Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 17:55, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение рынка ПИИ в России на современном этапе в совокупном рассмотрении с другими видами иностранных инвестиций, а также составления кратко- и среднесрочных прогнозов привлечения прямых иностранных инвестиций.
Задачи работы: раскрыть экономическую сущность прямых иностранных инвестиций, условия привлечения прямых иностранных инвестиций, описать основные этапы развития ПИИ в России, а так же оценить необходимость привлечения прямых иностранных инвестиций, уровень ПИИ в российской экономике на современном этапе и роль ПИИ в развитии экономики. И в заключение рассмотреть развития отечественной экономики при определенном вливании в нее прямых иностранных инвестиций.
Введение.............................................................................................................................3
1. Теоретические аспекты, раскрывающие сущность, условия и динамику прямых иностранных инвестиций..................................................................................................5
1.1. Экономическая сущность прямых иностранных инвестиций................................5
1.2. Условия привлечения прямых иностранных инвестиций.....................................10
1.3. Основные этапы развития ПИИ в России...............................................................19
2. Основные направления применения и использования прямых иностранных инвестиций в России...................................................................................................................................................23
2.1.Оценка необходимости прямых иностранных инвестиций...................................23
2.2 Уровень ПИИ в российской экономике................................................................34
2.3 Роль ПИИ в развитии экономики..........................................................................42
Заключение.....................................................................................................................47
Список литературы........................................................................................................49
Приложение....................................................................................................................50
С точки зрения страны
«догоняющего развития», интерес представляет
так называемая парадигма «летящих
гусей», разработанная японским ученым
Акамацу и дополненная другими
японскими экономистами — Озава
и Коджима.
Начальные элементы этой теории были разработаны в конце 20-х годов прошлого
столетия японским ученым Акамацу как
обобщенная теория экономического развития.
Он выделил три фазы развития отрасли,
каждая из которых характеризуется особой
зависимостью от мирового рынка:
Акамацу построил свою парадигму
на основе эмпирических наблюдений за
развитием текстильной
Раскрыв понятие прямых иностранных инвестиций, определив их общую задачу и черты, рассмотрев некоторые теории привлечения ПИИ, нужно отметить, что их влияние на развитие национальных экономик значимо и, среди общего объема иностранных инвестиций, они представляют собой достаточно крупное вложение.
1.2. Условия привлечения прямых иностранных
инвестиций.
Иностранное инвестирование происходит при наличии двух главных факторов: побудительных мотивов и регулирования. Каждый процесс вложения средств осуществляется и развивается в специфических и во многом неповторимых внутренних и внешних социально-экономических и политических условиях. Его импульсы и стимуляторы детерминированы гаммой факторов, которые в зависимости от комбинации определяют методы приложения капитала. Комплексность действия важнейших мотивов современного иностранного инвестирования требует применения многофакторного подхода к его исследованию. Это обусловлено тем, что, во-первых, на динамику поступления внешних средств одновременно влияют несколько основных факторов: политический, экономический (валютный, инфляционный, стоимостной, конъюнктурный), социальный, технологический и т.д. Во-вторых, эффект разных факторов проявляется не изолированно, а во взаимодействии. Практическая неограниченность и значительная вариантность круга их действия объективно обуславливают использование селективного подхода к выявлению важнейших из них при анализе побудительных мотивов осуществления иностранного инвестирования. Квалифицированность последнего и наличие четкой взаимозависимости с базисными экономическими параметрами (политическая и макроэкономическая стабильность, экономический рост, научно-технический прогресс, портфельное инвестирование, структура экономики, занятость, экспорт, платежный баланс, валютный курс, процентные ставки, инфляция и др.) требуют их учета при реализации внешнеэкономической политики. По имеющимся данным, за 1985 - 1995 гг. мировые потоки прямых иностранных инвестиций (ПИИ) увеличились в 5,5 раза - с 56,8 млрд. долларов до 314,9 млрд. долларов в том числе в развитые страны в 4,7 раза - с 43,1 млрд. до 203,2 млрд., в развивающиеся страны в 7,3 раза - с 13,7 млрд. до 99,7 млрд. и в страны Центральной и Восточной Европы в 604 раза с 0,02 млрд. до 12,8 млрд. долларов. Иностранное инвестирование сопровождается нарастанием открытости экономики стран для зарубежных инвесторов. На современном этапе интернационализации хозяйственных процессов повсеместно происходит либерализация регулирования иностранного инвестирования: в 1991 г. 35 стран ввели изменения либерального плана в свои инвестиционные режимы, в 1992 г. - уже 43, в 1993 г. - 57, в 1994 - 49 и в 1995 - 64 страны. Количество изменений, касающихся либерализации иностранного инвестирования, в эти годы соответственно: 80, 79, 101, 108, 106. В их структуре за 1995 г. 32 % изменений было связано с предоставлением стимулов, 30 % - условиями для производительного функционирования, 15 % - условиями участия в собственности, 9 % - увеличением гарантий и 4 % - ослаблением контроля. Закономерным фактором осуществления внешнего инвестирования является экономическая стабильность.
