Понятие государственного бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 18:08, курсовая работа

Описание работы

Практическая статистика государственных финансов обобщает данные и подготавливают статистическую информацию, необходимую для анализа и планирования деятельности учреждений государственного управления и выработки экономической политики.
В своей курсовой работе я постараюсь раскрыть тему государственного бюджета, рассказать о принципах его построения, бюджетной классификации, структуре бюджета. А так же проанализировать статистические данные исполнения бюджета за 2009год и сравнить его с предыдущими периодами.

Содержание работы

Введение
1. Теоретическая часть
2. Понятие государственного бюджета. Принципы бюджетной системы
Бюджетная классификация
Структура доходов и расходов государственного бюджета
Основные показатели и методы статистики государственного бюджета
3. Расчетная часть
4. Аналитическая часть (статистический анализ налоговых доходов)
5. Заключение
6. Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

статистика.docx

— 26.13 Кб (Скачать файл)

 

Оглавление

  1. Введение
  2. Теоретическая часть
    1. Понятие государственного бюджета. Принципы бюджетной системы
    2. Бюджетная классификация
    3. Структура доходов и расходов государственного бюджета
    4. Основные показатели и методы статистики государственного бюджета

3. Расчетная часть

4. Аналитическая часть  (статистический анализ налоговых  доходов)

5. Заключение

6. Список используемой  литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Государственный бюджет –  централизованный фонд денежных средств  государства, который является основным инструментом перераспределения национального  дохода; составляется на один финансовый год, который соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря.

Основные задачи статистики государственного бюджета состоят  в том, чтобы определить:

- структуру доходов   и расходов государственного  бюджета;

- общую величину доходов  и расходов государственного  бюджета, размер превышения расходов  над доходами (дефицит) или доходов  над расходами (профицит);

- источники финансирования  бюджетного дефицита;

- эффективность проведения  государством фискальной политики;

- влияние фискальной политики на экономический рост и уровень жизни населения.

Практическая статистика государственных финансов обобщает данные и подготавливают статистическую информацию, необходимую для анализа и планирования деятельности учреждений государственного управления и выработки экономической политики.

В своей курсовой работе я постараюсь раскрыть тему государственного бюджета, рассказать о принципах  его построения, бюджетной классификации, структуре бюджета. А так же проанализировать статистические данные исполнения бюджета  за 2009год и сравнить его с предыдущими периодами.

 

 

 

 

 

 

Теоретическая часть

  1. Понятие государственного бюджета. Принципы бюджетной системы

Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет – имеющий  силу закона финансовый план государства (роспись доходов и расходов) на текущий (финансовый) год.

 Бюджет как экономическая категория выражает систему императивных денежных отношений между государством и другими субъектами воспроизводства по поводу перераспределения части стоимости общественного продукта (главным образом, национального дохода) в процессе образования основного общегосударственного фонда денежных средств и его использования для удовлетворения наиболее важных на данном этапе развития потребностей общественного воспроизводства.

Как специфический финансовый план бюджет представляет собой юридически оформленный документ, в котором  в количественном выражении отражается процесс получения и перераспределения  государством денежных ресурсов, необходимых  для выполнения его основных функций.

Под бюджетным устройством  принято понимать организацию бюджетной  системы и принципы ее построения.

Бюджетная система РФ состоит  из бюджетов трех уровней:

  1. Федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды;
  2. Бюджеты субъектов РФ и территориальные внебюджетные фонды;
  3. Местные бюджеты и местные внебюджетные фонды.

Бюджетная система РФ основана на принципах:

    - единства бюджетной  системы РФ;

    - разграничения  доходов и расходов между уровнями  бюджетной системы;

    - самостоятельности  бюджетов;

    - достоверности  бюджета;

    - сбалансированность бюджетов;

    - эффективности  и экономности использования  бюджетных средств;

    - адресности и  целевого характера бюджетных  средств.

Принцип единства бюджетной  системы означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной  документации, санкций за нарушение  бюджетного законодательства, а также  единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной  системы, ведение бухгалтерского учета.

Принцип разграничения доходов  и расходов между уровнями бюджетной  системы означает закрепление соответствующих  видов доходов (полностью или  частично) и полномочий по осуществлению  расходов за органами государственной  власти РФ, местных бюджетов.

