Метод статистических группировок в анализе рыночной инфраструктуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 19:38, курсовая работа

Описание работы

Группировка позволяет сложные по своему составу совокупности распределять на группы; однородные по какому-либо существенному признаку, а также имеющие одинаковые или близкие значения группировочного признака. При этом для анализа чаще всего используются структурные, динамические и структурно-динамические группировки, сформированные по одному или нескольким признакам. В результате группировки выделяют социально-экономические типы как выражение конкретного общественного процесса, его форм и разветвлений, как выражение существенных черт, общих для множества единичных явлений.

Содержание работы

Введение 3
Теоретическая часть 4
Расчетная часть 20
Аналитическая часть 36
Заключение 42
Список использованной литературы 44

Файлы: 2 файла

Книга для вариант 13.xls

— 29.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Статистика вариант 13 курсовая.doc

— 693.50 Кб (Скачать файл)

 

 

Установим наличие и  характер связи между размером торговой площади предприятия и розничным товарооборотом на 1 м2 торговой площади.

1) Составляем аналитическую  группировку по торговой площади предприятия, для чего по каждому интервалу, определенному в задаче 1, находим:

- номера предприятий,  относящихся к группе и их  число;

- общую торговую площадь и общий товарооборот;

- среднюю по группе торговую площадь и средний розничный товарооборот на 1 м2 торговой площади.

Данные представим в  таблице 6.

Таблица 6

Интервалы по размеру торговой площади, м2

Номера пред-приятий

Число пред-прия-тий

Торговая площадь предприятия, м2

Розничный товарооборот на 1м2 торговой площади, руб.

Всего по группе

В сред-нем на одно пред-прия-тие

Всего по группе

В среднем на одно предприя-тие

[140…180)

7,9

2

319

159,5

48463,687

24231,8435

[180…220)

1,8,10,18,19,20,

21,30

8

1601

200,125

194345,416

24293,177

[220…260)

2,3,6,11,22,23,

24,25,28,29

10

2400

240

245080,155

24508,0155

[260…300)

5,12,13,14,15,

17,26,27

8

2240

280

213787,112

26723,389

[300…340]

4,16

2

640

320

60078,432

30039,216

Итого

 

30

7200

240

761754,802

25391,827


 

С увеличением размера торговой площади предприятия увеличивается розничный товарооборот на 1 м2 торговой площади, то есть можно сделать вывод о прямой зависимости между показателями.

 

2) Измерим тесноту  корреляционной связи между размером торговой площади предприятия и розничным товарооборотом на 1 м2 торговой площади с использованием коэффициента детерминации и эмпирического корреляционного отношения.

По условию задачи факторным является признак Торговая площадт предприятия (Х), результативным – Розничный товарооборот на 1 м2 торговой площади (Y).

Коэффициент детерминации равен  ,

где - общая дисперсия признака Y,

      - межгрупповая (факторная) дисперсия признака Y.

Общая дисперсия  равна , где

yi – индивидуальные значения результативного признака;

- общая средняя значений результативного признака;

n – число единиц совокупности.

В данном случае =25391,827; n=30.

Для расчета общей  дисперсии  применим вспомогательную таблицу 7.

Таблица 7

Вспомогательная таблица  для расчета общей дисперсии

№ предприятия

Розничный товарооборот на 1 м2 торговой площади, руб.

=

1

25000

153528,3979

2

22978,723

5823070,915

3

23111,111

5201665,473

4

29411,765

16159901,52

5

30465,950

25746724,22

6

22857,143

6424622,98

7

25000

153528,3979

8

23684,211

2915952,403

9

23463,687

3717723,86

10

24418,605

947161,0613

11

25600

43335,99793

12

22988,506

5775951,829

13

27272,727

3537784,81

14

26315,789

853705,7774

15

30100,334

22170038,17

16

30666,667

27823937,03

17

23131,673

5108296,104

18

27644,231

5073323,779

19

22222,222

10046395,86

20

20000

29071798,4

21

26376,147

968885,8624

22

24347,826

1089938,088

23

24166,667

1501017,026

24

26666,667

1625217,026

25

27799,228

5795579,575

26

25925,926

285261,7418

27

27586,207

4815303,584

28

25833,333

194927,548

29

21719,457

13486301,42

30

25000

153528,3979

Итого

 

206664407,2


 

Общая дисперсия равна  .

Межгрупповая дисперсия  равна  .

Для расчета межгрупповой дисперсии построим вспомогательную таблицу 7.

Таблица 7

Вспомогательная таблица  для расчета межгрупповой дисперсии

Интервалы по размеру торговой площади предприятия, м2

Число предприятий,

Среднее значение

в группе

[140…180)

2

24231,8435

2691123,441

[180…220)

8

24293,177

9656254,58

[220…260)

10

24508,0155

7811227,675

[260…300)

8

26723,389

14184458,88

[300…340]

2

30039,216

43196449,03

30

 

77539513,61


 

Межгрупповая дисперсия равна

.

