Рынок прямых иностранных инвестиций в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 17:55, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение рынка ПИИ в России на современном этапе в совокупном рассмотрении с другими видами иностранных инвестиций, а также составления кратко- и среднесрочных прогнозов привлечения прямых иностранных инвестиций.
Задачи работы: раскрыть экономическую сущность прямых иностранных инвестиций, условия привлечения прямых иностранных инвестиций, описать основные этапы развития ПИИ в России, а так же оценить необходимость привлечения прямых иностранных инвестиций, уровень ПИИ в российской экономике на современном этапе и роль ПИИ в развитии экономики. И в заключение рассмотреть развития отечественной экономики при определенном вливании в нее прямых иностранных инвестиций.

Содержание работы

Введение.............................................................................................................................3
1. Теоретические аспекты, раскрывающие сущность, условия и динамику прямых иностранных инвестиций..................................................................................................5
1.1. Экономическая сущность прямых иностранных инвестиций................................5
1.2. Условия привлечения прямых иностранных инвестиций.....................................10
1.3. Основные этапы развития ПИИ в России...............................................................19
2. Основные направления применения и использования прямых иностранных инвестиций в России...................................................................................................................................................23
2.1.Оценка необходимости прямых иностранных инвестиций...................................23
2.2 Уровень ПИИ в российской экономике................................................................34
2.3 Роль ПИИ в развитии экономики..........................................................................42
Заключение.....................................................................................................................47
Список литературы........................................................................................................49
Приложение....................................................................................................................50

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Скотникова 2.doc

— 377.00 Кб (Скачать файл)

Можно отметить еще один момент, согласно которому нарастание объемов приватизации (и, соответственно, открытости экономики) сопровождается расширением участия и повышением удельного веса зарубежных прямых и портфельных инвесторов в ней. Об этом свидетельствуют размеры внешнего финансирования приватизации в 1994 году, которое увеличилось на 13,1 млрд. долларов по сравнению с 11,8 млрд. в 1993 году. В целом в 1988 - 1994 годах зарубежное инвестирование обеспечивало почти 42 % (47 млрд. долларов) поступлений от приватизации, 63 % из которых - за счет прямых иностранных инвестиций. В последнее время в процессе иностранного инвестирования следует выделить возникновение обстоятельства субъективного плана - международного нарастания коррумпированности. Данный момент был особо подчеркнут во время работы секции менеджмента глобальных инвестиционных рисков на Всемирном экономическом конгрессе в США в сентябре 1996 года. Подкуп иностранных должностных лиц, решающих судьбу кредитов, международных тендеров и программ помощи, имеет тенденцию к распространению в международных экономических отношениях. Анализ условий развития иностранного инвестирования в первой половине 90-х годов свидетельствует, что оно сконцентрировалось в странах, регулировавших его привлечение. Это касается, прежде всего, стран, в которых были в наличии наиболее общие детерминанты: стабильная макроэкономическая политика, отсутствие повышения процентных ставок, высокий уровень национальных сбережений, значительное инвестирование в промышленность, относительно умеренный бюджетный дефицит, высокие темпы роста экспорта и небольшие ожидания поступления краткосрочного капитала, осуществление внутренних структурных преобразований (приватизации, либерализации законодательства, открытие рынков ценных бумаг для иностранных инвесторов, ослабления валютного контроля, сокращения задолженности). Конечно, к ним можно отнести и другие, однако именно эти являются определяющими.

