Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2014 в 08:05, курсовая работа
Цель исследования: разработка и апробация системы коррекционно-логопедической помощи детям 6–7 лет с ОНР, направленной на развитие связной монологической речи.
исследования заключается в том, что работа по коррекции нарушений монологической речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР будет эффективней при следующих условиях:
– своевременном и комплексном обследовании детей, страдающих
лексическим недоразвитием;
– взаимодействии логопеда и воспитателя в работе по коррекции
нарушений связной речи дошкольников,
Рис.6. Уровень развития монологической речи детей контрольной и экспериментальной групп на момент контрольного эксперимента
На рисунке использовались следующие обозначения:
1 – средний уровень развития; 2 – ниже среднего; 3 – низкий уровень. |
Заключение
В данной работе исследования особенностей связной монологической речи у детей с речевой патологией подтвердили, что без специального коррекционного обучения дети не могут самостоятельно преодолеть возникшие нарушения в речевой деятельности.
Анализ психолого-педагогической литературы, проведенный в исследовании, показал важность и необходимость речевого воспитания, проведении целенаправленной коррекционной работы с целью преодоления недостатков в связной монологической речи старших дошкольников с ОНР. Как показала практика, продуктивная деятельность положительно влияет на развитие как вербальных, так и невербальных психических функций, которые значительно отстают в своем формировании у детей с речевыми нарушениями.
Использование любой предметной деятельности с целью развития связной речи находит широкое применение в дефектологии (олигофренопедагогика, сурдопедагогика и др.). В логопедии использование разнообразной, доступной дошкольникам деятельности с целью устранения речевых дефектов, а именно, развитие связной монологической речи, пока не находило широкого применения в логопедической практике. В специальной литературе можно встретить лишь отдельные упоминания об использовании бытовых и создание игровых ситуаций для развития связной речи.
Результаты обучения подтверждают, что у детей качественно повысился уровень сформированности всех компонентов речи, в том числе монологической, улучшились качественные характеристики связности высказывания, а сами рассказы стали более целенаправленными и грамматически правильными.
После завершения теоретического анализа литературы мы приступили к организации экспериментальной работы, направленной на изучение уровня сформированности связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 2 и 3 уровней.
Таким образом, формирование умений и навыков монологической речи требует обязательного развития таких ее качеств, как связность и целостность, которые тесно связаны между собой и характеризуются коммуникативной направленностью, логикой изложения, структурой, а также определенной организацией языковых средств. Связность речи может быть сформирована на основе представлений о структуре высказывания и ее особенностях в каждом типе текста, а также о способах внутритекстовой связи.
В ходе констатирующего эксперимента по результатам первичного обследования детей была разработана комплексная система коррекционной работы, направленная на формирование у детей таких умений как:
– передавать смысловую программу заданного текста;
– устанавливать временную последовательность изображенных на картинках событий;
– находить и развивать замысел;
– полностью воспринимать речевое сообщение и выделять его главную мысль;
– опознавать связные высказывания.
Результативность разработанной нами экспериментальной работы определялась на третьем этапе. Повторное обследование показало, что эффективность работы определяется рядом факторов: исходный уровень речевого развития ребенка, наличие или отсутствие в анамнезе сопутствующих нарушений в развитии, которые осложняют речевой дефект, продолжительность и длительность целенаправленной работы с ребенком.
Таким образом, данное исследование подтвердило актуальность выбранной темы и доказало гипотезу о том, что работа по коррекции нарушений монологической речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР будет эффективной при своевременном и комплексном обследование детей с ОНР, при условии взаимодействия логопеда и воспитателя в работе по коррекции нарушений связной речи дошкольников, при увеличении использования наглядных средств и игровых приемов коррекции нарушений монологической речи у старших дошкольников с ОНР.
Исследование поставило много проблем, которые требуют специального изучения. Разработка программы по развитию связной монологической речи у дошкольников с речевыми нарушениями, которая внесет вклад в решение этой проблемы, будет всегда актуальной.
1. Ахутина Т.В. Порождение речи. Нейролингвистический анализ синтаксиса. - М., 1989. - с.112.
2. Бородин А.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - 2-е изд. - М., 1984.
3. Баева А.И. Изучение состояния речевых процессов у 5-6-летних детей с общим недоразвитием речи // Логопед. - 2004. - №2, с.43-52.
4. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. - М., 1984.
5. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. - М., 2004. - с.168.
6. Глухов В.П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию. // Дефектология. - 1994. - №4.
7. Глухов В.П. Формирование связной монологической речи у детей с ОНР в процессе обучения их пересказу // Дефектология. - 1989. - №1, с.69-77.
8. Гриншпун Б.М., Селиверстов В.И. Развитие коммуникативных умений и навыков у дошкольников в процессе логопедической работы над связной речью // Дефектология. - 1988. - №3, с.81-85.
13. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. - М., 1982.
14. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. - М., 1982. с. 156.
15. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. - М., 2004. - 320 с.
16. Зарубина Н.Д. Методика обучения связной речи. - М., 1977. - 280 с.
28. Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. - М., 1982. с.127.
30. Кузина Н.И. Формирование объяснительной речи старших дошкольников // Дошкольное воспитание. - 1973. - №5.
31. Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся. - М., 1975. - с. 256.
34. Леонтьев А.А. Некоторые проблемы обучения русскому языку как иностранному. - М., 1970.
35. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. - М., 2002. - 368 с.
36. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. - М., 1969.
37. Леонтьев А.А. Внутренняя речь и процесс грамматического порождения высказывания // Вопросы порождения речи и обучения языку. - М., 1967.
38. Логинова В.И. Развитие речи детей дошкольного возраста. - В кн.: Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А Сохина. - М., 1979, с. 4-17. / - 240 с.
39. Логопедия. / Под ред. Л.С. Волковой. - М., 1999, - 680 с.
40. Малышева А.Н., Ермолаева Н.В. Аппликация. - Ярославль, 2001. - 144 с.
41. Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок. - М., 1988. - 159 с.
42. Методика развития речи детей дошкольного возраста. / Под. ред. Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичева, В.К. Лотарева, А.П. Николаичева. - М., 1984. - с. 155 – 175.
43. Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду». / Под ред. В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - М., 2006. - 344 с.
45. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. - М., 1991. - 208 с.
46. Морозова Е.В. Рисование на логопедических занятиях. // Логопед - 2004, №5, с. 91 – 94.
47. Нечаева О.А. Функционально-смысловые типы речи. (Описание, повествование, рассуждение). - М., 1986.
48. Основы специальной психологии / Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др.; Под ред. Л.В. Кузнецовой. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 480 с.
49. Основы теории и практики логопедии. / Под ред. Р.Е. Левиной. - М., 1968. - 67 с.
50. Поддъяков Н.Н., Кузина Н.И. Исследование развития объяснительной связной речи у дошкольников. - В кн.: Умственное воспитание дошкольников. - М., 1972.
52. Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. В.И. Селиверстова. - М., 1997. - 400 с.
53. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Учебно-методическое пособие. / Под общ. ред. Т.В. Волосовец. - М., 2007. - 224 с.
54. Программа коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи 6-го года жизни. // Сост. Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. - М., 1989. - 43 с.
55. Развитие детей дошкольного возраста. / Под ред. О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьевой. - М., 1996. - 55 с.
56. Развитие речи детей дошкольного возраста. / Под ред. Ф.А. Сохина. - М., 1984. - 223 с.
59. Сазонова С.Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Светлана Николаевна Сазонова. - М., 2005. - 144 с.
60. Смирнова Е.А. Формирование связности речи старших дошкольников в рассказывании по серии сюжетных картин: Дис. канд. пед. наук. - М., 1987. - 133 с.
61. Смышляева Т.Н., Корчуганова Е.Ю. Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников // Логопед. - 2005. - №1, с. 36 – 38.
62. Соловьева О.И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду. - М., 1966.
63. Струнина Е.М., Ушакова О.С. Влияние словарной работы на связность речи. // Дошкольное воспитание. - 1981. - №2. - с. 43 – 46.
64. Текучев А.В. Методика русского языка в средней школе. - М., 1986.
65. Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста. / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. - М., 2004. - 287 с.
66. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. - М., 2001. - 240с.
67. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи детей дошкольного возраста. - М., 1999.
68. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. – М., 1999.
69. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. - М., 1993. - ч. 1,2.
70. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Чевелева Н.А. Основы логопедии. - М., 1989. - 222 с.
71. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. - М., 2005.
72. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Психолого-педагогические основы коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. // Дефектология, 1985. - №4, с. 72 – 79.
73. Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. - М., 2000.
74. Худенко Е.Д., Шаховская С.И., Ткаченко Т.А. Планы-конспекты логопедических занятий по формированию связной устной речи у детей. - М., 1995. - 111 с., ил.
75. Шашкина Г.Р. Логопедическая работа с дошкольниками. / Под ред. Г.Р. Шашкиной, Л.П. Зерновой, И.А. Зиминой. - М., 2003. - 240 с.
76. Шашкина Г.Р. Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи. / Гульнара Рустэмовна Шашкина. - М., 2005. - 192 с.
78. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста / Е.А. Дубровская, Т.Г. Казакова, Н.Н. Юрина и др. / Под ред. Е.А. Дубровской, С.А. Козловой. - М., 2002. - 256 с.
79. Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте // Избранные психологические труды. - М., 1989.
Приложение 1
Критерии оценки состояния связной речи детей дошкольного возраста с ОНР (по В.П. Глухову)
№ |
Вид задания |
Критерии оценки выполнения задания |
1. |
Составление предложений по отдельным ситуационным картинкам |
5 б – фраза грамматически 4б – фраза адекватна по смыслу, имеет один из недостатков: мало информативна, ошибки употребления грамматической формы слова, не нормативный порядок слов, длительные паузы с поиском нужного слова 3б – сочетание недостатков
информативности и лексико- 2б – адекватная фраза, составлена
с помощью дополнительного 1б – отсутствие адекватного
ответа с помощью |
2. |
Составление предложения по трем картинкам, связанными тематически |
5б – фраза адекватна по
смыслу, составлена с учетом 4б – фраза адекватна по смыслу, имеет один из недостатков: мало информативна, ошибки употребления грамматической формы слова, не нормативный порядок слов, длительные паузы с поиском нужного слова 3б – фраза составлена на основе предметного содержания 2-х картинок, при оказании помощи, составляется адекватное по содержанию высказывание 2б – невозможность 1б – задание не выполнено:
правильно называются |
3. |
Пересказ небольшого знакомого литературного текста |
5б – пересказ составлен самостоятельно, содержание передано полностью, грамматические категории соблюдаются, соблюдается связность и последовательность 4б – пересказ составлен с
использование минимальной 3б – отмечаются пропуски
отдельных моментов 2б – пересказ доступен по наводящим вопросам, значительно нарушена связность, последовательность изложения смысловые ошибки, бедность и однообразие языковых средств 1б – задание не выполнено |
4. |
Составление рассказа по серии картинок |
5б – связный рассказ 4б – рассказ составлен с
некоторой помощью, содержание передано
достаточно полно, отмечаются нерезко
выраженные нарушения 3б – рассказ составлен с
использованием наводящих 2б – рассказ составлен с помощью наводящих вопросов, резко нарушена связность, отмечается пропуск существенных моментов действия, смысловые ошибки, рассказ подменяется простым перечислением увиденного 1б – задание не выполнено |
5. |
Составление рассказа на основе личного опыта |
5б – все фрагменты рассказа представляют связные развернутые высказывания, лексико-грамматические средства соответствуют возрасту 4б – рассказ составлен в
соответствии с планом, основная
часть фрагментов представлена
информативными высказываниями, отмечаются
единичные морфолого- 3б – отражены все вопросы
задания, информативность рассказа
недостаточная, в большей части
нарушена связность 2б – отсутствуют 1-2 фрагмента
рассказа, большая его часть –
простое перечисление 1б - задание не выполнено |
6. |
Составление рассказа на заданную тему |
5б – рассказ составлен 4б – рассказ составлен 3б - рассказ составлен с помощью повторных наводящих вопросов, отдельные смысловые несоответствия, лексические и синтаксические затруднения, связность изложения нарушена 2б – рассказ составлен целиком по наводящим вопросам, резко нарушена связность, грубые смысловые ошибки, нарушена последовательность изложения, выраженный аграмматизм, затрудняющий восприятие рассказа 1б – задание не выполнено |
7. |
Продолжение рассказа по заданному началу |
5б – рассказ составлен 4б – рассказ составлен 3б - рассказ составлен с помощью повторных наводящих вопросов, отдельные смысловые несоответствия, лексические и синтаксические затруднения, связность изложения нарушена 2б – рассказ составлен 1б – задание не выполнено |