Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 16:29, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Статистике"
Объектом изучения философии является система «мир↔человек». В своем объекте философия вычленяет предмет (наиболее важные стороны для исследования) – это предельные основания, принципы, связи, свойства и законы в системе «мир—человек—общество».
Широкий круг исследуемых в философии вопросов привел к тому, что уже на ранних этапах становления началась дифференциация философского знания. В результате, автономию приобрели такие философские дисциплины, как логика – учение о мышлении, этика – учение о морали, эстетика – учение о прекрасном и др. Основными разделами философского знания являются:
• онтология (греч. ontos – сущее, logos - слово, учение) учение о бытии, о первоначалах всего сущего, общих принципах и закономерностях его существования;
• гносеология (греч. gnosis- знание) – раздел философии, в котором изучаются проблемы познания;
• аксиология
(греч. axia - ценность) – учение о природе
и структуре ценностей;
• философская антропология (греч. anthropos - человек) – философское учение о человеке, его сущности и проблемах существования;
• социальная философия – раздел философии, описывающий особенности развития общества;
• история философии — раздел философии, в котором рассматривается развитие философских идей от древних времен до наших дней.
Структура
философского знания находится в
динамике. В современной философии
возникли и успешно развиваются
такие дисциплины как философия
права, философия техники, философия
глобальных проблем и др.
В истории философии всегда существовали попытки классифицировать разнообразие философских взглядов. Наиболее распространенный подход – классифицировать историю философии по географическому признаку. В данном случае выделяют восточную и западную философию. Внутри восточной философии называют древнеиндийскую, древнекитайскую, современную философию Индии и Китая. Классифицируя западную философию, дополнительно используют временной фактор, поэтому в ней выделяют античную философию, средневековую, философию Возрождения, Нового времени, Просвещения, современную западную философию.
Географический подход – подход по внешнему признаку, но существует множество классификаций по внутренним признакам, когда анализируют содержание философских учений.
Философия– это исторически изменяющаяся система фундаментальных знаний о бытии, познании, человеке, отношении человека к миру.
Философия
имеет большое значение как для
отдельного человека, так и для
общества в целом, поскольку является
основой для выработки
Знания– это разнообразные сведения о действительности.
Убеждения – уверенность человека в истинности своих знаний, приверженность определенным идеям, способность и готовность к жертвам ради этих идей.
Ценности– это отношение человека к различным жизненным явлениям.
Мировоззрение может быть как научным, так и ненаучным, прогрессивным или же консервативным, оптимистическим или пессимистическим и т.д. В каждую историческую эпоху формируется и существует господствующая форма мировоззрения.Например, в Древнем мире таковым было мифологическое мировоззрение, в Средние века доминировало религиозное мировоззрение, а в Новое время стало быстро набирать силу и укреплять свои позиции научное мировоззрение.
Древнейшим памятником культуры Индии являются Веды — сборник текстов, в котором изложено мифологически-религиозное представление о мире, человеке, морали и т.п. Собственно философское мировоззрение раскрывается в Упанишадах, одной из частей Вед. Основанием мира признается безличностный мировой дух Брахман, из которого происходит все. Бессмертная душа каждого человека после смерти тела неоднократно переселяется в другое тело до тех пор, пока она, достигнув совершенства, не сольется с мировым духом — Брахманом. Этот круговорот перерождений души обозначается термином «сансара». Высшим счастьем провозглашается избавление души от всяких мирских привязанностей и выход из колеса сансары – мокша. Цель человеческой жизни состоит в заботе о своем последующем перерождении, которое определяется законом кармы. Карма – это возмездие за все совершенное человеком, настигающее его в последующих жизнях. Воздаянием за неблаговидную жизнь может быть перерождение души в облике животного, растения. Поэтому важным понятием для индийской философии является «ахимса», которое обозначает запрет на убийство всего живого, единство всех форм жизни на Земле.
Формирование философских школ напрямую зависело от отношения к ведической традиции и характера ее переосмысления. Выделяют ортодоксальные (признающие авторитет Вед) и неортодоксальные (не признающие авторитет Вед) школы. К первым относят школы: миманса, веданта, йога и др., ко вторым — джайнизм, буддизм и чарвака – локаята.
Буддизм — философско-религиозное учение, основателем которого является Сиддхартха Гаутама, получивший имя Будды (Просветленного). Учение Будды сосредоточено на земном страдании и избавлении от него. В основе этого вероучения лежат «Четыре Благородные Истины»:
— праведное понимание, т.е. умение преодолевать иллюзии;
— праведные мысли и побуждения, т.е. необходимо избавиться от эгоизма;
— праведные слова, т.е. надо остерегаться пустых разговоров, сплетен, брани;
— праведное действие, т.е. нравственное поведение и др.
Восьмеричный путь — это путь самосовершенствования. Он ведет человека к освобождению от мирского страдания и обретению успокоения, к состоянию единства с космическим сознанием.
Оригинальность и мощь древнеиндийской философии оказала большое влияние на творчество крупнейших мыслителей Нового и новейшего времени: Вольтера, Руссо, Гегеля, Шопенгауэра, Ницше, Л. Толстого и др. В самой Индии многовековое духовное наследие всегда являлось источником вдохновения не только для философов, но и для таких выдающихся политических и общественных деятелей, как М. Ганди, Дж. Неру и др.
