Корреляционно-регрессионный анализ влияния факторов на показатель рентабельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2014 в 18:13, курсовая работа

Описание работы

В условиях рынка получение прибыли является непосредственной целью производства субъекта хозяйствования. Реализация данной цели возможна только в том случае, если субъект хозяйствования производит продукцию (работы, услуги), которые по своим потребительским свойствам соответствуют потребностям общества. Получение выручки за произведённую и реализованную продукцию ещё не означает получение прибыли. Для выявления финансового результата необходимо выручку сопоставить с затратами на производство и реализацию.

Содержание работы

Введе-ние……………………………………………………………………………...3
1 Экономическая характеристика предпри-ятия………………………………...5
2 Анализ финансовых результатов деятельности предпри-ятия………………13
2.1 Анализ объемов производства товарной продукции в натуральном выраже-нии…………………………………………………………………………………...13
2.2 Расчет показателей динамики объемов производства продук-ции………….15
2.3 Анализ состава и структуры чистой прибыли предпри-ятия………………...23
2.4 Индексный анализ влияния факторов на изменение суммы прибыли от продажи капсул…………………………..…………………………………………..…25
2.5 Расчет показателей рентабельно-сти…………………………………………..28
2.6 Выявление основной тенденции развития показателей рентабельности ме-тодом аналитического выравнива-ния……………………………………………..30
2.7 Индексный анализ уровня рентабельности капсул…………………………..33
3 Корреляционно-регрессионный анализ влияния факторов на показатель рентабельно-сти…………………………………………………………………………37
Выво-ды……………………………………………………………………………...42
Список использованной литерату-ры……………………………………………..

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 1.05 Мб (Скачать файл)

средний темп прироста:

средний темп прироста:

За анализируемый период объем производства товарной продукции составляет 208399 тыс.упак., объем производства ежегодно  в среднем увеличится на 28017,75 тыс.упак. или на 14,62%.

 

 

2.3. Анализ состава и структуры чистой прибыли предприятия

 

 

По данным годовой отчетности проанализируем состав чистой прибыли предприятия, отраженный в таблице 8.

Прибыль представляет собой разность между доходами от деятельности предприятия и расходами на её осуществление. Для анализа используется система показателей прибыли, которые различаются по величине, экономическому содержанию, функциональному назначению. Валовая прибыль определяется вычитанием из выручки от продажи себестоимости проданной продукции. При уменьшении валовой прибыли на сумму коммерческих и управленческих расходов получается прибыль от продаж. Прибавляя операционные и внереализационные доходы, и вычитая расходы, получают сумму прибыли до налогообложения. Прибыль до налогообложения, уменьшенная на величину налога на прибыль, показывает сумму прибыли от обычной деятельности. Чистая прибыль представляет разность между прибылью от обычной деятельности и чрезвычайными доходами (расходами).

 

 

 

Таблица 8 – Анализ получения прибыли на предприятии, тыс. р.

 

Показатель

2008 г.

2009 г.

2010 г.

Отклонение

(+; -)

Выручка от продажи продукции

2792958

3202172

3853180

1060222

Себестоимость проданной продукции

2316533

2454696

2734289

417756

Валовая прибыль

476425

747476

1118891

642466

Коммерческие и управленческие расходы

330839

358563

340841

10002

Прибыль (убыток) от продаж

145586

388913

778050

632464

Проценты к получению

-

-

-

-

Проценты к уплате

57704

78864

78864

40896

Доходы от участия в других организациях

1

1

1

-

Прочие доходы

413598

206616

83489

-330109

Прочие расходы

406040

251857

311801

-94239

Прибыль (убыток) до налогообложения

95441

264809

502255

406814

Отложенные налоговые активы

168161

131627

145225

-22936

Отложенные налоговые обязательства

171371

145407

148376

-22995

Текущий налог на прибыль

11411

41254

99937

88526

Иные платежи из прибыли

1131

451

10686

9555

Чистая прибыль

79689

209324

409853

330164


 

По данным таблицы, за анализируемый период увеличилась валовая прибыль на 642466 тыс.р. прибыль от продаж на 632464 тыс.р., прибыль до налогообложения на 406814 тыс.р., текущий налог на прибыль на 88526 тыс.р., иные платежи на 9555 тыс.р., чистая прибыль на 330164 тыс.р. В целом на предприятии наблюдается рост прибыли.

