Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 17:55, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение рынка ПИИ в России на современном этапе в совокупном рассмотрении с другими видами иностранных инвестиций, а также составления кратко- и среднесрочных прогнозов привлечения прямых иностранных инвестиций.
Задачи работы: раскрыть экономическую сущность прямых иностранных инвестиций, условия привлечения прямых иностранных инвестиций, описать основные этапы развития ПИИ в России, а так же оценить необходимость привлечения прямых иностранных инвестиций, уровень ПИИ в российской экономике на современном этапе и роль ПИИ в развитии экономики. И в заключение рассмотреть развития отечественной экономики при определенном вливании в нее прямых иностранных инвестиций.
Введение.............................................................................................................................3
1. Теоретические аспекты, раскрывающие сущность, условия и динамику прямых иностранных инвестиций..................................................................................................5
1.1. Экономическая сущность прямых иностранных инвестиций................................5
1.2. Условия привлечения прямых иностранных инвестиций.....................................10
1.3. Основные этапы развития ПИИ в России...............................................................19
2. Основные направления применения и использования прямых иностранных инвестиций в России...................................................................................................................................................23
2.1.Оценка необходимости прямых иностранных инвестиций...................................23
2.2 Уровень ПИИ в российской экономике................................................................34
2.3 Роль ПИИ в развитии экономики..........................................................................42
Заключение.....................................................................................................................47
Список литературы........................................................................................................49
Приложение....................................................................................................................50
Для более детальной рассмотрения вопроса в отношению к прямым иностранным инвестициям необходимо выявить и сравнить потенциал и перспективы использования основных источников инвестирования.
Бюджетные инвестиции.
Бюджетные инвестиции не являются достаточными для масштабной реконструкции и технического перевооружения экономики в ближайшей и среднесрочной перспективе. Это связано прежде всего с ограниченностью бюджетных средств и с необходимостью обслуживать значительный объем внешней и внутренней государственной задолженности.
Рост внешней
и внутренней задолженности государства сопр
Как показывает практика, бюджетные инвестиции характеризуются достаточно низкой эффективностью даже в тех случаях, когда их предоставление происходит с соблюдением специальных условий отбора инвестиционных проектов, призванных обеспечить максимальную отдачу от капиталовложений. Это показало обследование 153 инвестиционных проектов, завоевавших по итогам конкурса право на получение государственных кредитных ресурсов на основании Указа Президента РФ № 1928 от 17.09.1994 «О частных инвестициях в Российской Федерации». Выделение соответствующих средств осуществлялось начиная с 2000 г. в целях поддержки высокоэффективных инвестиционных проектов, реализуемых частными инвесторами. Сроки осуществления проектов, предусмотренные бизнес-планами, были соблюдены только по 12 проектам из 153. По условиям конкурса срок окупаемости проектов не должен был превышать двух лет, однако на протяжении этого периода окупился только один проект. Полностью были реализованы только 34 проекта, еще 28 были реализованы частично. Не были соблюдены и условия возврата кредитов: доля погашенных кредитов в общем объеме вложенных средств составила всего 24,2% (по полностью профинансированным проектам — 26,9%, по частично профинансированным — 19,2%). Следует отметить, что государство также крайне неаккуратно выполняло свои обязательства. Объем государственного финансирования должен был составить 1,3 млрд. руб. (21,3% стоимости осуществления проектов), в то время как реально было выделено более чем в три раза меньше — лишь 0,4 млрд. руб. (6,5%). В результате финансовой поддержки не получил каждый второй проект — победитель конкурса.
Вместе с тем нужно признать, что потребность в бюджетном инвестировании реального сектора экономики страны в ближайшие 7—10 лет сохранится. В первую очередь речь идет о социально значимых и отраслях экономики, не перешедших пока на самофинансирование (и часто неспособных сделать это полностью), таких, как агропромышленный комплекс, жилищно-коммунальное хозяйство, здравоохранение, образование, культура. Это направление государственных инвестиций неспособно принести государству доход в прямой форме и является скорее затратным, чем прибыльным. Для формирования приемлемого инвестиционного климата в России в первую очередь нужны государственные инвестиции в развитие производственной и деловой инфраструктуры. Коммерческая эффективность таких проектов в ряде случаев может быть достаточно низка, но они открывают дорогу частному бизнесу.
