Общее понятие о расходах государственного бюджета и их классификация в системе государственных финансов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2015 в 12:19, курсовая работа

Описание работы

Расходы государственного бюджета – экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использованием по отраслевому, целевому и территориальному признакам. Расходы бюджета – затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций.

Содержание работы

Теоретическая часть
1.1 Общее понятие о расходах государственного бюджета и их классификация в системе государственных финансов (27)

2. Практическая часть
2.1 Задача. Составление бухгалтерской отчетности в системе информационного обеспечения финансового менеджмента
2.2 Задача. Расчет сумм налога на недвижимость и налога на прибыль
2.3 Задача. Оценка финансового состояния организации
2.4 Задача. Анализ и управление оборотным капиталом организации
Задача. Расчет дохода от облигации

Список литературы

Файлы: 1 файл

Финансы Могилев 27.docx

— 108.80 Кб (Скачать файл)

 

ВАРИАНТ №9

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

  1. Теоретическая часть

1.1 Общее понятие о расходах государственного бюджета и их классификация в системе государственных финансов (27)

 

2.  Практическая часть

2.1 Задача. Составление бухгалтерской отчетности в системе информационного обеспечения финансового менеджмента

2.2  Задача. Расчет сумм налога на недвижимость  и налога на прибыль 

2.3 Задача. Оценка финансового состояния  организации

2.4 Задача. Анализ и управление оборотным  капиталом организации

    1. Задача. Расчет дохода от облигации

 

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Теоретическая часть

 

1 Общее понятие о расходах государственного бюджета и их классификация в системе государственных финансов

 

Расходы государственного бюджета – экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использованием по отраслевому, целевому и территориальному признакам. Расходы бюджета – затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций.

Экономическая сущность расходов бюджета проявляется по их видам, каждый из которых обладает качественной и количественной характеристикой. Качественная характеристика позволяет установить экономическую природу и общественное назначение каждого вида бюджетных расходов, количественная – показывает их величину.

Активная роль государства в экономической жизни общества, осуществлении социальных преобразований обусловливает многообразие конкретных видов бюджетных расходов. Оно обусловлено рядом факторов:

– природой и функциями государства,

– уровнем социально-экономического развития страны,

– разветвленностью связей бюджета с народным хозяйством,

– формами предоставления бюджетных средств,

– административно-территориальным делением государства и т.д.

Сочетание этих факторов порождает ту или иную систему расходов бюджета любого государства на определенном этапе социально-экономического развития.

Для выяснения роли и значения бюджетных расходов в экономической жизни общества их классифицируют по определенным признакам. Существуют несколько признаков классификации расходов бюджета.

1. По их влиянию на процесс  расширенного воспроизводства выделяют  текущие и капитальные расходы  бюджета.

Текущие расходы связаны с предоставлением бюджетных средств юридическим лицам на их содержание и покрытие текущих потребностей. Эти расходы включают:

– закупка товаров и оплата услуг (заработная плата рабочих и служащих, начисления на заработную плату, приобретение предметов снабжения и расходных материалов, командировки и служебные разъезды, оплата транспортных услуг, оплата услуг связи, оплата коммунальных услуг, оплата текущего ремонта и содержание дорог и другие);

– выплата процентов (по займам и ценным бумагам, по внешнему государственному долгу);

– субсидии и текущие трансферты (организациям, предприятиям, финансовым учреждениям, выплаты пенсий и пособий, стипендий и др.).

Капитальные расходы представляют собой денежные затраты, связанные с вложением в основной капитал и прирост запасов. Они обеспечивают инновационную и инвестиционную деятельность. Капитальные расходы включают в себя:

– приобретение оборудования и предметов длительного пользования;

– капитальное строительство (жилищное строительство, строительство производственных строений, объектов социально-культурного и бытового назначения и др.);

– капитальный ремонт;

– создание государственных запасов и резервов;

– приобретение земли и нематериальных активов;

– капитальные трансферты;

– другие расходы.

2. По предметному признаку выделяются  следующие группы расходов:

– финансирование народного хозяйства;

– финансирование социально-культурных мероприятий;

– финансирование науки;

– финансирование обороны;

– содержание правоохранительных органов и органов государственной власти и управления;

– расходы по внешнеэкономической деятельности;

– создание резервных фондов;

– расходы по обслуживанию государственного долга;

– прочие расходы и выплаты.

Дополнительно к указанным группам расходов могут выделяться затраты на выполнение приоритетных общегосударственных программ.

Каждая из названных групп делится по ведомственному и целевому признакам.

Ведомственный признак позволяет выделить в каждой группе расходов соответствующие министерства, учреждения, юридические лица, получающие бюджетные ресурсы.

По целевому признаку бюджетные расходы делят на конкретные виды затрат. Важной проблемой осуществления целевых бюджетных расходов является их защищенность от обесценения в условиях высоких темпов инфляции на современном этапе развития экономики республики. Принцип защищенности предполагает финансирование ряда статей расходов бюджета в полном объеме с учетом их инфляционного увеличения. К защищенным статьям расходов относятся:

– заработная плата;

– начисления на заработную плату;

– трансферты населению (стипендии, пенсии, пособия, безналичные жилищные субсидии на удешевление стоимости коммунальных услуг и другие выплаты населению в соответствии с законодательством);

– продукты питания;

– медикаменты и перевязочные средства;

– проценты по государственному долгу;

– погашение государственного долга.

