Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 20:04, курсовая работа
Прибыль представляет собой конечный финансовый результат, характеризующий производственно-хозяйственную деятельность всего предприятия, то есть составляет основу экономического развития предприятия. Рост прибыли создает финансовую основу для самофинансирования деятельности предприятия, осуществляя расширенное воспроизводство. За счет нее выполняется часть обязательств перед бюджетом, банками и другими предприятиями. Таким образом, прибыль становится важнейшей для оценки производственной и финансовой деятельности предприятия.
Введение
I. Теоретическая часть
II. Расчетная часть
III. Аналитическая часть
По условию Задания 2 факторным является признак затраты на производство и реализацию продукции (X), результативным – признак прибыль от продаж (Y).
Для того чтобы применить метод аналитической группировки, необходимо рассчитать прибыль от продаж по каждому предприятию (табл.7):
Таблица 7
Расчет прибыли от продаж по каждому предприятию
№ предприятия, п/п |
Выручка от продажи продукции, млн. руб. |
Затраты на производство и реализацию продукции, млн. руб. |
Прибыль от продаж, млн. руб. |
№ предприятия, п/п |
Выручка от продажи продукции, млн. руб. |
Затраты на производство и реализацию продукции, млн. руб. |
Прибыль от продаж, млн. руб. |
1 |
35,5 |
30,5 |
5 |
16 |
41,8 |
38 |
3,8 |
2 |
42 |
39 |
3 |
17 |
39,7 |
35 |
4,7 |
3 |
39,6 |
35 |
4,6 |
18 |
36,5 |
30,7 |
5,8 |
4 |
34,9 |
29 |
5,9 |
19 |
33,3 |
27 |
6,3 |
5 |
27,3 |
20 |
7,3 |
20 |
32 |
26,4 |
5,6 |
6 |
30,1 |
24 |
6,1 |
21 |
29 |
22,5 |
6,5 |
7 |
36,5 |
32 |
4,5 |
22 |
31,4 |
24,6 |
6,8 |
8 |
30 |
22 |
8 |
23 |
39,9 |
35,7 |
4,2 |
9 |
43,2 |
40 |
3,2 |
24 |
42 |
38 |
4 |
10 |
37,6 |
33,1 |
4,5 |
25 |
37,4 |
32,9 |
4,5 |
11 |
40,8 |
36,4 |
4,4 |
26 |
36 |
31 |
5 |
12 |
28,2 |
20,4 |
7,8 |
27 |
37,5 |
31,8 |
5,7 |
13 |
30 |
23,8 |
6,2 |
28 |
34,7 |
29,6 |
5,1 |
14 |
37,3 |
31,5 |
5,8 |
29 |
33,9 |
28,1 |
5,8 |
15 |
33,7 |
26,8 |
6,9 |
30 |
36,7 |
25,2 |
11,5 |
Применение метода аналитической группировки
При использовании метода аналитической группировки строится интервальный ряд распределения единиц совокупности по факторному признаку Х и для каждой j-ой группы ряда определяется среднегрупповое значение результативного признака Y. Если с ростом значений фактора Х от группы к группе средние значения систематически возрастают (или убывают), между признаками X и Y имеет место корреляционная связь.
Используя разработочную
таблицу 3, строим аналитическую группировку,
характеризующую зависимость
Таблица 8
Зависимость прибыли от продаж от затрат на производство и реализацию продукции
Номер группы |
Группы предприятий по затратам на производство и реализацию продукции, млн. руб., х |
Число предприятий, fj |
Прибыль от продаж, млн. руб. | |
всего |
в
среднем на одно предприятие, | |||
1 |
2 |
3 |
4 |
5=4:3 |
1 |
20-24 |
5 |
35,8 |
7,16 |
2 |
24-28 |
6 |
43,2 |
7,2 |
3 |
28-32 |
8 |
44,1 |
5,51 |
4 |
32-36 |
6 |
27 |
4,5 |
5 |
36-40 |
5 |
18,4 |
3,68 |
Итого |
30 |
168,5 |
5,62 |
Вывод. Анализ данных табл. 8 показывает, что с увеличением затрат на производство и реализацию продукции от группы к группе систематически убывает прибыль от продаж по каждой группе предприятий, что свидетельствует о наличии обратной корреляционной связи между исследуемыми признаками.
2. Измерение тесноты и силы
корреляционной связи с
Для измерения тесноты и силы связи между факторным и результативным признаками рассчитывают специальные показатели – эмпирический коэффициент детерминации и эмпирическое корреляционное отношение .
