Теоретические вопросы изучения связной монологической речи у старших дошкольников с ОНР)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2014 в 08:05, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: разработка и апробация системы коррекционно-логопедической помощи детям 6–7 лет с ОНР, направленной на развитие связной монологической речи.
исследования заключается в том, что работа по коррекции нарушений монологической речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР будет эффективней при следующих условиях:
– своевременном и комплексном обследовании детей, страдающих
лексическим недоразвитием;
– взаимодействии логопеда и воспитателя в работе по коррекции
нарушений связной речи дошкольников,

Файлы: 1 файл

Заказ 18197.doc

— 918.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Рис.6. Уровень развития монологической речи детей  контрольной и экспериментальной групп на момент контрольного эксперимента

 

На рисунке использовались следующие обозначения:

1 – средний уровень развития;

2 – ниже среднего;

3 – низкий уровень.


 

 

 

 

Заключение

 

В данной работе исследования особенностей связной монологической речи у детей с речевой патологией подтвердили, что без специального коррекционного обучения дети не могут самостоятельно преодолеть возникшие нарушения в речевой деятельности.

Анализ психолого-педагогической литературы, проведенный в исследовании, показал важность и необходимость речевого воспитания, проведении целенаправленной коррекционной работы с целью преодоления недостатков в связной монологической речи старших дошкольников с ОНР. Как показала практика, продуктивная деятельность положительно влияет на развитие как вербальных, так и невербальных психических функций, которые значительно отстают в своем формировании у детей с речевыми нарушениями.

Использование любой предметной деятельности с целью развития связной речи находит широкое применение в дефектологии (олигофренопедагогика, сурдопедагогика и др.). В логопедии использование разнообразной, доступной дошкольникам деятельности с целью устранения речевых дефектов, а именно, развитие связной монологической речи, пока не находило широкого применения в логопедической практике. В специальной литературе можно встретить лишь отдельные упоминания об использовании бытовых и создание игровых ситуаций для развития связной речи.

Результаты обучения подтверждают, что у детей качественно повысился уровень сформированности всех компонентов речи, в том числе монологической, улучшились качественные характеристики связности высказывания, а сами рассказы стали более целенаправленными и грамматически правильными.

После завершения теоретического анализа литературы мы приступили к организации экспериментальной работы, направленной на изучение уровня сформированности связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 2 и 3 уровней.

Таким образом, формирование умений и навыков монологической речи требует обязательного развития таких ее качеств, как связность и целостность, которые тесно связаны между собой и характеризуются коммуникативной направленностью, логикой изложения, структурой, а также определенной организацией языковых средств. Связность речи может быть сформирована на основе представлений о структуре высказывания и ее особенностях в каждом типе текста, а также о способах внутритекстовой связи.

 

В ходе констатирующего эксперимента по результатам первичного обследования детей была разработана комплексная система коррекционной работы, направленная на формирование у детей таких умений как:

– передавать смысловую программу заданного текста;

– устанавливать временную последовательность изображенных на картинках событий;

– находить и развивать замысел;

– полностью воспринимать речевое сообщение и выделять его главную мысль;

– опознавать связные высказывания.

Результативность разработанной нами экспериментальной работы определялась на третьем этапе. Повторное обследование показало, что эффективность работы определяется рядом факторов: исходный уровень речевого развития ребенка, наличие или отсутствие в анамнезе сопутствующих нарушений в развитии, которые осложняют речевой дефект, продолжительность и длительность целенаправленной работы с ребенком.

Таким образом, данное исследование подтвердило актуальность выбранной темы и доказало гипотезу о том, что работа по коррекции нарушений монологической речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР будет эффективной при своевременном и комплексном обследование детей с ОНР, при условии взаимодействия логопеда и воспитателя в работе по коррекции нарушений связной речи дошкольников, при увеличении использования наглядных средств и игровых приемов коррекции нарушений монологической речи у старших дошкольников с ОНР.