 В свете сформированных  условий и анализа инвестиционно-предпринимательского  климата можно констатировать, что, развивающимся странам необходимо создавать политические, экономические и организационные условия для привлечения серьезных и эффективных внешних денежных средств в нужных объемах и формах. Существует ряд отрицательных обстоятельств, существенно сдерживающих иностранных инвесторов при вложении капиталов. К ним относятся слабая конвертируемость национальной денежной единицы; низкая платежеспособность предприятий и практикование ими бартера, во многих случаях не нужного зарубежному партнеру; медленные темпы приватизации, а также наличие значительного количества запрещенных к приватизации объектов; неразвитость фондового рынка; рост коррупции и преступности в экономике; низкая покупательная способность населения; политика национальных предпринимателей, пытающихся из-за боязни потери своих денежных средств размещать их в иностранных банках; отсутствие отечественного реального производственного инвестирования (что является важным индикатором для иностранных инвесторов); отток национального капитала за границу; отсутствие права частной собственности на землю и невозможность покупки последней. По этому, для эффективного привлечения иностранных инвестиций необходимо своевременно бороться со всеми приведенными выше негативными фактами, влияющими на экономику каждого государства, и создавать благоприятные условия для вливания иностранного капитала.

1.3. Основные этапы развития ПИИ в России.

 

 

Петру I принадлежит историческая заслуга в закладке российской промышленности. Он первый предложил западным промышленникам перенести свои технологии в Россию и в скором времени в Петербурге, Новгороде и Ярославле были заложены первые заводы. Последующие Романовы продолжили эту деятельность, справедливо полагая, что культурный, финансовый и технологический обмен с европейскими странами принесет России большую пользу. В течение 1895-1914 гг.  притоки иностранного капитала в Россию превосходили национальные инвестиции на 55-60% (для сравнения, сегодня доля ПИИ составляет всего лишь около 1-2%). Основными экспортерами ПИИ в Россию являлись Германия (1913: 28% ПИИ), Франция (19%), Великобритания (17%) и Бельгия (11%). В то время доминировали компании из Западной Европы; доля США в инвестициях в Россию была незаметной (1%).

Россия была зависима от зарубежных производственных технологий во всех секторах промышленности.   Западноевропейские  компании  участвовали   в   строительстве Транссибирской железной дороги, помогали в сооружении крупных металлургических и нефтехимических заводов и электростанций. Строительство российских пассажирских и военных кораблей и производство двигателей для отечественной автомобильной промышленности также являлось примером сотрудничества с западными компаниями. В отличие от настоящего времени Россия была чистым импортером сырья и экспортером готовой продукции. Западный капитал инвестировался не только в промышленность, но также и в розничную торговлю, в сферу финансовых услуг и транспорт.

Несмотря на то, что еще не существовало специального законодательства, защищающего иностранные инвестиции, благоприятный экономический климат начала XX века в значительной мере способствовал расширению западными компаниями  своей инвестиционной деятельности в России. Специальные законы по банковской деятельности, торговле и фондовым рынкам в полной мере защищали собственность иностранных компаний и гарантировали им репатриацию прибыли.

С приходом к власти коммунистов  ситуация резко изменилась. Возглавляемое Лениным новое Советское правительство вначале приветствовало ПИИ, так как считалось, что они способствуют промышленной модернизации страны. Создавались специальные концессии по разработке полезных ископаемых, в особенности в нефтяном секторе. В 1922 г. были созданы специальные комитеты, осуществляющие надзор за концессиями (при Госплане) и СП (при Комитете по труду и обороне). Но к концу десятилетия политика "частично открытых дверей" была отвергнута. После 1928 г. не было создано, ни одной новой концессии, а в период между 1920-1940 гг. многие крупные ТНК и вообще потеряли свою собственность в СССР.

Политика Сталина, Хрущева  и Брежнева привела к тому, что  к середине 80-х годов притоки  ПИИ упали до чрезвычайно низкого  уровня. Советское государство, пропагандируя экономическую самодостаточность, делало упор на развитие тяжелой промышленности и оборонного комплекса. Отрасли-поставщики, среди которых химическая промышленность и машиностроение, стали промышленными приоритетами СССР. Но в сравнении с индустриально развитыми странами Европы и Азии отсутствие конкуренции изолировало советскую промышленность и замедлило темпы ее развития. Производство потребительских товаров было в запущенном состоянии (это все еще остается "ахиллесовой пятой" и в посткоммунистической России).

