Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 16:29, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Статистике"
определяющая его характер и ориентацию.
Программа исследов должна чётко отвечать на вопрос: на решение какой проблемы и на получение какого результата ориентир данное исследов? Задачи-совокупнконкрет целевых установок, направл на анализ и решение проблемы.
3. Завершающий: идёт обработка, анализ данных, а так же формирование
выводов.
17.Преимущ и недост анкетного опроса. Преимущества:1) предоставляет возможность получить обширную информацию о изучаемых социологами объектах самого различного рода и качества.2) позволяет мысленно моделировать многие из нужных исследователю ситуаций, апеллируя к внутренним механизмам человека, его опыту. 3) дает возможность проникнуть во внутренний мир людей и узнать об их мотивах, оценках, стремлениях, планах и т.д 4) достаточно экономичен в сравнении с другими методами исследовании. 5) результаты анкетного опроса поддаются различным видам математической обработки, что при современных компьютерных программах дает исследователям широкие возможности.Недостатки: анкетный метод более пригоден для установления простых внешних фактов, чем для постановки сложных психологических проблем; он не дает сколько-нибудь надежных данных для их разрешения.
19.Виды интерв:*Индивидуал-осущ в беседе (с глазу на глаз),*Группов- обращение к группе респонд, но выслушив их ответы индивид,*Панельное- повторное интервюиров одних и тех же респонд по одним и тем же вопросам через определ промеж времени.,*Фокусирован- сбор инф по сугубо конкретному вопросу, связан чаще всего с изучением влиян СМИ. По стратег и техн проведен:-Свободн-бесед провод по общей прогрисследов без строг детализации вопросов.Особенно результативны такие интер на стадии разраб и уточнен проблемы исследов, формир гипотез, -Стандартиз-беседу по жестко фиксироввопросн, где вопрос сопровожд столь же четко сформулир вариант ответов на них, -Полустандартиз- сочетает особен обоих видов и применяется в основн при экспертн разновидности опроса.
25. Требов к провед наблюден. Процесс исследсоц явления методом наблюд условно можно представить в виде след последоват шагов:* формулир проблемы, описание объекта наблюд, определ задач;* опред единиц наблюд и индикаторов изучаемых аспектов поведения;*разраб языка и системы понятий, в терминах которых будутописыв результаты наблюд; опредвыборочн процедур в ситуациях, когда имеется возможн сделать отбор из множества наблюд;* подготтехничдокум для фиксации наблюд явления(карточки, бланки протокол, кодировочн бланки и т. п.);* запись результнаблюд;* анализ и интерпретац данных;
*подготовка отчёта и выводов по итогам исследов.
26. Достоин и недостат наблюдения. Главное достоис состоит в том, что он даёт возможн уловить детали данного явления, его многогранность,гибкость, дешевизна.
Среди недост редко
может быть применён к наблюд больших
совокупностей, возможннеоправданвмешателиссле
18.Интервью- проводим по определ плану беседа, предполаг прямой контакт интерв-ра с респон-ом, причём запись ответов ведётся
либо интерв-ом, либо на какой либо носитель инфор (диктофон).Позвол прямо по ходу собеседов задавать дополн и уточняющие вопросы.Ещё в больш степени чем в анкети есть возможн влиять интерв-ра на ответы респонд.Из-за этого роль интерв могут исполн лишь опытн, квалифиц спец-ты.
30.Социометрия, критерии.Социометрический метод – это метод опроса, направляемых на выявление межличностных отношений путем фиксации взаимных чувств симпатии и неприязни среди членов группы (в учебном коллективе). В основе лежат критерии, формулируемые в виде вопросов, ответы на них и служат основанием для установления структуры взаимоотношений. Социометрия проводится только в коллективах, имеющих опыт совместной работы (учебы).
Совокупность межличностных отношений в группе составляет ту первичную социально-психологическую структуру, характеристики которой во многом определяют не только целостные характеристики группы, но и душевное состояние человека.
Социометрическая техника применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп.
