Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 16:29, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Статистике"
Для сведения: в 2000 году было добыто около 1,88 млн. т нефти и 280 млн. м3 попутного газа. Следует отметить, что, по сравнению с 1997 годом, наметилась тенденция к увеличению добычи нефти (в 1997 было добыто 1,797 млн. т нефти и 275 млн. м3 попутного газа).
Торфяные ресурсы Беларуси значительно истощены вследствие интенсивного использования на предыдущих этапах экономического развития республики.
Общие прогнозные ресурсы торфа оцениваются в 3,0 млрд т. Для промышленной добычи пригодно 240 млн т. В настоящее время в республике используется 2204 тыс. тонн торфа, что соответствует 769,6 тыс. т условного топлива (т у.т.) (данные 2000 года).
Учитывая имеющиеся ресурсы торфа и то, что брикеты достаточно дешевый вид топлива, по-видимому, целесообразно поддерживать их производство на достигнутом уровне. Так как в связи с выработкой запасов на ряде действующих брикетных заводов в ближайшей перспективе возможно снижение объемов производства топливных брикетов.
Увеличение производства торфяного топлива возможно за счет добычи более дешевого (примерно в 2 раза), по сравнению с брикетами, кускового торфа. Объемы производства кускового торфа при соответствующей организации и закупке оборудования могут быть доведены к 2005 году до 500 тыс. т у.т.
Таким образом, при условии сохранения производства брикетов суммарное потребление торфа в качестве топлива в 2005 году может быть 1 млн. 100 тыс. т у.т., что составит 3,7%.
В Республике Беларусь довольно высок потенциал бурых углей. Запасы бурого угля выявлены на территории Белорусского Полесья. Наиболее изучены три месторождения – Житковичское, Бриневское и Тонежское. Общи запас бурых углей составляет 152 млн. т (37 млн. т у.т.), промышленные — 121 млн. т (29,5 млн. т у.т.)
На Житковичском месторождении подготовлены для промышленного освоения два месторождения с общими запасами 46,7 млн. т (11,4 млн. т у.т.), что Позволяет проектировать строительство разреза мощностью в 2 млн. т (488 тыс. т у.т.). Два других месторождения разведаны только предварительно.
Имеющиеся в Беларуси бурые угли низкокалорийные (теплота сгорания 1500-1700 ккал/кг), влажность — 55-60%, средняя зольность — 17-23%. В ближайшие 6-10 лет промышленные запасы бурых углей предполагается довести до 200 млн. т (48,8 млн. т у.т.), что позволит создать на их базе мощности по добыче в объеме 4 млн. т в год (~ 1 млн. т у.т.).
Имеющиеся бурые угли можно использовать в качестве коммунально-бытового топлива после подсушки и брикетирования в смеси с торфом или для получения генераторного газа. Если учесть проблемы с топливом в Республике Беларусь, то можно констатировать, что существует реальная необходимость в освоении месторождений бурых углей на территории республики.
В Беларуси достаточно велики запасы горючих сланцев. Общие запасы Любанского и Туровского месторождений Припятского сланцевого бассейна оцениваются в 11 млрд. т, промышленные — в 3,6 млрд. т, что соответствует 792 млн. т у.т. Наиболее изученными являются Туровское месторождение. Теплота сгорания этих сланцев — 1000-1600 ккал/кг, зольность — около 75%, выход смолы — 6-12%. Запасы сланцев с теплотой сгорания около 1600 ккал/кг составляют 475 млн. т (108,6 млн. т у.т.).
По своим качественным показателям сланцы не являются эффективным топливом из-за высокой зольности и низкой теплоты сгорания. Они требуют предварительной термической подготовки с выходом жидкого и газообразного топлива. Стоимость полученных энергоносителей при этом достаточно высока и приближается к мировым ценам на нефть. Учитывая, что в настоящее время наметилась тенденция к повышению цен на энергоносители, вероятно, есть смысл еще раз более тщательно проанализировать перспективы использования горючих сланцев с учетом имеющихся современных технологий.
В качестве реального замещения основных видов топливных ресурсов в Беларуси целесообразно использовать древесную массу: отходы деревообрабатывающего производства, маломерная и сухостойная древесина, кустарники и т.п.
Как показывает опыт, себестоимость тепловой энергии, полученной с использованием древесной массы (при учете конкретных условий), в 2-4 раза ниже по сравнению с экспортируемым углеводородным топливом. Таким образом, экономическая выгода от использования древесного топлива не вызывает сомнений. Следует заметить также, что, увеличивая объем сжигания древесного топлива, впрочем как и любого другого вида местного топлива, мы тем самым уменьшаем потребление дорогостоящего импортируемого углеводородного топливного сырья.
В настоящее время солнечную энергию используют в некоторых странах в основном для отопления, а для производства энергии - лишь в незначительных масштабах.
Ветряные мельницы давно зарекомендовали себя в качестве альтернативного источника энергии. Однако они эффективны и экономичны только для мелкого пользователя. К сожалению, энергия ветра пока еще не в состоянии давать электроэнергию в достаточных количествах. Солнечная и ветровая энергетика имеет серьезный недостаток - временную нестабильность именно в тот момент, когда она особенно нужна. В связи с этим необходимы системы хранения энергии, чтобы потребление ее могло быть возможно в любое время, но экономически зрелой технологии создания таких систем пока нет.