Значит, или 37,52%.

37,52% вариации розничного товарооборота на 1 м2 торговой площади обусловлено вариацией размера торговой площади предприятия, а 62,48% - влиянием прочих неучтенных факторов.

Эмпирическое корреляционное отношение равно 

.

Полученное значение позволяет сказать, что розничный товарооборот на 1 м2 торговой площади зависит от размера торговой площади предприятия (чем значение ближе к 1, тем сильнее зависимость).

Диапазон изменения  η равен 0,5-0,7, значит, согласно Таблице Чеддока, связь заметная.

Оценим значимость полученных характеристик связи с помощью  дисперсионного F-критерия Фишера, который рассчитывается по формуле:

, где  - средняя арифметическая групповых дисперсий.

Fтабл. (α=0,05; k1=m-1=5-1=4; k2=n-m=30-5=25) = 2,76.

Так как Fрасч. > Fтабл., значит, коэффициент детерминации признается статистически  значимым с уровнем надежности 95%.

 

 

Задание 3

По результатам выполнения задания 1 с вероятностью 0,954 определите:

1) ошибку выборки среднего размера торговой площади предприятия и границы, в которых будет находиться средний размер торговой площади для генеральной совокупности предприятий;

2) ошибку выборки доли  предприятий с торговой площадью 260 и более м2 и границы, в которых будет находиться генеральная доля.

 

Решение:

1) Используем формулу предельной ошибки выборочной средней:

, где

 – выборочная дисперсия;

n – объем выборки (число изученных предприятий);

N – объем генеральной совокупности (общее число предприятий);

 – доля выборки в виде  десятичной дроби;

t – параметр распределения Лапласа, определенный из таблиц по заданной доверительной вероятности .

По условию задачи =1706,667; n = 30; =0,02 (2%). Из таблиц по = 0,954 находим t = 2.

.

Значит, границы генеральной  средней равны: ,

;    
.

2) Определим ошибку  выборки доли предприятий с торговой площадью 260 и более м2:

, где

t = 2 ( находим по таблице );

w – доля предприятий с торговой площадью 260 и более м2, w =

Границы, в которых  будет находиться генеральная доля, рассчитывается по формуле: .

0,333-0,170≤w≤0,333+0,170; 0,163≤w≤0,503.

Выводы:

  1. предел, в котором находится средний размер торговой площади предприятия, равен [ 225,067 м2; 254,933 м2];
  2. доля предприятий с торговой площадью 260 и более м2, составляет 33,3%;
  3. границы, в которых будет находиться доля предприятий с торговой площадью 260 и более м2, составляет 16,3% - 50,3%.

 

 

Задание 4

Инфраструктура потребительского рынка в регионе характеризуется следующими данными:

№ п/п

Показатели

Единица измерения

Периоды

базисный

отчетный

1

Торговая площадь предприятия

тыс. м2

400

420

2

Число предприятий

ед.

2500

2410


 

Определите:

1) средний размер торговой  площади предприятия за каждый  период;

2) абсолютные и относительные  изменения показателей, рассчитанных  и приведенных в условии задания,  расчеты представьте в таблице;

3) абсолютное изменение  торговой площади предприятий  вследствие изменения:

- числа предприятий;

- среднего размера  торговой площади предприятия.

Сделайте выводы.

 

Решение:

1) Средний размер торговой  площади в базисном периоде равен

400*1000/2500=160 (м2).

Средний размер торговой площади в отчетном периоде равен

420*1000/2410=174,274 (м2).

2) Рассчитаем абсолютные  и относительные показатели, результаты  расчетов оформим в виде таблицы:

Показатель

Базисный период

Отчетный период

Абсолютный прирост 

Темп роста 

Темп прироста 

Торговая площадь предприятия, тыс. м2

400

420

20

105

5

Число предприятий, ед.

2500

2410

-90

96,4

-3,6

Средний размер торговой площади предприятия, м2

160

174,274

14,274

108,92

8,92


 

3) Абсолютное изменение  торговой площади предприятий  равно

Δ=420*1000-400*1000=20000 (м2).

Абсолютное изменение  торговой площади предприятий вследствие изменения

- числа предприятий  равно 2410*174,274-2500*174,274=-15684 (м2);

- среднего размера  торговой площади предприятия

2500*174,274-2500*1600=35685 (м2).

Вывод: в отчетном периоде  по сравнению с базисным периодом произошло увеличение среднего размера  торговой площади предприятий с 160 м2 до 174,274 м2, при этом число предприятий сократилось на 90 единиц. Торговая площадь предприятий в отчетном периоде по сравнению с базисным увеличилась на 20000 м2, в том числе за счет изменения числа предприятий – сократилась на 15684 м2, а за счет изменения среднего размера торговой площади предприятия – увеличилась на 35685 м2.

Информация о работе Метод статистических группировок в анализе рыночной инфраструктуры