24.Виды
наблюден:1)по степени формализац процедуры:-нестандартиз-ислед
не огранич программ, регламентир процедур
и времен затратами.Использ на подготов
этапе(при изучен объекта)-стандарт-
20.Требов к проведению интервью. Интервью должно быть своего рода испытанием для кандидата. Вопросы должны быть направлены на получение значимой информации, на выявление сильных и слабых сторон кандидата и на возможно более полное раскрытие его потенциала.Не следует давать возможность кандидатам избегать ответов на какие-то вопросы. Следует также обращать внимание на то, как кандидат отвечает на вопросы (учет невербальных характеристик: поза, жесты, мимика и т.д.). Часто это может дать даже больше информации, чем само содержание ответа. Надо обязательно помнить, что во многом эффективность беседы зависит от обстановки, в которой проводится интервью. Желательно, чтобы место проведения интервью было уединенным, чтобы не было влияния и искажающего эффекта так называемого «третьего лица». Таким образом, место интервью по возможности должно быть выбрано так, чтобы минимизировать факторы, препятствующие установлению контакта с интервьюируемым. В частности, этого можно достичь, если увести респондента из той обстановки, которая постоянно напоминает ему об обязаностях, работе.
22.Преимущинтерв-личная беседа обеспечивает высокую степень доверительности, допускает значительную продолжительность интервью;
есть возможность показать респонденту демонстрационные материалы (карточки, логотипы, образцы упаковки);
исследуемый предмет раскрывается полнее;
позволяет проводить опросы среди узкой или труднодоступной целевой группы;
позволяет проводить исследование потребителей непосредственно в местах продажи исследуемого товара;
можно проводить исследование в населенных пунктах с недостаточной телефонизацией.
Недостинтерв-высокая стоимость, требует больших затрат времени; достаточно дорог (по сравнению с телефонным опросом).
21.Процедура социологич интервью Рассмотрим процесс интервьюирования. Интервьюер представляется, говорит о целях и задачах исследования, гарантирует полную анонимность. Затем следует установление контакта с респондентом, создание благоприятной атмосферы для интервью.Задаются первые вопросы по содержанию изучаемых проблем. Когда интервьюер почувствует, что респондент полностью «вошел» в беседу, он может ее усложнить. Не исключаются и указания на противоречия в суждениях респондента («Вы только что говорили это, а теперь другое»), и просьбы уточнить или пояснить позицию («Не могли бы вы пояснить или подробнее рассказать…»), и встречные вопросы («А как вы думаете об этом…»), и вопросы на понимание («Правильно ли я вас понял?»). В конце интервью подводятся итоги, респондента благодарят за беседу. Время интервью у взрослых - до 1-1,5 часа, учащихся - 45 минут. Однако практика ряда западных социологов (в частности, опыт интервьюирования в Институте Макса Планка по проблемам развития образования и человека в Берлине) показывает, что глубокое интервьюирование в сочетании с использованием метода изучения биографий в ряде случаев длится до 4 часов.После окончания работ на объекте по сбору социологической информации интервьюер должен представить в исследовательский центр следующие документы: заполненные бланки интервью, маршрутные листы, отчеты о работе.
После проверки всех этих документов начинается специальный анализ бланков интервью с целью получения обобщенной информации об изучаемом явлении.
23. Наблюд в социол- это метод целенаправ, определенным образом фиксируемого восприятия исследуемого объекта. В процессе его осуществл социолог непоср-но воспринимает действия людей в конкретных условиях и в реальном времени, причем он фиксирует не только состояние, но и развитие явлений и процессов, а также взаимодействие всех участников наблюд.