В целом даже при полном понимании органами власти необходимости государственной поддержки экономики вряд ли централизованные капиталовложения в реальный сектор могут в ближайшие годы рассматриваться как основной источник средств для удовлетворения инвестиционных потребностей российских предприятий.
Кредиты коммерческих банков.
Инвестиционные возможности коммерческих банков России — потенциально важный источник инвестиций в реальный сектор экономики. Но на данном этапе развития мировой экономики в этой сфере нет реалных перспектив, так как в свете мирового экономического кризиса, наложен значительный отпечаток и на банковскую систему. Увеличение роли банков в кредитовании реального сектора предполагает решение двух важных задач. С одной стороны, необходимо серьезное реформирование деятельности предприятий, следствием которого может явиться повышение их прибыльности, в том числе за счет сокращения налоговой нагрузки, укрепления ответственности хозяйствующих субъектов по их обязательствам, включая обязательства по кредитам. С другой стороны, без дальнейшего укрепления и оздоровления банковской системы масштабное инвестирование со стороны банков в реальный сектор экономики также не представляется реальным. Решение этих двух задач потребует значительного времени. Поэтому изменение роли банковского сектора в инвестиции может произойти в лишь в среднесрочной и долгосрочной перспективе.
Собственные средства предприятий.
Собственные средства предприятий являлись в 90-х гг. главным источником инвестиций в основной капитал, хотя за 2000 г. их относительные объемы несколько снизились. Доля собственных средств предприятий в 1999 г. составила 52,4%, в 2000 г. — 46,1% (без субъектов малого предпринимательства). В последующие годы уровень инвестированных собственных средств изменялся в незначительном интервале. Однако объемы этих инвестиций явно недостаточны для поддержания и особенно расширения и модернизации производственных мощностей.
Сейчас в России действуют более 1000 тыс. предприятий малого бизнеса. Многие из них совершают значительную часть хозяйственных операций в «тени», так или иначе скрывая свои доходы, средства на оплату работников и прибыль с целью избежать чрезмерно больших платежей в бюджеты разного уровня. Их собственные средства при нормальной налоговой нагрузке могли бы составить весомый инвестиционный источник, поскольку предприятия этой группы стремятся к повышению конкурентоспособности выпускаемой продукции активнее, чем многие государственные и акционированные крупные предприятия, еще не отвыкшие от прошлой практики централизованных инвестиций за счет бюджета.
Портфельные российские инвестиции.
Покупка российскими предприятиями акций российских эмитентов пока имеет значение как средство в борьбе за передел собственности и за влияние в определенных секторах экономики, в ряде случаев в качестве привязки партнеров по производственному процессу, а не как прибыльного размещения свободных средств.
Средства населения.
Использование сбережений населения — серьезный источник инвестиционных ресурсов для осуществления реструктуризации и технологической модернизации реального сектора экономики страны. Потенциал этого источника оценивается различными специалистами в 10—30 млрд. долл. Следует при этом учитывать стойкое недоверие граждан России к государству, коммерческим банкам и корпоративным эмитентам ценных бумаг. Инвестиции в реальный сектор экономики сбережений населения стали несколько реальнее в 2005—2007 гг., но ввиду мирового экономического кризиса положение вновь усугубилось.
Портфельные иностранные инвестиции.
Портфельные инвестиции из-за рубежа, составлявшие незначительную долю в общих инвестициях, но возросшие возраставшие до кризиса, теперь снова сократились.
Привлекательность этого рынка сильно подорвана, и его восстановление потребует времени. Оно определяется во многом теми же факторами, что и для российских портфельных инвестиций с учетом того, что приток зарубежных портфельных инвестиций может ожидаться лишь при достаточно устойчивой стабилизации политической, социальной ситуации в стране. Но даже если в ближайшие два-три года будет существовать позитивная ситуации в этих областях, приток иностранных портфельных инвестиций не сможет привести к перелому ситуации в инвестиционной сфере.
Прочие иностранные инвестиции.
Внешнее финансирование экономики России, осуществляемое международными финансовыми организациями и правительствами зарубежных стран, оценивается за годы реформ в 25 млрд. долл. Эти средства были мало использованы для финансирования процессов реструктуризации и технического перевооружения реального сектора российской экономики, но существенно увеличили внешнюю задолженность страны, что ослабило дальнейшие возможности использования этих источников.