Эмпирический коэффициент детерминации оценивает силу связи, определяя, насколько вариация результативного признака Y объясняется вариацией фактора Х (остальная часть вариации Y объясняется вариацией прочих факторов). Показатель рассчитывается как доля межгрупповой дисперсии в общей дисперсии по формуле
где – общая дисперсия признака Y,
– межгрупповая (факторная) дисперсия признака Y.
Значения показателя изменяются в пределах . При отсутствии корреляционной связи между признаками Х и Y имеет место равенство =0, а при наличии функциональной связи между ними - равенство =1.
Общая дисперсия характеризует вариацию результативного признака, сложившуюся под влиянием всех действующих на Y факторов (систематических и случайных). Этот показатель вычисляется по формуле
где yi – индивидуальные значения результативного признака;
– общая средняя значений результативного признака;
n – число единиц совокупности.
Общая средняя вычисляется как средняя арифметическая простая по всем единицам совокупности:
или как средняя взвешенная по частоте групп интервального ряда:
Для вычисления удобно использовать формулу (11), так как в табл. 8 (графы 3 и 4 итоговой строки) имеются значения числителя и знаменателя формулы.
Расчет по формуле (11):
Для расчета общей дисперсии применяется вспомогательная таблица 9.
Таблица 9
Вспомогательная таблица для расчета общей дисперсии
Номер предприятия п/п |
Прибыль от продаж, млн. руб. |
- |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
5 |
-0,62 |
0,38 |
25 |
2 |
3 |
-2,62 |
6,86 |
9 |
3 |
4,6 |
-1,02 |
1,04 |
21,16 |
4 |
5,9 |
0,28 |
0,08 |
34,81 |
5 |
7,3 |
1,68 |
2,82 |
53,29 |
6 |
6,1 |
0,48 |
0,23 |
37,21 |
7 |
4,5 |
-1,12 |
1,25 |
20,25 |
8 |
8 |
2,38 |
5,66 |
64 |
9 |
3,2 |
-2,42 |
5,86 |
10,24 |
10 |
4,5 |
-1,12 |
1,25 |
20,25 |
11 |
4,4 |
-1,22 |
1,49 |
19,36 |
12 |
7,8 |
2,18 |
4,75 |
60,84 |
13 |
6,2 |
0,58 |
0,34 |
38,44 |
14 |
5,8 |
0,18 |
0,03 |
33,64 |
15 |
6,9 |
1,28 |
1,64 |
47,61 |
16 |
3,8 |
-1,82 |
3,31 |
14,44 |
17 |
4,7 |
-0,92 |
0,85 |
22,09 |
18 |
5,8 |
0,18 |
0,03 |
33,64 |
19 |
6,3 |
0,68 |
0,46 |
39,69 |
20 |
5,6 |
-0,02 |
0,00 |
31,36 |
21 |
6,5 |
0,88 |
0,77 |
42,25 |
22 |
6,8 |
1,18 |
1,39 |
46,24 |
23 |
4,2 |
-1,42 |
2,02 |
17,64 |
24 |
4 |
-1,62 |
2,62 |
16 |
25 |
4,5 |
-1,12 |
1,25 |
20,25 |
26 |
5 |
-0,62 |
0,38 |
25 |
27 |
5,7 |
0,08 |
0,01 |
32,49 |
28 |
5,1 |
-0,52 |
0,27 |
26,01 |
29 |
5,8 |
0,18 |
0,03 |
33,64 |
30 |
11,5 |
5,88 |
34,57 |
132,25 |
Итого |
168,5 |
162,88 |
81,68 |
1028,09 |
Расчет общей дисперсии по формуле (10):
Межгрупповая дисперсия измеряет систематическую вариацию результативного признака, обусловленную влиянием признака-фактора Х (по которому произведена группировка). Воздействие фактора Х на результативный признак Y проявляется в отклонении групповых средних от общей средней . Показатель вычисляется по формуле
, (13)
где –групповые средние,
– общая средняя,
– число единиц в j-ой группе,
k – число групп.
Для расчета межгрупповой дисперсии строится вспомогательная таблица 10. При этом используются групповые средние значения из таблицы 8 (графа 5).
Таблица 10
Вспомогательная
таблица для расчета
Группы предприятий по затратам на производство и реализацию продукции, млн. руб. |
Число предприятий, |
Среднее значение |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
20-24 |
5 |
7,16 |
1,54 |
11,86 |
24-28 |
6 |
7,2 |
1,58 |
14,98 |
28-32 |
8 |
5,51 |
-0,11 |
0,1 |
32-36 |
6 |
4,5 |
-1,12 |
7,52 |
36-40 |
5 |
3,68 |
-1,94 |
18,82 |
Итого |
30 |
53,28 |
Расчет межгрупповой дисперсии по формуле (11):
Расчет эмпирического коэффициента детерминации по формуле (9):