Исследование поставило много проблем, которые требуют специального изучения. Разработка программы по развитию связной монологической речи у дошкольников с речевыми нарушениями, которая внесет вклад в решение этой проблемы, будет всегда актуальной.

 

 

Список литературы

 

 

1.  Ахутина  Т.В.  Порождение  речи.  Нейролингвистический  анализ  синтаксиса.  -  М.,  1989. -  с.112.

2.  Бородин  А.М.  Методика  развития  речи  детей  дошкольного  возраста.  -  2-е  изд.  -  М.,  1984.

3.  Баева  А.И.  Изучение  состояния  речевых  процессов  у  5-6-летних  детей  с  общим  недоразвитием  речи  //  Логопед.  -  2004.  -  №2,  с.43-52.

4.  Гербова  В.В.  Занятия  по  развитию  речи  в  старшей  группе  детского  сада.  - М.,  1984.

5.  Глухов  В.П.  Формирование  связной  речи  детей  дошкольного  возраста  с  общим  речевым  недоразвитием.  -  М.,  2004.  -  с.168.

6.  Глухов  В.П.  Из  опыта  логопедической  работы  по  формированию  связной  речи  детей  с  ОНР  дошкольного  возраста  на  занятиях  по  обучению  рассказыванию.  //  Дефектология.  -  1994.  - №4.

7.  Глухов  В.П.  Формирование  связной  монологической  речи  у  детей  с  ОНР  в  процессе  обучения  их  пересказу  //  Дефектология.  -  1989.  -  №1,  с.69-77.

8.  Гриншпун  Б.М.,  Селиверстов  В.И.  Развитие  коммуникативных  умений  и  навыков  у  дошкольников  в  процессе  логопедической  работы  над  связной  речью  //  Дефектология.  -  1988.  -  №3,  с.81-85.

13.  Ефименкова  Л.Н.  Формирование  речи  у  дошкольников.  -  М.,  1982.

14.  Жинкин  Н.И.  Речь  как  проводник  информации.  -  М.,  1982. с. 156.

15.  Жукова  Н.С.,  Мастюкова  Е.М.,  Филичева  Т.Б.  Логопедия.  Преодоление  общего  недоразвития  речи  у  дошкольников.  -  М.,  2004.  -  320 с.

16.  Зарубина  Н.Д.  Методика  обучения  связной  речи.  -  М.,  1977.  -  280 с.

28.  Короткова  Э.П.  Обучение  детей  дошкольного  возраста  рассказыванию.  -  М.,  1982.  с.127.

30.  Кузина  Н.И.  Формирование  объяснительной  речи  старших  дошкольников  //  Дошкольное  воспитание.  -  1973.  -  №5.

31.  Ладыженская  Т.А.  Система  работы  по  развитию  связной  устной  речи  учащихся.  -  М.,  1975.  -  с. 256.

34.  Леонтьев  А.А.  Некоторые  проблемы  обучения  русскому  языку  как  иностранному.  -  М.,  1970.

35.  Леонтьев  А.А.  Основы  психолингвистики.  -  М.,  2002.  -  368 с.

36.  Леонтьев  А.А.  Язык,  речь,  речевая  деятельность.  -  М.,  1969.

37.  Леонтьев  А.А.  Внутренняя  речь  и  процесс  грамматического  порождения  высказывания  //  Вопросы  порождения  речи  и  обучения  языку.  -  М.,  1967.

38.  Логинова  В.И.  Развитие  речи  детей  дошкольного  возраста.  -  В  кн.:  Развитие  речи  детей  дошкольного  возраста  /  Под  ред.  Ф.А   Сохина.  -  М.,  1979,  с. 4-17.  /  - 240 с.

39.  Логопедия. / Под  ред.  Л.С.  Волковой.  -  М.,  1999,  -  680 с.

40.  Малышева  А.Н.,  Ермолаева  Н.В.  Аппликация.  -  Ярославль,  2001.  -  144 с.

41.  Максаков  А.И.  Правильно  ли  говорит  ваш  ребенок.  -  М.,  1988.  -  159 с.