При Горбачеве ситуация стала и вовсе критической. 19 августа 1986 г. Совет Министров издал специальный  закон о совместных предприятиях, посредством которого правительство  сделало попытку активизировать приток иностранных технологий, в особенности в сектор производства потребительских товаров. Иностранным компаниям было позволено контролировать не более 49% акций. Позже, специальным постановлением Совета Министров от 2 декабря 1988 г. этот потолок был поднят. По соглашению между партнерами, иностранное участие могло достигать 100%. А 6 марта 1990 г. вышел новый закон, согласно которому иностранным компаниям гарантировалось репатриация прибыли; владение землей и право компенсации (в случае экспроприации) советскую промышленность и замедлило темпы ее развития. Производство потребительских товаров было в запущенном состоянии (это все еще остается "ахиллесовой пятой" и в посткоммунистической России).

При Горбачеве ситуация стала и вовсе критической. 19 августа 1986 г. Совет Министров издал специальный закон о совместных предприятиях, посредством которого правительство сделало попытку активизировать приток иностранных технологий, в особенности в сектор производства потребительских товаров. Иностранным компаниям было позволено контролировать не более 49% акций. Позже, специальным постановлением Совета Министров от 2 декабря 1988 г. этот потолок был поднят. По соглашению между партнерами, иностранное участие могло достигать 100%. А 6 марта 1990 г. вышел новый закон, согласно которому иностранным компаниям гарантировалось репатриация прибыли, владение землей и право компенсации (в случае экспроприации).

Изначально для иностранных  компаний были выделены особые экономические  зоны, которые предлагали некоторые  финансовые, фискальные преимущества, а также льготные импортные пошлины. Последующие законы расширяли права, гарантии и усилили; механизмы зашиты иностранных компаний, предоставляя ТНК полную экономическую свободу, возможность портфельного инвестирования, долгосрочную аренду земли и свободу реинвестирования прибыли. И наконец, они получили равные права с отечественными инвесторами. Советское руководство стало рассматривать ПИИ как один из важнейших катализаторов процесса экономической реновации. В 1991 г. эти процессы полностью остановились, но уже через некоторое время возобновились снова после того, как Россия вступила в новую эру экономического развития в рамках рыночной экономики.

Привлечение иностранных  инвестиций, рассмотренное в исторических рамках, имеет большое значение, так как российскому государству свойственно повторять уже совершенные ошибки. По этому, оглядываясь на опыт необходимо делать выводы и развивать отечественную экономику с учетом совершенных ошибок. В кон. 19 – 20 вв. российская экономика была в значительной степени зависима от иностранных инвестиций, и в частности, благодаря этому, достигла значительных результатов. Советский режим кардинально изменил экономическую ситуацию, и как факт нужно подчеркнуть, что на момент вступления государства, на демократический путь развития, уровень экономики можно было сравнить со слабо развивающимися странами. По этому, скорее всего, правильно вложенный иностранный капитал, откроет новые перспективы для экономического развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Основные направления применения и использования прямых иностранных инвестиций в России.

2.1. Оценка необходимости прямых иностранных инвестиций.

С учетом последствий  многолетнего инвестиционного кризиса в России (объем инвестиций в основной капитал в сопоставимых ценах сократился за 1990—1999 гг. почти в пять раз, составив в 1999 г. 22% от уровня 1990 г.) одной из приоритетных задач на сегодняшний день остается привлечение российского и иностранного капитала в реальный сектор экономики. Наступивший мировой экономический кризис неоднозначно повлиял на вливание иностранного капитала в российскую экономику. По оценкам экспертов, для достижения устойчивого развития России необходимо изыскать в течение ближайших 20 лет более 2 трлн. долл. новых капиталовложений, или 100 млрд. долл. в год. Активное привлечение инвестиций из всех источников, включая прямые иностранные инвестиции, становится важнейшей общенациональной задачей, от решения которой зависит будущее российской экономики.

Потребность реального сектора российской экономики  в инвестициях растет, и в настоящее время нехватка инвестиций стала основным препятствием на пути экономического роста, парализующим многие реальные для России направления реструктуризации экономики, повышения конкурентоспособности товаров и услуг, роста экспорта и объемов импортозамещения, обеспечивающих увеличение доли отечественных товаропроизводителей на внутреннем рынке.

