Статистический анализ эффективности экономической конъюнктуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 15:26, курсовая работа

Описание работы

В практической части курсовой работы будет построен статистический ряд распределения организаций по признаку выручка от продажи продукции, построены графики полученного ряда распределения, рассчитаны характеристики интервального ряда распределения.
В аналитической части проводится факторный анализ рентабельности собственного капитала коммерческого банка.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………...3
I. Статистический анализ эффективности экономической конъюнктур……………………………………………………………………….4
1. Понятие и задачи конъюнктуры рынка ……………………………….4
2. Система статистических показателей, характеризующих эффективность экономической конъюнктуры……………………………..…..6
3. Применение индексного метода в изучении эффективности экономической конъюнктуры………………………………………………….13
II. Расчётная часть……………………………………………………….16
III.Аналитическая часть…………………………………………….........38
Заключение……………………………………………………………….42
Список литературы……………………………………………………....43

Файлы: 1 файл

статш.doc

— 861.50 Кб (Скачать файл)



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Статистика»

на тему

«Статистический анализ эффективности экономической конъюнктуры»

Вариант № 8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………...3

  1. Статистический анализ эффективности экономической конъюнктур……………………………………………………………………….4

1. Понятие и задачи конъюнктуры рынка ……………………………….4

2. Система статистических  показателей, характеризующих эффективность экономической конъюнктуры……………………………..…..6

3. Применение индексного  метода в изучении эффективности экономической конъюнктуры………………………………………………….13

  1. Расчётная часть……………………………………………………….16

          III.Аналитическая часть…………………………………………….........38

Заключение……………………………………………………………….42

Список литературы……………………………………………………....43

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Статистика рынка призвана решать важнейшую задачу – изучение рыночной конъюнктуры. Эта задача является актуальной как на макро-, так и  на микроуровне, т.е. для государственной  статистики и для бизнес-статистики.

В теоретической части  данной курсовой рассматривается показатели статистического анализа эффективности экономической конъюнктуры.

Методологические проблемы оценки и анализа эффективности  функционирования экономики являются самыми актуальными на современном  этапе. Причём методологические проблемы оценки эффективности связаны с выбором критерия и метода измерения достигнутого уровня эффективности, системы показателей, способа их количественного выражения и взаимной увязки.

Критерием эффективности  является максимум результата по отношению  к применённым или потреблённым ресурсам. Этот критерий носит универсальный характер, единый для всех уровней экономики.

В практической части  курсовой работы будет построен статистический ряд распределения организаций  по признаку выручка от продажи продукции, построены графики полученного ряда распределения, рассчитаны характеристики интервального ряда распределения.

В аналитической части  проводится факторный анализ рентабельности собственного капитала коммерческого  банка.

Решение заданий расчётной  и аналитической частей проводилось с помощью компьютерной программы MS Excel.

 

 

 

 

  1. Статистический анализ эффективности экономической конъюнктуры.

 

 

1. Понятие и  задачи конъюнктуры рынка

Конъюнктура рынка –  это конкретная экономическая ситуация, сложившаяся на рынке под воздействием комплекса сил и факторов.

Понятие рыночной ситуации включает:

– степень сбалансированности рынка (соотношение спроса и предложения);

– сформировавшиеся, наметившиеся или изменившиеся тенденции его  развития;

– уровень устойчивости или колеблемости его основных параметров;

– масштабы рыночной ситуации и степень деловой активности;

– уровень коммерческого (рыночного) риска;

– сила и размах конкурентной борьбы;

– положение рынка  в определенной точке экономического или сезонного цикла.

Конъюнктура рынка – это совокупность условий, определяющих рыночную ситуацию. Итак:

1-е определение конъюнктуры  – конкретная ситуация;

2-е определение конъюнктуры  – уточняющее, направленное на  выявление причинно-следственных  связей в рыночной конъюнктуре.

Главная цель статистического изучения конъюнктуры рынка – выявить закономерности ее формирования и изменения, характер действия рыночного механизма.

Статистика  конъюнктуры рынка (конъюнктурная статистика) представляет собой раздел статистики рынка, изучающий ситуацию, складывающуюся на рынке под влиянием комплекса социально-экономических, демографических, естественно-природных, организационных, общественно-политических, а также случайных факторов.

Предмет статистики конъюнктуры рынка – массовые процессы и явления, определяющие конкретную ситуацию и поддающиеся конкретной оценке.

Конъюнктурный анализ представляет собой часть маркетингового исследования, но отличается оперативностью, обзором описательного характера, применением косвенных расчетов, логических выводов, экспертных оценок и т.п.

Задачи статистики конъюнктуры рынка:

– сбор и обработка  конъюнктурной информации;

– типология рыночной ситуации;

–оценка и анализ сбалансированности рынка и его основных пропорций;

– характеристика масштаба (объема) рынка;

– выявление, анализ и прогнозирование тенденций и устойчивости развития рынка;

– оценка и анализ системной  и территориальной колеблемости параметров рынка;

– оценка и анализ деловой  активности;

– характеристика степени  монополизации рынка и интенсивности  конкуренции, оценки коммерческого риска;

– интеграционные и дифференцированные оценки состояния рынка.

Можно выделить два уровня реализации этих задач:

1 уровень: анализ рыночной  конъюнктуры; главные пропорции  рынка, изменение его основных  параметров; уровень устойчивости  развития.

2 уровень: цель –  выявление причинно-следственных  связей, прогнозирование рыночной  конъюнктуры и выводы о перспективности  развития рынка.

