Статистико-экономический анализ производства молока на примере СХА «Ведуга» и других предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2014 в 20:50, курсовая работа

Описание работы

Сельскохозяйственное производство – важнейшая отрасль народного хозяйства России, одной из основных задач которой является надёжное обеспечение населения продуктами питания.
Молоко – единственный пищевой продукт, который обеспечивает организм всеми питательными веществами. Одной из основных задач сельского хозяйства является увеличение валового надоя молока и повышение продуктивности коров
В экономике молочного скотоводства первостепенное значение имеет рост среднегодовых удоев. Увеличение валовых надоев от того же поголовья – важный фактор повышения окупаемости затрат путем сокращения доли поддерживающей части корма и затрат труда на единицу продукции. Валовой продукцией молочного скотоводства является общий объем продукции отрасли, произведенной за тот или иной период времени.

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 277.39 Кб (Скачать файл)

Относительное изменение определяется путём расчёта общего индекса валового надоя молока, который находится как отношение общего фактического валового надоя молока отчётного периода к валовому надою молока базисного периода.

 или 112,36 %

Абсолютное изменение определяется как разность между числителем и знаменателем рассчитанного индекса.

ц.

Следовательно, валовой надой молока в изучаемых районах в 2008 году увеличился на 12,36 % или 30283 ц.

Валовой надой молока находится под влиянием трёх факторов:

а) продуктивности коров в отдельных хозяйствах районов;

б) поголовья коров;

в) структуры стада коров.

Относительное влияние изменения первого фактора определяется путём расчёта индекса продуктивности коров постоянного состава, который ранее уже был найден и составил 100,91%.

Абсолютное изменение составит:

ц.

Значит, за счёт повышения продуктивности коров в отдельных хозяйствах районов валовой надой молока в 2008 году увеличился на 0,91% или 2479 ц.

Относительное влияние изменения второго фактора определяется путём расчета индекса поголовья коров:

 или 109,84%

Абсолютное изменение составит:

 ц.

Следовательно, за счёт увеличения поголовья коров в изучаемых районах в 2008 году валовой надой молока увеличился на 9,84% или 24114 ц.

Относительное влияние изменения третьего фактора определяется путём расчета индекса структуры, который составил 101,37 %.

Абсолютное влияние составит:

 ц.

Следовательно, за счёт увеличения структуры стада коров валовой надой молока в изучаемых районах увеличился на 1,37% или 3680 ц.

Выполненные расчёты позволяют построить две модели:

Мультипликативная

1,1236=1,0091*1,0984*1,0137

1,1236=1,1236;

2) Аддитивная

30283=2479+24114+3680

30283=30273.

По результатам индексного анализа можно смело утверждать, что увеличение валового надоя молока в изучаемых хозяйствах связано с резким сокращением поголовья коров (экстенсивный фактор). Это связано, скорее всего, с тем, что темпы забоев молочного скота превышали соответствующие темпы забоев других видов скота. И даже повышение продуктивности коров и незначительное, но всё-таки, улучшение структуры стада не смогли скомпенсировать отрицательное влияние отмеченного фактора.

Поэтому хозяйствам необходимо не сокращать поголовье коров, а наоборот, изыскать возможные средства и провести необходимые мероприятия по увеличению поголовья скота. Многие товаропроизводители считают, чем меньше численность коров, тем меньше затрат, однако, в мелких молочных хозяйствах использование ручного труда ведёт к повышению трудоёмкости процесса производства, к росту затрат, увеличению себестоимости 1 ц молока, а следовательно к убыточности отрасли.

Кроме того, особое внимание необходимо уделить совершенствованию структуры стада.

Но все-таки, основным фактором роста производства молока является продуктивность коров, поэтому нужно изыскать резервы повышения этого фактора, что возможно при проведении таких статистических методов, как группировка, дисперсионный и корреляционно-регрессионный анализы.

 

  1. Методы статистической группировки и дисперсионного анализа

3.1. Сущность группировок, их виды, задачи  и значение

 

Одним из основных и наиболее распространённых методов обработки и анализа первичной статистической информации является группировка. Понятие статистической группировки в широком смысле слова охватывает целый комплекс статистических операций, направленных на объединение зарегистрированных при наблюдении единичных случаев в группы, сходные в том или ином отношении, поскольку целостную характеристику совокупности необходимо сочетать с характеристикой основных ее частей, классов и т. д.; подсчет итогов по выделенным группам и по все совокупности в целом и, наконец, оформление результатов группировки в виде статистических таблиц.

Под группировкой в статистике понимают расчленение единиц статистической совокупности на группы, однородные в каком-либо существенном отношении, и характеристику таких групп системой показателе в целях выделения типов явлений, изменение их структуры и взаимосвязей.