В течение  длительного времени для плановой экономики СССР было характерно последовательное снижение объемов ввода в действие основных фондов: 48% прироста в 1970 г. по отношению к 1965 г., 37% — в 1975 г. по отношению к 1970 г., 24% — в 1980 г. к 1975 г., 16% — 1985 г. по отношению к 1980 г. (в сопоставимых ценах). В составе вводимых основных фондов увеличивалась доля топливо - энергетического комплекса (12,1% в 1986 г. по сравнению с 8,7% в 1975 г.) при значительно меньших темпах ввода основных фондов в машиностроительном комплексе (8,8% в 1986 г. против 7,6% в 1975 г.). Научно-технический, прежде всего инновационный, потенциал военно-промышленного комплекса (ВПК) в «доперестроечный» период прирастал (в значительной мере за счет использования зарубежных технологий), тогда как прирост производственного аппарата гражданского сектора страны имел в основном технологически экстенсивный характер. В результате Россия унаследовала от СССР изношенные как физически, так и морально основные фонды гражданской экономики.

Либерализация цен, резкий отказ от привычных для  советской экономики государственного инвестирования и централизованного распределения ресурсов, всплеск инфляции и соответствующее обесценение оборотных средств предприятий, сбережений населения, открытие внутреннего рынка для импортных товаров, во-первых, обнажили неконкурентоспособность подавляющего большинства товаров и услуг российского производства и, во-вторых, привели к явной нехватке у большинства товаропроизводителей собственных средств для финансирования необходимых мероприятий по реконструкции и техническому перевооружению их производственного аппарата.

За годы реформ отсутствие прогрессивной инвестиционной политики государства и углубление негативных тенденций в инвестиционном процессе привели к дальнейшей деградации реального сектора экономики страны. Доля инвестиций в ВВП, физические объемы производства в отраслях инвестиционного комплекса (прежде всего в машиностроении и производстве строительных материалов) в 1997 и 1998 гг. сократились до одной трети объемов 1990 г. при среднем по промышленности падении объемов производства в два раза. В течение последующих 6 – 7 лет российская экономика стремилась к достижению уровня развитых стран, но на сегодняшний день, на мировом арене, ее все еще относя к категории развивающихся.

Выходом из этого положения  может стать значительные инвестирования в реальные секторы отечественной экономики. Возможны два стратегических варианта решения проблемы масштабного инвестирования.

Первый подход связан с преимущественной ориентацией  на государственные инвестиции, второй — на частный капитал, как российский, так и иностранный. Возможности первого подхода крайне ограниченны как с точки зрения небольших объемов таких инвестиций, так и с точки зрения их эффективности. Бюджетные источники финансирования весьма малы. К примеру, 1998 г совокупный объем бюджетных инвестиций в реальный сектор экономики был запланирован на уровне не порядка 130 млрд. руб. в ценах соответствующих лет (с учетом деноминации). Из этой суммы было реально профинансировано с учетом взаимозачетов только 53,4 млрд. руб. В условиях же жесткой необходимости финансировать приоритетные статьи бюджета — обслуживание внешнего долга и социальные нужды — можно сказать, что лишь весьма узкий перечень инвестиционных программ и проектов получает государственную поддержку. Кроме того, государственные инвестиции зачастую предоставляются предприятиям, имеющим наибольшие способности лоббировать решения административных органов, а не обеспечивающим максимальную эффективность капиталовложений.

Второй подход к решению проблемы привлечения  инвестиций в российскую экономику — ориентация на частный капитал, в том числе иностранный — представляется единственно реальным. Прежде всего, необходимо привлечение нового иностранного акционерного капитала, поскольку весьма ограниченное число российских предприятий может обеспечить достаточный объем ликвидных активов для того, чтобы претендовать на привлечение иностранных банковских кредитов.

Информация о работе Рынок прямых иностранных инвестиций в РФ