42.  Методика  развития  речи  детей  дошкольного  возраста. / Под.  ред.  Л.П.  Федоренко,  Г.А.  Фомичева,  В.К.  Лотарева,  А.П.  Николаичева.  -  М.,  1984.  -  с. 155 – 175.

43.  Методические  рекомендации  к  «Программе  воспитания  и  обучения  в  детском  саду». / Под  ред.  В.В.  Гербовой,  Т.С.  Комаровой.  -  М.,  2006. -  344 с.

45.  Миронова  С.А.  Развитие  речи  дошкольников  на  логопедических  занятиях.  -  М.,  1991.  -  208 с.

46.  Морозова  Е.В.  Рисование  на  логопедических  занятиях. // Логопед  -  2004,  №5,  с. 91 – 94.

47.  Нечаева  О.А.  Функционально-смысловые  типы  речи.  (Описание,  повествование, рассуждение).  -  М.,  1986.

48.  Основы  специальной  психологии / Л.В.  Кузнецова,  Л.И.  Переслени,  Л.И.  Солнцева  и  др.;  Под  ред.  Л.В.  Кузнецовой.  -  М.:  Издательский  центр  «Академия»,  2003.  -  480 с.

49.  Основы  теории  и  практики  логопедии. / Под  ред.  Р.Е.  Левиной.  -  М.,  1968.  -  67 с.

50.  Поддъяков  Н.Н.,  Кузина  Н.И.  Исследование  развития  объяснительной  связной  речи  у  дошкольников.  -  В  кн.:  Умственное  воспитание  дошкольников.  -  М.,  1972.

52.  Понятийно-терминологический  словарь  логопеда / Под  ред.  В.И.  Селиверстова.  -  М.,  1997. -  400 с.

53.  Преодоление  общего  недоразвития  речи  у  дошкольников.  Учебно-методическое  пособие. / Под  общ.  ред.  Т.В.  Волосовец.  -  М.,  2007.  -  224 с.

54.  Программа  коррекционного  обучения  и  воспитания  детей  с  общим  недоразвитием  речи  6-го  года  жизни.  //  Сост.  Т.Б.  Филичева,  Г.В.  Чиркина.  -  М.,  1989.  -  43 с.

55.  Развитие  детей  дошкольного  возраста.  /  Под  ред.  О.М.  Дьяченко, Т.В.  Лаврентьевой.  -  М.,  1996.  -  55 с.

56.  Развитие  речи  детей  дошкольного  возраста.  /  Под  ред.  Ф.А.  Сохина.  -  М.,  1984.  -  223 с.

59.  Сазонова  С.Н.  Развитие  речи  дошкольников  с  общим  недоразвитием  речи:  Учеб.  пособие  для  студ.  высш.  учеб.  заведений  /  Светлана  Николаевна  Сазонова.  -  М.,  2005.  -  144 с.

60.  Смирнова  Е.А.  Формирование  связности  речи  старших  дошкольников  в  рассказывании  по  серии  сюжетных  картин:  Дис.  канд.  пед.  наук.  -  М.,  1987.  -  133 с.

61.  Смышляева  Т.Н.,  Корчуганова  Е.Ю.  Использование  метода  наглядного  моделирования  в  коррекции  общего  недоразвития  речи  дошкольников  //  Логопед.  -  2005.  -  №1,  с. 36 – 38.

62.  Соловьева  О.И.  Методика  развития  речи  и  обучения  родному  языку  в  детском  саду.  -  М.,  1966.

63.  Струнина  Е.М.,  Ушакова  О.С.  Влияние  словарной  работы  на  связность  речи.  //  Дошкольное  воспитание.  -  1981.  -  №2.  -  с. 43 – 46.

64.  Текучев  А.В.  Методика  русского  языка  в  средней  школе.  -  М.,  1986.

65.  Ушакова  О.С.  Методика  развития  речи  детей  дошкольного  возраста.  /  О.С.  Ушакова,  Е.М. Струнина.  -  М.,  2004.  -  287 с.