 

 

2. Система статистических  показателей, характеризующих эффективность  экономической конъюнктуры

Экономическая эффективность характеризуется соотношением результатов экономической деятельности с затратами факторов производства, связанными с достижением этих результатов.1 Такое соотношение может быть выражено прямой и обратной величинами:

,2

где Э – эффективность функционирования экономики;

 – абсолютный экономический  эффект;

Рес – авансированные ресурсы;

З – текущие затраты.

Критерий экономической  эффективности может быть выражен  в двух вариантах:

1) достижение максимально возможного результата при полном использовании имеющихся факторов производства (таким путем шли бывшие социалистические страны);

2) достижение заранее  зафиксированного результата с  минимальными затратами производственных факторов (этот путь является характерным для стран с развитой рыночной экономикой).

Уровень эффективности  отражает отношение показателя результата производства к объёму ресурсов экономического потенциала или объёму текущих затрат, связанных с достижением данного  результата. В рамках системы показателей, характеризующих уровень эффективности производства, позволяющие получить альтернативный ответ об изменении уровня эффективности при разнонаправленных тенденциях изменения отдельных показателей системы. Они рассчитываются в двух вариантах:

  • прямой обобщающий показатель эффективности использования текущих затрат:

,3

где ФОТ – фонд оплаты труда;

ПП – промежуточное потребление;

ПОК – потребление основного капитала.

  • прямой обобщающий показатель эффективности использования ресурсов социально-экономического потенциала:

,4

где ТР – трудовые ресурсы;

ОФ – среднегодовые основные фонды;

ОБФ – среднегодовые оборотные фонды.

Расчет показателей  рентабельности продукции и производства базируется на определении издержек и прибыли.5

Издержки производства продукции представляют собой денежное выражение всех затрат, связанных с ее производством.

Все издержки производства делятся на две группы:

1) пропорциональные;

2) структурные.

Величина пропорциональных издержек находится в прямой зависимости от хозяйственной деятельности предприятия и от количества выпускаемой им продукции. В связи с этим в состав пропорциональных издержек включаются затраты на сырье и материалы, топливо и энергию, заработную плату производственных работников, на производственный транспорт и пр.

К структурным издержкам производства принадлежат расходы, связанные с содержанием дирекции и административных органов предприятия (плановых, статистических, конструкторских и т.д.); производственные услуги (текущий ремонт основного капитала, общецеховые расходы и т.п.); прочие затраты (потери от брака, уплаченные проценты за кредит, спонсорство и благотворительная деятельность, реклама).

Для характеристики рентабельности производства большое значение имеет структура стоимости реализации продукции по ее элементам, которая включает пропорциональные затраты и структурные затраты, а также валовую прибыль от эксплуатации, представляющую собой разницу между стоимостью и себестоимостью продукции. В свою очередь, если из валовой прибыли вычесть финансовые выплаты (возврат кредита вместе с процентами, уплаченные штрафы и т.п.) и уплаченные налоги, то остаток представляет собой чистую прибыль. На основе этих показателей можно рассчитать показатель рентабельности производства в двух вариантах:6

;

.

Самостоятельное значение в экономическом анализе рентабельности может иметь отношение валовой  прибыли экономики (ВПЭ) к ВВП: . Оно характеризует результат производства единицы ВВП.

Эффективность использования затрат живого труда в международной статистике изучается при помощи показателей использования трудового потенциала и показателей производительности. К показателям использования трудового потенциала относятся показатели активности, занятости и безработицы, а также показатели использования рабочего времени.

Система показателей производительности в международной статистике строится на базе теории факторов производства. Согласно этой теории производительность труда рассматривается как частный показатель производительности, поскольку затраченный живой труд трактуется лишь как один из факторов производства, значение которого снижается с развитием технического прогресса.

Как известно, выпускаемая  продукция может быть измерена в натуральных, условно-натуральных и стоимостных показателях. Если для определения уровня и динамики производительности используются натуральные или условно-натуральные показатели продукции, то их сопоставляют только с затратами живого труда.

Совсем по-иному обстоит  дело с показателями производительности в стоимостном выражении. В этом случае уровень производительности зависит от выбора показателя продукции и факторов ее производства. По-разному комбинируя стоимостные показатели продукции и факторы производства, определяют показатели производительности. Среди них можно отметить следующие:

1) валовая производительность  труда;

2) чистая производительность  труда;

3) глобальная производительность  факторов;

4) тотальная производительность  факторов;

5) интегральная производительность  труда.

Показатель валовой производительности труда очень близок по своему содержанию к широко используемому в российской статистике показателю выработки продукции на единицу затрат труда.

Показатель чистой производительности труда представляет собой отношение стоимости чистой продукции к затратам труда. Чистая продукция (чистая добавленная стоимость) по отраслям экономики определяется на основании межотраслевого баланса продукции путем вычитания из стоимости валового выпуска продукции величины промежуточного потребления и амортизации постоянного капитала. Показатели затрат труда в этом случае те же самые, что и при определении валовой производительности труда.

Интегральная производительность труда определяется делением стоимости валовой продукции на затраты труда и других факторов производства, выраженных в трудовых единицах. Ее уровень и динамика зависят от затрат живого и прошлого труда. Данный показатель на практике рассчитывается очень редко. Объясняется это трудностью пересчета затрат постоянного капитала (амортизации) и затрат переменного капитала (остальных материальных затрат) в трудовые единицы.

Наиболее важным показателем  производительности является глобальная производительность факторов. Он отражает влияние на уровень производительности не только затрат живого труда, но и затрат других факторов. Наряду с производительностью труда определяются и частные показатели производительности других факторов (постоянного капитала, переменного капитала и др.). Индекс глобальной производительности факторов определяется как взвешенная средняя арифметическая из индексов частной производительности всех факторов производства.

Информация о работе Статистический анализ эффективности экономической конъюнктуры