 

 

 

 

 

2.4 Индексный анализ влияния факторов на изменение суммы прибыли от продажи капсул

 

 

С помощью индексов проанализируем изменение прибыли от продажи конкретного вида продукции.

На изменение суммы прибыли от продажи определенного вида продукции влияют три фактора: объем продаж , среднереализованная цена и себестоимость единицы продукции. Факторная модель имеет вид:

                                  (20)

где П – изменение суммы прибыли от продаж

       Вр – выручка

       З  – себестоимость единицы продукции

      q – объем продаж

       p – среднереализованная цена

      z – себестоимость единицы продукции

Расчёт влияния этих факторов можно провести с помощью индексного метода анализа. Сначала определим общее изменение прибыли от продаж конкретного вида продукции с помощью индекса:

 

                                                                         (21)

В абсолютном выражении

                                                                                                  (22)

где Iп – индекс изменения суммы прибыли от продаж

     - объем продаж в отчетном году

     - объем продаж в базисном году

    - среднереализованная цена в отчетном году

   - среднереализованная цена в базисном году

   -себестоимость единицы продукции в отчетном году

   -себестоимость единицы продукции в базисном году

    П1 – изменение суммы прибыли от продаж в отчетном году

   П0 – изменение суммы прибыли от продаж в базисном году

На следующем этапе определяем влияние факторов на общее изменение прибыли:

  • Первым фактором рассматриваем влияние объема реализации

                          (23)

В абсолютном выражении

                     (24)

где - индекс изменения объема реализации

  • Средней цены реализации продукции

                                                                            (25)

В абсолютном выражении

                                                (26)

где - индекс изменения средней цены реализации

  • Себестоимости единицы продукции

                                                                         (27)

В абсолютном выражении

                                             (28)

где - индекс изменения себестоимости единицы продукции

С помощью этих индексов определяется на сколько процентов или во сколько раз изменяется сумма полученной прибыли от продажи продукции и изменение каждого фактора динамики за анализируемый период.

С помощью абсолютного отклонения определяют излишки суммы полученной прибыли в стоимостном выражении и изменение этой суммы под влиянием внешнего фактора.

Правильность проверяют через взаимосвязь индексов в относительных величинах

                                                                               (29)

В абсолютном выражении

                                                           (30)

Воспользуемся данными таблицы 9.

Таблица 9 – Показатели для индексного анализа прибыли от продажи капсул

 

Показатель

Символ

2008 г.

2010 г.

Отклонение

Объём продаж, тыс.упак.

q

201562

328010

126448

Средняя цена реализации, р.

p

15,49

21,45

5,96

Себестоимость единицы продукции, р.

z

11,79

17,28

5,49

Прибыль (убыток) от продаж, тыс. р.

П

745779,40

1367801,70

622022,3


 

Общее изменение прибыли от продажи капсул составит:

в том числе за счёт изменения:

объёма реализации

 

 

средней цены реализации

 

себестоимости единицы продукции

Взаимозависимость индексов:

 

За счет изменения объема реализации, средней цены реализации и себестоимости единицы продукции можно сделать вывод, что прибыль от продаж капсул за анализируемый период увеличится на 83,5% или на  622022,30 тыс.р.

 

2.5 Расчет показателей рентабельности

 

 

Рентабельность – один из важнейших экономических показателей деятельности предприятия, так как отражает все стороны работы предприятия: специализацию и уровень интенсивности, использование основных и оборотных средств, трудовых ресурсов, повышение урожайности сельскохозяйственных культур, продуктивности животных, производительности труда и снижение себестоимости продукции. 

