Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 16:29, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Статистике"
1. Социология- наука о соц системах, их функц, законах,функциониров и развития соц систем и общностей.Объект-это всё то на что направлен познават деятели ислед-ля.Онрасмат как самоствещь,существ которой определено собствензакономер-ями и не связано нашим сознан.Объект изучен социологии – общество.Соц. исход из того что общество и обществ процессы реально сущ вне воли и вне сознан людей и развив по собствобъективн законам. Задачей исследовявл выделение некоторых общих закономерностей развития общества, с тем чтобы на их основе сформировать строгую универс систему соц науки. Соцявл не единств наукой имеющей общество объектом своего изучения. Доеёпоявл общество изуч философ, эконом,история и др. дисципл. Отличие между ними сложно объяснить. Их отличают представлен об общем объекте исследов, котор внутри каждой из них не явл одинаков. Эти отличия по сравнен с друг науками об обществе определ-ся предметом её познания.Выделяя предмет той или иной науки мы предлогаемуникальн присущ лишь ей способ интерпритац объекта. Предметнособен каждой дисциплины состоят в характерном для неё наборе ислед-ких проблем и вопросов, в устойчивой совокупности используемых методов в особенностях терминологии и профес лексики.
4.Основн задачи социологии, их иерархия.С появлением социологии открылись новые возможности проникновения во внутренний мир личности, понимания её жизненных целей, интересов, потребностей. Причём социология изучает не человека вообще, а его конкретный мир – социальную среду, образ жизни, социальные связи, социальные действия. Это позволяет понять и объяснить причины социального поведения или взаимодействия социальных общностей, групп, индивидов и их результаты. Тем более, что в современных условиях многие люди испытывают чувство страха, которое вызвано их неумением разобраться в сложных проблемах жизни, в социальных явлениях. Это препятствует их созидательной деятельности. Цель социологии состоит в том, чтобы помочь людям изменить в лучшую сторону общество, в котором они живут.
11.Програмасоциологичисследов.
Операционализация понятий и формулир гипотез открывают переход ко 2 методическ разделу програм. Он включает в себя: -определ общего плана исслед;- построен требуем планом типа выборки;- определосн процедур сбора и анализа исходных данных.
12.Метод
сбора социнформ:*Опросн метод-сбор
информоб изучаем обектепутём регистрации
ответов респондент на вопросы вытикающ
из целей и задач исследован. Её
использ когда необхполучить инф о сфере
сознан людей: их информирован, оценках
окруждействит-ти. Наиболраспр метод.
Преимущ:массовость,относит дешевизна,
универсал инф,возмиспользтехнич средств
для обраб получен данных. Недост:возможнвоздейств
на результ опроса со стороны исследов-ля.
2вида-анкетиров,интервью. *Метод наблюд-сбор
инф путем непосрвосприят и прямой регистрац
всех фактов, касающизуч объекта и значимых
с точки зрения целей исследов.Задачи:получдополн
инф об изучаем объекте,проверка данных,
получ другими исследов-ми, предварит
ознакамл с объектом для постррабочгипотез.Недост:
2 метода-традиц-
Количеств-извлеч инф из больш масс докум источников, трудно поддающтрадиц анализу.
3.Источники социологич информации.
вся информационная среда делится на три типа источников информации: документ, человек и предметно-вещевая среда. 1)Документ- Во всех современных обществах одним из важнейших средств оформления, фиксации, сохранения, передачи информации, обмена ею являются документы. В своем отношении к документам социология исходит из того, что они представляют собой важный источник социальной информации, и вместе с тем результат осмысления и определенного оформления знаний об определенной сфере, социальной структуре или ячейке общества, об их отношениях к другим структурам, сферам и ячейкам. А.Д. позволяет социологу выявить определенные особенности, свойства и взаимосвязи тех или иных социальных явлений и процессов, специфику включения в них различных индивидов, групп и общностей, распознать нормы, ценности, идеалы, которыми руководствуются на различных этапах развития общества и в различных социальных ситуациях, проследить динамику развития тех или иных социальных слоев и групп, их взаимоотношений друг с другом, а также с гос-вом, культурой, религией, политическими партиями и т.п., выявить основные тенденции и пропорции социального развития.(анкеты, опросные листы, бланки интервью, тесты, протоколы наблюдений, данные контент-анализа, выраженные в форме отчета.)
2) Предметно-вещевая среда- обстановка, которая нас окружает. Предметы и вещи могут рассказать о событиях иной раз не меньше, чем человек. Главный вопрос для журналиста: где отыскать эти источники. (1. Брифинги ;2. Презентации .3. Пресс-конференции .4. Пресс-релизы – специальные сводки сообщений для прессы о существенных фактах в той или иной сфере действительности;5. Специальные информационные бюллетени о текущих событиях той или иной сферы деятельности.6. Экстренные сообщения по факсу или электронной почте, поступающие в органы массовой информации от пресс-секретарей, пресс-служб. )
3) информационные агентства- информационные службы обеспечивают журналистскую деятельность, поставляя им «сырой», фактический материал, материал оформленный по типу жёсткой новости, но сами они, как правило, не вступают в контакт с аудиторией.
4) Человек является ключевым звеном в системе информационных источников. Действительно, человек, с одной стороны – свидетель или участник
происходящих вокруг нас событий и потому выступает в качестве носителя информации об этих событиях. С другой стороны, он держатель информации о себе, о своём внутреннем, неповторимом мире. И, наконец, он транслятор
информации, полученной от других.5) Интернет как источник журналистской информации.
13.Анкетн
опрос- метод сбора перв инф посредств
заполнен респондентом анкеты.Анкета-объед
един исслед замыслом система вопросов
направл на выявл характеристик исследов.
