Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2014 в 08:05, курсовая работа
Цель исследования: разработка и апробация системы коррекционно-логопедической помощи детям 6–7 лет с ОНР, направленной на развитие связной монологической речи.
исследования заключается в том, что работа по коррекции нарушений монологической речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР будет эффективней при следующих условиях:
– своевременном и комплексном обследовании детей, страдающих
лексическим недоразвитием;
– взаимодействии логопеда и воспитателя в работе по коррекции
нарушений связной речи дошкольников,
Критерии оценки состояния связной речи детей дошкольного возраста с ОНР (по В.К. Воробьевой)
№ |
Вид задания |
Критерии оценки выполнения задания |
1. |
Полнота и последовательность воспроизведения элементов смысловой программы исходного текста |
1 балл - полное неумение передавать смысловую программу 2 балла - частичное умение передавать смысловую программу 3 балла - достаточное умение репродуцировать полную программу сообщения |
2.1 |
Умение самостоятельно составить смысловую программу связного сообщения по наглядным опорам |
1 балл - неумение раскладывать 2 балла - раскладывает картинки в логической последовательности с помощью логопеда 3 балла - раскладывает картинки
в логической |
2.2 |
Умение реализовывать |
1 балл - речевые высказывания, созданные на основе случайного расположения картин серии 2 балла - короткий, не развернутый рассказ 3 балла - полный, развернутый рассказ |
3.1 |
Составление продолжения рассказа по прочитанному зачину |
1 балл - продолжения зачина 2 балла - заданная тема зачина не развивается, а только адекватно завершается 3 балла - речевые высказывания, в основе которых замысел, адекватный основной теме зачина |
3.2 |
Особенности создания замысла самостоятельного инициативного связного высказывания |
1 балл - сочинения созданные на основе знакомых сюжетов 2 балла - речевые высказывания, определенные
некоторой предметно- 3 балла - рассказы на основе
|
4 |
Способность детей самостоятельно сравнивать заданные образцы в смысловом и языковом отношении |
1 балл - интуитивное угадывание без опоры на существенные признаки 2 балла - опознание рассказа по единичному признаку 3 балла - узнавание рассказа по совокупности признаков |
Приложение 3
Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста
Цель: научить детей построению рассказа цепной организации с опорой на картинно-графический план.
Задачи: учить составлять рассказ цепной организации;
учить распространять
активизировать словарный
развивать слуховое внимание.
Оборудование: картинно-графический план, фишки для распространения предложений.
Ход занятия.
Организационный момент.
Педагог просит
вспомнить животных жарких
Вступительная беседа о внешнем виде, о повадках этих животных. Педагог загадывает загадки.
Дети находят картинки-
Физминутка.
Логопед предлагает детям подобрать прилагательные к каждой картинке-отгадке (прилагательное в виде фишки ставим перед картинками).
Логопед составляет рассказ по картинкам.
Примерный текст:
Важная зебра гуляла в густых джунглях.
В джунглях пошел сильный дождь.
Сильный дождь смыл замечательные полоски с зебры.
Над белой зеброй стали смеяться все звери.
Из всех зверей не смеялась только мартышка.
Маленькая мартышка взяла большое ведро краски.
Краской она нарисовала зебре полоски.
Полосатая зебра подружилась с мартышкой.
Рассказывание образца, данного логопедом по цепочке (по одному предложению). Итог. пересказ рассказа одним ребенком.