К незащищенным статьям расходов бюджета может быть применен механизм секвестра, заключающийся в пропорциональном сокращении расходов. К этим статьям может быть применен также и механизм блокирования, под которым понимается временная приостановка финансирования.

3. По территориальному признаку  выделяют:

– расходы республиканского бюджета;

– расходы местных бюджетов.

4. По субъектам финансирования  выделяют:

a) расходы на финансирование  юридических лиц. Они в свою  очередь делятся по отраслям, по ведомственному признаку, по  формам собственности, по видам  деятельности, по типам предприятий, по методам хозяйствования;

б) расходы для физических лиц:

– прямые – расходы, которые непосредственно перечисляются гражданам. Их группируют по слоям населения, по социальной принадлежности, по формам передачи.

– косвенные – финансирование происходит через датирование товаров первой необходимости.

Классификация расходов бюджета регулируется Законом РБ от 05.05.1998 № 158-З «О бюджетной классификации Республики Беларусь» (в ред. Закона РБ от 29.12.2006 № 189-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам бюджетной классификации»):

  1. Функциональная классификация – группировка расходов, отражающая направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства. Состоит из четырех уровней: первым уровнем являются разделы, определяющие расходование средств на выполнение функций государства; вторым уровнем являются подразделы, конкретизирующие в пределах разделов направление средств на осуществление деятельности государства в определенной области. Третьим уровнем функциональной классификации расходов являются виды расходов, детализирующие расходование средств на осуществление деятельности государства в определенной области в пределах подразделов. Четвертый уровень образует классификация по параграфам, которая применяется для детализации расходования средств на конкретные мероприятия и направления деятельности. [4]

В качестве примера рассмотрим следующую функциональную классификацию расходования бюджетных средств. Первым уровнем такой классификации является раздел «Здравоохранение», вторым – подразделы: «Медицинская помощь населению», «Санитарно-эпидемиологический надзор», «Прикладные исследования, научно-технические программы и проекты в области здравоохранения», «Другие расходы в области здравоохранения». Третьим уровнем функциональной классификации расходов подраздела «Медицинская помощь населению» являются расходы на организацию работы поликлиник, больниц, стационаров, обновление парка машин скорой помощи и т.д. Четвертый уровень образуют расходы бюджетных средств на конкретные мероприятия (например, приобретение и ремонт машин скорой помощи отдельно взятой больницы).

Пример функциональной классификации приведен в таблице 1.1.

 

Таблица 1.1 − Функциональная классификация расходов по разделам и подразделам

Раздел

Подраздел

Наименование разделов и подразделов функциональной классификации расходов

01

 

ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ РАСХОДЫ

02

 

НАЦИОНАЛЬНАЯ ОБОРОНА

03

 

ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ

04

 

НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

05

 

ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

06

 

ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ И ЖИЛИЩНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО

07

 

ЗДРАВООХРАНЕНИЕ

 

01

Медицинская помощь населению

 

02

Санитарно-эпидемиологический надзор

 

03

Прикладные научные исследования, научно-технические программы и проекты в области здравоохранения

 

04

Другие расходы в области здравоохранения

08

 

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА, СПОРТ, КУЛЬТУРА И СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

09

 

ОБРАЗОВАНИЕ

10

 

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА


Примечание. Источник [4]

 

  1. Ведомственная классификация – группировка расходов бюджета по государственным органам и организациям, которые являются распорядителями средств. Утверждается Министерством финансов РБ.
  2. Экономическая классификация – группировка расходов бюджета по их экономическому содержанию. Утверждается Министерством финансов РБ.
  3. Программная классификация – группировка расходов бюджета по утвержденным в установленном порядке программам и подпрограммам (мероприятиям). Такая классификация расходов утверждается Министерством финансов РБ и применяется в случае составления бюджетов по программно-целевому методу. [4]

Расходы на социально-культурные мероприятия включают затраты по финансированию таких отраслей непроизводственной сферы, как образование, здравоохранение, культура и искусство, социальное обеспечение, а также расходы на средства массовой информации, физкультуру и спорт, мероприятия по социальной защите граждан. Финансируя соответствующие учреждения, государство покупает их услуги, чтобы бесплатно предоставить населению. Таким образом, эти расходы участвуют в воспроизводстве человеческого капитала.

Расходы на оборону страны связаны с необходимостью обеспечивать функционирование оборонной промышленности, поддерживать боеготовность армии, разрабатывать новое вооружение, осуществлять социальную защиту военнослужащих и их семей.

Расходы на управление включают затраты на финансирование органов государственной власти и управления, отдельных категорий государственных служащих.

Важное значение в поддержании внутреннего порядка и предотвращении социальных конфликтов имеют расходы бюджета на правоохранительную деятельность.

Расходы на обеспечение государственной безопасности направлены на защиту внутренних и внешних интересов страны в различных сферах государственной деятельности.

При формировании рыночных отношений происходит трансформация качественных и количественных параметров государственного бюджета, а также переориентация направлений бюджетных ресурсов на новые приоритеты и потребности. Изменяется структура расходов бюджета.

Особое внимание в условиях развития рыночных отношений уделяется социальной защите наименее обеспеченных слоев населения. Это выражается в дополнительных расходах государства на мероприятия по повышению минимального уровня заработной платы, увеличению пособий, в том числе по безработице, выплате различного рода компенсаций и т.п.

Информация о работе Общее понятие о расходах государственного бюджета и их классификация в системе государственных финансов