Метод группировок является основой применения других методов статистического анализа основных сторон и характерных особенностей изучаемых явлений. По своей роли в процессе исследования метод группировок выполняет некоторые функции, аналогичные функциям эксперимента естественных наук: посредством группировки по отдельным признакам и комбинации самих признаков статистика имеет возможность выявить закономерности и взаимосвязи явлений в условиях, в известной мере ее определяемых. При исследовании метолов группировок появляется возможность проследить взаимоотношения различных факторов и определить силу их влияния на результативные показатели.

Огромное значение и роль группировок в статистическом исследовании вытекает из характера объекта статистики, его специфики. Явления общественной жизни, изучаемые статистикой, отличаются многообразием форм и стадий развития, они состоят из существенно различающихся частей, обладающих многими специфическими свойствами.

Изучая количественную сторону массовых общественных явлений в неразрывной связи с их качественными особенностями, статистика стремится показать совокупность явлений в дифференциации, многообразие их типов, рассмотреть взаимосвязи и взаимоотношения между последними. С помощью метода группировок решаются сложные задачи статистического анализа. Учитывая, что необходимость группировки обусловливается, прежде всего, наличием качественных различий между изучаемыми явлениями, первую задачу группировок можно сформулировать как задачу выделения в составе массового явления тех его частей, которые однородны по качеству и условиям развития, в которых действуют одни и те же закономерности влияния факторов. В результате такой группировки выделяются социально- экономические типы (а отсюда и название группировки - типологическая) как выражение конкретного общественного процесса, его форм и разветвлений, как выражение существенных черт, общих для множества единичных явлений.

С задачей типологической группировки тесно связаны и две другие задачи группировок: характеристика структуры и структурных сдвигов в исследуемой совокупности и выявление взаимосвязи между отдельными признаками изучаемого явления. Указанным задачам соответствуют три вида группировок – типологические, структурные и аналитические.

 Структурная группировка - это группировка, выявляющая состав (строение, структуру) однородной в качественном отношении совокупности по какому-либо признаку. Примером могут служить группировки предприятий по проценту выполнения плана, по числу рабочих и т.д. Состав населения может быть сгруппирован по полу, по возрасту, по уровню образования, по роду занятий и т.д. Значение такого рода группировок заключается в том, что с их помощью могут быть выделены и изучены группы предприятий передовых, средних, отстающих; выявлены неиспользованные резервы производства, например, в области улучшения использования основных фондов, повышение производительности труда, улучшение качества продукции и т.д.

 Аналитическими называются группировки, с помощью которых устанавливается связь между факторными и результативными признаками. Факторные - это признаки, оказывающие влияние на другие, связанные с ними признаки. Результативные – это признаки, которые изменяются под влиянием факторных.

Важнейшие проблемы, которые возникают при построении группировок:

Определение группировочного признака (основания группировки).

Группировочный признак – это признак, по которому происходит определение единиц в группе. Его выбор зависит от цели группировки и существа данного явления. Всесторонний теоретико – экономический анализ сущности и закономерностей развития явления должен быть направлен на то, чтобы положить в основании группировки существенные признаки.

Выделение числа групп.

Число групп определяется с таким расчетом, чтобы в каждую группу попало достаточно большое число единиц.

Интервалы

Интервалы могут быть равными и неравными. Последние, в свою очередь делятся на равномерно возрастающие и равномерно убывающие.

Если в основу группировок положено несколько признаков, такую группировку называют сложной. Сложная группировка может выполняться как комбинационная и как многомерная. Образование групп по двум и более признакам, взятым в определенном сочетании, называется комбинационной группировкой. При этом, группировочные признаки принято располагать, начиная с атрибутивного, в определенной последовательности, исходя из логики взаимосвязи показателей.

Применение комбинационных группировок обусловлено многообразием экономических явлений, а также необходимостью их всестороннего изучения. Но увеличение числа группировочных признаков ограничивается уменьшением наглядности, что снижает эффективность использования статистической информации. Примером комбинационной группировки может служить разделение образованных групп по формам хозяйствования на подгруппы по уровню рентабельности (доходности) или по другим признакам (производительность труда, фондоотдача и т.д.). Если же группировка осуществляется не последовательно по отдельным признакам, а одновременно по комплексу признаков, её называют многомерной.

В рамках данного курсового проекта была проведена аналитическая группировка хозяйств Семилукского, Аннинского, Панинского, Бутурлиновского и Калачеевского районов Воронежской области, которая представлена в следующем пункте данной главы. В качестве группировочного признака использовался показатель уровня кормления коров.