Принцип самостоятельности  бюджетов означает:

- наличие собственных  источников доходов бюджета каждого уровня;

- недопустимость компенсации  за счет бюджетов других уровней  потерь в доходах и дополнительных  расходов, возникших в ходе исполнения  законов (решений) о бюджете,  за исключением установленных  законом случаев.

Принцип эффективности и  экономности использования бюджетных  средств означает, что при составлении  и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств  должны исходить из необходимости достижения заданных результатов и использованием наименьшего объема средств или  достижения наилучшего результата с  использованием определенного бюджетом объема средств.

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств  означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных бюджетополучателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных  бюджетом расходов должен соответствовать  суммарному объему доходов и поступлений источников финансирования его дефицита.

Несбалансированность доходов  и расходов бюджета приводит к  возникновению дефицита (превышение расходов над доходами) или профицита (превышение доходов над расходами) бюджета.

 

 

  1. Бюджетная классификация

Бюджетная классификация  – это группировка доходов  и расходов бюджетов всех уровней  бюджетной системы РФ.

Доходы и расходы бюджетов разных уровней по своим характеристикам  очень разнообразны, именно поэтому  при составлении, рассмотрении, утверждении  и исполнении бюджетов необходимо обеспечить их сопоставление, систематизацию по однородным признакам, осуществляемую путем применения единой бюджетной классификации.

Согласно БК РФ (глава 4) бюджетная  классификация включает:

-  классификацию доходов  бюджета РФ;

- экономическую классификацию  расходов бюджетов РФ;

- функциональную классификацию  расходов бюджета РФ;

- классификацию видов  государственных внутренних долгов  РФ, муниципальных образований;

- классификацию источников  внутреннего и внешнего финансирования  дефицитов бюджетов РФ;

- классификацию видов государственного внешнего долга РФ и государственных внешних активов РФ;

- ведомственную классификацию  расходов федерального бюджета.

Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов  РФ и органы местного самоуправления вправе своими нормативными актами производить  дальнейшую детализацию объектов бюджетной  классификации, не нарушая общих  принципов построения и единства бюджетной классификации РФ.

 

 

 

 

 

  1. Структура доходов и расходов государственного бюджета

В бюджете находит свое отражение структура расходов и  доходов государства.

 Самым важным источником  государственных доходов являются  различные виды налогов, которые могут быть подразделены на три большие категории:

- налоги на расходы  частных лиц и корпораций в том числе и отчисления из заработной платы на социальное страхование;

- налоги на собственность.

- налоги на расходы,  в том числе налоги с продаж.

Налоги также классифицируются на прямые, которыми облагают непосредственно  индивиды и фирмы; и косвенные, это  налоги на товары и услуги.

Структура бюджетных расходов и доходов и удельный вес отдельных  статей в государственном бюджете  страны с рыночной экономикой выглядит приблизительно следующим образом  в  % (табл.1.1, табл. 1.2).

Таблица 1.1

Структура бюджетных доходов

Налоги, в том числе  акцизные сборы и таможенные пошлины

75-85%

Налоговые поступления: доходы от государственной собственности, государственной торговли

5-8%

Взносы в государственные  фонды социального страхования, пенсионный, страхования от безработицы

10-12%


 

 Источник: Агентство экономической информации «Прайм-ТАСС» (www.prime-tass.ru)

 

 

 

 

Таблица 1.2

Структура бюджетных расходов

Затраты на социальные услуги: здравоохранение, образование, социальные пособия.

40-50%

Затраты на хозяйственные  нужды; субсидии с/х, расходы на осуществление  государственных программ

10-20%

Расходы на вооружение и  материальное обеспечение внешней  политики

10-20%

Административно-управленческие расходы: содержание правительственных  органов, полиции, юстиции и прочих

5-10%

Платежи по государственному долгу

7-8%


Источник: Агентство экономической  информации «Прайм-ТАСС» (www.prime-tass.ru)

Расчет относительных  величин структуры за несколько  периодов позволяет выяснить структурные  сдвиги.

Идеальное исполнение государственного бюджета – это полное покрытие расходов доходами и образование остатка средств, т.е. превышение доходов над расходами. Образовавшийся остаток правительство может использовать при непредвиденных обстоятельствах, для долгосрочных выплат или перевести его в доход бюджета следующего года.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Основные показатели и методы статистики государственного бюджета

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Понятие государственного бюджета