 Различают следующие показатели рентабельности:

  • показатели, характеризующие рентабельность производственной деятельности:

 

                                                                     (31)

 

где   R – рентабельность производственной деятельности

        ВП  – валовая прибыль

        Z – себестоимость продукции

  • показатели, характеризующие рентабельность продаж:

 

                                                                      (32)

Где  R – рентабельность продаж

        Пр – сумма прибылей от продаж продукции

        Вр – выручка от продаж продукции

  • показатели, характеризующие рентабельность капитала:

 

                                                          (33)

 

где R – рентабельность капитала

      ЧП – чистая прибыль

           – среднегодовая стоимость основных средств

         – среднегодовая стоимость оборотных средств

Рассчитаем и проанализируем изменение показателей рентабельности, отраженных в таблице 10.

 

Таблица 10 – Динамика показателей рентабельности

 

Показатель

2008 г.

2009 г.

2010 г.

Отклонение

(+; -)

Валовая прибыль, тыс. р.

476425

747476

1118891

642466

Прибыль от продаж, тыс. р.

145586

388913

778050

632464

Чистая прибыль, тыс. р.

79689

209324

409853

330164

Себестоимость проданной продукции, тыс. р.

2316533

2454696

2734289

417756

Выручка от продажи продукции, тыс. р.

2792958

3202172

3853180

1060222

Среднегодовая стоимость основных средств, тыс. р.

1505548

911227

1699318

193770

Среднегодовая стоимость оборотных средств, тыс. р.

1586791,5

1779566

2121076

534284,50

Рентабельность производственной деятельности, %

20,57

30,45

40,92

20,35

Рентабельность продаж, %

5,21

12,15

20,19

14,98

Рентабельность капитала, %

2,58

7,78

10,73

7,44


 

Анализируя таблицу 10, можно сказать, что рентабельность производственной деятельности увеличилась на 20,35%, рентабельность продаж увеличилась на 14,98%, рентабельность капитала на 7.44%. В целом за анализируемый период  наблюдается увеличение эффективности  производства.

 

2.6 Выявление основной тенденции развития показателя рентабельности продаж методом аналитического выравнивания

 

 

Определим тенденцию изменения развития показателя рентабельности продаж методом аналитического выравнивания.

Метод аналитического выравнивания используется для того, чтобы дать количественную модель выражающую основную тенденцию изменения ряда во времени. Этот метод характеризуется тем, что фактические уровни ряда динамики заменяются расчетными, которые были вычисление на основе определенной функции.

На практике применяется аналитическое выравнивание показателей ряда динамики проводится по уравнению прямой, параболы, гиперболы.

Рассмотрим выравнивание по уравнению прямой, оно используется в тех случаях, когда абсолютные приросты практически постоянны.

Методику выравнивания ряда динамики по уравнению прямой:

                                                                             (34)

где - уровень ряда динамики

       а0 , а1 – параметры уравнения

      t – порядковый номер года

Составляется система нормальных уравнений:

 

                                                              (35)

 

 

Для решения системы уравнений необходимо определить ; ; ; ; . Для расчетов составляется таблица 11.

 

 

 

 

 

Таблица 11 – Аналитическое выравнивание показателя рентабельности продаж по уравнению прямой

 

Год

Рентабельность продаж, %

Y

 

Порядковый

номер года

t

Расчетные данные

Y

t

t2

2006

6,50

-2

-13,00

4

4,84

2007

9,86

-1

-9,86

1

7,81

2008

5,21

0

0,00

0

10,78

2009

12,15

1

12,15

1

13,75

2010

20,19

2

40,38

4

16,72

ИТОГО

53,91

0

29,67

10

53,90

Информация о работе Корреляционно-регрессионный анализ влияния факторов на показатель рентабельности