Кредиты международных финансовых организаций (в частности, Всемирного банка) и правительств зарубежных стран в перспективе могут рассматриваться как весомый источник инвестиций в России при условии использования средств для финансирования конкретных высокорентабельных или стратегически важных инвестиционных проектов, а не текущих потребностей, в том числе политического характера, или для так называемого нецелевого использования.
Зарубежные кредиты, получаемые правительством, могут при их предоставлении на возвратной основе быть инициаторами высокорентабельных инвестиционных проектов или при их использовании в различных схемах лизинга стать даже источником дополнительных доходов бюджета при условии наличия достаточно низких процентных ставок предоставления таких кредитов, соблюдения принципов проектного финансирования, соответствующего контроля над фактическим использованием средств.
В ближайшие годы, однако, масштабы возможного притока финансовых средств из этих источников не следует переоценивать. С одной стороны, затруднения России с погашением задолженности перед внешними кредиторами не позволяют надеяться на значительные дополнительные поступления из этих стран. С другой стороны, нарастающие тенденции к политизации деятельности международных финансовых институтов также неблагоприятны с точки зрения интересов российской экономики.
Таблица 1.
Поступление иностранных инвестиций в экономику России.
2003 г. |
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
Всего на конец 2007 г., всего | |||||||
|
млн. долл. |
% к итогу |
млн. долл. |
%к итогу |
млн. долл. |
%к итогу |
млн. долл. |
%к итогу |
млн. долл. |
% к итогу |
млн. долл. |
% к итогу |
Всего инвестиций |
29699 |
100 |
40509 |
100 |
53651 |
100 |
55109 |
100 |
120941 |
100 |
299909 |
100 |
прямые |
6781 |
35,0 |
9420 |
43,4 |
13072 |
28,6 |
13678 |
42,6 |
27797 |
40,4 |
50768 |
42,74 |
портфельные |
401 |
1,8 |
333 |
0,5 |
453 |
1,6 |
3182 |
2,3 |
4194 |
1,3 |
8563 |
1,13 |
прочие |
22517 |
63,2 |
30756 |
57,1 |
40126 |
69,8 |
38249 |
55,1 |
88950 |
58,3 |
2200598 |
56,13 |
Необходимо подчеркнуть, что прямые иностранные инвестиции представляют собой значительную часть иностранных инвестиций, при этом в большинстве случаев их качественное значение в значительной мере превышает количественные показатели.
Прямые иностранные инвестиции.
Прямые иностранные инвестиции потенциально являются важным источником удовлетворения инвестиционных потребностей экономики России. Это достаточно устойчивые вложения, менее подверженные влиянию изменений политической и социально-экономической ситуации в стране, воздействию международных финансовых кризисов, чем другие формы иностранных инвестиций.
Иностранные инвесторы, вкладывающие свои капиталы непосредственно в предприятия реального сектора экономики, самостоятельно или вместе с российскими партнерами — акционерами таких предприятий несут ответственность за прибыльность их использования, которая определяется как конкурентоспособностью применяемой ими технологии, так и уровнем организации производства, включая особенности маркетинговой стратегии и тактики, особенности управления персоналом, финансовыми потоками и другими характеристиками менеджмента. Это обстоятельство серьезно отличает привлечение ПИИ от использования зарубежных инвестиционных кредитов, которые перекладывают коммерческий риск кредитуемого проекта полностью на российского заемщика.
ПИИ расширяют возможности выхода на зарубежные рынки для продукции и услуг учрежденных ими предприятий, получения этими предприятиями кредитов зарубежных банков или гарантий банков по кредитам, выдаваемым в России, возможности обучения персонала на иностранных фирмах, способствуют интеграции экономики России в мировое хозяйство. Особая привлекательность ПИИ состоит в том, что наряду с финансированием инвестиционных процессов они несут технологические, в том числе инновационные, ресурсы для модернизации производственного аппарата страны-реципиента. Эта особенность ПИИ чрезвычайно важна для России, где технический уровень производства в большинстве отраслей экономики и конкурентоспособность продукции в настоящее время весьма отстают от зарубежных аналогов.
ПИИ вряд ли могут и не должны стать определяющим источником инвестиционных ресурсов для модернизации реального сектора российской экономики. У России есть собственный весомый финансовый, научно-технический и производственный потенциал. Но ПИИ могут и финансово, и, что особенно важно, технологически интенсифицировать процессы развития и тем самым сократить продолжительность болезненного переходного периода.
Информация о работе Рынок прямых иностранных инвестиций в РФ