Специфическими чертами китайской философии, связанными с особенностями культуры китайской цивилизации, являются: 1) особая роль философии в социально-политической жизни. Философы в этот период нередко были министрами, послами, государственными чиновниками различного уровня. Поэтому для них характерна сосредоточенность на вопросах управления государством, этики, ритуала, политики; 2) практицизм теоретических поисков: философия должна способствовать самосовершенствованию человека и помогать управлению государством. Ценнейшим источником древнекитайской философии является «Книгаперемен», в которой представлена оригинальная система философских построений. Характерным является то, что человек, природа, Вселенная рассматриваются как единое целое, в котором все взаимосвязано и взаимообусловлено, но вместе с тем и пронизано переменами (отсюда и название книги).
Наиболее влиятельные философские школы Древнего Китая — даосизм и конфуцианство.
Основателем даосизма является Лао-цзы (VI—V вв. до н.э.). В трактате «Дао дэ цзин» он пытается объяснить основы построения и существования мира и найти принципы жизни, которым должен следовать человек. К числу основных категорий даосизма относятся философские понятия «дао», «инь-ян». Дао — это сверхчувственная реальность, являющаяся основой мира, всеобщим законом, которому подчиняется все существующее. Пара категорий «инь-ян» обозначает противоположные, циклически доминирующие во взаимодействии силы, начала Вселенной. Благодаря взаимодействию инь и ян, происходящему в любом объекте и явлении, в мире все находится в движении и изменении.
Этический идеал даосов ярко выражен в содержании принципа «у-вэй» — принципа «недеяния», который призывал к отказу от целенаправленной и преднамеренной активности по преобразованию мира, ведущей к нарушению естественного хода развития объектов и явлений. Несоблюдение всеобщего закона дао является причиной человеческих бед и несчастий. Принцип «недеяния», по мнению даосов, предполагает органичное вписывание, приспособление к естественному ритму жизни Космоса.
Конфуцианство — этико-политическое учение, основанное Конфуцием, возникло на рубеже VI—V вв. до н.э. Идеал конфуцианства — сильное государство и процветающее общество. Процветание общества связывалось с неуклонным поддержанием в нем традиций и нравственным совершенствованием людей. Поддержание образцового порядка в стране в свою очередь являлось, с точки зрения Конфуция, важнейшим условием сохранения космической гармонии — дао.
В связи с этим Конфуций основное внимание сосредоточивает на добродетелях, следуя которым люди могут жить в гармонии друг с другом и строить справедливое общество. Центральной добродетелью в его учении является «жэнь» – человеколюбие, которое проявляется в соблюдении «принципа взаимности» в отношениях к людям: «Чего не желаешь себе, не делай другим». Конкретным воплощением «жэнь» является «ли» — благопристойность, следование ритуалу и этикету. Конфуцианский ритуал держится на двух основаниях: почтительности к старшим и максимальном соответствии своему статусу. Для того, чтобы у людей различных сословий и выполняющих различные функции установились достойные отношения, необходимо честное выполнение каждым своего семейного, профессионального, гражданского долга. Важной категорией конфуцианства является «вэнь» — воспитанность, образованность человека.
Жэнь, ли, вэнь — качества идеальной личности, именуемой благородным мужем. Все учение Конфуция направлено на разъяснение того, как стать благородным мужем. Благородному мужу противостоит низкий человек. Он думает о выгоде, склонен к раздорам, не умеет переносить трудности. Никто не предопределен быть благородным мужем или низким человеком. Все зависит от труда индивида над самим собой.
Учение Конфуция сыграло важную роль в объединении китайского общества, во многом способствовало формированию уникального облика китайской цивилизации.
Античная
философия – это совокупность
учений, развивавшихся в
В отличие
от традиционалистской философии Древнего
Востока в философии Древней
Греции процесс ее становления опирался
на научно- практическое мышление, которое
подвергало сомнению мифологическое мировосприятие
и рождало рационально
В развитии античной философии можно выделить несколько этапов.
1) этап
становления древнегреческой
2) этап зрелости, классическая древнегреческая философия (V- IV вв. до н.э.) — учения Демокрита, Сократа, Платона, Аристотеля;
3) этап разложения, упадка, эллинистическая философия (III в. до н.э. – VI в.); философы — Лукреций Кар, Сенека, Марк Аврелий и др.
Отличительной
чертой ранних периодов
Материализм – это философское учение, считающее основой мира материальное начало. Первый древнегреческий философ Фалес основой мира считал воду, другие философы – огонь, воздух, землю или все названные стихии вместе.
Особый интерес представляет теория Демокрита. Демокрит высказал гипотезу о том, что основой мира являются мельчайшие, не воспринимаемые органами чувств, неделимые частицы вещества (греч. «атомос» - неделимый). Атомов бесконечное множество, они разные по размерам и форме. Атомы хаотично носятся в пустоте, из их случайных сцеплений образуются разнообразные объекты действительности. Особого рода атомы – огненные, чрезвычайно подвижные – являются носителями жизни и сознания. Эти атомы рассеяны по всей вселенной, поэтому все одушевлено. Но в наибольшей степени они сосредоточены в человеческом теле, где составляют примерно 50% массы. Поэтому человек самое разумное существо. Смерть наступает от потери большого количества этих атомов. Даже боги, по Демокриту, - и те состоят из атомов. Боги существуют в своих мирах и никакого влияния на наш мир и судьбы людей не оказывают.