Опрос расчит на широк аудитор и на колич
методы обрабинф.Виды опроса:1)раздаточн
–когда анкета раздреспонд для индивид
заполн,2)почтов – рассылпотенцреспонд
по почте.(электрон опрос)+ низкая стоимость,
относит простата организ,возможностиодновремен
охвата широких территорий.3)прессовые-
по средств публикации анкеты в прессе.+те
что и у почтовприболеенизк с/с. – проблематичн
возвращен заполн анкет.4)телеф – обзванивреспонд.+
5.Функции соц:*Позновател –направл на изучен и понимание общест его структ, особенвзаимод в обществе индивидов и соц групп. Отвеч на вопрос Каково общ в котором мы живём.*Описател –предлог иследов-люопредел систему теорий, понятий, категор, а также правил описания, отраж особенности соцреальн.Отвеч на вопр Что происх в общ.*Объясн – даёт научн объяснение соцявлениям,событиям,процессам на основе выявленных тенденций и закономерностей.Отв на вопр Почему всё происх так а не иначе.*Прогностич – выявление на основе познан тенденций и закономерностей соц развития возможных вариантов состоян общ. Отв на вопр –Что может произ в будущ.*Управленч – связана с прикладн её уровнем, в рамках которого ислед-сяопределсоц проблемы, и на основе их анализа, выявления тенденций их развития, вырабатываются и предлог практические рекомендации по их решению. Отв на вопр Как лучше эффективнуправлсоц процессами.
2.Уровни,структура,
16.Ошибки формулиров вопрос анкеты. 1)Неопределенность понятий-социологу введенные категории кажутся слишком очевидными и однозначными только потому, что он лично к ним привык и, составляя анкету, не учитывает, что в общественном мнении данная категория может не быть зафиксирована именно в том значении, которое подразумевал автор исследования.2) Неконкретность- При изучении фактов для получения сопоставимой информации довольно часто требуется конкретизация места, времени и субъекта, по отношению к которым фиксируется информация.3) Неоднозначность- К сожалению, слишком часто в анкетах встречаются вопросы, формулировки которых подразумевают два, а то и больше собственно вопросов. Ниже приводятся примеры довольно типичных формулировок сочетания двух вопросов, на которые обычно предлагается только одна шкала ответов. Ниже приводятся примеры формулировок вопросов, задуманных и оформленных авторами как один вопрос, а на самом деле заключающих в себе несколько вопросов, на которые респондент не имеет возможности дать ответы.4) Тенденциозность- В некоторых случаях пояснения к вопросу являются не необходимой конкретизацией, а подсказкой к ответу, отражающей авторскую гипотезу. Это так называемые «тенденциозные вопросы». Такие вопросы, содержащие тенденциозные пояснения в своей формулировке, являются «слишком однозначными», поскольку их результат можно с уверенностью предсказать заранее. Однако этот результат не представляет собой реальную информацию, а является следствием методической ошибки
14.Структура анкеты:1)Вводн часть-содерж просьба принять участ в опросе, инстр по заполнен и благодарн за участие.2)Контактн вопросы-задача заинтерис, ввести в курс проблемы.3)Основн часть-содержвопр по ислед проблеме.4)Паспортичка-данные о личнреспондента.Разновидн вопросов:*Основн вопрос-получбольш часть интерес его инф.(открыт-сформ ответ самост, закрыт-выбир из предлож, полузакр- есть ответ другое,альтернат-да или нет)*Контрольн – использ для проверки надежности ответов.*Вопрос фильтры-примен в тех случ когда иском инф может быть получ только от некоторой части опрашив.*Заключ–снять психол напряжен.
9. Виды социследов .Социсслед - это сист логически последов, методологич, методич и организац-технических процедур,подчин единой цели: получить точные объектив данные об изучаемом соц явлении./ Исслед начинается с его подготовки: обдумыв целей, программы, плана, определ средств, сроков, способов обработки и т. д. /2этап - сбор первичсоц информации. Это собранные в различной форме необобщенные сведения - записи исследователя,выписки из документов и т. д./3 этап - подготовка собран в ходе социсследов информации к обработке на ЭВМ, сост программы обработки,самаобраб на ЭВМ./4 этап - анализ обработанн информации, подготовка научного отчета по итогам исслед, формулировка выводов и рекомендаций для заказчика, субъекта управления.
Вид соц исследования предопределяется характером поставленных целей и задач, глубиной анализа соц процесса и т. д. Различают 3 основных вида соц исследования:
1) разведывательное исслед
- самый простой вид соц анализа,
15.Требования к оформлению анкеты: Графичоформ анкеты: четк шрифт, достаточ место для записи свободн ответов, стрелки-указатели переходов от вопроса-фильтра к другим вопрос,поряд вопрос от прост к сложн, от общих к специал,отнеобязыв ни к чему к диликатным, вопросы-иллюстр помимо своей основнпознават функции реш еще и методич задачу: разнообр технику заполн анкеты, снижают ее монотон, уменьш психолог нагрузку,числовопр в анкете обычно не 30-40, Формул вопросов должна соотвисследов задаче, Содерж ясные для респонд термины и понятия. А сама анкета должна соответствозможнреспонд как источника информ. Логич контроль анкеты-позвол проверить ее на соответ научным критериям качества.( правильнформулир вопрос и правильн компоновки всей анкеты, ее композиц.)
10. Этапы социсследов :
1. Подготов: на этом этапе происходит разработка программы исследования– это систематизиров изложение теоретико-методологич предпосылок, общей концепции исследовател проекта в соотв с основн целями и задачами предпринимаем работы, методич и процедурн основ ее выполнения, выдвигаемых гипотез и логич последов операций их проверки.
2. Основной: включает в себя проведение самого исследования. Цель- общая направлен социологичисследов,