Различают два основных варианта использования энергии солнца: физический и биологический. При физическом варианте энергия аккумулируется солнечными коллекторами, солнечными элементами на полупроводниках или концентрируется системой зеркал.
При биологическом варианте используется солнечная энергия, накопленная в процессе фотосинтеза в органическом веществе растений (обычно в древесине). Этот вариант используется в странах с определенной долей лесистости. Например, Австрия планирует в ближайшие годы получать от сжигания древесины до 1/3 необходимой ей электроэнергии. Для этих же целей в Великобритании планируется засадить лесом около 1 млн. га земель, непригодных для сельскохозяйственного использования. Высаживаются быстрорастущие породы, такие, как тополь, срезку которого производят уже через 3 года после посадки (высота деревьев около 4 м, диаметр стволиков больше 6 см).
Проблема использования нетрадиционных источников энергии в последнее время особенно актуальна. Это, несомненно, выгодно, хотя подобные технологии и требуют значительных затрат. Один из примеров создания такой технологии - сооружение солнечной электростанции в калифорнийской пустыне. В 1996 г. там была построена высокая башня, заполненная тоннами соли. На ее крыше установлены 1900 солнечных батарей. Днем электростанция "питается" непосредственно от солнца, а в вечернее время, после его захода, соль, разогретая за день с помощью солнечных батарей до температуры 500оС, доводит до кипения воду, а последняя, превращаясь в пар, раскручивает турбины. Это первая в мире солнечная электростанция - прообраз будущих подобных электростанций, способных вырабатывать и хранить электроэнергию.
Подобные установки перспективны для регионов с постоянным снабжением солнечной энергии и в первую очередь густонаселенных стран третьего мира, таких, как Китай, Индия, где потребление энергии ежегодно возрастает на 10%.
Возведение таких
Что касается Республики Беларусь, то анализ скорости ветра на высоте флюгера для различных территорий республики показал, что средняя скорость ветра по республике не превышает 4,1 м/с. При таких скоростях энергетический потенциал ветра считается небольшим, если использовать традиционные конструкции установок.
В то же время Национальной академией наук (Институт проблем энергетики) совместно с Государственным комитетом по энергосбережению и энергетическому надзору Республики Беларусь и фирмой «Аэрола» разработана новая конструкция ветровой установки, которая позволяет получать неплохие энергетические характеристики при скоростях ветра 3-4 м/с.
По сегодняшним прогнозам вклад ветровой энергетики в общий энергобаланс республики в ближайшей перспективе предполагается незначительным.
Потенциал солнца как энергоисточника огромен. В настоящее время развитие разработок по использованию солнечной энергии идет по двум направлениям: фотоэнергетика и гелиоэнергетика. Первая связана с прямым преобразованием потока солнечной энергии в электричество, вторая — с утилизацией тепла с помощью активных и пассивных теплоиспользующих систем.
В целом вопрос широкомасштабного
использования солнечных
Важнейшим приоритетом государственной энергетической политики в Республике Беларусь наряду с устойчивым обеспечением страны энергоносителями является создание условий для функционирования и развития экономики при максимально эффективном использовании топливно-энергетических ресурсов (ТЭР).
Республика Беларусь
не располагает значительными
Республиканским органом государственного управления, уполномоченным Правительством Республики Беларусь для проведения государственной политики в сфере энергосбережения, является Комитет по энергоэффективности при Совете Министров Республики Беларусь. Основными задачами Комитета по энергоэффективности при Совете Министров Республики Беларусь являются:
— проведение государственной политики в сфере энергосбережения;
— осуществление государственного надзора за рациональным использованием топлива, электрической и тепловой энергии.
Стратегической целью деятельности в области энергосбережения является снижение энергоемкости внутреннего валового продукта (ВВП) и, как следствие, снижение зависимости республики от импорта ТЭР, что может быть достигнуто за счет:
— повышения эффективности использования энергоносителей в результате внедрения новых энергосберегающих технологий, оборудования, приборов и материалов, утилизации вторичных энергоресурсов и др.;
— структурной перестройки отраслей экономики и промышленности;
— оптимизации топливного баланса республики с увеличением доли местных видов топлива, нетрадиционных и возобновляемых источников энергии.
Основными принципами государственного управления в сфере энергосбережения являются:
* осуществление
* разработка государственных и межгосударственных научно-технических, республиканских, отраслевых и региональных программ энергосбережения и их финансирование;
* международное сотрудничество в сфере энергосбережения;
* приведение нормативных документов в соответствие с требованием снижения энергоемкости материального производства, сферы услуг и быта;
* создание системы
финансово-экономических
* повышение уровня
самообеспечения республики
* осуществление государственной
экспертизы энергетической
* создание и широкое
распространение экологически
* реализация демонстрационных
проектов высокой
* информационное обеспечение
деятельности по
* обучение производственного персонала и населения методам экономии топлива и энергии, подготовка кадров;
* создание других экономических,