66.  Ушакова  О.С.  Развитие  речи  дошкольников.  -  М.,  2001.  -  240с.

67.  Филичева  Т.Б.  Особенности  формирования  речи  детей  дошкольного  возраста.  -  М.,  1999.

68.  Филичева  Т.Б.,  Туманова  Т.В.  Дети  с  общим  недоразвитием  речи.  Воспитание  и  обучение.  – М.,  1999.

69.  Филичева  Т.Б.,  Чиркина  Г.В.  Подготовка  к  школе  детей  с  общим  недоразвитием  речи  в  условиях  специального  детского  сада.  -  М.,  1993.  -  ч. 1,2.

70.  Филичева  Т.Б.,  Чиркина  Г.В.,  Чевелева  Н.А.  Основы  логопедии.  -  М.,  1989.  -  222 с.

71.  Филичева  Т.Б.,  Чиркина  Г.В.  Устранение  общего  недоразвития  речи  у  детей  дошкольного  возраста. -  М.,  2005.

72.  Филичева  Т.Б.,  Чиркина  Г.В.  Психолого-педагогические  основы  коррекции  общего  недоразвития  речи  у  детей  дошкольного  возраста.  //  Дефектология,  1985.  -  №4,  с. 72 – 79.

73.  Фотекова  Т.А.  Тестовая  методика  диагностики  устной  речи  младших  школьников.  -  М.,  2000.

74.  Худенко  Е.Д.,  Шаховская  С.И.,  Ткаченко  Т.А.  Планы-конспекты  логопедических  занятий  по  формированию  связной  устной  речи  у  детей.  -  М.,  1995.  -  111 с.,  ил.

75.  Шашкина  Г.Р.  Логопедическая  работа   с  дошкольниками.  /  Под  ред.  Г.Р.  Шашкиной,  Л.П.  Зерновой,  И.А.  Зиминой.  -  М.,  2003.  -  240 с.

76.  Шашкина  Г.Р.  Логопедическая  ритмика  для  дошкольников  с  нарушениями  речи.  /  Гульнара  Рустэмовна  Шашкина.  -  М.,  2005.  -  192 с.

78.  Эстетическое  воспитание  и  развитие  детей  дошкольного  возраста  /  Е.А.  Дубровская,  Т.Г.  Казакова,  Н.Н. Юрина  и  др. /  Под  ред.  Е.А.  Дубровской,  С.А.  Козловой.  -  М.,  2002. -  256 с.

79.  Эльконин  Д.Б.  Развитие  речи  в  дошкольном  возрасте  //  Избранные  психологические  труды.  -  М.,  1989.

  

 

Приложение 1

 

Критерии оценки состояния связной речи детей дошкольного возраста с ОНР (по В.П. Глухову)

 

Вид задания

Критерии оценки выполнения задания

1.

Составление предложений по отдельным ситуационным картинкам

5 б – фраза грамматически правильно  построена, адекватна по смыслу  и точно отображает ее предметное  содержание

4б – фраза адекватна по  смыслу, имеет один из недостатков: мало информативна, ошибки употребления грамматической формы слова, не нормативный порядок слов, длительные паузы с поиском нужного слова

3б – сочетание недостатков  информативности и лексико-грамматического  структурирования при выполнении всех или большинства заданий

2б – адекватная фраза, составлена  с помощью дополнительного вопроса, не все варианты задания выполнены

1б – отсутствие адекватного  ответа с помощью дополнительного  вопроса, фраза – перечисление  предметов

2.

Составление предложения по трем картинкам, связанными тематически

5б – фраза адекватна по  смыслу, составлена с учетом предметного  содержания всех картинок, информативна, грамматически правильно оформлена

4б – фраза адекватна по  смыслу, имеет один из недостатков: мало информативна, ошибки употребления грамматической формы слова, не нормативный порядок слов, длительные паузы с поиском нужного слова

3б – фраза составлена на  основе предметного содержания 2-х  картинок, при оказании помощи, составляется  адекватное по содержанию высказывание

2б – невозможность составления  фразы по трем картинкам, помощь  не эффективна

1б – задание не выполнено: правильно называются изображения, но фразу составить не может

3.

