Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 19:38, курсовая работа
Группировка позволяет сложные по своему составу совокупности распределять на группы; однородные по какому-либо существенному признаку, а также имеющие одинаковые или близкие значения группировочного признака. При этом для анализа чаще всего используются структурные, динамические и структурно-динамические группировки, сформированные по одному или нескольким признакам. В результате группировки выделяют социально-экономические типы как выражение конкретного общественного процесса, его форм и разветвлений, как выражение существенных черт, общих для множества единичных явлений.
Введение 3
Теоретическая часть 4
Расчетная часть 20
Аналитическая часть 36
Заключение 42
Список использованной литературы 44
Установим наличие и характер связи между размером торговой площади предприятия и розничным товарооборотом на 1 м2 торговой площади.
1) Составляем аналитическую группировку по торговой площади предприятия, для чего по каждому интервалу, определенному в задаче 1, находим:
- номера предприятий, относящихся к группе и их число;
- общую торговую площадь и общий товарооборот;
- среднюю по группе торговую площадь и средний розничный товарооборот на 1 м2 торговой площади.
Данные представим в таблице 6.
Таблица 6
Интервалы по размеру торговой площади, м2 |
Номера пред-приятий |
Число пред-прия-тий |
Торговая площадь предприятия, м2 |
Розничный товарооборот на 1м2 торговой площади, руб. | ||
Всего по группе |
В сред-нем на одно пред-прия-тие |
Всего по группе |
В среднем на одно предприя-тие | |||
[140…180) |
7,9 |
2 |
319 |
159,5 |
48463,687 |
24231,8435 |
[180…220) |
1,8,10,18,19,20, 21,30 |
8 |
1601 |
200,125 |
194345,416 |
24293,177 |
[220…260) |
2,3,6,11,22,23, 24,25,28,29 |
10 |
2400 |
240 |
245080,155 |
24508,0155 |
[260…300) |
5,12,13,14,15, 17,26,27 |
8 |
2240 |
280 |
213787,112 |
26723,389 |
[300…340] |
4,16 |
2 |
640 |
320 |
60078,432 |
30039,216 |
Итого |
30 |
7200 |
240 |
761754,802 |
25391,827 |
С увеличением размера торговой площади предприятия увеличивается розничный товарооборот на 1 м2 торговой площади, то есть можно сделать вывод о прямой зависимости между показателями.
2) Измерим тесноту
корреляционной связи между раз
По условию задачи факторным является признак Торговая площадт предприятия (Х), результативным – Розничный товарооборот на 1 м2 торговой площади (Y).
Коэффициент детерминации равен ,
где - общая дисперсия признака Y,
- межгрупповая (факторная) дисперсия признака Y.
Общая дисперсия равна , где
yi – индивидуальные значения результативного признака;
- общая средняя значений результативного признака;
n – число единиц совокупности.
В данном случае =25391,827; n=30.
Для расчета общей дисперсии применим вспомогательную таблицу 7.
Таблица 7
Вспомогательная таблица для расчета общей дисперсии
№ предприятия |
Розничный товарооборот на 1 м2 торговой площади, руб. |
|
1 |
25000 |
153528,3979 |
2 |
22978,723 |
5823070,915 |
3 |
23111,111 |
5201665,473 |
4 |
29411,765 |
16159901,52 |
5 |
30465,950 |
25746724,22 |
6 |
22857,143 |
6424622,98 |
7 |
25000 |
153528,3979 |
8 |
23684,211 |
2915952,403 |
9 |
23463,687 |
3717723,86 |
10 |
24418,605 |
947161,0613 |
11 |
25600 |
43335,99793 |
12 |
22988,506 |
5775951,829 |
13 |
27272,727 |
3537784,81 |
14 |
26315,789 |
853705,7774 |
15 |
30100,334 |
22170038,17 |
16 |
30666,667 |
27823937,03 |
17 |
23131,673 |
5108296,104 |
18 |
27644,231 |
5073323,779 |
19 |
22222,222 |
10046395,86 |
20 |
20000 |
29071798,4 |
21 |
26376,147 |
968885,8624 |
22 |
24347,826 |
1089938,088 |
23 |
24166,667 |
1501017,026 |
24 |
26666,667 |
1625217,026 |
25 |
27799,228 |
5795579,575 |
26 |
25925,926 |
285261,7418 |
27 |
27586,207 |
4815303,584 |
28 |
25833,333 |
194927,548 |
29 |
21719,457 |
13486301,42 |
30 |
25000 |
153528,3979 |
Итого |
206664407,2 |
Общая дисперсия равна .
Межгрупповая дисперсия равна .
Для расчета межгрупповой дисперсии построим вспомогательную таблицу 7.