Существует четкая взаимосвязь между экономическим ростом и темпами поступления прямых иностранных инвестиций; некоторые исследователи считают рост в экономике принимающих стран решающим фактором для положительной динамики их потоков. В частности, увеличение валового национального продукта развивающихся стран в среднем на 1 % стимулирует подъем потоков ПИИ приблизительно на 10 млрд. долларов. Эволюция иностранного инвестирования привела к созданию международного производства. При нем существует тенденция к концентрации национальных предприятий в пределах территорий своих регионов, т.е. к группированию иностранных инвестиций вокруг страны базирования. В частности, США проводят инвестирование в Центральной и Южной Америке, европейские фирмы - в других европейских странах, включая Восточную Европу, японские инвесторы дислоцируются в ряде азиатских стран. Помимо уменьшения расходов на транспортировку, это детерминировано и определенными преимуществами, такими как языковые и культурные связи, сходство менталитетов, а также возможность более тесных контактов за счет экономии времени на поездки. При инвестировании, особенно в высокотехнологические отрасли, одним из важнейших факторов является использование интернализации. Последняя прежде всего практикует в условиях внутрифирменного международного производства транснациональных корпораций и в некоторой мере может служить обновлением их создания и принципом организации и роста любой фирмы. В ее рамках происходит проведение внешнеэкономических операций на внутренней основе - без изменения собственника на передаваемые ресурсы. Интернализация представляет лучший вариант в условиях быстрой изменяемости технологии. Преимущества в последней и сбыте определяют круг отраслей и фирм, которые будут проводить инвестиционную деятельность. Фактически ни одна фирма не могла бы нести дополнительные расходы в операциях при отсутствии связанных с правом собственности преимуществ над своими конкурентами. Увеличение объема ПИИ в данном аспекте определяется существованием ряда нематериальных преимуществ, которые с незначительными издержками можно перевести за границу; это позволяет обеспечить прибыльность таких инвестиций. Благодаря подобным нематериальным активам некоторые фирмы наращивают объемы своей деятельности и создают концентрированные промышленные структуры. Наряду с объективными факторами на развитие иностранных инвестиций существенное влияние оказывают и факторы субъективного порядка, включающие деятельность людей, общественных групп, политических сил, звеньев государственного аппарата. К ним также относятся действующее законодательство в сфере предпринимательской деятельности, государственные средства регулирования экономики и общая политическая стабильность. Уровень последней прямо детерминирует усиление или уменьшение объемов иностранного инвестирования. Прежде всего это касается развивающихся стран и стран с переходной экономикой. Считается возможным констатировать наличие долгосрочной зависимости между политической стабильностью принимающей страны и темпами притока (оттока) иностранных инвестиций. Реальным примером в данном контексте может быть Южно-Африканская Республика, которая в свое время достигла значительных успехов в привлечении ПИИ, однако из-за долгосрочного практикования апартеида и, как следствие, социальной нестабильности лишилась иностранного капитала, отток которого продолжался до 1994 года. В частности, политическая стабильность и социальный порядок ставились на первое место у зарубежных инвесторов при принятии решений относительно инвестирования в Тайване.