Пересказ небольшого знакомого литературного текста

5б – пересказ составлен самостоятельно, содержание передано полностью, грамматические категории соблюдаются, соблюдается связность и последовательность

4б – пересказ составлен с  использование минимальной помощи, содержание предается полностью, незначительные нарушения связного воспроизведения, единичные нарушения структуры предложения

3б – отмечаются пропуски  отдельных моментов высказывания, использует повторные наводящие  вопросы, нарушена связность изложения, единичные смысловые несоответствия 

2б – пересказ доступен по  наводящим вопросам, значительно нарушена связность, последовательность изложения смысловые ошибки, бедность и однообразие языковых средств

1б – задание не выполнено

4.

Составление рассказа по серии картинок

5б – связный рассказ составлен  самостоятельно, соблюдается последовательность в передаче событий, рассказ построен в соответствии с грамматическими нормами языка

4б – рассказ составлен с  некоторой помощью, содержание передано  достаточно полно, отмечаются нерезко  выраженные нарушения связности  повествования, единичные ошибки  в построении фраз

3б – рассказ составлен с  использованием наводящих вопросов, нарушение связности повествования,  отмечаются пропуски действий, отдельные  смысловые несоответствия

2б – рассказ составлен с  помощью наводящих вопросов, резко нарушена связность, отмечается пропуск существенных моментов действия, смысловые ошибки, рассказ подменяется простым перечислением увиденного

1б – задание не выполнено

5.

Составление рассказа на основе личного опыта

5б – все фрагменты рассказа  представляют связные развернутые высказывания, лексико-грамматические средства соответствуют возрасту

4б – рассказ составлен в  соответствии с планом, основная  часть фрагментов представлена  информативными высказываниями, отмечаются  единичные морфолого-синтаксические нарушения

3б – отражены все вопросы  задания, информативность рассказа  недостаточная, в большей части  нарушена связность повествования, отмечаются аграмматизмы

2б – отсутствуют 1-2 фрагмента  рассказа, большая его часть –  простое перечисление предметов  и действий, отмечается бедность содержания, нарушена связность речи, грубые лексико-грамматические недостатки

1б - задание не выполнено

6.

Составление рассказа на заданную тему

5б – рассказ составлен самостоятельно,  доведен до логического завершения, отмечается связность и последовательность изложения, языковое оформление соответствует грамматическим нормам

4б – рассказ составлен самостоятельно  или с незначительной помощью, достаточно информативен и завершен, незначительные нарушения связности, пропуски сюжетных моментов, не нарушающих общей логики, некоторые языковые трудности

3б - рассказ составлен с помощью  повторных  наводящих вопросов, отдельные  смысловые несоответствия, лексические  и синтаксические затруднения, связность  изложения нарушена

2б – рассказ составлен целиком по наводящим вопросам, резко нарушена связность, грубые смысловые ошибки, нарушена последовательность изложения, выраженный аграмматизм, затрудняющий восприятие рассказа

1б – задание не выполнено

7.

Продолжение рассказа по заданному началу

5б – рассказ составлен самостоятельно,  доведен до логического завершения, отмечается связность и последовательность  изложения, языковое оформление  соответствует грамматическим нормам

4б – рассказ составлен самостоятельно  или с незначительной помощью, достаточно информативен и завершен, незначительные нарушения связности, пропуски сюжетных моментов, не нарушающих общей логики, некоторые языковые трудности

3б - рассказ составлен с помощью  повторных  наводящих вопросов, отдельные  смысловые несоответствия, лексические и синтаксические затруднения, связность изложения нарушена

2б – рассказ составлен целиком  по наводящим вопросам, резко  нарушена связность, грубые смысловые  ошибки, нарушена последовательность  изложения, выраженный аграмматизм, затрудняющий восприятие рассказа

1б – задание не выполнено

Информация о работе Теоретические вопросы изучения связной монологической речи у старших дошкольников с ОНР)