Метод статистических группировок в анализе рыночной инфраструктуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 19:38, курсовая работа

Описание работы

Группировка позволяет сложные по своему составу совокупности распределять на группы; однородные по какому-либо существенному признаку, а также имеющие одинаковые или близкие значения группировочного признака. При этом для анализа чаще всего используются структурные, динамические и структурно-динамические группировки, сформированные по одному или нескольким признакам. В результате группировки выделяют социально-экономические типы как выражение конкретного общественного процесса, его форм и разветвлений, как выражение существенных черт, общих для множества единичных явлений.

Содержание работы

Введение 3
Теоретическая часть 4
Расчетная часть 20
Аналитическая часть 36
Заключение 42
Список использованной литературы 44

Файлы: 2 файла

Книга для вариант 13.xls

— 29.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Статистика вариант 13 курсовая.doc

— 693.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение 3

Теоретическая часть 4

Расчетная часть 20

Аналитическая часть 36

Заключение 42

Список использованной литературы 44

 

 

 

Введение

Данная  курсовая работа выполнена по теме: «Метод статистических группировок  в анализе рыночной инфраструктуры». Вопросы, связанные с этой тематикой на сегодняшний день стоят довольно остро, так как можно группировать различные показатели по различным признакам и на основе таких группировок уже и выявляются эффективные и неэффективные показатели деятельности предприятия, что играет большую роль в управлении предприятием в целом.

Группировка позволяет сложные по своему составу  совокупности распределять на группы; однородные по какому-либо существенному  признаку, а также имеющие одинаковые или близкие значения группировочного признака. При этом для анализа чаще всего используются структурные, динамические и структурно-динамические группировки, сформированные по одному или нескольким признакам. В результате группировки выделяют социально-экономические типы как выражение конкретного общественного процесса, его форм и разветвлений, как выражение существенных черт, общих для множества единичных явлений.

Метод группировки дает возможность в  первичном статистическом материале  отделить существенные черты от несущественных; выделить общие черты, характерные для всех единиц изучаемой совокупности, рассчитать сводные показатели по группам, появляется возможность их сравнения, анализа причин различий между группами и изучение взаимосвязей между признаками.

В данной курсовой работе необходимо раскрыть сущность метода группировок, проанализировать практическое применение метода группировок при анализе рыночной инфраструктуры, изучить отдельные характеристики метода группировок.

 

 

 

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1. Статистика рыночной инфраструктуры

Рынок – система экономических отношений, обеспечивающая контакты продавцов и покупателей, где совершается большое количество сделок, объектом которых являются разнообразные товары, начиная от сложнейших приборов, начиненных электроникой, до простой буханки хлеба, а также широкий спектр производственных и потребительских услуг.

Рынок имеет собственную инфраструктуру, анализ которой позволяет сделать  процесс ее функционирования и развития более управляемым и экономичным. [1]

Инфраструктура рынка – совокупность связанных между собой институтов и средств, организационно и материально обеспечивающих основные рыночные процессы: взаимный поиск друг друга продавцами и покупателями, товародвижение, реклама, обмен товаров на деньги, а также финансовую и хозяйственно-экономическую деятельность рыночных предприятий.

Инфраструктура рынка включает: [1]

• торгово-складские и управленческие помещения и их оборудование;

• рекламное оборудование;

• компьютерную и другую информационно-вычислительную технику;

• торговую и кассовую технику, технику обслуживания;

• средства связи и транспортные средства;

• трудовые ресурсы.

Инфраструктура в целом и  ее элементы могут быть измерены в  денежной форме с учетом вида, качества и амортизации. Отдельные элементы инфраструктуры и ее виды измеряются в натуральных единицах. Статистика изучает инфраструктуру рынка как самостоятельный предмет.

