Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 11:06, курсовая работа
Цель курсовой работы заключается в проведении экономико-статистического анализа себестоимости овощей в совокупности 30 условных предприятий (с 31 по 60).
В процессе работы были поставлены следующие задачи:
1.Рассмотреть теоретические основы себестоимости, и факторов, непосредственно влияющих на нее.
2.Провести простую группировку предприятий по себестоимости продукции, комбинационную группировку, а также выявить влияние на себестоимость урожайности и затрат на оплату труда на 1 га.
ВВЕДЕНИЕ
1
Экономическая сущность себестоимости
5
2
Группировка предприятий по уровню себестоимости овощей в совокупности условных предприятий
8
3
Определение средней характеристики (средней себестоимости) и измерение величины колеблемости признака
15
4
Анализ динамики урожайности овощей за 9 лет с расчетом показателей динамики цепным и базисным способом в Лесозаводском районе. Выявление основной тенденции и прогноз урожайности на 2008 год
19
5
Индексный анализ себестоимости продукции
27
6
Корреляционно-регрессионный анализ зависимости себестоимости овощей от урожайности и затрат на оплату труда
30
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ |
||
1 |
Экономическая сущность себестоимости |
5 |
2 |
Группировка предприятий по уровню себестоимости овощей в совокупности условных предприятий |
8 |
3 |
Определение средней характеристики (средней себестоимости) и измерение величины колеблемости признака |
15 |
4 |
Анализ динамики урожайности овощей за 9 лет с расчетом показателей динамики цепным и базисным способом в Лесозаводском районе. Выявление основной тенденции и прогноз урожайности на 2008 год |
19 |
5 |
Индексный анализ себестоимости продукции |
27 |
6 |
Корреляционно-регрессионный анализ зависимости себестоимости овощей от урожайности и затрат на оплату труда |
30 |
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
||
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ |
||
ПРИЛОЖЕНИЯ |
ВВЕДЕНИЕ
Себестоимость продукции относится к числу важнейших качественных показателей, в обобщенном виде отражающих все стороны хозяйственной деятельности предприятий, их достижения и недостатки. Изучение себестоимости продукции имеет важное значение для предпринимательской деятельности организаций.
Уровень себестоимости связан с объемом и качеством продукции, использованием рабочего времени, сырья, материалов, оборудования, расходованием фонда оплаты труда и т. д. Себестоимость является основой определения цен на продукцию. Ее снижение приводит к увеличению суммы прибыли и уровня рентабельности. Чтобы добиваться снижения себестоимости надо знать ее состав, структуру и факторы ее динамики, методы калькуляции себестоимости. Все это является предметом статистического изучения при анализе себестоимости.
Тема курсовой работы обусловлена ее актуальностью в условиях рыночных отношений, когда каждое предприятие стремится извлечь максимальную прибыль с наименьшими затратами.
В работе использованы следующие методы: наблюдения, абсолютные и относительные величины, таблицы графики, сводка и группировка, средние величины, показатели вариации, ряды динамики, индексы, корреляционно-регрессионный анализ.
Цель курсовой работы заключается в проведении экономико-статистического анализа себестоимости овощей в совокупности 30 условных предприятий (с 31 по 60).
В процессе работы были поставлены следующие задачи:
1.Рассмотреть теоретические основы себестоимости, и факторов, непосредственно влияющих на нее.
2.Провести простую
3.Определить средние
4.Провести анализ динамики
урожайности с расчетом
5.Выполнить индексный
анализ себестоимости
6.Провести корреляционный
анализ зависимости
1. ЭКОНОМИЧЕСКА СУЩНОСТЬ СЕБЕСТОИМОСТИ
Термин «себестоимость» относительно новый, впервые ПОЯВИЛСЯ в 1912 г. в работах русского математика и бухгалтера А. П. Рудановского и инженера и бухгалтера Н. Ф. фон Дитмара. Ранее русские бухгалтеры использовали термины «своя стоимость», «фактическая стоимость», «капитал», «полная цена», «стоимость производства», «истинная или полная цена» и др. Термин «себестоимость» укрепился не из-за точности формулировки экономической категории, а благодаря своему благозвучию.
Себестоимость — это денежное выражение затрат, необходимых на производство и продажу продукции (работ, услуг). От уровня себестоимости продукции зависят объем прибыли и уровень рентабельности. Чем экономичнее организация использует трудовые, материальные и финансовые ресурсы при изготовлении изделий, выполнении работ и оказании услуг, тем выше будет прибыль. Расчет себестоимости составляется на всех стадиях и уровнях планирования производства продукции, выполнения работ или предоставления услуг. Обычно при расчете учитываются технико-экономические факторы снижения себестоимости, составляются развернутые калькуляции производства отдельных видов продукции, выполнения отдельных операций, а также сметы затрат на производство по цехам, участкам и службам предприятия, т.е. по центрам возникновения затрат. Это позволяет определить роль отдельных производственных подразделений в снижении себестоимости и установить ответственность менеджеров за деятельность закрепленных участков работы.
Чем больше себестоимость, тем выше будет цена при прочих равных условиях. Разница между ценой и себестоимостью составляет прибыль, следовательно, для ее увеличения необходимо либо повысить цену, либо снизить себестоимость. Есть много путей для снижения себестоимости: от совершенствования организации труда, экономии материальных ресурсов до изменения технологических процессов, техники и оборудования.