Таблица 7
Вспомогательная таблица для расчета межгрупповой дисперсии
Интервалы по размеру торговой площади предприятия, м2 |
Число предприятий, |
Среднее значение |
|
[140…180) |
2 |
24231,8435 |
2691123,441 |
[180…220) |
8 |
24293,177 |
9656254,58 |
[220…260) |
10 |
24508,0155 |
7811227,675 |
[260…300) |
8 |
26723,389 |
14184458,88 |
[300…340] |
2 |
30039,216 |
43196449,03 |
∑ |
30 |
77539513,61 |
Межгрупповая дисперсия равна
Значит, или 37,52%.
37,52% вариации розничного товарооборота на 1 м2 торговой площади обусловлено вариацией размера торговой площади предприятия, а 62,48% - влиянием прочих неучтенных факторов.
Эмпирическое корреляционное отношение равно
.
Полученное значение позволяет сказать, что розничный товарооборот на 1 м2 торговой площади зависит от размера торговой площади предприятия (чем значение ближе к 1, тем сильнее зависимость).
Диапазон изменения η равен 0,5-0,7, значит, согласно Таблице Чеддока, связь заметная.
Оценим значимость полученных характеристик связи с помощью дисперсионного F-критерия Фишера, который рассчитывается по формуле:
, где - средняя арифметическая групповых дисперсий.
Fтабл. (α=0,05; k1=m-1=5-1=4; k2=n-m=30-5=25) = 2,76.
Так как Fрасч. > Fтабл., значит, коэффициент детерминации признается статистически значимым с уровнем надежности 95%.
Задание 3
По результатам выполнения задания 1 с вероятностью 0,954 определите:
1) ошибку выборки среднего размера торговой площади предприятия и границы, в которых будет находиться средний размер торговой площади для генеральной совокупности предприятий;
2) ошибку выборки доли предприятий с торговой площадью 260 и более м2 и границы, в которых будет находиться генеральная доля.
Решение:
1) Используем формулу предельной ошибки выборочной средней:
– выборочная дисперсия;
n – объем выборки (число изученных предприятий);
N – объем генеральной совокупности (общее число предприятий);
– доля выборки в виде десятичной дроби;
t – параметр распределения Лапласа, определенный из таблиц по заданной доверительной вероятности .
По условию задачи =1706,667; n = 30; =0,02 (2%). Из таблиц по = 0,954 находим t = 2.
Значит, границы генеральной средней равны: ,
2) Определим ошибку выборки доли предприятий с торговой площадью 260 и более м2:
t = 2 ( находим по таблице );
w – доля предприятий с торговой площадью 260 и более м2, w =
Границы, в которых будет находиться генеральная доля, рассчитывается по формуле: .
0,333-0,170≤w≤0,333+0,170; 0,163≤w≤0,503.
Выводы:
Задание 4
Инфраструктура потребительского рынка в регионе характеризуется следующими данными:
№ п/п |
Показатели |
Единица измерения |
Периоды | |
базисный |
отчетный | |||
1 |
Торговая площадь предприятия |
тыс. м2 |
400 |
420 |
2 |
Число предприятий |
ед. |
2500 |
2410 |
Определите:
1) средний размер торговой площади предприятия за каждый период;
2) абсолютные и относительные
изменения показателей,
3) абсолютное изменение торговой площади предприятий вследствие изменения:
- числа предприятий;
- среднего размера торговой площади предприятия.
Сделайте выводы.
Решение:
1) Средний размер торговой площади в базисном периоде равен
400*1000/2500=160 (м2).
Средний размер торговой площади в отчетном периоде равен
420*1000/2410=174,274 (м2).
2) Рассчитаем абсолютные
и относительные показатели, результаты
расчетов оформим в виде
Показатель |
Базисный период |
Отчетный период |
Абсолютный прирост |
Темп роста |
Темп прироста |
Торговая площадь предприятия, тыс. м2 |
400 |
420 |
20 |
105 |
5 |
Число предприятий, ед. |
2500 |
2410 |
-90 |
96,4 |
-3,6 |
Средний размер торговой площади предприятия, м2 |
160 |
174,274 |
14,274 |
108,92 |
8,92 |
3) Абсолютное изменение торговой площади предприятий равно
Δ=420*1000-400*1000=20000 (м2).
Абсолютное изменение торговой площади предприятий вследствие изменения
- числа предприятий
равно 2410*174,274-2500*174,
- среднего размера торговой площади предприятия
2500*174,274-2500*1600=35685 (м2).
Вывод: в отчетном периоде по сравнению с базисным периодом произошло увеличение среднего размера торговой площади предприятий с 160 м2 до 174,274 м2, при этом число предприятий сократилось на 90 единиц. Торговая площадь предприятий в отчетном периоде по сравнению с базисным увеличилась на 20000 м2, в том числе за счет изменения числа предприятий – сократилась на 15684 м2, а за счет изменения среднего размера торговой площади предприятия – увеличилась на 35685 м2.
Информация о работе Метод статистических группировок в анализе рыночной инфраструктуры