 |
5 |
5 |
8 |
Дарья Р. |
2 |
1 |
2 |
2 |
3 |
3 |
2 |
9 |
София Р. |
3 |
4 |
4 |
5 |
4 |
3 |
2 |
10 |
Арсен Д. |
2 |
2 |
1 |
3 |
1 |
2 |
2 |
11 |
Вадим К. |
4 |
5 |
4 |
4 |
5 |
5 |
4 |
12 |
Олег Т. |
2 |
1 |
4 |
2 |
2 |
3 |
2 |
13 |
Алина Т. |
4 |
5 |
5 |
3 |
3 |
2 |
3 |
14 |
Эллина В. |
1 |
2 |
3 |
2 |
2 |
3 |
2 |
15 |
Мария Ж. |
3 |
4 |
4 |
5 |
4 |
3 |
3 |
16 |
Борис К. |
5 |
5 |
4 |
5 |
5 |
5 |
5 |