Для целей учета, анализа и планирования в зависимости от места возникновения затрат, роли в процессе производства выделяют различные виды себестоимости. По принципу возникновения затрат в процессе хозяйственной деятельности организации и последовательности формирования различают цеховую, производственную и полную себестоимость. Под цеховой себестоимостью понимают затраты цеха на изготовление продукции. Для целей анализа определяется себестоимость продукции (работ, услуг) по местам возникновения затрат. Производственная себестоимость включает цеховую себестоимость и общезаводские затраты. Полная себестоимость продукции включает производственную себестоимость, управленческие и коммерческие расходы.
В зависимости от целей (планирования, учета, анализа) используются себестоимость валовой, товарной, реализованной продукции, а также себестоимость сравнимой товарной продукции.
Производственную себестоимость валовой и товарной продукции определяют по формулам:
Св= Зпр – Зн ± Об ± Ои
Ст = Св± Они
где Св, Ст — производственная себестоимость валовой и товарной продукции;
3пр — производственные затраты;
Зн — затраты, не включаемые в состав валовой продукции;
Об — изменение остатков расходов будущих периодов (прирост «—»; сокращение «+»);
Ои — изменение остатков предстоящих расходов (прирост «+», сокращение «—»);
Они — изменение остатков незавершенного производства (прирост «—»; сокращение «+»).
Полная себестоимость товарной продукции определяется по формуле:
Стп = Ст + Рв
где Рв — внепроизводственные расходы.
Полная себестоимость реализованной продукции рассчитывается по формуле:
Сср= Стп ± Ог
где Ог — изменение остатков годовой продукции на складе.
Из общей величины себестоимости товарной продукции может быть выделена себестоимость сравнимой товарной продукции. К ней относится продукция, изготовлявшаяся в прошлом году и изготавливаемая в данном периоде.
Все вышеперечисленные виды себестоимости продукции принимают форму: плановой, расчетной и отчетной (фактической) себестоимости.
Плановая себестоимость отражает максимально допустимую величину затрат на следующий плановый период. Она включает только те затраты, которые при данном уровне техники и технологии, организации производства и труда являются для предприятия необходимыми. Плановую себестоимость определяют по плановым прогрессивным нормам и нормативам использования оборудования, трудовых затрат, расхода материальных и энергетических ресурсов.
Расчетная себестоимость используется в технико-экономических расчетах по обоснованию различных проектов внедрения новой техники, инвестиционных проектов.
Отчетная (фактическая) себестоимость отражает степень выполнения плановых заданий по снижению себестоимости на основе сопоставления плановой величины себестоимости по отдельным составляющим с фактическими. Фактическая себестоимость может отличаться от плановой. Экономия, т.е. снижение фактической себестоимости по сравнению с плановой, свидетельствует о лучшем использовании всех видов ресурсов. Превышение фактической себестоимости над плановой возникает при ухудшении работы предприятия и требует тщательного анализа причин, приведших к такой ситуации.[10]
2. ГРУППИРОВКА
ПРЕДПРИЯТИЙ ПО УРОВНЮ
Для изучения характера распределения хозяйств по себестоимости овощей, степени взаимосвязи между анализируемыми признаками используется метод группировок.
Группировка — это распределение единиц по группам в соответствии со следующим принципом: различия между единицами, отнесенными к одной группе, должны быть меньше, чем между единицами, отнесенными к разным группам. Группировка лежит в основе дальнейшей работы с собранной информацией. На основе группировки рассчитываются сводные показатели по группам, появляется возможность их сравнения, анализа причин различий между группами, изучения взаимосвязей между признаками. Если рассчитать сводные показатели только в целом по совокупности, то мы не сможем уловить ее структуры, роли отдельных групп, их специфики.
Статистические группировки применяются для решения трех задач:
Методика построения интервального ряда распределения:
Группировочный признак - признак, принимаемый за основу образования групп в процессе статистической группировки. Группировочный признак иначе называется основанием группировки. В основе группировки могут быть положены как количественные (объем торгов, курс доллара в рублях , возраст человека и т. д.), так и качественные признаки (пол человека, национальность, форма собственности и т. д.). В зависимости от задач исследования в качестве группировочного признака может быть взят один или несколько признаков.[5]
Правильный выбор группировочных признаков возможен лишь на основе анализа сущности явления, базирующегося на учете особенностей развития изучаемого явления в конкретных условиях места и времени. Учет конкретных условий приводит к тому, что один и тот же тип явления может быть выявлен в одних условиях по одному признаку, а в других - по другому. От правильного выбора группировочного признака зависят выводы, которые получают в результате статистического исследования.
Ранжированный ряд показывает амплитуду колебаний величины группировочного признака и интенсивность его возрастания при переходе от первого к последующим номерам предприятий в ранжире.
На количество выделяемых групп влияют следующие факторы:
• уровень колеблемости группировочного признак - чем значительнее вариация признака, тем большее количество групп необходимо выделять
при прочих равных условиях;
• размер изучаемой статистической совокупности - чем больше размер исследуемой совокупности, тем большее количество групп
необходимо выделять.[13]
Число групп определяется исходя из следующих правил:
n ≈ 1 + 3,322 × lg N (2.1)
где n – число групп;
N – число единиц совокупности.
Согласно формуле выбор числа групп зависит от объёма совокупности; её применение даёт хорошие результаты, если распределение единиц совокупности по признаку, близко к нормальному.