 

3.2. Выявление связей методом аналитической  группировки по 24 хозяйствам Семилукского, Аннинского, Панинского, Бутурлиновского и Калачеевского районов необходимо установить зависимость между уровнем кормления коров (расход кормов на 1 корову, ц/ к.ед.) и их продуктивностью

 

  1. Построим ранжированный ряд распределения хозяйств по уровню кормления коров, ц.к.е. (центнер кормовых единиц):

27,9; 30,1; 32,1; 35,2; 35,8; 35,9; 36,4; 36,5; 36,8; 37,3; 39,2; 39,6; 42,1; 42,3; 42,8; 47,5; 47,8; 51,0; 53,7; 58,0; 59,4; 60,5; 62,0; 64,9.

2. Определим число групп, на которое нужно разбить исходные  данные:

n =1 + 3,322 lg24 = 6; n = 6

3. Определим равный интервал:

i = (ХMAX – XMIN)/6 = (64,9-27,9)/6 = 6,17

4. Распишем границы групп:

1 27,9 – 34,07 4 46,41 – 52,58

2 34,07 – 40,24 5 52,58 – 58,75

3 40,24 – 46,41 6 58,75 – 64,92

5. Определим, какое количество  предприятий войдет в каждую  группу, т.е. построим интервальный  ряд 

 

Таблица 6 - Интервальный ряд распределения предприятий по расходу кормов на 1 гол.

Группы предприятий по расходу кормов на 1 гол./ц

Число предприятий

27,9 – 34,07

3

34,07 – 40,24

9

40,24 – 46,41

3

46,41 – 52,58

3

52,58 – 58,75

2

58,75 – 64,92

4

Итого

24


 

По полученным группам определим обобщающие (сводные) показатели и оформим их в виде таблицы.

 

 

 

 

 

 

Таблица 7 – Сводные данные по группам

Группы предприятий по расходу кормов на 1 голову

Число пред-

приятий

Поголовье

коров

Общий расход кормов

Валовый надой молока

Денежная

Выручка

за реализо

-ванное молоко

Полная себесто-

имость

реали-

зованного

молока

27,9 – 34,07

3

571

17350

12373

7704

9392

34,07–40,24

9

3056

113358

83738

75259

62908

40,24–46,41

3

865

36795

28717

25215

21882

46,41–52,58

3

615

30154

25544

23357

21621

52,58–58,75

2

812

46245

39877

32228

28878

58,75-64,92

4

1592

98278

85051

90446

69147

Итого

24

7511

342180

275300

254209

210828


 

На основе сводных и обобщенных данных рассчитаем статистико-аналитические показатели по каждой группе, и совокупности в среднем:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 8 - Статистико-аналитические показатели в среднем по каждой группе

 

Группы предприятий по расходу кормов ц.к.е.

Число

предприятий

Уровень кормления

1головы 

ц.к.е.

Удой от 1 коровы ц.к.е.

Уровень

Окупаемости

%

27,9 – 34,07

3

30,39

64,15

56,24

34,07–40,24

9

37,1

248,2

93,5

40,24–46,41

3

42,54

99,14

103,74

46,41–52,58

3

49,03

124,04

95,71

52,58–58,75

2

56,95

96,31

104,9

58,75-64,92

4

61,73

213,7

117,14


 

 

Удой молока от 1 коровы = валовой надой молока/поголовье коров (ц/гол)

Расход кормов на 1 голову = общий расход кормов / поголовье коров (ц.к.е.)

Уровень окупаемости денежная выручка/себестоимость * 100% (%)

Аналитическая группировка показывает необходимые связи  и зависимости в отрасли молочного скотоводства, так с увеличением расходов кормов на 1 корову( с повышением уровня кормления ) повышается продуктивность коров, т. е. возрастает удой молока на 1 корову. Таким образом, аналитическая группировка со всей очевидностью отразила прямую зависимость между уровнем кормления коров и их продуктивностью.

Повышение продуктивности коров способствовало снижению  трудоёмкости и себестоимости 1 ц молока, что привело  к повышению уровня окупаемости.

 Группировка показала  прямую зависимость между уровнем интенсивности молочного скотоводства и продуктивностью коров. Увеличение затрат, как правило, позволяет увеличить потребление ресурсов, оказывающих существенное влияние на молочную продуктивность.

Аналитическая группировка установила, наличие связи между уровнем кормления и продуктивностью коров, определила направление связи. Однако, она не даёт ответа на вопрос насколько связь существенна. Поэтому логическим продолжением группировки является дисперсионный анализ.

Информация о работе Статистико-экономический анализ производства молока на примере СХА «Ведуга» и других предприятий