На втором месте была озабоченность отношением к иностранным инвестициям в стране (прежде всего, это касалось США и стран ЕС, которые недостаточно знали инвестиционный климат). Фактор стоимости рабочей силы имел значение лишь для японских инвесторов, что, на наш взгляд, также свидетельствует о необходимости учета для страны-реципиента менталитета страны базирования. Целесообразен также учет дифференциации менталитетов при осуществлении чисто инвестиционного процесса. Характерной чертой стратегии японских предпринимателей и инвесторов является ориентация на длительный период деятельности и использование долгосрочных кредитов. Поэтому при развитии производства им присуще не постоянное отслеживание котировок акций на фондовой бирже, а концентрация усилий на решении стратегических задач. В отличие от них, американские менеджеры находятся в тесной зависимости от размеров дивиденда и потому вынуждены сосредотачивать внимание на обеспечении максимальной текущей прибыли. Это также касается и менталитета принимающей страны. В частности, увеличение объемов японского инвестирования в Тихоокеанском регионе (прежде всего, в Южной Корее, Сингапуре, Малайзии и Таиланде) связано не только с наличием в них хорошо обученной и дисциплинированной рабочей силы, но и с легким восприятием ею японского менеджмента. Попытки национальных фирм перенести деятельность за пределы национальных границ могут быть объяснены агрессивными или защитными причинами: увеличением или защитой прибылей, удержанием рынка или проникновением на него. В целом выбор места инвестирования в принимаемой стране определяется на основе учета таких параметров, как размер рынка, обеспеченность факторами производства, расходы, степень развитости инфраструктуры, торговая политика, конкуренция, режим въезда и выезда, собственность, занятость и т.д. Инвестор выбирает место осуществления капиталовложений также с учетом характера соответствующей технологии, стратегии фирмы и своих представителей о степени риска и возможных прибылях. Одной из главных движущих сил иностранного инвестирования является стоимостной фактор. Его умелое использование обуславливает значительную выгодность вложения денежных средств для страны приложения капитала. Примером может быть политика Китая в сфере привлечения иностранных инвестиций, отличающаяся удачным использованием разницы в стоимости земли по сравнению с соседними странами. Благодаря этому эффективность капиталовложений в зоне Шаньчжень достигла 75 %.
Следует отметить, что
для выбора места приложения иностранных
инвестиций важное значение имеет наличие
дешевой неквалифицированной
Динамика иностранного инвестирования в значительной мере зависит от связей страны-реципиента с негосударственными международными организациями. Исследование мировой практики позволяет вывести неформальную зависимость, согласно которой инвестиции в то или иное государство начинают поступать после подписания соглашения с Международным валютным фондом и осуществления страхования. Важную роль в данном контексте играет и наличие внешней задолженности: значительная ее величина обуславливает более низкий уровень поступления внешних средств. Можно также выделить факторы, при которых иностранное инвестирование не осуществляется. Отсталость инфраструктуры, неразвитость сырьевой базы, внешняя задолженность, невысокий рейтинг кредитоспособности, обесценивание национальной валюты, низкие доходы потребителей, проблемы при репатриации прибылей, политическая нестабильность и т.д. уменьшают активность иностранных инвесторов. В то же время это определяется и спецификой экономической политики страны. Так, крайне незначительный приток ПИИ в Японию - 908 млн. долларов в 1994 году и лишь 39 млн. в 1995 году - объясняется как дороговизной рабочей силы и земли, так и откровенно протекционистской внутренней политикой в сочетании с экспансией за рубеж. Важное значение для осуществления иностранного инвестирования, а также системной трансформации и движения к рыночной экономике представляет проведение приватизации. Она проводится на фоне одновременного признания необходимости дальнейшей дерегуляции экономической активности и либерализации деятельности частного сектора. Вложение ПИИ через покупку или приватизацию происходит чаще, чем создание новых предприятий, и относится к числу наиболее распространенных и действенных форм иностранного инвестирования. Преимущественное большинство национальных фирм после абсорбирования ПИИ становится более конкурентоспособным; продажа активов иностранцам обуславливает немедленное поступление средств и, в конечном счете, ведет к дальнейшим инвестициям, реинвестированию прибылей и т.д. В современных условиях приватизационные процессы осуществляются, главным образом, в странах с переходной экономикой и развивающихся странах. В 1988 - 1992 гг. последние получили 60 млрд. долларов от продажи государственных активов. Крупнейшими получателями доходов от приватизации являются страны Латинской Америки 10,6 млрд. долларов в 1993 году и 7,7 млрд. долларов в 1994 году, что составляет наибольший удельный вес 37 % - в развивающихся странах. Второе место 6,2 млрд. долларов или 29,7 % - принадлежит странам Юго-Восточной Азии и Тихоокеанского региона. Продажа государственных предприятий в Европе и Центральной Азии в 1994 году оставалась на уровне 1993 года, ее совокупный объем в 1988 - 1994 годах составлял 16,3 млрд. долларов или 15 %.
Информация о работе Рынок прямых иностранных инвестиций в РФ