Предметом статистики рыночной инфраструктуры являются массовые явления и процессы ее формирования и функционирования, включая материально-технический потенциал и трудовой контингент сбыта, торговли и сферы услуг, электронно-вычислительное и информационное оборудование, а также транспортные средства и другие виды обеспечения рыночной деятельности, которые могут быть выражены количественно.

Необходимость и важность изучения инфраструктуры и ее элементов определяется той существенной ролью, которую она играет в рыночном процессе. Для государственной статистики инфраструктура рынка вне зависимости от формы собственности – часть национального богатства и производственного потенциала страны.

В свою очередь для предпринимателя  необходимость изучения инфраструктуры связана с тем, что она, по существу, представляет собой организационный  и технологический инструмент выполнения функций маркетинга и осуществления рыночного процесса.

Основными целями статистики рыночной инфраструктуры являются оценка состояния  и возможностей материально-технической  базы, изучение потенциала обеспечения  товародвижения и реализации услуг, характеристика эффективности их использования. [1]

Реализация задач, целей и характеристик  инфраструктуры и ее элементов осуществляется с помощью системы статистических показателей. В нее входят:

• эффективность использования основных фондов предприятиями торговли, массового питания и услуг:

где Фотд – фондоотдача; Фемк – фондоемкость; Ф– стоимость основных фондов; Σpq – товарооборот; Р – прибыль;

• размер предприятия, торговой единицы: магазина и предприятия услуг – площадь (для предприятия массового питания – число мест для посетителей, для склада – площадь, или емкость):

где M – площадь предприятия, м2; S – число потребителей; k – пропускная возможность предприятия; n – коэффициент влияния прогрессивности форм торговли на пропускную способность. Рассчитывается как средняя арифметическая взвешенная из баллов затрат времени потребителей, присвоенных экспертным путем каждой форме (традиционная форма приравнивается к единице), взвешенной по удельным весам, занимаемым каждой формой в товарообороте. [1]

где W – емкость складских помещений; З – товарный запас; Н – норматив плотности размещения товарного запаса на 1 м2 складского помещения; V – коэффициент неравномерности поступления товаров на склад; К – нормативный коэффициент использования объема складских помещений; h – высота склада; Мскл – площадь, предназначенная для складирования; Мобщ – общая площадь склада;

• удельный вес площади торгового зала (зала для посетителей) в общей площади предприятия:

где Мтз – площадь  торгового зала; Мобщ – вся площадь  магазина;

• пропускная способность предприятия:

• для интерактивного маркетинга – число web-сайтов, связанных с коммерческой деятельностью;

• число электронных магазинов;

• время, затрачиваемое покупателями на приобретение товаров: на дорогу в торговое предприятие и обратно, в очереди на обслуживание, на выбор товара, на отпуск товара, в расчетном узле (в предприятиях услуг: прием и оформление заказа на изготовление и ремонт изделия, на выдачу или исполнение заказа, на оказание услуги);

• число и удельный вес в общей численности универсальных, специализированных и смешанных предприятий:

где Nсп – число специализированных предприятий; Nобщ – общее число предприятий;

• коэффициенты плотности торговых предприятий:

(количество предприятий  или их площадь, места и т.п.  на 10 000 жителей);

• число транспортных средств, средств связи, информационно-вычислительной техники на одно предприятие (фирму) или на 1 млн. руб. оборота;

• число работников (всего, по специальностям и должностям), число работников на одно предприятие, 1 м2 площади, в том числе торгового зала, товарооборот на одного работника;

• количество оборудования, механизмов и другой техники (в том числе кассовой): по типам и видам, всего, на одно предприятие, на 1 млн. руб. оборота. [1]

2. Распределение торговых предприятий по их размеру

Распределение торговых и других предприятий по их размеру  характеризуется группировками предприятий по торговой площади (или другим показателям размера) с помощью данных специальных сплошных или выборочных обследований, а также торговых переписей. В эту группировку часто включают показатели товарооборота и прибыли, что позволяет определять не только место каждой размерной группы предприятий, но и их роль в продаже товаров, а также уровень их экономической эффективности.

