Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 18:08, курсовая работа
Практическая статистика государственных финансов обобщает данные и подготавливают статистическую информацию, необходимую для анализа и планирования деятельности учреждений государственного управления и выработки экономической политики.
В своей курсовой работе я постараюсь раскрыть тему государственного бюджета, рассказать о принципах его построения, бюджетной классификации, структуре бюджета. А так же проанализировать статистические данные исполнения бюджета за 2009год и сравнить его с предыдущими периодами.
Введение
1. Теоретическая часть
2. Понятие государственного бюджета. Принципы бюджетной системы
Бюджетная классификация
Структура доходов и расходов государственного бюджета
Основные показатели и методы статистики государственного бюджета
3. Расчетная часть
4. Аналитическая часть (статистический анализ налоговых доходов)
5. Заключение
6. Список используемой литературы
Оглавление
3. Расчетная часть
4. Аналитическая часть
(статистический анализ
5. Заключение
6. Список используемой литературы
Введение
Государственный бюджет –
централизованный фонд денежных средств
государства, который является основным
инструментом перераспределения
Основные задачи статистики государственного бюджета состоят в том, чтобы определить:
- структуру доходов и расходов государственного бюджета;
- общую величину доходов
и расходов государственного
бюджета, размер превышения
- источники финансирования бюджетного дефицита;
- эффективность проведения
государством фискальной
- влияние фискальной политики на экономический рост и уровень жизни населения.
Практическая статистика государственных финансов обобщает данные и подготавливают статистическую информацию, необходимую для анализа и планирования деятельности учреждений государственного управления и выработки экономической политики.
В своей курсовой работе я постараюсь раскрыть тему государственного бюджета, рассказать о принципах его построения, бюджетной классификации, структуре бюджета. А так же проанализировать статистические данные исполнения бюджета за 2009год и сравнить его с предыдущими периодами.
Теоретическая часть
Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет – имеющий силу закона финансовый план государства (роспись доходов и расходов) на текущий (финансовый) год.
Бюджет как экономическая категория выражает систему императивных денежных отношений между государством и другими субъектами воспроизводства по поводу перераспределения части стоимости общественного продукта (главным образом, национального дохода) в процессе образования основного общегосударственного фонда денежных средств и его использования для удовлетворения наиболее важных на данном этапе развития потребностей общественного воспроизводства.
Как специфический финансовый
план бюджет представляет собой юридически
оформленный документ, в котором
в количественном выражении отражается
процесс получения и
Под бюджетным устройством принято понимать организацию бюджетной системы и принципы ее построения.
Бюджетная система РФ состоит из бюджетов трех уровней:
Бюджетная система РФ основана на принципах:
- единства бюджетной системы РФ;
- разграничения
доходов и расходов между
- самостоятельности бюджетов;
- достоверности бюджета;
- сбалансированность бюджетов;
- эффективности и экономности использования бюджетных средств;
- адресности и целевого характера бюджетных средств.
Принцип единства бюджетной системы означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, санкций за нарушение бюджетного законодательства, а также единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, ведение бухгалтерского учета.
Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы означает закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти РФ, местных бюджетов.
Принцип самостоятельности бюджетов означает:
- наличие собственных источников доходов бюджета каждого уровня;
- недопустимость компенсации
за счет бюджетов других
Принцип эффективности и
экономности использования
Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных бюджетополучателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов и поступлений источников финансирования его дефицита.
Несбалансированность доходов и расходов бюджета приводит к возникновению дефицита (превышение расходов над доходами) или профицита (превышение доходов над расходами) бюджета.
Бюджетная классификация – это группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.
Доходы и расходы бюджетов разных уровней по своим характеристикам очень разнообразны, именно поэтому при составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении бюджетов необходимо обеспечить их сопоставление, систематизацию по однородным признакам, осуществляемую путем применения единой бюджетной классификации.
Согласно БК РФ (глава 4) бюджетная классификация включает:
- классификацию доходов бюджета РФ;
- экономическую классификацию расходов бюджетов РФ;
- функциональную классификацию расходов бюджета РФ;
- классификацию видов
государственных внутренних
- классификацию источников
внутреннего и внешнего
- классификацию видов государственного внешнего долга РФ и государственных внешних активов РФ;
- ведомственную классификацию расходов федерального бюджета.
Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления вправе своими нормативными актами производить дальнейшую детализацию объектов бюджетной классификации, не нарушая общих принципов построения и единства бюджетной классификации РФ.
В бюджете находит свое отражение структура расходов и доходов государства.
Самым важным источником
государственных доходов
- налоги на расходы частных лиц и корпораций в том числе и отчисления из заработной платы на социальное страхование;
- налоги на собственность.
- налоги на расходы, в том числе налоги с продаж.
Налоги также классифицируются на прямые, которыми облагают непосредственно индивиды и фирмы; и косвенные, это налоги на товары и услуги.
Структура бюджетных расходов и доходов и удельный вес отдельных статей в государственном бюджете страны с рыночной экономикой выглядит приблизительно следующим образом в % (табл.1.1, табл. 1.2).
Таблица 1.1
Структура бюджетных доходов
Налоги, в том числе акцизные сборы и таможенные пошлины |
75-85% |
Налоговые поступления: доходы от государственной собственности, государственной торговли |
5-8% |
Взносы в государственные фонды социального страхования, пенсионный, страхования от безработицы |
10-12% |
Источник: Агентство экономической информации «Прайм-ТАСС» (www.prime-tass.ru)
Таблица 1.2
Структура бюджетных расходов
Затраты на социальные услуги: здравоохранение, образование, социальные пособия. |
40-50% |
Затраты на хозяйственные нужды; субсидии с/х, расходы на осуществление государственных программ |
10-20% |
Расходы на вооружение и материальное обеспечение внешней политики |
10-20% |
Административно-управленческие расходы: содержание правительственных органов, полиции, юстиции и прочих |
5-10% |
Платежи по государственному долгу |
7-8% |
Источник: Агентство экономической информации «Прайм-ТАСС» (www.prime-tass.ru)
Расчет относительных величин структуры за несколько периодов позволяет выяснить структурные сдвиги.
Идеальное исполнение государственного бюджета – это полное покрытие расходов доходами и образование остатка средств, т.е. превышение доходов над расходами. Образовавшийся остаток правительство может использовать при непредвиденных обстоятельствах, для долгосрочных выплат или перевести его в доход бюджета следующего года.