Итак, для того, чтобы превратить визуальное и/или слуховое восприятие изучаемого объекта в научный метод, необходимо осуществить следующий ряд исследовательских процедур:1)вычленить в программе исследования те задачи и гипотезы, которые будут решаться и обосновываться данными наблюдения. 2)определить в общей программе исследования или специальной программе наблюдения: *объект наблюдения; *предмет наблюдения; *категории наблюдения, *наблюдаемые ситуации, *условия наблюдения,
*единицы наблюдения, 2)подготовить инструментарий наблюдения:*дневник наблюдения, где будут фиксироваться его результаты в закодированной или общепонятной форме, а также действия наблюдателя и реакции наблюдаемых; *карточки для регистрации единиц наблюдения в строго формализованном и закодированном виде *протокол наблюдения – методический документ, обобщающий данные всех карточек и содержащий, как минимум, три оценочных показателя;*классификатор контент-анализа дневниковых и протокольных записей; *аудиовизуальные технические средства фиксации единиц наблюдения; *программу обработки данных наблюдения. 3)пропилотировать инструментарий, внести в него, если это потребуются, должные коррективы, размножить его в необходимом количестве экземпляров.*составить план и/или сетевой график выполнения наблюдения (кто, где, когда его проводит). 4)разработать инструкцию наблюдателям, провести их обучение и инструктаж. 5)осуществить комплекс операций непосредственного наблюдения в полном соответствии с вышеозначенными требованиями и рекомендациями, которые последуют ниже.
27. Документ-любая информ, зафиксиров в печатн или рукописн тексте, на магн ленте или фото или кинопленке.
Существ различнклассифик
документ:1. С точки зрения целевназначразлич:а)
целевдокум: выбирает сам социолог;б) наличндокум:
есть в наличии.2. По степени персонификации:
а) личные: заявл, письма, характеристики
б) безличные: стат данные. 3. В завис
от статуса источника:а) официальн (распоряж,законы);
б) неофициальн(письма, семейнальб).
4. По источнику информац: а) первичн: составлен
на базе прямого наблюд или опроса; б)
вторичн: обработка, обобщен,
описан, сделан на основе первичн
источник. 5. По степ опосредован:а)первичн-
28.Кач
и колич метод анализа
Можно выделить 2основных типа анализа:
- традиционный, классический
- формализованный,
Формализованный, количественный анализ оперирует конкретными, количественно измеряемыми параметрами. Его основным недостатком следует считать неточное, неисчерпывающее раскрытие содержания документа. Контент-анализ - это техника выведения заключения, производимого благодаря объективному и систематическому выявлению соответствующих задачам исследования характеристик текста.
35.Проблемы социального статуса в соц. Социальный статус обычно определяется как положение индивида или группы в социальной системе, имеющее специфические для данной системы признаки. Каждый социальный статус обладает определенным престижем.Все социальные статусы можно подразделить на два основных типа: те, которые предписываются индивиду обществом или группой независимо от его способностей и усилий, и те, которые личность достигает своими собственными усилиями. Существует широкий диапазон статусов: предписанные, достигаемые, смешанные, личные, профессиональные, экономические, политические, демографические, религиозные и кровно-родственные, которые относятся к разновидности основных статусов.Кроме них существует огромное множество эпизодических, неосновных статусов. Таковы статусы пешехода, прохожего, пациента, свидетеля, участника демонстрации, забастовки или толпы, читателя, слушателя, телезрителя и т. д. Как правило, это временные состояния. Права и обязанности носителей таких статусов часто никак не регистрируются. Они вообще трудно определимы, скажем, у прохожего. Но они есть, хотя влияют не на главные, а на второстепенные черты поведения, мышления и чувствования. Так, статус профессора определяет очень многое в жизни данного человека. А его временный статус прохожего или пациента? Конечно же нет.Хотя статусы вступают в социальные отношения не прямо, а только косвенно (через их носителей), они главным образом определяют содержание и характер социальных отношений.Человек смотрит на мир и относится к другим людям в соответствии со своим статусом. Бедные презирают богатых, а богатые с пренебрежением относятся к бедным. Владельцы собак не понимают людей, любящих чистоту и порядок на газонах. Профессиональный следователь, хотя и бессознательно, делит людей на потенциальных преступников, законопослушных и свидетелей. Русский скорее проявит солидарность с русским, чем с евреем или татарином, и наоборот.