В определенной мере распределение  предприятий по размеру зависит  от типа и размера поселения. Так, в больших городах более эффективны крупные и сверхкрупные предприятия. В малых поселениях эффективнее, как правило, сравнительно небольшие предприятия. Однако и в больших городах крупные предприятия, удаленные от мест проживания, должны быть разумно дополнены малыми предприятиями, максимально приближенными к жилью. Это показывает, что необходим региональный подход к анализу динамики и размера предприятий. [7]

Вопрос об оптимальности  размера предприятий рассматривается  в маркетинге. Известно, что при  определенных маркетинговых усилиях малые фирмы могут обеспечивать себе достаточный уровень эффективности. Высокая «отдача» товарооборота или прибыли с 1 м2 площади малого предприятия называется эффектом минивации. Он требует экономии управленческих расходов, направленного отбора ассортимента, индивидуализации работы с покупателем и других маркетинговых мероприятий, направленных на повышение уровня интенсивности использования своего потенциала. В условиях рынка нельзя безоговорочно утверждать, что эффективность — функция размера предприятия. Необходим дифференцированный подход к этой проблеме, учитывающий все аспекты деятельности малых и крупных предприятий.

Концентрация товарооборота  оценивается с помощью кривой Лоренца. Эта модель, которая строится по ряду распределения предприятий по размеру, позволяет отразить интенсивность укрупнения предприятий. Коэффициент концентрации имеет формулу: [7]

где di — удельный вес числа предприятий i-й группы;

      φi — кумулята i-й группы;

      n — число групп.

Анализ использования  внутренней площади предприятий  является важным компонентом изучения размера торговых предприятий и  предприятий услуг. Торговое помещение  магазина (за исключением мелкорозничной торговли) складывается из торгового зала, складских, подсобных и административных помещений, а также технических площадей. Исчисляется удельный вес торгового зала как показатель эффективного использования площадей:

где Мт. з — площадь торгового зала;

      Мобщ — вся площадь магазина.

 

 

3. Статистическое изучение рыночной инфраструктуры на основе метода группировок

Группировкой называется разделение множества единиц изучаемой совокупности по определенным существенным для них признакам. Группировка является одним из самых сложных в плане этапов статистического исследования. [2]

Причины, обусловливающие  необходимость проведения группировки и определяющие ее место в системе статистических методов, кроются в своеобразии объекта статистического исследования. Он представляет собой комплекс частных совокупностей, которые могут быть качественно и глубоко различны, обладать различными свойствами, степенью сложности, характером развития.

Итак, группировки являются важнейшим статистическим методом  обобщения данных, основой для  правильного исчисления статистических показателей.

С помощью метода группировок  решаются следующие задачи:

  • выделение социально-экономических типов явлений;
  • изучение структуры явления и структурных сдвигов, происходящих в нем;
  • выявление связи и зависимости между явлениями.

 

3.1. Виды статистических группировок

Статистические группировки  можно классифицировать по следующим  признакам: целям и задачам, числу группировочных признаков, упорядоченности исходных статистических данных (рис. 1).

В зависимости от цели и задач исследования статистические группировки бывают типологическими, структурными и аналитическими [6]

Типологическая группировка - это разделение исследуемой качественно разнородной совокупности на классы, социально-экономические типы.

Рис. 1

Типологические группировки  позволяют проследить зарождение, развитие и отмирание различных типов явлений (развитие различных форм собственности, формирование новых слоев населения). Данный вид группировки также дает возможность выделить в составе массового явления, т.е. его части, которые однородны по качеству и условиям развития, в которых действуют одни и те же закономерности, на которые влияют одни и те же факторы. [6]

При построении типологической группировки особое внимание уделяется идентификации типов и выбору группировочного признака. Вопрос об основании группировки должен решаться исходя из сущности изучаемого явления.

Информация о работе Метод статистических группировок в анализе рыночной инфраструктуры